Индивидуально-психологические детерминанты успешности учителя изобразительного искусства изучались нами на этапах профессионального совершенствования (стаж 5-10 лет) и профессиональной зрелости (стаж 15-20 лет). Свойства различных иерархических уровней индивидуальности исследовались с помощью следующих методик:
а) для изучения свойств нервной системы использовались аппаратурные методики «Простая двигательная реакция», «Реакция на движущийся объект», «Переделка» и опросник Б.Р. Кадырова «Определение сигнальной принадлежности»;
б) для изучения психодинамических свойств - «ОФДСИ» В.М. Русалова и «EPI» Г. Айзенка;
в) для изучения свойств личности - 16 РF опросник Р. Кеттелла, «Ориентировочная анкета» В. Смекала и М. Кучера, опросник Ю.М. Орлова «Потребность в достижении».
Для обработки первичных данных применялись такие методы математической статистики, как факторный анализ (метод главных компонент), кластерный анализ (метод К-средних), Т-критерий Стьюдента с помощью пакета прикладных программ Statistica 5.0 for Windows.
Основанием для выделения групп учителей с различной степенью выраженности профессиональной успешности послужили результаты кластерного анализа. Он был проведен на основе интегративного показателя профессиональной успешности, вобравшего в себя показатели педагогической эффективности и успешности педагогической деятельности. Кластерный анализ позволил выделить группы учителей с более высоким, средним и менее высоким уровнем выраженности исследуемой успешности. Для дальнейшего анализа были отобраны группы более и менее профессионально успешных учителей.
Изучение индивидуально-психологических детерминант профессиональной успешности учителя ИЗО на этапах его практической деятельности осуществлялось с помощью факторного анализа и Т-критерия Стьюдента. Установлено, что общей психодинамической основой профессиональной успешности учителя являются общая активность и адаптивность. Специфичной является детерминация профессиональных (педагогических и предметных) способностей более успешных молодых учителей (стаж 5-10 лет) показателем силы процесса возбуждения, а менее успешных - показателем слабости процесса возбуждения; более успешных опытных педагогов (стаж 15-20 лет) - показателем направленности на взаимодействие, а менее успешных - направленности на себя. Вместе с тем обнаружено, что общей психодинамической основой способностей более и менее успешных молодых учителей является общая активность. Специфичными детерминантами обозначенных способностей более успешных молодых учителей являются общая адаптивность, первая сигнальная система, сила процесса возбуждения, высокая нормативность поведения, а у их менее успешных коллег - слабость процесса возбуждения, нейротизм, тревожность, доминантность. Данный факт позволяет утверждать, что более профессионально успешен активный и высоко адаптивный молодой учитель, с выраженной первой сигнальной системой, сильным процессом возбуждения, соблюдающий профессиональные нормы и правила.
Сравнительный анализ взаимосвязи способностей и свойств индивидуальности опытных учителей с их профессиональной успешностью позволил выявить только специфичное. Например, у более успешных опытных учителей способности сопряжены с общей активностью и адаптивностью, смелостью, радикализмом, направленностью на взаимодействие, а у менее успешных - с подозрительностью, общительностью, эмоциональной устойчивостью, развитым воображением, низким нейротизмом, направленностью на себя. Полученные данные позволяют утверждать, что более профессионально успешен активный и высоко адаптивный опытный учитель, которого отличают такие личностные свойства, как смелость, радикализм, направленность на взаимодействие.
Сравнение средних значений показателей индивидуальных свойств по Т-критерию Стьюдента показало, что у более профессионально успешных молодых и опытных педагогов в большей степени, чем у менее успешных, выражены общая активность и адаптивность. Очевидно, данные психодинамические свойства являются фактором успешности учителя в профессиональной деятельности и не зависят от этапа становления. Специфичными являются различия в степени выраженности у более успешных опытных учителей ИЗО, по сравнению с их менее успешными коллегами, показателей личностного уровня индивидуальности - практического интеллекта, смелости, чувствительности, подозрительности, радикализма. Очевидно, данные различия объясняются влиянием этапа профессионализации и усиливающимся значением личностной детерминанты профессиональной успешности.
Библиографическая ссылка
Харламова Т.М. ИДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=253 (дата обращения: 09.10.2024).