Современная система высшего профессионального образования – это результат заметных перемен, происшедших за последние годы. Она проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые образовательные технологии. Рыночная экономика предъявляет все новые и новые требования к выпускникам вузов. Современный работодатель нуждается не просто в молодом специалисте, а в профессионале, обладающем специальными познаниями в области избранной профессиональной деятельности. К сожалению, в настоящее время существует значительное расхождение между направленностью профессиональной подготовки и содержанием будущей деятельности выпускника вуза.
В соответствии с этим одним из актуальных направлений деятельности вузов становится осуществление инновационного подхода к организации образовательного процесса.
Инновации, инновационное образование, инновационные технологии, инновационная деятельность становится предметом активного обсуждения в педагогической науке. Анализ научной литературы свидетельствует, что в самом общем смысле инновация – это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса. Под инновацией понимают не просто создание, распространение новшеств, а изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
В современной литературе, посвященной инновационному образованию, отмечается сложность и многоаспектность данного феномена. Показателями инновационного образования являются: обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента; создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления; научение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.
В ряду характерных свойств инновационного образования выступает профессионализм [3]. Понятие профессионализма становится интегральным качеством выпускника и под профессионализмом понимают: определенный уровень мастерства решения профессиональных задач; способность в рамках своей профессии к надежной, безотказной деятельности; творчество в нестандартных ситуациях, поиск эффективных решений; высокий интеллектуально-личностный уровень развития; наличие ключевых квалификаций и компетенций.
Инновационная деятельность педагога понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
Инновационная образовательная технология – образовательная технология, базирующаяся на использовании инновационных методов образования. В педагогической науке условно выделяется три типа инновационных образовательных технологий: радикальная, подразумевающая перестройку процесса обучения или его значительной части, комбинированная, соединяющая ряд известных элементов, технологий или методов, а также модифицирующая, призванная улучшить классические методики без их существенного изменения. Если проанализировать их содержательную сторону, мы может утверждать, что в основе данных технологий лежат активные методы обучения, которые помогают формировать творческий подход у студентов к пониманию профессиональной деятельности, развивать у них самостоятельность мышления, умения принимать оптимальные решения в условиях определенной ситуации.
В теории и практике современного высшего образования представлены такие технологии, как разработка и использование лекционных мультимедийных средств, электронных и обучающих средств; использование специализированных программ, компьютерное тестирование, использование ресурсов Интернет, деловые и ролевые игры, проблемные, исследовательские методы, кейс-метод, учебные и личностные тренинги, модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса, метод проектов.
Продуктивно используется при помощи новых технологий потенциал проблемного обучения, проектных методов, обучающих диалогов, исследовательских методик и разработки студентами эссе, имитационных игр, информационного поиска и других подходов.
Рассмотрим возможности использования инновационных технологий на примере организации самостоятельной работы студентов вузов.
Существующая образовательная среда в вузе недостаточно активизирует и использует внутренние ресурсы субъектов образовательной деятельности, их творческий потенциал.
Самостоятельная работа – это сотворчество всех субъектов образовательного процесса – студента, преподавателя и студентов между собой. Самостоятельная работа должна быть ориентирована на студента, способствовать развитию его собственной образовательной траектории. В связи с этим появляется проблема ее асинхронной организации в условиях уровневой системы высшего профессионального образования.
Выполнение самостоятельной работы в индивидуальном режиме и темпе в современной научной литературе получила название асинхронной самостоятельной работы [4]. Содержательная сторона асинхронной самостоятельной работы студента характеризуется следующими особенностями:
- устойчивой внутренней мотивацией учения;
- компетентностно-ориентированным характером индивидуального самообразовательного маршрута;
- активизацией субъектной позиции образовательного выбора;
- продуктивной поисково-познавательной деятельностью студента;
- самостоятельностью принятия решений;
- самоорганизацией деятельности в пространстве и времени университетского образования;
- полисубъектным характером образовательного взаимодействия;
- студентоцентрируемостью.
Самостоятельная работа носит деятельностный характер.
В связи с этим можно выделить совокупность условий, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельной работы студентов:
- Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).
- Четкая постановка познавательных задач.
- Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентами способов ее выполнения.
- Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.
- Определение видов консультационной помощи (консультации – установочные, тематические, проблемные).
- Критерии оценки, отчетности и т. д.
- Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты. семинар и т. д.).
С целью уровневого развития компетентности студентов при организации самостоятельной работы необходимо учитывать следующие уровни сложности задач и заданий:
- репродуктивный (типовые задания исполнительского характера) направлен на закрепление и практическое применение базовых понятий, фактов, операций, алгоритмов, изученных в рамках конкретной темы;
- реконструктивный с элементами эвристики (комплексные, достаточно формализованные задания) направлен на анализ задания, его декомпозицию, актуализацию необходимых знаний, умений, алгоритмов, изученных в рамках нескольких тем, и системное их применение в новой ситуации;
- творческий (межпредметные проекты) направлен на нахождение новых идей, самостоятельное освоение новой профессионально-ориентированной технологии, характеризуется актуализацией методологических знаний, проектированием своей самостоятельной деятельности, готовит студентов к принятию стратегических решений.
Сущностной характеристикой самостоятельной работы является субъектная позиция обучаемого.
В соответствии с этим следует предъявлять следующие требования к содержанию и форме заданий по самостоятельной работе студентов:
- задания направлены на формирование компетенций и иметь проблемный характер;
- задания дифференцированного и вариативного характера;
- задания по выбору студентов;
- задания с интегративной основой (внутрипредметного и межпредметного содержания), необходимой для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирование широких общих и предметных компетенций.
В современной теории и практике высшего образования ведется инновационный поиск технологий организации самостоятельной работы студентов. В качестве одной их таких технологий рассматривается рейтинговая система обучения студентов.
В практику входят инновационные средства организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием кейс-технологий. Название данных технологий происходит от английского слова «case» – папка, чемодан, портфель, также «case» можно перевести и как «случай, ситуация». Процесс обучения с использованием кейс-технологий представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе в целом адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Сущность кейс-технологий состоит в том, что учебный материал подается студентам в виде профессиональных проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.
Наиболее распространёнными методами кейс-технологий являются ситуационный анализ и его разновидности: анализ конкретных ситуаций; ситуационные задачи и упражнения; case-study или метод учебных конкретных ситуаций.
Особое место в профессионально-творческом саморазвитии студентовзанимает технология проектного обучения [2]. В ходе реализации данной технологии студенты совместно с преподавателем проектируют какую-либо профессионально опосредованную проблемно-смысловую ситуацию, связанную с содержанием изучаемого предмета или будущей деятельностью, а затем самостоятельно разрешают заложенные в ней противоречия. Важным достоинством данной технологии является ее направленность на формирование ценностно-смыслового мышления студента, его способности находить ответы на важные профессионально-смысловые вопросы нравственного, этического, эстетического характера.
Все типы проектов (учебный, учебно-исследовательский, научно-исследовательский) нацелены на развитие личностных качеств у студентов, формирование опыта творческой деятельности, осмысление различных профессионально-педагогических, мировоззренческих, морально-этических и других важных проблем. Специфика проектного обучения заключается в том, что образовательный процесс организуется в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента. Технология проектного обучения имеет развивающую целевую установку, проектирует содержание образования изоморфно будущей профессиональной деятельности, строится на субъект-субъектном взаимодействии участников образовательного процесса, представляет учебный материал в виде системы познавательных и практических задач, мотивационно обеспечивает профессионально-педагогическую подготовку, основываясь на субъективном опыте будущих специалистов.
Таким образом, в условиях реформирования высшего профессионального образования процесс подготовки будущего педагога должен быть интегрирован как некоторая стратегия, которая реализуется на основе ряда принципов: фундаментализация педагогического образования; открытость, вариантность, динамичность изменений в содержании, формах и методах подготовки будущего преподавателя; ориентация на творческую деятельность; сотрудничество и сотворчество в совместной деятельности студента и преподавателя. Основой этой стратегии выступает более широкое применение инновационных технологий в сочетании с традиционными. Особое место в подготовке студента к практикоориентированной профессиональной деятельности занимает их самостоятельная работа с применением разнообразных инновационных методов.
Библиографическая ссылка
Сайгушев Н.Я., Романов П.Ю., Веденеева О.А., Тураев Р.Р., Мелехова Ю.Б. ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25294 (дата обращения: 02.04.2025).