Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС И ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Михайлова Л.А. 1 Кимяева С.И. 2 Чеснокова Л.Л. 1 Мальцева Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет имени проф.В.Ф.Войно-Ясенецкого" Минздрава Российской Федерации
2 ФГБОУ Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
Проведено динамическое обследование 777 старшеклассников одного из городов Восточной Сибири. Показано, что основные параметры их физического развития соответствуют возрастным нормативам других регионов страны. Школьники, находящиеся на повышенном двигательном режиме, имеют более высокий уровень обхватных размеров грудной клетки и антропометрических индексов. Установлено, что независимо от уровня двигательной активности школьники 15–17-летнего возраста в течение года имеют положительную динамику основных параметров физического развития, что свидетельствует о продолжающихся процессах роста и формирования структуры тела в этом возрастном периоде. Степень прироста показателей физического развития и подготовленности значимо выше у лиц, систематически занимающихся циклическими и игровыми видами спорта. Это проявляется в развитии общей (бег 3–2 км) и специальной выносливости (прыжки через скакалку за 2 мин и 3 минуты) и может быть расценено как один из важнейших факторов, формирующих и укрепляющих здоровье и активной реализации физических возможностей школьников.
антропометрические показатели
физическое развитие
подростки
двигательная активность
физическая подготовленность
1. Бутуханов В.Д. К вопросу валеологических проблем двигательной активности и здоровья школьников [Текст] / В.Д. Бутуханов // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. – 2009. – Т. 2. – № 2. – С. 227-228.
2. Гречкина Л.И. Динамика физического развития девочек в условиях северного климата за последние 25 лет [Текст] /Л.И. Гречкина, А.Я. Соколов // Российский педиатрический журнал. – 2007. – № 1. – С. 25-27.
3. Зарытовская Н.В. Состояние соматического здоровья девушек-подростков в зависимости от формы обучения [Текст] / Н.В. Зарытовская, А.С. Калмыкова // Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2006. – № 1. – С.49-51.
4. Копейкина Н.А. Проблемы сохранения здоровья школьников [Текст] / Н.А. Копейкина // Проблемы развития территории. – 2012. – Т. 60. – № 4. – С. 44-52.
5. Максачук Е.П. Здоровье и спортивный стиль жизни современных школьников Подмосковья [Текст] / Е.П. Максачук // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 5. – С. 28-30.
6. Рахманов Р.С. Оценка физического развития подростков призывного возраста и военнослужащих [Текст] / Р.С. Рахманов, А.В. Колчин, Д.К. Божатков // Гигиена и санитария. – 2006. – № 3. – С. 54–56.
7. Сидорова И.Ю. Особенности физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста, проживающих в г. Иркутске / И.Ю. Сидорова [Текст] // Инновационные технологии сохранения здоровья учащихся и студентов: матер. круглого стола. – Иркутск, 2009. – С. 92-94.
8. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и функциональные возможности подростков 15–17 лет, обучающихся в школе и профессиональном училище [Текст] / Ю.А. Ямпольская // Педиатрия. – 2007. – Т. 86, № 5. – С. 69–72.

В концепции демографического развития Российской Федерации на ближайший период среди приоритетов в области укрепления здоровья детей и подростков ставится задача совершенствования мероприятий, направленных на развитие физической культуры, спорта, организации досуга [1, 3-5]. Физическая активность – двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для активной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей. Средства физической культуры и спорта служат средством активного отдыха, способствующим полноценному восстановлению умственной и физической работоспособности, улучшению координации движений, регуляции вегетативных функций человека, и обладают уникальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в обществе в целом [4].

Организация современного учебного процесса, основанная на его интенсификации и преобладании статических нагрузок, наряду с другими факторами способствует существенному сокращению двигательной активности (ДА) учащихся [1, 4]. Для оптимизации функционирования организма обучающегося и выбора того или иного двигательного режима необходимо учитывать как индивидуальные особенности организма ребенка, так и регион проживания. Отсутствие четких рекомендаций по ДА школьников, имеющих различный уровень здоровья и физической подготовленности, а также их учебную нагрузку явилось основанием для проведения настоящих исследований.

Цель исследования – оценить состояние и динамику физического развития, а также показателей общей и специальной физической подготовки у школьников, обучающихся в старших классах с различным уровнем двигательной активности.

Объект исследования. Школьники 9 и 10 классов г. Железногорска Красноярского края в количестве 777 человек: 47,4 % составляли лица мужского и 52,6 % – лица женского пола. Исследования проводились дважды: в начале (сентябрь) и конце (май) учебного года. Статистически значимых отличий между 15 и 16-летними, а также между 16–17-летними не выявлено, что позволило объединить их в единую возрастную группу для дальнейшего обсуждения. Школьники различались по режиму двигательной активности. I группа (296 человека, 38,8 %) имела повышенную ДА, включающую дополнительные занятия в школьных секциях игровых и циклических видов спорта (2–6 академических часа в неделю). II группа (481 человека, 62,2 %) находилась на обычном двигательном режиме (не превышающем, в среднем, 8–10 тыс. шагов в сутки), включающим занятия физической культурой в течение 2 часов в неделю по обязательной образовательной программе Министерства образования РФ.

Антропометрическое обследование включало измерение 29 параметров, включающих измерение длины и массы тела, обхватных размеров туловища, а также рассчитывали массо-ростовые соотношения, индексы пропорциональности тела, площади поверхности тела, крепости телосложения по общепринятым для детского контингента формулам.

Математическая обработка результатов исследования проводилась при помощи пакета прикладных программ Microsoft Office 2007 (MS Excel) и программы STATISTICA 6.0 с использованием общепринятых методов вариационной статистики. Количественные переменные представлены в виде медианы и квартилей (25 и 75). Анализ распределения исследуемых величин показал отклонения от нормального. Сравнение в независимых группах проведено с помощью критерия Манна – Уитни, при парных сравнениях (до – после) – с помощью критерия Вилкоксона для расчета коэффициентов достоверности различий между группами, критический уровень значимости (p) принимался равным менее 0,05.

Результаты исследований

Сравнение уровня основных показателей физического развития у обследованных школьников с данными литературы показало, что они соответствуют возрастным нормативам других регионов страны [2, 6–8].

Согласно полученным данным, у всех обследуемых школьников, независимо от пола и ДА, отмечена положительная динамика по показателям массы тела, длины тела, поверхности тела, длины тела сидя (таблица). В конце учебного года выявлены статистически значимые различия массо-ростовых индексов Кетле (р<0,001) и массы тела (ИМТ), и их уровень у лиц с повышенной ДА превышает показатели контрольной группы.

Динамика показателей физического развития у старшеклассников с различной ДА (медиана и квартили)

По абсолютным и относительным значениям обхватных размеров тела и индексу Эрисмана школьники с повышенной ДА имеют значимо более высокий уровень показателей по сравнению с их сверстниками с обычной ДА. Следует отметить, что у старшеклассников с повышенной ДА медианы индекса Эрисмана имеют положительные значения, в то время как у сверстников с обычной ДА – отрицательные или близкие к нулю, что характеризует более слабое развитие грудной клетки (узкогрудость).

Оценка крепости телосложения по индексу Пинье позволяет говорить о более крепком телосложении у лиц, занимающихся дополнительно физкультурой и спортом. Так, у старшеклассников с повышенной ДА данный показатель снижен по сравнению с группой контроля на 11,9–18,9 % как в начале, так и в конце учебного года. Согласно существующей классификации можно говорить о средней крепости телосложения у лиц с повышенной ДА, в то время как для лиц, находящихся на обычном двигательном режиме, характерна слабая крепость телосложения в течение всего года

По показателям физической подготовленности выявлено, что школьники, занимающиеся дополнительно игровыми и циклическими видами спорта, имеют более высокий уровень результатов тестирования на протяжении всего учебного года по сравнению со сверстниками, имеющими обычную ДА (рис. 1, рис. 2).

Рис. 1. Отклонения показателей физической подготовленности у старшеклассников с повышенной ДА по отношению к обычной (%)

Примечания: – межгрупповые различия в начале и конце учебного года при р<0,05.

Наименьшие статистически значимые отличия выявлены в развитии скоростно-силовых и координационных качеств и достигают уровня 3,4–6,1 % (р<0,001) у представителей мужского и 3,4–6,2 % (р<0,001) у представителей женского пола. Наибольшие отличия выявлены в развитии гибкости у лиц мужского (25,0–42,9 %, р<0,001) и (18,8–16,7 %, р<0,001) у лиц женского пола и силовых качеств (25,0–22,6 %, р<0,001 и 100,0–71,4 %, р<0,001 соответственно).

.

Рис. 2. Отклонения показателей физической подготовленности у старшеклассниц с повышенной ДА по отношению к обычной (%)

Примечания: – межгрупповые различия в начале и конце учебного года при р<0,05.

Проведение теста в прыжках на скакалке в течение 3-х минут позволило выявить различный уровень развития специальной выносливости, характеризующийся комплексным развитием таких качеств, как координация, сила и динамическая выносливость мышц ног, скоростная выносливость в группах с различной ДА. Так, результаты за 1 минуту у старшеклассников с повышенной ДА превышают уровень контроля в начале и в конце учебного года на 10,8–13,0 % (р<0,001) у лиц мужского и на 10,3–8,8 % (р<0,01) у лиц женского пола. А уровень различий на 2-й и 3-ей минутах в прыжках на скакалке к концу учебного года увеличивается как по отношению к 1-й минуте, так и по сравнению с первым измерением на 15,3–19,6 % (р<0,01) у старшеклассников мужского пола и 16,0–17,6 % р<0,01) у старшеклассниц.

По результатам бега на 2–3 км, характеризующим уровень развития общей выносливости, выявлены более высокие результаты у лиц, занимающихся дополнительно игровыми и циклическими видами спорта в течение года. Если в начале года результаты школьников с повышенной ДА лучше на 7,0–7,8% (р<0,001) по сравнению с группой контроля, то к концу учебного года уровень различий увеличивается как по отношению к исходному уровню на 6,6–6,4 % (р<0,01), так и по отношению к группе с обычной ДА на 12,6–11,4 % (р<0,001). А анализ теста Купера показал, что к концу учебного года у лиц с повышенной ДА улучшается общая физическая работоспособность и достигает выше среднего уровня, в то время как у лиц с обычной ДА является удовлетворительной на протяжении всего учебного года.

Динамические наблюдения за физической подготовленностью старшеклассников свидетельствуют о более высоком уровне прироста результатов у лиц, находящихся на повышенном двигательном режиме. Для старшеклассников мужского пола – это такие показатели, как тест Купера (на +7,27 % и +0,4 %) и прыжки на скакалке за 3 минуте (на +11,66 и +4,47 %), для лиц женского пола – это прыжки через скакалку за 3 минуты (+9,0 % и +3,7 %) для соответственно для I и II групп. Эта годичная динамика прироста показателей физической подготовленности свидетельствует о повышении выносливости в обеих группах, а для старшеклассников с повышенной ДА эти изменения более выражены.

Заключение

Проведенные исследования показали, что независимо от уровня ДА, все группы школьников в течение года имеют положительную динамику основных параметров физического развития, свидетельствуя о продолжающихся процессах роста и формирования структуры тела. Школьники, находящиеся на повышенном двигательном режиме, имеют более высокий уровень (p<0,05) обхватных размеров грудной клетки (ОГК в паузе на 3,50–3,00 см и 1,00 см у лиц мужского и женского пола соответственно), индекса Эрисмана (на 2,30–3,00 см и 0,40–1,40 см), индекса Пинье (на 11,9–18,9 % и 7,9–13,7 %) и показателей физической подготовленности.

Степень прироста показателей физического развития и физической подготовленности значимо выше у лиц, систематически занимающихся циклическими и игровыми видами спорта. Это проявляется в развитии общей (бег 3–2 км – 6,6–6,4 % у старшеклассников мужского и женского пола с повышенной ДА против 0,5–2,7 % в группах контроля соответственно) и специальной выносливости (прыжки через скакалку за 2 мин – 11,0–7,4 % против 5,8–3,9 %, за 3 минуты – 11,7–18,8 % против 4,5–3,7 % в группах контроля).


Библиографическая ссылка

Михайлова Л.А., Кимяева С.И., Чеснокова Л.Л., Мальцева Е.А. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС И ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25293 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674