Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Малий Д.В. 1 Югфельд И.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
В статье раскрывается феномен психологически безопасной образовательной среды (ПБОС) современной школы. Выявлены показатели психологической безопасности субъектов образовательного процесса. Уточнено понятие готовности учителя к проектировочной деятельности. Проведено экспериментальное исследование с целью выявления интегральных профессионально-личностных качеств будущего учителя, способствующих успешному проектированию ПБОС школы. Экспериментальное исследование проводилось в два этапа: проведение методик, направленных на выявление профессионально-личностных качеств учителей, и диагностика образовательной среды, в которой работают учителя, на предмет ее психологической безопасности. Общее количество респондентов, принявших участие в исследовании, составило 74 учителя. Была проведена корреляция полученных данных для определения взаимосвязи уровня развития профессионально-личностных качеств учителя и коэффициента психологической безопасности образовательной среды. По результатам проведенного экспериментального исследования были выявлены профессионально-личностные качества учителя, детерминирующие успешное проектирование психологически безопасной образовательной среды, такие как: эмоциональная стабильность, креативность мышления, способность к рефлексии, гуманистическая направленность личности, способность к эмпатии, толерантность.
профессионально-личностные качества учителя
готовность к проектировочной деятельности
экспериментальной исследование
психологически безопасная образовательная среда (пбос)
1. Блинова В.Л. Теоретическая модель формирования готовности личности к саморазвитию // Известия Саратовского университета. Новая сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – Т. 2, вып. № 1 (5). – С. 16-20.
2. Маркова А.К. Психология труда учителя : кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1993. – 192 с.
3. Федотенко И.Л., Малий Д.В. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей к проектированию психологически безопасной образовательной среды // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 7. – С. 138-148.
4. Федотенко И.Л., Сергеева А.В., Малий Д.В. Подготовка студентов к проектированию психологически безопасной образовательной среды: технологический аспект // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2013. – № 184. – С. 105-110.
5. Baeva I.A., Bordovskaia N.V. The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers // Psychology in Russia: State of the Art. – 2015. – № 8 (1). – P. 86-99.
6. Kulikova T.I. Psychological Culture of a Class Teacher as the Foundation of Modern Schoolchildren’s Psychological Security // Psychology in Russia: State of the Art. – 2012. – № 5. – P. 458-470.
7. Reeves M.A. Comprehensive planning for safe learning environments: А school professional’s guide to integrating physical and psychological safety: Prevention through recovery / M.A. Reeves, L.M. Kanan, A.E. Plog. – 2010., N.Y.: Taylor and Francis Group, LLC. – 161 p.

Безопасность образовательной среды в настоящее время становится одной из наиболее актуальных и значимых характеристик современной школы. Снижение уровня психологического и физического насилия становится основным направлением в создании комфортной, психологически безопасной образовательной среды. Обеспечение учителем необходимых условий для развития личности детей способствует переживанию ими положительных эмоций, появлению веры в себя и актуализации их резервных возможностей. Психологическая безопасность образовательной среды, выражающаяся в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создании в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защите от всех форм дискриминации, может выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост числа социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является эффективная подготовка будущих учителей к проектированию психологически безопасной образовательной среды, развитие у них необходимых личностных качеств.

В качестве объекта нашего исследования выступили профессионально-личностные качества учителя, целью являлось изучение влияния профессионально-личностных качеств учителя на процесс проектирования психологически безопасной образовательной среды школы. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: провести теоретический анализ российских и зарубежных исследований по проблеме проектирования психологически безопасной образовательной среды школы; уточнить понятийный аппарат: «психологически безопасная образовательная среда», «готовность будущих учителей»; определить принципы, способствующие подготовке будущих учителей к проектированию психологически безопасной образовательной среды; разработать методическую программу, позволяющую исследовать уровень психологической безопасности образовательной среды школы; выявить уровень развития личностных качеств учителя, детерминирующих создание психологически безопасной образовательной среды. Теоретико-методологическую основу составили: научные исследования, изучающие меры, направленные на защиту ее участников и предупреждение от насильственных методов: I.A. Firedman (1993); J. Hathaway (1996); E.G. Fell (2001); M.A. Reeves [3, с. 147]; научные подходы к исследованию образования как системы проектирования образовательного пространства: Г.А. Ковалев (1996), И.А. Колесникова (1999), Е.А. Крюкова (2000), В.В. Рубцов (1986), В.И. Слободчиков (1997); теоретические и эмпирические исследования психологической безопасности образовательной среды школы и межличностных отношений ее участников: И.А. Баева [5, с. 87], Т.И. Куликова [6, с. 458].

Рассматривая особенности деятельности учителя по проектированию ПБОС школы, необходимо уточнить ее сущностные характеристики. Концептуальная сущность подходов к определению психологически безопасной образовательной среды отражена в следующих понятиях:

– это степень защищенности национальной системы образования от неблагоприятных внешних и внутренних воздействий для всестороннего развития личности, семьи, общества и государства;

– это среда взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия, имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов (в плане положительного отношения к ней), характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации участников (то есть центрация на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей) и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов;

– это система обеспечения безопасности участников образовательной среды от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия;

– это результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии: гуманистической образовательной среды; единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей среде; включенности личности студента в образовательный процесс в субъектной позиции; значимых для студента сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, характеризующихся общинным характером организации деятельности; отношений, основанных на уважении друг к другу.

Таким образом, проектирование психологически безопасной образовательной среды – это комплексный процесс, включающий, с одной стороны, моделирование педагогического процесса, его целей, принципов, содержания, форм и методов, выбранных с учетом основных положений концепции ПБОС, а с другой - создание безопасных психолого-педагогических условий, которые дают возможность для развития способностей и индивидуально-личностных особенностей учащихся.

Среди основных путей по созданию безопасной образовательной среды в школе зарубежные исследователи M.A. Reeves, L.M. Kanan, A.E. Plog отмечают следующие:

– с позиции комплексного подхода должно осуществляться взаимодействие различных социальных структур: оказание психолого-педагогической и учебной поддержки учащимся совместно с проведением инструктажей по безопасности;

– применение многоуровневой системы поддержки, включая превентивные мероприятия, улучшение психологического состояния, оказание оперативных и интенсивных услуг, основанных на запросах детей и обеспечивающих более тесное сотрудничество школы с различными организациями;

– повышение доступности школьной поддержки психологического здоровья за счет набора соответствующих высококвалифицированных сотрудников-профессионалов, способных внедрять превентивные и оперативные услуги в образовательный процесс и интегрировать услуги, предоставляемые школьными партнерами, в существующую школьную систему;

– постоянное поддержание благоприятной атмосферы и соблюдение техники безопасности по предотвращению кризисных ситуаций;

– достижение баланса физической и психологической безопасности во избежание чрезмерных ограничительных мер (например, вооруженная охрана и металлодетекторы, которые впоследствии могут нарушить образовательную среду) [7, с. 126-131].

Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер, влиять на психосоциальное благополучие всех субъектов образовательного процесса [4, с. 105]. Показателями психологической безопасности школьников являются: отсутствие страха перед учителем, свободное сотрудничество с ним; вопросы ребенка, их количество и характер; самостоятельность и независимость ребенка от мнения окружающих; успешное построение взаимоотношений со сверстниками; удовлетворенность условиями школьной среды; низкий уровень тревожности, фрустрации и стрессов.

Вместе с тем среда не ограничивается отношениями, она включает в себя также физическое пространство образовательного учреждения (его состояние, цвет, дизайн, организацию). Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования.

Большинство педагогов-психологов рассматривают готовность будущего учителя к проектировочной деятельности как способность к отбору и распределению заданий-задач, направленных на формирование необходимых качеств личности ученика, знаний, навыков, умений, необходимых в его дальнейшей деятельности. А.К. Маркова акцентирует на умении проектировать и формировать у школьников отсутствующие у них уровни деятельности, умении расширять поле для самоорганизации учащихся, работать как со слабыми, так и с одаренными детьми, строя для них индивидуальные программы [2, с. 19]. Нам ближе точка зрения В.Л. Блиновой на умение преодолевать барьеры и осваивать способы, позволяющие ликвидировать эмоциональный дискомфорт, возникающий в результате стереотипного восприятия ситуаций, которое влечет к рутинности, однообразию и монотонности в организации педагогом образовательного процесса [1, с. 19]. Таким образом, готовность будущего учителя к проектированию психологически безопасной образовательной среды нами понимается как интегративное образование личности учителя, включающее систему значимых профессионально-личностных качеств и способность моделировать педагогический процесс с учетом основных положений концепции ПБОС.

Экспериментальное исследование было направлено на выявление взаимосвязи между уровнем развития психологической безопасности образовательной среды школы и уровнями развития личностных качеств учителя. Общее количество респондентов, принявших участие в исследовании, составило 74 учителя центров образования г. Тулы. Экспериментальное исследование проводилось в два этапа: первый этап включал проведение методик, направленных на выявление профессионально-личностных качеств учителей. Второй этап включал диагностику образовательной среды, в которой работают учителя, на предмет ее психологической безопасности. В конце исследования для выявления закономерностей между уровнем развития профессионально-личностных качеств учителя и уровнем безопасности образовательной среды была проведена корреляция полученных результатов [3, с. 140]. Разработанная психолого-педагогическая программа диагностики, включающая диагностические методики и исследуемые критерии, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Программа диагностики уровня развития профессионально-личностных качеств учителя и уровня развития психологической безопасности образовательной среды 

ЭТАПЫ

Методика исследования

Исследуемый

критерий

Показатель уровня развития (стены)

низкий

средний

высокий

I

16-факторный личностный опросник

(Р.Б. Кетелл)

Коммуникативные свойства

(А, Н, Е, L, N, Q2)

1-3

4-7

8-10

Интеллектуальные свойства

(В, М, N, Q1)

Эмоциональные свойства

(С, F, H, I, O, Q4)

Регуляторные свойства

(Q3, G)

Опросник креативности Джонсона (модиф. Е. Туник)

Креативность мышления (Ct)

8-19

20-26

27-40

Методика диагностики уровня развития рефлексивности

(А.В. Карпов)

Рефлексивность

и самоанализ (Ri)

≤113

114-147

≥148

II

Средний коэффициент психологической безопасности образовательной среды

Опросник для учителей и учеников «Психологическая диагностика образовательной среды» (И.А. Баева)

Коэффициент безопасности,

по мнению учителя (PsT)

≤5

6-11

≥12

Коэффициент безопасности,

по мнению учащегося (PsS)

На первом этапе экспериментального исследования была проведена диагностика профессионально-личностных качеств учителя. С помощью методики «16-факторный личностный опросник» Р.Б. Кетелла мы определили уровни развития профессионально-личностных качеств учителей. Опросник креативности Джонсона (модиф. Е. Туник) позволил выявить уровень развития креативного мышления учителей. Для диагностики уровня развития рефлективности была использована методика А.В. Карпова. Полученные результаты представлены на рисунке.

Распределение испытуемых по уровню развития личностных качеств

По результатам проведённых методик можно наблюдать акцентуацию следующих профессионально-личностных черт: эмоциональная стабильность (С); высокая нормативность поведения (G); чувствительность (I); тревожность (О); креативность мышления (Ct); рефлексия и самоанализ (Ri).

По фактору «С» – для 57% испытуемых характерен высокий уровень эмоциональной устойчивости, что характеризует их как чувствительных, эмоционально зрелых личностей, ориентированных на реальность; способных к соблюдению общественных моральных норм.

По фактору «G» – для 70% испытуемых характерна высокая нормативность поведения, что характеризует их как добросовестных, ответственных, уравновешенных личностей. Для данных учителей характерно развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели.

По фактору «I» – для 67% испытуемых характерна высокая чувствительность. Данным учителям свойственно чувственное восприятие мира, развитые эстетические интересы, артистичность, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей.

По фактору «О» – для практически половины испытуемых (41%) характерен низкий уровень тревожности. Данной группе учителей свойственна жизнерадостность, уверенность в себе и в своих силах, спокойствие, отсутствие склонности к ипохондричности. Низкие показатели по данному фактору характеризуют личностей, которые могут справляться со своими неудачами, что определяет их успешное лидерство в сложных ситуациях и стремление личности к самоактуализации.

По критерию «Сt» – большинству испытуемых (78%) свойственно креативное мышление. Креативный учитель способен заметить творческий потенциал детей и создать условия для его развития. Он создает специальные условия, включающие: организацию особой творческой атмосферы, направленной на раскрепощение личности; обучение специальным приемам и техникам создания творческих продуктов; развитие психологической культуры и творческого мышления. Именно креативное мышление является показателем высокоорганизованного и собственно человеческого вида деятельности.

По критерию «Ri» – для 68% испытуемых характерен высокий уровень развития рефлексии, выражающейся в способности учителей анализировать происходящее, их способности к соотнесению собственных действий с ситуациями и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием; анализ предстоящей   деятельности, поведения; планирование и прогнозирование вероятных исходов.

На втором этапе экспериментального исследования было проведено анкетирование учителей и учеников по опроснику «Психологическая диагностика образовательной среды» И.А. Баевой, что позволило нам выявить коэффициент психологической безопасности образовательной среды. Анкета для учителей и учащихся включала по 9 вопросов каждая, при ответе на которые необходимо было выбрать приоритет или оценить состояние того или иного явления по заданной шкале.

По результатам проведённой анкеты подсчитывался средний коэффициент Ps уровня психологической безопасности образовательной среды, складывающийся из показателей, полученных при опросе учителей (PsT) и учащихся (PsS). Проанализировав полученные результаты, можно констатировать следующее: 62% респондентов определили образовательную среду, в которой осуществляют профессиональную и учебную деятельность, как относительно психологически безопасную; 34% – оценивают коэффициент психологической безопасности среды на высоком уровне, и всего 4% – на низком уровне.

В целях установления взаимосвязи между акцентуированными качествами личности учителя, выявленными на первом этапе эксперимента, и коэффициентом психологической безопасности образовательной среды, определенным на втором этапе, а также определения влияния данного коэффициента на уровень развития профессионально-личностных качеств была проведена корреляция R-Пирсона; данный расчет был выполнен с помощью программы Statistica (табл. 2). По данным статистической обработки, можно констатировать следующее.

Во-первых, выявлены прямо пропорциональные связи критерия Ps и критериев С (r = 0.67); G (r = 0.79); I (r = 0.82); Ct (r = 0.72); Ri (r = 0.78). Данные связи выражаются в следующем утверждении: чем выше уровень развития выявленных качеств личности учителя, тем выше коэффициент психологической безопасности образовательной среды, в которой находятся субъекты образовательного процесса. Коэффициент корреляции (r) по всем критериям составил более 0.65, при α = 0.05, что свидетельствует о сильной корреляционной связи.

Во-вторых, существует обратно пропорциональная связь между критерием Ps и критерием O (r = -0.67), а именно: чем выше коэффициент психологической безопасности образовательной среды школы, темы ниже уровень тревожности субъектов образовательного процесса. Коэффициент корреляции в данном случае составил r = 0.86, при α = 0.05, что свидетельствует о сильной корреляционной зависимости.

Таблица 2

Корреляционный анализ развития уровня личностных качеств учителей и уровня психологической безопасности образовательной среды

 

Личностные качества / Коэффициент корреляции (r)

Уровень психологической безопасности образовательной среды (Ps)

С

G

I

O

Ct

Ri

0.67

0.79

0.82

-0.67

0.72

0.78

Выводы и результаты исследования

  1. Было уточнено понятие «проектирование психологически безопасной образовательной среды», рассматриваемое нами как комплексный процесс, включающий моделирование педагогического процесса с учетом основных положений концепции ПБОС и создание безопасных психолого-педагогических условий, которые дают возможность для развития способностей и индивидуально-личностных особенностей учащихся.
  2. В качестве основных показателей психологически безопасной образовательной среды были выделены следующие: отсутствие страха перед учителем, свободное сотрудничество с ним; вопросы ребенка, их количество и характер; самостоятельность и независимость ребенка от мнения окружающих; успешное построение взаимоотношений со сверстниками; удовлетворенность условиями школьной среды; низкий уровень тревожности, фрустрации и стрессов.
  3. Под готовностью будущего учителя к проектированию психологически безопасной образовательной среды нами понимается интегративное образование личности учителя, включающее систему значимых профессионально-личностных качеств и способность моделировать педагогический процесс с учетом основных положений концепции ПБОС.
  4. По результатам проведенного экспериментального исследования можно констатировать, что главными факторами, детерминирующими успешное проектирование учителями психологически безопасной образовательной среды, является уровень развития таких профессионально-личностных качеств, как эмоциональная стабильность, креативность мышления, способность к рефлексии, гуманистическая направленность личности, эмпатия, толерантность. Проведенная корреляция показала, что чем выше уровень проявления данных профессионально-личностных качеств учителя, тем выше коэффициент психологической безопасности образовательной среды. Также была выявлена закономерность: чем ниже уровень тревожности субъектов образовательного процесса, тем выше коэффициент психологической безопасности образовательной среды.

Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 16-26-01007.


Библиографическая ссылка

Малий Д.В., Югфельд И.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25283 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674