Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ СРЕДЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ КАДЕТОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ПОЛИЦИИ

Будницкая Н.К. 1 Корытченкова Н.И. 1 Кувшинова Т.И. 1 Кувшинов Ю.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Проведен сравнительный анализ особенностей социализации личности кадетов Губернаторской кадетской школа-интернат полиции, сформировавшихся под влиянием образовательной среды. У кадетов-новобранцев выявлен средний уровень удовлетворенности образовательной средой, вследствие чего у них чаще возникают трудности в проявлении инициативы, активности, высказывания своей точки зрения, им сложнее развивать взаимодействие с учителями и учащимися, развивать жизненные навыки, необходимые для успешной деятельности. Кадеты-выпускники после двух лет обучения в школе-интернате полиции в большей степени удовлетворены образовательной средой, они отмечают способность успешно выстраивать взаимоотношения, постоянно совершенствовать свои интеллектуальные и жизненные навыки. Все выпускники отмечают уважительное отношение к себе, защищенность от недоброжелательного отношения, высоко оценивают возможность обратиться за помощью при возникновении личных проблем и затруднений.
интеллектуальные и жизненные навыки
активность
образовательная среда
адаптация
1. Баева И.А. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии [Текст] / И.А. Баева; под ред. И.А. Баевой. – СПб.: ПИТЕР, 2007. – С. 23–26.
2. Егоров Е.А. Социально-психологическая адаптация личности в процессе профессиональной служебной деятельности [Текст] / Е.А. Егоров, Н.К. Будницкая // Образование, наука, инновации: вклад молодых исследователей – материалы XI (XLIII) Международной научно-практической конференции / Кемеровский государственный университет. – Кемерово: 2016. – Вып. 17. – 1878 с., С. 285-287.
3. Корытченкова Н.И. Теоретический анализ когнитивных характеристик в психологии [Текст] / Н.И. Корытченкова, А.В. Сухих // Вестник Кемеровского государственного университета, 2008. – № 4 (36). – С.97-100.
4. Кувшинова Т.И. Влияние профиля обучения и гендерных особенностей старшеклассников на степень выраженности интереса к различным сферам деятельности [Текст] / Т.И. Кувшинова, Н.К. Будницкая // Журнал «Современные наукоемкие технологии». – Москва: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2015. – № 9. – 170 с., С. 144-148.
5. Серый А.В. Ценностно-смысловые аспекты психологической работы со студенческой молодежью, находящейся в кризисной ситуации [Текст] / А.В. Серый, М.С. Яницкий, Е.В. Харченко // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 2(18). – С. 40-48.
6. Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности : автореф. дис. … канд. психол. наук. – Иркутск, 1995. – 24 с.

Социализация личности связана с приобщением индивида к социуму, включением в общественную жизнь, обучением поведению в коллективе. Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами развития личности. Проблема социализации была освещена многими авторами с позиций социологии, педагогики и психологии: А.Г. Асмоловым, И.А. Баевой, А.В. Мудриком, А.А. Реаном и др. Особенности социализации обучающихся рассматривали И.В. Волосков, Б.С. Нечаева, А.Г. Харчева, В.В. Жаркова и др., но следует отметить недостаточный уровень исследования проблемы социализации обучающихся в условиях социальной группы закрытого типа.

Закрытая группа представляет собой социальную общность, в которой жизнедеятельность группы происходит в условиях некоторой обособленности от широкого окружения. Изолирована ли группа по собственной инициативе, или же общество целенаправленно создает закрытые группы для решения определенных задач, в подобных группах возникает явление социальной депривации. В связи с этим в социальной психологии выделяют четыре вида закрытых групп. Воспитанники специализированных в профессиональном плане интернатов относятся к четвертому типу группы, закрытость которой обусловлена наличием общих интересов.

Становление человека как субъекта собственного развития происходит в возрасте 15-18 лет и связано с кризисом перехода к юности. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте обусловлена началом практической самореализации, поиском своего места в более широкой социальной общности. Для кадетов школы интернатного типа данные процессы осложняются пребыванием в условиях малой социальной группы закрытого типа. Кадетские школы-интернаты являются новым типом образовательных учреждений для нашего региона, следовательно, необходимо изучить феномен социализации воспитанников в условиях подобной социальной группы закрытого типа.

Актуальность проблематики позволила определить цель исследования: изучить особенности социализации личности кадетов школы-интерната полиции в условиях закрытой социальной группы в зависимости от времени пребывания.

Предметом нашего исследования является влияние образовательной среды на социализацию кадетов школы-интерната полиции.

Исследование проходило на базе государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения (ГБ НОУ) «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции». База исследования была выбрана преднамеренно, поскольку именно здесь создана уникальная для нашего региона образовательная среда.

Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» было создано на основании Распоряжения Администрации Кемеровской области № 537-р от 30.04.2004 года с целью расширения возможностей для получения несовершеннолетними гражданами среднего (полного) общего образования, обеспечения их всестороннего воспитания и подготовки к службе в органах внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФСБ, Министерства обороны РФ. Учредителем ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» является Департамент образования и науки Кемеровской области.

В школе-интернате предусматривается очная форма обучения. Полный курс обучения в школе составляет 2 года (10–11 классы). Учреждение реализует основные образовательные программы среднего общего образования с учетом дополнительных образовательных программ, предусматривающих профессиональную ориентацию воспитанников по профилю органов внутренних дел.

В школе-интернате полиции успешно внедряется программа адаптации кадетов при интенсивной работе педагогов и психологов. Психологические механизмы адаптации к учебной деятельности представлены в диссертационном исследовании М.С. Яницкого [6]. Потребность в психолого-педагогическом сопровождении учебного процесса и адаптации современных кадетов не только не уменьшилась, а наоборот, увеличилась в силу объективных причин, связанных, прежде всего, с низкой социальной зрелостью поступивших. В работе психолога с кадетами учитываются ценностно-смысловые аспекты личности [5]. Реализуются следующие задачи воспитательной работы: знакомство и усвоение кадетами требований нормативных документов; организация учебной деятельности на основе межличностного подхода (с опорой на актив); организация быта и социальной защиты кадетов; психолого-педагогическая поддержка в профильном самоопределении кадета и формировании корпоративной культуры; формирование толерантной культуры межличностных отношений; взаимодействие с родителями кадетов.

Обучение кадетов проводится по профилям: социально-правовой (профильные предметы: история, обществознание, право), физико-математический (профильные предметы: физика, математика), оборонно-спортивный (профильные предметы: ОБЖ, физическая культура) [3, 4]. Наполняемость каждого класса составляет не более 20 воспитанников. Школа является учреждением интернатного типа и работает в режиме круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении. Воспитанники в школе-интернате находятся на полном государственном обеспечении, для них установлены особая форма одежды и обмундирования.

Исследованию были подвергнуты кадеты, находящиеся на первом году обучения (новобранцы) и кадеты, обучавшиеся в школе два года (выпускники). Из обследуемых были сформированы две группы: в первую группу включены 14 кадетов-новобранцев, средний возраст 16 лет; во вторую группу включены 14 кадетов-выпускников, средний возраст 18 лет. 32 % (9 чел.) кадетов, являются социальными сиротами, приемными или опекаемыми детьми. Все обследуемые обучались ранее в общеобразовательных школах г. Кемерово и Кемеровской области.

Психодиагностические исследования проводились в два этапа: первая группа (новобранцы) – в ноябре 2014 года, вторая группа (выпускники) – в апреле 2015 года. Для психодиагностики была использована методика И.А. Баевой «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» [1]. Автор методики исходит из представлений о том, что психологически безопасной образовательной можно считать среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Вопросы построены таким образом, чтобы избежать социально желательных ответов. Исследование проводилось в групповой форме. При обработке результатов количество позитивных, нейтральных и негативных ответов суммируется. Отношение к образовательной среде определяется большинством позитивных, нейтральных или негативных ответов. Методика позволяет изучить мнение учеников по безопасности среды, дает возможность получить данные по уровням в целом и по каждому параметру, а также выделить положительное, отрицательное и нейтральное отношение к среде.

Для выявления удовлетворенности образовательной средой кадетской школы-интерната, развивающей социальные навыки, нами были определены показатели по следующим критериям: совершенствование возможностей учащихся; развитие интеллектуальных способностей и жизненных навыков; совершенствование навыков взаимодействия с учителями и учащимися; возможность высказать свою точку зрения; сохранение личного достоинства; возможность проявлять инициативу, активность.

Социально-психологическая адаптация личности является важным фактором в будущей профессиональной деятельности кадетов [2]. Для выявления уровня адаптации к обучению, как фактора успешной социализации в среде кадетской школы, нами были выделены такие критерии: оценка уровня школы учащимися; настроение учащихся в школе; уважительное отношение к себе; возможность обратиться за помощью; учет личных проблем и затруднений; защищенность от недоброжелательного отношения.

Результаты исследования по методике И.А. Баевой сгруппированы по критериям удовлетворенности образовательной средой и адаптации к учебе в школе-интернате кадетами новобранцами и выпускниками и представлены ниже в таблицах. Показатели удовлетворенности образовательной средой школы-интерната, развивающей социальные навыки у кадетов новобранцев, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Удовлетворенность образовательной средой школы-интерната у кадетов-новобранцев

Критерии образовательной среды

Положительная оценка

Нейтральная оценка

Негативная оценка

совершенствование возможностей учащихся

64 % (9чел.)

28 % (4чел.)

8 % (1чел.)

развитие интеллектуальных способностей

50 % (7чел.)

28 % (4чел.)

22 % (3чел.)

развитие жизненных навыков

28 % (4чел.)

28 % (4чел.)

44 % (6чел.)

взаимодействие с учителями

36 % (5чел.)

36 % (5чел.)

28 % (4чел.)

взаимодействие с учащимися

43 % (6чел.)

36 % (5чел.)

21 % (3чел.)

возможность высказать свою точку зрения

21 % (3чел.)

43 % (6чел.)

36 % (5чел.)

сохранение личного достоинства

50 % (7чел.)

50 % (7чел.)

0%

возможность проявлять инициативу, активность

28 % (4чел.)

44 % (6чел.)

28 % (4 чел.)

Как видно из таблицы 1, наибольшее число кадетов-новобранцев отмечают высокую удовлетворенность по критериям: совершенствование возможностей учащихся – 64 % (9 чел.), развитие интеллектуальных способностей, сохранение личного достоинства по 50 % (7 чел.). Практически равное число кадетов-новобранцев отмечают как удовлетворенность, так и неудовлетворенность взаимодействием с учителями – по 36 % и 28 % (по 5 чел. и 4 чел.), возможностью проявлять инициативу, активность – по 28 % (4 чел.). Наибольшее число новобранцев не удовлетворены возможностями совершенствования жизненных навыков – 44 % (6 чел.), возможностью высказать свою точку зрения – 36 % (5 чел.).

Показатели удовлетворенности образовательной средой школы-интерната, развивающей социальные навыки у кадетов-выпускников, приведены в таблице 2.

Таблица 2

Удовлетворенность образовательной средой школы-интерната у кадетов-выпускников

Критерии образовательной среды

Положительная оценка

Нейтральная оценка

Негативная оценка

совершенствование возможностей учащихся

100 % (14чел.)

0 %

0 %

развитие интеллектуальных способностей

100 % (14чел.)

0 %

0 %

развитие жизненных навыков

86 % (12чел.)

14 % (2чел.)

0 %

взаимодействие с учителями

78 % (11чел.)

22 % (3чел.)

0 %

взаимодействие с учащимися

100 % (14чел.)

0 %

0 %

возможность высказать свою точку зрения

93 % (13чел.)

7 % (1чел.)

0 %

сохранение личного достоинства

100 % (14чел.)

0 %

0 %

возможность проявлять инициативу, активность

86 % (12чел.)

14 % (2чел.)

0 %

Наибольшее число кадетов–выпускников отмечают высокую удовлетворенность по всем установленным нами критериям, причем, 100 % выпускников высоко оценили совершенствование возможностей учащихся, развитие интеллектуальных способностей, взаимодействие с учащимися, сохранение личного достоинства. Подавляющее большинство выпускников отметили высокую удовлетворенность возможностью высказать свою точку зрения – 93% (13 чел.), развитием жизненных навыков и возможностью проявлять инициативу, активность – по 86 % (12 чел.), взаимодействием с учителями – 78 % (11 чел.). Негативные оценки по исследуемым критериям у выпускников отсутствуют.

При сравнении результатов таблиц 1 и 2 видно, что кадеты-выпускники дают большее число положительных оценок по критериям удовлетворенности образовательной средой школы-интерната, развивающей социальные навыки. Они способны на более высоком уровне, чем новобранцы, в процессе обучения совершенствовать свои жизненные навыки, взаимоотношения с учителями, учащимися, высказывать свою точку зрения, проявлять инициативу, активность. Следовательно, у кадетов-выпускников, обучающихся в школе-интернате уже два года, значительно более высокий уровень сформированности навыков социализации в образовательной среде школы-интерната полиции.

Показатели адаптации к обучению, как факторы успешной социализации в среде кадетской школы, представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Показатели адаптации к обучению у кадетов-новобранцев

Показатели адаптации

Высокая оценка

Средняя оценка

Низкая оценка

оценка уровня школы

78 % (11чел.)

14 % (2чел.)

8 % (1 чел.)

настроение учащихся в школе

36 % (5чел.)

36 % (5чел.)

28 % (4 чел.)

уважительное отношение к себе

43 % (6чел.)

21 % (3чел.)

36 % (5 чел.)

возможность обратиться за помощью

36 % (5чел.)

36 % (5чел.)

28 % (4 чел.)

учет личных проблем и затруднений

28 % (4чел.)

28 % (4чел.)

44 % (6 чел.)

защищенность от недоброжелательного отношения

50 % (7чел.)

28 % (4чел.)

22 % (3 чел.)

 

Наибольшее число новобранцев ставят высокую оценку уровню школы-интерната и отмечают защищенность от недоброжелательного отношения 78 % (11 чел.) и 50 % (7 чел.) соответственно. Также значительное число новобранцев высоко оценили уважительное отношение к себе, возможность обратиться за помощью, преобладание хорошего настроения в школе – 43 % (6чел.) и по 36 % (5 чел.) соответственно. Многие новобранцы низко оценили возможность учета личных проблем и затруднений в школе – 44 % (6 чел.).

Таблица 4

Показатели адаптации к обучению у кадетов-выпускников

Показатели адаптации

Высокая оценка

Средняя оценка

Низкая оценка

оценка уровня школы

100 % (14 чел.)

0 %

0 %

настроение учащихся в школе

72 % (10 чел.)

28 % (4 чел.)

0 %

уважительное отношение к себе

100 % (14 чел.)

0%

0 %

возможность обратиться за помощью

93 % (13 чел.)

7 % (1чел.)

0 %

учет личных проблем и затруднений

72 % (10 чел.)

28 % (4чел.)

0 %

защищенность от недоброжелательного отношения

100 % (14 чел.)

0 %

0 %

Все выпускники ставят высокую оценку уровню школы-интерната, отмечают уважительное отношение к себе, защищенность от недоброжелательного отношения по 100 % (14 чел.). Подавляющее число выпускников высоко оценили возможность обратиться за помощью, возможность учета личных проблем и затруднений и преобладание хорошего настроения в школе – 93 % (13 чел.) и по 72 % (10 чел.) соответственно. Низкие оценки по критериям у выпускников отсутствуют.

Сравнительный анализ данных позволяет сделать вывод, что выпускники воспринимают образовательную среду кадетской школы-интерната полиции как более комфортную, чем новобранцы: они отмечают преобладание хорошего настроения на занятиях, уважительное отношение к себе, защищенность от недоброжелательного отношения, учет личных затруднений и возможность обратиться за помощью. Следовательно, выпускники более адаптированы в среде школы-интерната, чем новобранцы.

В результате проведенного исследования по методике И.А. Баевой выявлены следующие особенности социализации личности кадетов школы-интерната полиции в условиях закрытой социальной группы в зависимости от времени пребывания: положительная оценка по критериям совершенствования навыков взаимодействия с учителями и учащимися; возможность высказать свою точку зрения; сохранение личного достоинства; возможность проявлять инициативу, активность у большинства обследованных выпускников, а также высокая и частично средняя оценка уровня показателей по критериям: уважительное отношение к себе; возможность обратиться за помощью; учет личных проблем и затруднений; защищенность от недоброжелательного отношения.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что более длительный срок развития личности кадета в социальной среде в условиях закрытой группы школы-интерната полиции способствует развитию социальных компетенций, важных для выпускников школы полиции.


Библиографическая ссылка

Будницкая Н.К., Корытченкова Н.И., Кувшинова Т.И., Кувшинов Ю.А. РОЛЬ СРЕДЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ КАДЕТОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ПОЛИЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25278 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674