Социализация личности связана с приобщением индивида к социуму, включением в общественную жизнь, обучением поведению в коллективе. Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами развития личности. Проблема социализации была освещена многими авторами с позиций социологии, педагогики и психологии: А.Г. Асмоловым, И.А. Баевой, А.В. Мудриком, А.А. Реаном и др. Особенности социализации обучающихся рассматривали И.В. Волосков, Б.С. Нечаева, А.Г. Харчева, В.В. Жаркова и др., но следует отметить недостаточный уровень исследования проблемы социализации обучающихся в условиях социальной группы закрытого типа.
Закрытая группа представляет собой социальную общность, в которой жизнедеятельность группы происходит в условиях некоторой обособленности от широкого окружения. Изолирована ли группа по собственной инициативе, или же общество целенаправленно создает закрытые группы для решения определенных задач, в подобных группах возникает явление социальной депривации. В связи с этим в социальной психологии выделяют четыре вида закрытых групп. Воспитанники специализированных в профессиональном плане интернатов относятся к четвертому типу группы, закрытость которой обусловлена наличием общих интересов.
Становление человека как субъекта собственного развития происходит в возрасте 15-18 лет и связано с кризисом перехода к юности. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте обусловлена началом практической самореализации, поиском своего места в более широкой социальной общности. Для кадетов школы интернатного типа данные процессы осложняются пребыванием в условиях малой социальной группы закрытого типа. Кадетские школы-интернаты являются новым типом образовательных учреждений для нашего региона, следовательно, необходимо изучить феномен социализации воспитанников в условиях подобной социальной группы закрытого типа.
Актуальность проблематики позволила определить цель исследования: изучить особенности социализации личности кадетов школы-интерната полиции в условиях закрытой социальной группы в зависимости от времени пребывания.
Предметом нашего исследования является влияние образовательной среды на социализацию кадетов школы-интерната полиции.
Исследование проходило на базе государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения (ГБ НОУ) «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции». База исследования была выбрана преднамеренно, поскольку именно здесь создана уникальная для нашего региона образовательная среда.
Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» было создано на основании Распоряжения Администрации Кемеровской области № 537-р от 30.04.2004 года с целью расширения возможностей для получения несовершеннолетними гражданами среднего (полного) общего образования, обеспечения их всестороннего воспитания и подготовки к службе в органах внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФСБ, Министерства обороны РФ. Учредителем ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» является Департамент образования и науки Кемеровской области.
В школе-интернате предусматривается очная форма обучения. Полный курс обучения в школе составляет 2 года (10–11 классы). Учреждение реализует основные образовательные программы среднего общего образования с учетом дополнительных образовательных программ, предусматривающих профессиональную ориентацию воспитанников по профилю органов внутренних дел.
В школе-интернате полиции успешно внедряется программа адаптации кадетов при интенсивной работе педагогов и психологов. Психологические механизмы адаптации к учебной деятельности представлены в диссертационном исследовании М.С. Яницкого [6]. Потребность в психолого-педагогическом сопровождении учебного процесса и адаптации современных кадетов не только не уменьшилась, а наоборот, увеличилась в силу объективных причин, связанных, прежде всего, с низкой социальной зрелостью поступивших. В работе психолога с кадетами учитываются ценностно-смысловые аспекты личности [5]. Реализуются следующие задачи воспитательной работы: знакомство и усвоение кадетами требований нормативных документов; организация учебной деятельности на основе межличностного подхода (с опорой на актив); организация быта и социальной защиты кадетов; психолого-педагогическая поддержка в профильном самоопределении кадета и формировании корпоративной культуры; формирование толерантной культуры межличностных отношений; взаимодействие с родителями кадетов.
Обучение кадетов проводится по профилям: социально-правовой (профильные предметы: история, обществознание, право), физико-математический (профильные предметы: физика, математика), оборонно-спортивный (профильные предметы: ОБЖ, физическая культура) [3, 4]. Наполняемость каждого класса составляет не более 20 воспитанников. Школа является учреждением интернатного типа и работает в режиме круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении. Воспитанники в школе-интернате находятся на полном государственном обеспечении, для них установлены особая форма одежды и обмундирования.
Исследованию были подвергнуты кадеты, находящиеся на первом году обучения (новобранцы) и кадеты, обучавшиеся в школе два года (выпускники). Из обследуемых были сформированы две группы: в первую группу включены 14 кадетов-новобранцев, средний возраст 16 лет; во вторую группу включены 14 кадетов-выпускников, средний возраст 18 лет. 32 % (9 чел.) кадетов, являются социальными сиротами, приемными или опекаемыми детьми. Все обследуемые обучались ранее в общеобразовательных школах г. Кемерово и Кемеровской области.
Психодиагностические исследования проводились в два этапа: первая группа (новобранцы) – в ноябре 2014 года, вторая группа (выпускники) – в апреле 2015 года. Для психодиагностики была использована методика И.А. Баевой «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» [1]. Автор методики исходит из представлений о том, что психологически безопасной образовательной можно считать среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Вопросы построены таким образом, чтобы избежать социально желательных ответов. Исследование проводилось в групповой форме. При обработке результатов количество позитивных, нейтральных и негативных ответов суммируется. Отношение к образовательной среде определяется большинством позитивных, нейтральных или негативных ответов. Методика позволяет изучить мнение учеников по безопасности среды, дает возможность получить данные по уровням в целом и по каждому параметру, а также выделить положительное, отрицательное и нейтральное отношение к среде.
Для выявления удовлетворенности образовательной средой кадетской школы-интерната, развивающей социальные навыки, нами были определены показатели по следующим критериям: совершенствование возможностей учащихся; развитие интеллектуальных способностей и жизненных навыков; совершенствование навыков взаимодействия с учителями и учащимися; возможность высказать свою точку зрения; сохранение личного достоинства; возможность проявлять инициативу, активность.
Социально-психологическая адаптация личности является важным фактором в будущей профессиональной деятельности кадетов [2]. Для выявления уровня адаптации к обучению, как фактора успешной социализации в среде кадетской школы, нами были выделены такие критерии: оценка уровня школы учащимися; настроение учащихся в школе; уважительное отношение к себе; возможность обратиться за помощью; учет личных проблем и затруднений; защищенность от недоброжелательного отношения.
Результаты исследования по методике И.А. Баевой сгруппированы по критериям удовлетворенности образовательной средой и адаптации к учебе в школе-интернате кадетами новобранцами и выпускниками и представлены ниже в таблицах. Показатели удовлетворенности образовательной средой школы-интерната, развивающей социальные навыки у кадетов новобранцев, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Удовлетворенность образовательной средой школы-интерната у кадетов-новобранцев
Критерии образовательной среды |
Положительная оценка |
Нейтральная оценка |
Негативная оценка |
совершенствование возможностей учащихся |
64 % (9чел.) |
28 % (4чел.) |
8 % (1чел.) |
развитие интеллектуальных способностей |
50 % (7чел.) |
28 % (4чел.) |
22 % (3чел.) |
развитие жизненных навыков |
28 % (4чел.) |
28 % (4чел.) |
44 % (6чел.) |
взаимодействие с учителями |
36 % (5чел.) |
36 % (5чел.) |
28 % (4чел.) |
взаимодействие с учащимися |
43 % (6чел.) |
36 % (5чел.) |
21 % (3чел.) |
возможность высказать свою точку зрения |
21 % (3чел.) |
43 % (6чел.) |
36 % (5чел.) |
сохранение личного достоинства |
50 % (7чел.) |
50 % (7чел.) |
0% |
возможность проявлять инициативу, активность |
28 % (4чел.) |
44 % (6чел.) |
28 % (4 чел.) |
Как видно из таблицы 1, наибольшее число кадетов-новобранцев отмечают высокую удовлетворенность по критериям: совершенствование возможностей учащихся – 64 % (9 чел.), развитие интеллектуальных способностей, сохранение личного достоинства по 50 % (7 чел.). Практически равное число кадетов-новобранцев отмечают как удовлетворенность, так и неудовлетворенность взаимодействием с учителями – по 36 % и 28 % (по 5 чел. и 4 чел.), возможностью проявлять инициативу, активность – по 28 % (4 чел.). Наибольшее число новобранцев не удовлетворены возможностями совершенствования жизненных навыков – 44 % (6 чел.), возможностью высказать свою точку зрения – 36 % (5 чел.).
Показатели удовлетворенности образовательной средой школы-интерната, развивающей социальные навыки у кадетов-выпускников, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Удовлетворенность образовательной средой школы-интерната у кадетов-выпускников
Критерии образовательной среды |
Положительная оценка |
Нейтральная оценка |
Негативная оценка |
совершенствование возможностей учащихся |
100 % (14чел.) |
0 % |
0 % |
развитие интеллектуальных способностей |
100 % (14чел.) |
0 % |
0 % |
развитие жизненных навыков |
86 % (12чел.) |
14 % (2чел.) |
0 % |
взаимодействие с учителями |
78 % (11чел.) |
22 % (3чел.) |
0 % |
взаимодействие с учащимися |
100 % (14чел.) |
0 % |
0 % |
возможность высказать свою точку зрения |
93 % (13чел.) |
7 % (1чел.) |
0 % |
сохранение личного достоинства |
100 % (14чел.) |
0 % |
0 % |
возможность проявлять инициативу, активность |
86 % (12чел.) |
14 % (2чел.) |
0 % |
Наибольшее число кадетов–выпускников отмечают высокую удовлетворенность по всем установленным нами критериям, причем, 100 % выпускников высоко оценили совершенствование возможностей учащихся, развитие интеллектуальных способностей, взаимодействие с учащимися, сохранение личного достоинства. Подавляющее большинство выпускников отметили высокую удовлетворенность возможностью высказать свою точку зрения – 93% (13 чел.), развитием жизненных навыков и возможностью проявлять инициативу, активность – по 86 % (12 чел.), взаимодействием с учителями – 78 % (11 чел.). Негативные оценки по исследуемым критериям у выпускников отсутствуют.
При сравнении результатов таблиц 1 и 2 видно, что кадеты-выпускники дают большее число положительных оценок по критериям удовлетворенности образовательной средой школы-интерната, развивающей социальные навыки. Они способны на более высоком уровне, чем новобранцы, в процессе обучения совершенствовать свои жизненные навыки, взаимоотношения с учителями, учащимися, высказывать свою точку зрения, проявлять инициативу, активность. Следовательно, у кадетов-выпускников, обучающихся в школе-интернате уже два года, значительно более высокий уровень сформированности навыков социализации в образовательной среде школы-интерната полиции.
Показатели адаптации к обучению, как факторы успешной социализации в среде кадетской школы, представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
Показатели адаптации к обучению у кадетов-новобранцев
Показатели адаптации |
Высокая оценка |
Средняя оценка |
Низкая оценка |
оценка уровня школы |
78 % (11чел.) |
14 % (2чел.) |
8 % (1 чел.) |
настроение учащихся в школе |
36 % (5чел.) |
36 % (5чел.) |
28 % (4 чел.) |
уважительное отношение к себе |
43 % (6чел.) |
21 % (3чел.) |
36 % (5 чел.) |
возможность обратиться за помощью |
36 % (5чел.) |
36 % (5чел.) |
28 % (4 чел.) |
учет личных проблем и затруднений |
28 % (4чел.) |
28 % (4чел.) |
44 % (6 чел.) |
защищенность от недоброжелательного отношения |
50 % (7чел.) |
28 % (4чел.) |
22 % (3 чел.) |
Наибольшее число новобранцев ставят высокую оценку уровню школы-интерната и отмечают защищенность от недоброжелательного отношения 78 % (11 чел.) и 50 % (7 чел.) соответственно. Также значительное число новобранцев высоко оценили уважительное отношение к себе, возможность обратиться за помощью, преобладание хорошего настроения в школе – 43 % (6чел.) и по 36 % (5 чел.) соответственно. Многие новобранцы низко оценили возможность учета личных проблем и затруднений в школе – 44 % (6 чел.).
Таблица 4
Показатели адаптации к обучению у кадетов-выпускников
Показатели адаптации |
Высокая оценка |
Средняя оценка |
Низкая оценка |
оценка уровня школы |
100 % (14 чел.) |
0 % |
0 % |
настроение учащихся в школе |
72 % (10 чел.) |
28 % (4 чел.) |
0 % |
уважительное отношение к себе |
100 % (14 чел.) |
0% |
0 % |
возможность обратиться за помощью |
93 % (13 чел.) |
7 % (1чел.) |
0 % |
учет личных проблем и затруднений |
72 % (10 чел.) |
28 % (4чел.) |
0 % |
защищенность от недоброжелательного отношения |
100 % (14 чел.) |
0 % |
0 % |
Все выпускники ставят высокую оценку уровню школы-интерната, отмечают уважительное отношение к себе, защищенность от недоброжелательного отношения по 100 % (14 чел.). Подавляющее число выпускников высоко оценили возможность обратиться за помощью, возможность учета личных проблем и затруднений и преобладание хорошего настроения в школе – 93 % (13 чел.) и по 72 % (10 чел.) соответственно. Низкие оценки по критериям у выпускников отсутствуют.
Сравнительный анализ данных позволяет сделать вывод, что выпускники воспринимают образовательную среду кадетской школы-интерната полиции как более комфортную, чем новобранцы: они отмечают преобладание хорошего настроения на занятиях, уважительное отношение к себе, защищенность от недоброжелательного отношения, учет личных затруднений и возможность обратиться за помощью. Следовательно, выпускники более адаптированы в среде школы-интерната, чем новобранцы.
В результате проведенного исследования по методике И.А. Баевой выявлены следующие особенности социализации личности кадетов школы-интерната полиции в условиях закрытой социальной группы в зависимости от времени пребывания: положительная оценка по критериям совершенствования навыков взаимодействия с учителями и учащимися; возможность высказать свою точку зрения; сохранение личного достоинства; возможность проявлять инициативу, активность у большинства обследованных выпускников, а также высокая и частично средняя оценка уровня показателей по критериям: уважительное отношение к себе; возможность обратиться за помощью; учет личных проблем и затруднений; защищенность от недоброжелательного отношения.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что более длительный срок развития личности кадета в социальной среде в условиях закрытой группы школы-интерната полиции способствует развитию социальных компетенций, важных для выпускников школы полиции.
Библиографическая ссылка
Будницкая Н.К., Корытченкова Н.И., Кувшинова Т.И., Кувшинов Ю.А. РОЛЬ СРЕДЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ КАДЕТОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ПОЛИЦИИ // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25278 (дата обращения: 02.04.2025).