Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ - СПОРТСМЕНОВ

Яковлев Б.П. 1 Гафарова Г.И. 1 Сальков А.В. 1
1 БУ ВО «Сургутский Государственный университет»
Современное высшее учебное заведение целенаправленно решает важнейшую задачу – формирование профессиональной, компетентной, креативной личности будущего специалиста. Для решения этой задачи важно, чтобы педагоги имели ясное представление о личностных особенностях студентов, уровне их общеобразовательной подготовки, степени сформированности умений и навыков самостоятельной работы, силе потребности достижения, увлечениях, способностях, особенностях характера, состоянии здоровья. К детерменирующим факторам учебной деятельности студентов авторы отнесли ядро мотивов и смысложизненные ориентации. В статье были использованы стандартизированные методики, с целью выявления взаимосвязи между смысложизненными ориентациями и доминирующими мотивами занятий спортом у студентов бакалавров разных профилей, обучающихся по направлению «Физическая культура и спорт». Полученные результаты показали, что у студентов – бакалавров существуют положительные взаимосвязи между мотивами занятий спортом и смысложизненными ориентациями. Выявленная корреляционная связь показывает, что стремление проявить себя выражается в том, что занятия спортом и учебные занятия, а также достигаемые при этом успехи, рассматриваются и переживаются как личный престиж и зависят от высокого уровня эмоциональных переживаний и социального самоутверждения студента физической культуры и спорта.
спортивная деятельность
смысложизненные ориентации
мотивационная направленность
мотивы
учебная деятельность
студенты.
1. Антипова В.М. Формирование мотивов учебной деятельности студентов в условиях учебно-научного комплекса вуза // Проблемы оптимизации учебного процесса в вузе. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1981.
2. Климова Т.Е. Методы корреляционного анализа в педагогике: учебно-методическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2000. – С.96.
3. Сальков А.В., Повзун В.Д., Повзун А.А., Апокин В.В. Использование ситуации достижения в практике обучающихся по направлению «Физическая культура» // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 2. – С. 90-92.
4. Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontev#ixzz3evbQT6Bj.
5. Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 Санкт-Петербург, 1998. – 184 c. : 61 98-19/190-0.
6. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности: учебное пособие (гриф УМО). – М.: Советский спорт, 2014. – С.312.
7. Яковлев Б.П. Основные структурно-функциональные компоненты мотивационного процесса в спорте // Наука в олимпийском спорте. – Киев, 2014. – № 2. – С.56-61.
8. Яковлев Б.П. Особенности механизма мотивационного процесса в спорте // Вестник спортивной науки». – М.: Изд-во «Советский спорт», 2010. – № 3. – С.15-19.

Учебно-воспитательный процесс студента становится процессом самоопределения в ценностях профессионально-педагогической культуры и образования, при осуществлении педагогом опоры на личностно-ориентированный, деятельностный и компетентностный подходы [4, 5].

Для более глубокого понимания сущности качества и эффективности учебной деятельности в системе высшего профессионального образования необходимо знать внутренние предпосылки её протекания. Среди них можно выделить:

а) осознанные цели, выработанные и принятые идеалы и установки, которые лежат в основе программы самосовершенствования и выступают в качестве внутренних побудительных сил, мотивов поведения и всей деятельности человека;

б) духовно-нравственные, личностные и иные знания, опыт, умение осуществлять самовоспитание;

в) наличие развитого самоосознания, внутренней готовности, способности и стремления к объективной критической оценке своего здоровья, поведения и необходимого уровня подготовленности к саморазвитию;

г) определенный уровень развития воли и привычек волевого саморегулирования, особенно в трудных и сложных учебных ситуациях;

д) глубокое понимание жизненного смысла человеческого существования, положительное отношение к оказываемой помощи со стороны близких, знакомых, педагогов;

е) здоровый образ жизни, физическая подготовка;

д) в ходе образовательного процесса должны учитываться мотивы и потребности в саморазвитии и создаваться предпосылки для самореализации личности студента.

Весь образовательный процесс учебной деятельности должен быть направлен на целостное развитие личности, на учет ее потребностей и интересов в сфере получения высшего профессионального образования.

Учебная деятельность студентов физкультурников, усваивающих за годы учебы знания, умения и навыки, обозначенные в государственном образовательном стандарте соответствующей специальности, получение высшего профессионального образования детерминировано в большинстве своём мотивами учебной деятельности, физкультурной и спортивной деятельности, а также смысложизненными ориентациями.

В этом контексте личностные цели и мотивы учебно-профессиональной и внеучебной деятельности студента в вузе могут стать критериями, на основе которых возможно оценить качество и уровень эффективности профессиональной подготовки будущего специалиста бакалавра. Успехи учебной деятельности студентов примерно на 70 % обусловлены именно мотивацией, а на долю способностей психологи оставляют всего 30 % [1, с. 96]. Именно мотивация, ядро мотивов стимулирует к самостоятельной, ответственной учёбе, от степени и выраженности которой зависит академическая успеваемость, профессиональная компетентность и другие показатели учебной деятельности.

Качество и эффективность освоения образовательных программ бакалавриата требует сформированности определенных знаний, умений и навыков во взаимодействии с различными мотивационными аспектами, целями, потребностями, т.е. мотивационной направленностью. Что в свою очередь влияет на степень формирования профессиональной направленности.

В современном высшем образовании интерес к исследованиям в области мотивации обучения остается стабильно высоким. В связи с чем теоретико-методологическую основу исследований в этой области составляют классические труды отечественных и зарубежных учёных по психологии мотивации (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, А. Маслоу, X. Хекхаузен, Ж. Нюттен, Г. Мюррей, Дж. Аткинсон).

Новый импульс к исследованию мотивации возник в связи с разработкой новой категории ценностно-смысловой составляющей мотивационной сферы личности и мотивации учения, на эту категорию указывают исследовательские, теоретические работы (Г.А. Вайзер, В. Моросанова, A.A. Деркач, Е.П.Ильин, Д.А. Леонтьев, Л.М. Митина, В. Франкл, В.Э. Чудновский, Б.П. Яковлев). Однако, несмотря на довольно большое количество исследований, в том числе и монографических, связанных с вопросами повышения профессиональной направленности, мотивационной компетентности студентов, обучающихся в системе высшего профессионального образования, данная проблема изучена недостаточно [3,6].

Можно констатировать по анализу современных публикаций в области высшего профессионального образования по физической культуре и спорту, что практически отсутствуют специальные исследования, посвященные учебно-профессиональной деятельности студентов-спортсменов, которые в ходе обучения должны многократно перестраивать иерархию мотивов и целей, формировать ядро мотивов в связи с изменениями смысложизненных ориентаций. Цели студентов-спортсменов имеют собственную специфику, им надо одновременно достигать цели, как в учебной деятельности, так и в спортивной деятельности. Перечисленные обстоятельства актуализируют необходимость повышения качества профессиональной подготовки студентов спортсменов и инициируют интерес исследователей к различным аспектам их личностного самоопределения и профессиональной направленности [7].

Целью исследования являлось эмпирическое исследование личностных особенностей студентов спортсменов бакалавров разных профилей.

Организация и методы исследования

Исследования по диагностике уровня мотивационной сферы студентов проводились на базе БУ ВО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югра».

В исследовании приняли участие 90 студентов I курса: направление подготовки Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, профиль подготовки спортивно-оздоровительный туризм, Направление подготовки Физическая культура для лиц с отклонениями в развитии, профиль подготовки Адаптивное физическое воспитание, направление подготовки Физическая культура, профиль подготовки Спортивная тренировка и Спортивный менеджмент и Спортивная тренировка и Спортивный менеджмент. По полу испытуемые распределились следующим образом: 39 юношей и 41 девушка. Возраст студентов бакалавров 17–19 лет.

В качестве методик были использованы опросник «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) [3], автор – Д. А. Леонтьев и «Мотивы занятия спортом», автор – А.В. Шаболтас [7].

На основе факторного анализа адаптированной Д.А. Леонтьевым и его учениками был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-Жизнь) [4].

В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, их удовлетворении, получаемом при достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных ситуаций и добиваться результатов. Чем устойчивее ценностное отношение студента к учебной деятельности, тем выше уровень его образовательной мотивации, тем больше студент устремлен к успеху, и даже неудача рассматривается им как осознанный стимул для достижения поставленной образовательной цели [4].

Методика, разработанная А.В. Шаболтас, предназначена для выявления доминирующих мотивов (личностных целей) занятий спортом и включает в себя 10 мотивов-категорий, соответствующих определенным суждениям, приведенным в опроснике [5].

Результаты исследования и их обсуждение

Интракорреляционный анализ мотивации проведен по критерию Пирсона по двум вышепредставленным методикам. При проведении анализа были выявлены корреляционные матрицы, по которым в дальнейшем были построены корреляционные плеяды [2, с.79-85] (рисунок).

Корреляционные плеяды между мотивами занятий спортом, целями и смыслами жизни

Обозначения показателей: мотив эмоционального удовольствия (ЭУ);. мотив социального самоутверждения (СС); социально-эмоциональный мотив (СЭ); социально-моральный мотив (СМ); мотив достижения успеха в спорте (ДУ) – стремление к достижению успеха, улучшению личных спортивных результатов; спортивно-познавательный мотив (СП); гражданско-патриотический мотив (ГП); осмысленность жизни (ОЖ); Локус контроля – Я (ЛКЯ); Локус контроля – жизнь (ЛКЖ); Процесс жизни (ПЖ).

Согласно взаимосвязям показателей у студентов-бакалавров по физической культуре и спорту наблюдаются положительные корреляционные взаимосвязи между мотивом эмоционального удовольствия (ЭУ) и социально-эмоциональным мотивом (СЭ) (r = 0,57; р<0,05), это говорит о том, что спортивные события, двигательные движения и физические усилия приводят к эмоциональным переживаниям, радости и удовольствия от них. Также имеют тесную положительную связь социально-эмоциональный мотив (СЭ) и мотив социального самоутверждения (СС) (r= 0,58; р<0,05). Стремление проявить себя выражается в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями и зависят от высокой эмоциональности, социальной и эмоциональной раскованности спортсмена. Корреляционный анализ показал значимую положительную взаимосвязь между социально-моральный мотивом (СМ) и тремя мотивами: 1) мотивом эмоционального удовольствия (ЭУ) (r =0,38; р<0,05); 2) мотивом социального самоутверждения (СС) (r =0,65; р<0,05); 3) социально-эмоциональным мотивом (СЭ), (r =0,73; р<0,05).

В то же время гражданско-патриотический мотив (ГП) имеет положительную корреляционную взаимосвязь с мотивом социального самоутверждения (СС), (r =0,44; р<0,05); и мотивом достижения успеха в спорте (r =0,63; р<0,05).

Наибольшую интракорреляционную взаимосвязь можно наблюдать между спортивно-познавательным мотивом (СП) и показателями смысложизненных ориентаций (Процесс жизни (ПЖ); Локус-контроля Я (ЛКЯ); Осмысленность жизни (ОЖ); Локус контроля жизни (ЛКЖ)).

Данный мотив имеет большую взаимосвязь со смыложизненными ориентациями, такими как осмысленность жизни (r =0,33; р<0,05), процесс жизни (r =0,29; р<0,05) и локусом контроля-Жизнь (r =0,23; р<0,05). Студенты спортсмены осмысленно представляют, что будущее их связано с физической культурой и спортом. Таким образом, спортивно-познавательный мотив является ведущим, личностно самоопределяющим, доминирующим для студентов-спортсменов, что говорит о личностном смысле к изучению вопросов профессиональной направленности, научно обоснованных принципов спортивной подготовки.

Результаты корреляционного анализа данных указывают, что у студентов имеется и отрицательная корреляционная зависимость (r = - 0,45.; р<0,05) между социально-эмоциональный мотивом (СЭ) и локусом контроля – Я (ЛК-Я), то есть при высокой эмоциональности спортсмен может выгореть, что приведет к бесконтрольным, безответственным поступкам; также между мотивом физического самоутверждения (ФС) и осмысленностью жизни (ОЖ) наблюдается также отрицательная, обратная связь (r = - 0,32.; р<0,05). Стремление к физическому развитию ещё у некоторых студентов не имеет понимания, осмысленности, какую роль играет для них физическая культура и спорт [6].

Выводы

Полученные результаты показали, что существует взаимосвязь между спортивными мотивами и смысложизненными ориентациями студентов-спортсменов. Взаимосвязь мотивации и смысложизненных ориентаций свидетельствует о том, что для наиболее эффективного процесса обучения студента по выбранной специальности важно жизненное и личностное самоопределение, правильно ли он сделал выбор профессии, осознанный, осмысленный выбор профессии придаёт ему смысложизненную ориентацию, помогает субъекту деятельности и в учёбе, и в спорте.

Внешние условия планирования, рейтинго-модульная система оценки успеваемости, информационно-методическое обеспечение, стиль и уровень преподавания, использование педагогических технологий обучения опосредованно влияют на процесс обучения, действуют в основном на этапе адаптации, затем их влияние ослабевает, и решающее детерминирующее значение начинают играть именно личностные факторы. Эта группа факторов проявляет свое действие в рамках непосредственно учебно-воспитательного процесса и ими можно управлять. Влияние на личностные факторы возможно через оптимизацию влияния психической нагрузки, процесса адаптации студентов к условиям обучения в вузе, оказание психологической поддержки.

Изучение мотивов учения в процессе овладения специальностью, выявление факторов, влияющих на изменение мотивов в условиях учебно-профессиональной деятельности и спортивной деятельности, даёт возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональную направленность студентов-бакалавров. Правильное использование действующих жизненных ориентиров, во взаимосвязи с мотивами учения, влияющих на развитие профессиональной направленности личности, является важнейшей задачей современной психологии и педагогики в решении проблем профессиональной подготовки будущих специалистов. Исследования свидетельствуют: исследование личностных особенностей студентов служит исходным основанием для планирования, определения организационных форм, способов, средств учебно-воспитательного процесса. Оно помогает совершенствовать профессиональную и личностную ориентацию, осуществить прогнозирование образовательного процесса в вузе.

В заключение следует сказать, что центральная задача психологического сопровождения в системе высшего профессионального образования – помочь каждому студенту максимально способствовать его творческому мышлению через его осознание, восприятие, осмысление; управлять собой как системой на учебных занятиях; побуждать их к самостоятельным поискам экспериментирования с использованием средств, которые приносят удачу, КПД, результат; помочь сформировать собственный стиль учебной деятельности, развивать теоретическое мышление и рефлексивные действия.


Библиографическая ссылка

Яковлев Б.П., Гафарова Г.И., Сальков А.В. ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ - СПОРТСМЕНОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25272 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674