Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ РОССИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА

Казакова Н.А. 1
1 Студенческий научный Центр финансовых исследований Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
Автор рассматривает влияние компетентностного подхода в системе высшего экономического образования последнего поколения на уровень «креативности» будущих управленческих кадров, которые будут определять развитие бизнеса и государства в будущем. В этой связи приводится опыт Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова по формированию аналитических компетенций на всех уровнях подготовки от бакалавриата до аспирантуры; обосновывает инновационные аспекты магистерской программы по бизнес-анализу и потребность в профессиональном стандарте. Автор приводит обоснование того, что современные образовательные программы, соответствующие не только государственным стандартам высшего образования, но и профессиональным стандартам, сегодня, бесспорно, будут определять конкурентоспособность российской системы высшего образования в рыночной среде и способствовать ее становлению в международном научном и образовательном пространстве.
высшее образование
инновации
стандарты
компетенции
бизнес-анализ.
1. Абитуриент. URL: http://edunews.ru/magazine/ (дата обращения: 05.03.2016).
2. Бариленко В.И. Подготовка бизнес-аналитиков // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. – № 33. – С. 42–47.
3. Донцова Л.В. О магистерских программах подготовки профессиональных аналитиков нового поколения // Журнал исследований по управлению. – 2015. – Т. 1, № 1. – C. 31–48.
4. Кадровое агентство «Юнити». URL: http://www.uniti.info/ (дата обращения: 05.03.2016).
5. Казакова Н.А. Бизнес-аналитика как мировой тренд на рынке труда в условиях глобализации экономических рисков // Международная экономика. – 2015. – № 7. – С. 72–77.
6. Казакова Н.А. О перспективных направлениях в экономическом образовании // Дизайн и технологии. 2010. № 18 (60). С. 73–79.
7. Казакова Н.А. Предпосылки становления новой экономической специальности — аналитика // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 7. – С. 56–59.
8. Казакова Н.А. Проблемы реформирования высшего экономического образования и востребованность аналитических кадров в российской экономике в условиях кризиса // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 23. – С. 15–19.
9. Мельник М.В. Условия успешного использования профессиональных стандартов // Учет. Анализ. Аудит. – 2016. – № 3. – С. 55-64.
10. Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики». URL: http: www.hse.ru (дата обращения: 05.03.2016).
11. Парижская школа экономики. URL: http://www.parisschoolofeconomics.eu (дата обращения: 05.03.2016).
12. IIBA® – International Institute of Business Analysis. URL: http://www.iiba.org/ (дата обращения: 05.03.2016).

В ХХI в. социально-экономическое пространство постепенно превращается в глобальную мировую экономику, что проявляется в интернационализации бизнесов, рынков труда и капитала, внедрении единых международных стандартов качества ведения финансово-хозяйственной деятельности: менеджмента, продукции, работ, услуг, информации, учета, финансового контроля, аудита, системы оценочных микро- и макроэкономических показателей-индикаторов. Сегодня наблюдаются общие закономерности и тенденции на мировых рынке труда и в сфере образования. Влияние международных факторов на экономику требует объединения усилий ведущих мировых образовательных центров для повышения качества академического и прикладного образования, чтобы обеспечить выпуск высококвалифицированных кадров, востребованных не только национальной, но и мировой экономикой, способных воплощать лучшие идеи в государственное управление, научные проекты, практику ведения бизнеса.

В России на рынке труда на фоне постоянного роста вакансий наблюдается дефицит квалифицированных кадров, что вызвано произошедшими за годы реформ глобальными деформациями профессиональной структуры трудовых ресурсов. Для устранения создавшегося дисбаланса необходимо повысить уровень «креативности» управленческих кадров, которые будут определять развитие бизнеса и государства в будущем [6–8].

Проблемам совершенствования компетентно ориентированных образовательных технологий посвящены совместные исследования Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова и университета Ка Фоскари (Ca’ Foscari university of Venice), результаты которых представлялись на международных конференциях: «Профессиональное образование и рынок труда» (март 2014); «Поведенческая экономика: актуальные проблемы и перспективы международного сотрудничества» (октябрь 2014); «Синергия учета, анализа и аудита в обеспечении экономической безопасности бизнеса и государства» (ноябрь 2014, 2015); на круглом столе «Бизнес-анализ и принятие решений в поведенческой экономике: тренды и технологии» (апрель 2015); на международном симпозиуме «Simposio fiorentino sull’Intellegenza Emotiva (2-a edizione) Yale Center for Emotional Intellegence Universita degli studi Firenze» (Италия, Флоренция) (июнь 2016).

Сегодня анализ превратился в креативный вид управленческой деятельности во всех сферах и бизнес-процессах от маркетинга и финансового менеджмента до управления персоналом. Российская экономика, бизнес, наука, государственное управление нуждаются в кадрах, владеющих креативными технологиями обоснования эффективных управленческих решений [2,3]. Доказательством востребованности аналитических кадров являются результаты проведенных исследований ведущих экономических журналов (рисунок) [8]. По данным рейтинга профессий, проводимого аналитиками журнала «Абитуриент» [1], в число редакторов и авторов которого входят российские управленцы и журналисты, профессия «финансовый аналитик» заняла 6-е место из 20 самых высокооплачиваемых и востребованных в России.

О тенденциях востребованности аналитических компетенций в экономике и управлении говорят профессионалы в этой области. Так, Аарон Виттенбергер (Aaron Whittenberger), бизнес-аналитик из Цинциннати (штат Огайо, США), один из ведущих специалистов по бизнес-анализу и сертификации профессионалов в области бизнес-анализа в Международном институте бизнес-анализа (IIBA®)[12] выделил такие ключевые тенденции, как: усложнение управления бизнесом, требующее компетентного обоснования управленческих решений; стремительное развитие информационных технологий и потому все большее сближение профессий бизнес-аналитика, системного программиста-аналитика, постановщика задач, организатора и контролера бизнес-процессов; обоснование эффективности требует наличия обязательных аналитических компетенций у руководителей проектов и разработчиков инвестиционных программ.

Востребованность и перспективность подготовки аналитиков по результатам обследования российских компаний

«Бизнес-аналитики становятся принимающими на себя многообразные роли в организации, по мере того, как руководители признают важность управления бизнес-процессами», – сказал Марк Башрум (Mark Bashrum), вице-президент по маркетингу и стратегической разведке в компании ESI International (мировой лидер, одним из направлений подготовки специалистов которого является бизнес-анализ)[4].

Американский экономист, профессор Чикагского университета, член Национальной академии наук США, нобелевский лауреат 2013 г. Ларс Питер Хансен (Lars Peter Hansen), выступая на конференции в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации 25 марта 2015 г., посвятил свой доклад значимости аналитического подхода в современных исследованиях, в частности, в финансовых прогнозах. Для формирования достоверных оценок в условиях неопределенности требуется комплексное использование методов математической статистики, качественного, эвристического и поведенческого анализа. Безусловно, любой анализ является субъективным, но он основывается на определенной доказательной научно-методической базе, а количественные расчеты должны дополняться результатами экспертных оценок, поскольку в условиях неопределенности и рисков значительно повышается роль личности и эмоционального интеллекта в обосновании принятия правильных решений [12].

В ответ на вызовы современной экономики система высшего образования разрабатывает магистерские программы, обеспечивающие формирование востребованных квалификационных компетенций (способность отбирать и консолидировать информацию, выполнять всесторонний экономический анализ проблемы), что позволяет будущим управленческим кадрам профессионально обосновывать тактические и стратегические решения компании [3,10,11]. Наличие степени магистра за рубежом считается необходимым минимальным требованием к образовательному уровню большинства сотрудников в крупном бизнесе, учебных заведениях, научно-исследовательских центрах и консалтинговых агентствах, а также на руководящих должностях в правительственных организациях.

В Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова сегодня действует уровневая система формирования профессиональных аналитических компетенций: первый уровень реализуется в рамках бакалавриата, обеспечивая формирование базовых аналитических компетенций на основе изучения таких дисциплин, как «Экономический анализ», «Финансовый анализ», «Управленческий анализ», «Стратегический анализ». Второй, более высокий, уровень подготовки аналитических кадров реализуется на магистерской программе «Финансовая и управленческая бизнес-аналитика», целью которой является овладение методикой и методологией проведения научных исследований по актуальным направлениям экономического анализа, навыками самостоятельной исследовательской работы, микроэкономического и макроэкономического анализа и моделирования с применением современных инструментальных и программных средств, формирования прогнозов развития экономических процессов на микро- и макроуровне.

Аналитические показатели в условиях глобальной интеграции мировых экономик стали международным языком бизнеса, который необходим для взаимопонимания и цивилизованных отношений между компаниями-партнерами, служит обоснованием принимаемых решений на всех уровнях управления. Способность принимать экономически обоснованные решения очень важна как бизнеса, так и для государственных служащих, от которых зависит эффективность использования бюджетных средств. Для того чтобы повысить экономическую устойчивость бизнеса и эффективность управления, необходимо анализировать и оценивать свою работу в перспективе, решать финансовые вопросы и принимать управленческие решения с точки зрения значимости их влияния на возможные изменения в будущем. Обучение студентов универсальным подходам к формированию и использованию в аналитической практике информационных систем учетно-отчетных данных, навыкам выбора аналитического инструментария должно способствовать как развитию бизнеса, так и возрождению экономической культуры российских компаний. Особое внимание уделяется практическому анализу с целью приобретения умения правильно интерпретировать результаты и их значение для повышения эффективности управления экономикой и конкретным бизнесом. Этому способствует включение в программу специального курса практического компьютерного анализа.

Основными конкурентными преимуществами магистерской программы «Финансовая и управленческая бизнес-аналитика» можно назвать то, что программа:

  • ориентирована на потребности новой экономики и современной кадровой политики в области бизнес-анализа: профессия бизнес-аналитика — одна из самых высокооплачиваемых и востребованных профессий в мире;
  • востребована на российском рынке образовательных услуг в силу актуальности, новизны и недостаточности образовательных программ по подготовке финансовых и управленческих бизнес-аналитиков;
  • имеет настраиваемый блок дисциплин профессионального цикла по выбору студентов, что максимально учитывает их интересы к определенным направлениям аналитической деятельности;
  • обеспечивает стартовый интеллектуальный капитал для академической и научной карьеры;
  • дает возможность участия в международных проектах и стажировках в университетах Европы и США, получения двойного и тройного диплома.

В настоящее время на магистерской программе «Финансовая и управленческая бизнес-аналитика» обучаются более 70 человек. На протяжении четырех лет наблюдается положительная динамика спроса на программу. Среди контингента обучающихся, поступивших на программу, 50 % составляют выпускники нашего университета. Остальные магистранты – выпускники более 20 вузов, в том числе конкурентов, имеющие не только экономическое образование (30 %), но и техническое, в основном по информационным технологиям (выпускники МГТУ им. Н.Э. Баумана и ряда региональных вузов). Все магистранты в настоящее время либо уже работают, либо в перспективе связывают свою профессиональную карьеру с бизнес-анализом. Магистранты работают в банковской сфере, аудиторских компаниях, бюджетных и автономных учреждениях, консалтинговых компаниях, государственных корпораций, на должностях, связанных с маркетингом, разработкой и обоснованием инвестиционных проектов, стратегическим анализом и т.п. Все студенты занимаются научно-исследовательской работой, имеют публикации в научных изданиях, в том числе в сборниках научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов образовательно-научного центра «Экономика и финансы», лучшие статьи издаются в журналах ВАК при Минобрнауки Российской Федерации, их авторы поступают в аспирантуру.

Все дисциплины профессионального цикла магистерской программы являются авторскими курсами, обеспеченными учебной литературой, прошедшей рецензирование и получившей рекомендации учебно-методических объединений и профессионально-общественных организаций, а также специалистов-практиков. Кроме того, дисциплины профессионального цикла прошли первоначальную апробацию в рамках программ повышения квалификации руководителей и специалистов Федеральной таможенной службы, аудиторов и др. Магистерская программа обеспечивает профессиональную и кадровую поддержку инновационного, корпоративного бизнеса, государственного управления и российской науки, поэтому ее вполне можно назвать инновационной на российском рынке образовательных услуг. Она формирует научно-теоретическую и практическую базу знаний у будущих экономистов и управленцев, необходимую для успешной карьеры. Наши научно-педагогические кадры – доктора и кандидаты наук, высококлассные специалисты-практики обеспечивают востребованность магистров в крупном и корпоративном бизнесе, государственном управлении, органах налогового и финансового контроля, контрольно-счетных палатах, на рынке ценных бумаг, а также в многочисленных компаниях, оказывающих консалтинговые услуги по аудиту, бухгалтерскому учету, финансовому анализу, налоговому консультированию, оценке стоимости бизнеса [3,5].

Третий уровень формирования аналитических компетенций — образовательная программа подготовки кадров высшей квалификации в рамках аспирантуры по направлению «Экономика», научной специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика», разд. 2 «Экономический анализ». Университет готовит кандидатов и докторов экономических наук, в том числе иностранных. Научные исследования соответствуют приоритетным направлениям научной деятельности университета:

1. Стратегический и ситуационный (оперативный) анализ деятельности экономических субъектов с учетом их специфики.

2. Развитие концептуальных основ финансового анализа, финансовый анализ по российским и международным стандартам, повышение качества и релевантности финансовой отчетности как информационной базы анализа и контроля бизнес-процессов.

3. Инструментарий аналитического обоснования, информационно-методическое обеспечение анализа и контроллинга эффективности функционирования и развития хозяйствующих субъектов с учетом их специфики (холдингов, приоритетных видов деятельности, государственных (муниципальных) учреждений), а также использования бюджетных средств.

В рамках учебного плана подготовки по направлению «Экономика» аспирантам преподается курс «Современные концепции и прикладные исследования в области экономического анализа и контроля».

В заключение несколько слов о значимости разработки профессионального стандарта по бизнес-анализу, объективная потребность в котором сегодня обусловлена многими предпосылками, обоснованными в работах [2–9,12]. Во-первых, для повышения креативности современных кадров информационно-аналитический вид деятельности включен как обязательный в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» для всех трех уровней подготовки кадров. Во-вторых, на рынке труда продолжает сохраняться высокая востребованность кадров, получивших диплом по комплексной специальности/профилю подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»[4]. Спрос на эту профессию стабилен на протяжении более 20 лет ее существования и не сокращается в период кризиса. Поэтому утверждение в 2015 г. профессиональных стандартов бухгалтера, контролера и аудитора подтверждает объективно назревшую необходимость разработки последнего, «связующего» стандарта аналитика в цепочке подготовки комплексного профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

В-третьих, потребность в профессиональном стандарте доказывает высокий рейтинг профессии аналитика, которая сегодня, по данным ведущих кадровых агентств, является одной из наиболее перспективных и высокооплачиваемых в мире.

В-четвертых, в Паспорте специальностей ВАК при Минобрнауки России по направлению «Экономика» в рамках научной специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика» имеется самостоятельный разд. 2 «Экономический анализ», представленный обширной тематикой исследований более чем по 20 направлениям. Количество подготовленных кадров высшей квалификации по данному направлению с каждым годом растет, в том числе в диссертационном совете при Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова. В-пятых, бесспорно, актуальным является включение в новые федеральные стандарты бухгалтерского учета стандарта «Анализ финансовой отчетности», что обусловлено возросшей необходимостью формирования единой нормативно-методологической базы для унификации системы показателей и процедур анализа финансово-хозяйственной деятельности всех экономических субъектов. Это обеспечит повышение качества оценки и сопоставимость результатов анализа информации о развитии бизнеса для всех заинтересованных пользователей, и прежде всего для оценки эффективности использования бюджетных средств и государственного управления экономикой.

Современные образовательные программы, соответствующие не только государственным стандартам высшего образования, но и профессиональным стандартам, сегодня, бесспорно, будут определять конкурентоспособность российской системы высшего образования в рыночной среде и способствовать ее становлению в международном научном и образовательном пространстве.


Библиографическая ссылка

Казакова Н.А. РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ РОССИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25269 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674