Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Г. ОМСКА И Г. МАГНИТОГОРСКА

Ляпин В.А. 1 Семенова Н.В. 2 Вяльцин А.С. 2 Кузюкова А.В. 2 Мартынова Т.С. 2 Елохова Ю.А. 1
1 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
2 ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
В данной работе был проведен сравнительный анализ функционального и психофизиологического состояний медицинских работников среднего звена лечебно-профилактических учреждений г. Омска и г. Магнитогорска. В ходе проведенного исследования было установлено, что ухудшение психофизиологического состояния (уровня тревожности) медицинских работников среднего звена в конце рабочей смены не имеет статистической достоверности. На основании этого можно сделать вывод о том, что уровень тревожности медицинских работников не зависит от нагрузок в течение рабочей смены. Произошло статистически значимое ухудшение таких психофизиологических показателей, как самочувствие, активность и настроение, а также снижение устойчивости внимания, что говорит о зависимости данных величин от нагрузок в течение рабочей смены. В заключение были даны рекомендации по минимизации негативного влияния факторов рабочей среды на состояние медицинских работников среднего звена.
здоровье
средние медицинские работники
медицинская организация
профилактика
1. Бодров В.А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
2. Грачева И.Е. Синдром эмоционального выгорания в условиях напряженного ролевого взаимодействия (на примере продавцов-консультантов) // Вестник Тюменского государственного университета. – 2009. – № 5. – С. 120-126.
3. Ермолаева Л.Е. и др. Гигиеническое и клиническое обоснование формирования синдрома эмоционального выгорания у стоматологов /Л.Е. Ермолаева, О.В. Мироненко, З.Н. Шенгелия, Л.А. Сопрун // Вестник военно-медицинской академии. – 2011. – № 4(36). – С. 140-142.
4. Засеева И.В., Татров А.С. Сравнительный анализ синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер отделения анестезиологии и реанимации в условиях региона // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6. – С. 184-188.
5. Куликова О.М. Оценка экономического ущерба от заболеваемости взрослого населения региона / О.М. Куликова // Вестник института бизнеса и информационных технологий. – 2015. – № 4(16). – С.39-44.
6. Куликова О.М. Онкологическая модель процессного управления оказанием медицинских услуг в здравоохранении РФ / О.М. Куликова, Г.Д. Боуш // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – №1(23). – С. 215-220.
7. Ляпин В.А., Казаковцев В.П., Семенова Н.В. Особенности заболеваемости населения крупного промышленного города //Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №2; URL: www.science-education.ru/116-12869 (дата обращения: 15.12.2014).
8. Маренко В.А. Системный подход к статистическому анализу медицинской информации / В.А. Маренко, Н.В. Дедюлина // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. – 2009. – № 10. – С. 45-48.
9. Огнерубов Н.А., Огнерубова М.А. Синдром-эмоционального выгорания у врачей-терапевтов /Н.А. Огнерубов, М.А. Огнерубова // Вестник ТГУ. – 2015. - № 2. Т20. – С. 307 – 318.
10. ОрелВ.Е. Личностные детерминанты возникновения синдрома психического выгорания у медицинских работников /В.Е. Орел, Т.В. Большакова //Экология человека. – 2005. – № 3. – С. 40-43.
11. Профессиональная патология: национальное руководство / под ред. Н.Ф. Измерова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 784 с.
12. Семенова Н.В., Ляпин В.А. Гигиенические подходы к оценке физической подготовленности студентов ВУЗов и адаптации их к профессии // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/106-7684 (дата обращения: 01.12.2014).

С процессом осуществления профессиональной деятельности, в том числе и деятельности медицинского работника, тесно связан феномен «психического выгорания» [4]. Впервые синдром эмоционального выгорания описал американский психиатр Х. Фрейденберг в 1974 году [4,10]. Термин был введён с целью характеристики психологического состояния здоровых людей, чья профессиональная деятельность неразрывно связана с интенсивным и тесным общением с человеком [2]. Интерес к исследованию синдрома вырос после того, как американские ученые Маслач и Джексон систематизировали описанные характеристики данного синдрома и разработали опросник для его количественной оценки. Согласно модели К. Маслач и С. Джексон «выгорание» представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений [4]. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в медицинской сфере деперсонализация проявляется бесчувственным, негуманным отношением к пациентам. Наконец, редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней [5, 6, 8]. Синдром эмоционального выгорания чаще наблюдается у тех, чья деятельность связана с интенсивным общением, постоянным напряжением эмоциональной сферы [2]. К таким профессиям, несомненно, относится и профессия медицинского работника. Профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс [1,3]. Одно из первых мест по риску возникновения синдрома эмоционального выгорания среди работников здравоохранения занимают медицинские работники среднего звена. Условия деятельности среднего медперсонала нередко становятся причиной возникновения синдрома. Их рабочий день – это теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы и внимания [4, 9]. Неся на себе «груз общения», медицинские работники среднего звена лечебно-профилактических учреждений вынуждены постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций – служить то утешением для пациента, то мишенью для раздражения и агрессии [7]. Все это достаточно быстро приводит к изменениям в эмоциональной сфере медицинского работника, и зачастую эти изменения развиваются в негативную сторону: истощение или опустошение, чувства усталости, которое не исчезает после отдыха [2]. Исходя из этого, медицинские работники вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, становиться менее эмпатичными, чтобы избежать эмоционального выгорания [5]. Хроническая усталость, невнимательное отношение к пациентам (восприятие их как объектов, а не субъектов своей деятельности), эмоциональная перегрузка являются составляющими синдрома эмоционального выгорания [2, 11], что затрудняет выполнение профессиональных обязанностей [1, 3, 12]. Наблюдаются случаи, когда профессионал в своей области, еще недавно успешный и уверенный в своих силах и возможностях, внезапно «спотыкается» и теряет веру в себя, начинает сомневаться в своей профессиональной компетентности, чувствует себя совершенно беспомощным. Заниженная оценка своей деятельности, своих ресурсов и достижений еще больше усугубляет отрицательные тенденции в эмоциональной сфере человека, приводя его в состояние безысходности и депрессии. Иногда для выхода из этого состояния человек решается полностью уйти из профессиональной сферы, перечеркнув годы учебы и накопленного опыта. Так, талантливые врачи бросают свою работу, кардинально меняют жизнь, и не всегда эти изменения оказываются успешными и идут на пользу как самому человеку, так и обществу [2]. Таким образом, на сегодняшний день тема эмоционального выгорания медицинских работников является актуальной.

Цель. Сравнительный анализ функционального и психофизиологического состояний медицинских работников среднего звена лечебно-профилактических учреждений г. Омска и г. Магнитогорска, а также формирование рекомендаций по минимизации негативного влияния факторов рабочей среды на состояние медицинских работников среднего звена.

Материалы и методы. В ходе выполнения работы коллективом авторов был проведен анализ функционального и психофизиологического состояний медицинских работников среднего звена лечебно-профилактических учреждений г. Омска и г. Магнитогорска, а также формирование рекомендаций по минимизации негативного влияния факторов рабочей среды на состояние медицинских работников среднего звена. В ходе выполнения исследования были применены психологические методы, метод естественного гигиенического эксперимента и методы статистической обработки. В рамках психологического исследования проводилась оценка психофизиологического состояния медицинских работников среднего звена лечебно-профилактических учреждений, их стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности по средствам цветового теста Люшера. Устойчивость и распределение внимания, способности к его концентрации в течение рабочей смены осуществлялись с помощью корректурной пробы. Метод естественного гигиенического эксперимента заключается в определении функционального состояния медицинских работников среднего звена ЛПУ г. Омска и г. Магнитогорска и его изменений в течение рабочей смены. Статистическая обработка и анализ данных проводились на базе пакета прикладной программы MicrosoftExcel. Были применены методы описательной статистики с вычислением непараметрического критерия х2. Статистическая значимость результатов выражалась в виде р = 0,000, результаты считались значимыми при р < 0,05.

Объектами исследования выступили медицинские работники среднего звена лечебно-профилактического учреждения города Омска (n=30); и города Магнитогорска (n=30). Средний возраст медицинского персонала, участвующего в исследовании, составил 40 лет.

Предметом исследования послужили функциональное и психофизиологическое состояния медицинских работников среднего звена лечебно-профилактического учреждения.

Результаты и их обсуждения. При сравнении включенных в исследовании медицинских работников среднего звена медицинской организации г. Омска и г. Магнитогорска по уровню тревожности были получены следующие данные. В начале рабочей смены в основной группе было выявлено 7 % медицинских работника с высоким уровнем тревожности, тогда как в группе наблюдения таковых не обнаружено (х2 = 2,069; р>0,05); медицинских работников со средним уровнем тревожности в основной группе было 26 %, а в группе наблюдения – 37 % (х2 = 4,320; р <0,05); уровень тревожности ниже среднего был выявлен у 37 % медицинских работников основной группы и у 7 % – из контрольной группы (х2 = 7,954; р< 0,01); количество медицинских работников с низким уровнем тревожности составило в основной группе 30,00 %, в группе наблюдения – 87 % (х2 = 19,817; р < 0,01). В конце рабочей смены, при сравнительном анализе, были получены следующие данные. Количество медицинских работников с высоким уровнем тревожности в основной группе не изменилось (7 %), тогда как в группе наблюдения произошло увеличение количества медицинских работников по данному показателю до 23% (х2 = 1,455; р> 0,05); также произошло увеличение количества медицинских работников со средним уровнем тревожности до 30,00 % в основной группе и до 16, % в группе наблюдения (х2 = 1,491; р> 0,05); произошло уменьшение количества медицинских работников с уровнем тревожности ниже среднего в основной группе до 30,00 %, тогда как в группе наблюдения произошло увеличение количества медицинских работников с уровнем тревожности ниже среднего до 27 % (х2 = 0,082; р > 0,05); медицинских работников с низким уровнем тревожности в конце рабочей смены, как в основной группе, так и в группе наблюдения составило 33,33 %   (х2 = 0,000; р> 0,05). Таким образом, изменение уровня тревожности медицинских работников медицинской организации является статистически не значимым (p < 0,05). При сравнении включенных в исследование медицинских работников среднего звена лечебно-профилактических учреждений г. Омска и г. Магнитогорска по уровням проявления устойчивости концентрации внимания были получены следующие данные. В начале рабочей смены в основной группе отсутствовали медицинские работники с низкой устойчивостью внимания, в группе наблюдения было выявлено 3 % медицинских работников с низкой устойчивостью внимания (х2 = 1,455; р> 0,05); количество медицинских работников со средней устойчивостью внимания в основной группе и группе наблюдения составило 30 % и 3 % соответственно (х2 = 7,680; р> 0,01); высокая устойчивость внимания в начале рабочей смены была выявлена у 47 % медицинских работников основной группы и у 17 % медицинских работников группы наблюдения (х2 = 6,239; р < 0,05); у 23,33 % медицинских работников из основной группы была выявлена очень высокая устойчивость внимания, тогда как в 77 % случаях у медицинских работников группы наблюдения была установлена высокая устойчивость внимания (х2 = 17,067; р< 0,05). В конце рабочей смены были получены иные данные. В основной группе количество медицинских работников с низкой устойчивостью внимания увеличилось на 7 %, тогда как в группе наблюдение количество медицинских работников с низким уровнем концентрации внимания осталось на прежнем уровне (х2 = 0,351; р> 0,05); произошло увеличение количества медицинских работников со средней устойчивостью внимания до 53 % в основной группе и до 13 % в группе наблюдения (х2 = 10,800; р< 0,01); высокая устойчивость внимания была выявлена у 27 % медицинских работников основной группы и у 17 % медицинских работников группы наблюдения (х2 = 0,844; р > 0,05), что меньше аналогичного показателя до начала рабочей смены; наблюдалось снижение количества медицинских работников с очень высокой устойчивостью внимания до 13 % в основной группе и до 67 % в группе наблюдения (х2 = 17,778; р< 0,01). Таким образом, было установлено, что произошло статистически значимое увеличение количества медицинских работников со средним уровнем устойчивости внимания (х2 = 10,800; р<0,01) и уменьшение количества медицинских работников с очень высоким уровнем устойчивости внимания (х2 = 17,778; р < 0,01). Увеличение количества медицинских работников с низкой устойчивость внимания (х2 = 0,351; р> 0,05) и снижение количества медицинских работников с высоким уровнем устойчивости внимания (х2 = 0,844; р > 0,05) в основной группе в конце рабочей смены является статистически не достоверным. При сравнении включенных в исследование медицинских работников среднего звена медицинской организации г. Омска и г. Магнитогорска по уровню самочувствия были получены следующие данные. Низкий уровень самочувствия в начале рабочей смены был выявлен у 3 % медицинских работников группы наблюдения. В основной группе медицинских работников с низким уровнем самочувствия выявлено не было (х2 = 1,017; р> 0,05). В конце рабочей смены произошло увеличение количества медицинских работников с низким уровнем тревожности до 3,33 % в основной группе и до 40,00 % человек в группе наблюдения (х2 = 11,882; р< 0,01). В начале рабочей смены было выявлено 27 % медицинских работников со среднем уровнем самочувствия в основной группе и 20 % медицинских работников в группе наблюдения (х2 = 0,373; р> 0,05); тогда как в конце рабочей смены произошло увеличение количества медицинских работников до 87 % в основной группе и до 30 % в группе наблюдения (х2 = 19,887; р< 0,01). Количество медицинских работников с высоким уровнем самочувствия на период начала рабочей смены составило 73; в группе наблюдения – 76% (х2 = 4,924; р< 0,05). В конце рабочей смены произошло существенное снижение количества медицинских работников с высоким уровнем самочувствия до 10 % в основной группе и до 30 % в группе наблюдения (х2 = 3,750; р> 0,05). Таким образом, произошло статистически значимое увеличение количества медицинских работников с низким и средним уровнем самочувствия (х2 = 11,882; р< 0,01) (х2 = 19,887; р < 0,01). Тогда как снижение количества медицинских работников медицинской организации с высоким уровнем самочувствия как в основной группе, так и в группе наблюдения не имеет статистической значимости (х2 = 3,750; р> 0,05). При сравнении включенных в исследование медицинских работников среднего звена медицинской организации г. Омска и г. Магнитогорска по уровню активности были получены следующие данные. В начале рабочей смены низкая активность была выявлена у 13 % медицинских работников группы наблюдения; в основной группе медицинские работники с низким уровнем активности отсутствовали (х2 = 4,286; р< 0,05). По окончанию рабочей смены количество медицинских работников с низким уровнем активности в основной группе составило 3,33 %, а в группе наблюдения – 33 % (х2 = 9,017; р< 0,01). Средний уровень активности в начале рабочей смены был выявлен у 17 % медицинских работников основной группы и группы наблюдения (х2 = 0,000; р> 0,05); в конце рабочей смены наблюдался рост количества медицинских работников со средним уровнем активности до 90 % в основной группе и до 40 % в группе наблюдения (х2 = 16,484; р < 0,01). Высокий уровень активности в начале рабочей смены был выявлен у 83 % медицинских работников в основной группе и у 70 % медицинских работников в группе наблюдения (х2 = 1,491; р> 0,05). В конце рабочей смены количество медицинских работников в основной группе составило 7 % и 27 % в группе наблюдения (х2 = 4,320; р< 0,05). Таким образом, увеличение количества медицинских работников с низким (х2 = 9,017, р< 0,01) и средним (х2 = 16,484, р < 0,01) уровнями активности, а также снижение количества медицинских работников с высоким уровнем активности (х2 = 4,320, р < 0,05) имеет статистическую достоверность в 95 % и 99 % соответственно. При сравнении включенных в исследование медицинских работников среднего звена лечебно-профилактических учреждений г. Омска и г. Магнитогорска по уровню настроения были получены следующие данные. В начале рабочей смены низкий уровень настроения был выявлен у 13,33 % медицинских работников группы наблюдения, в основной группе медицинских работников с низким уровнем настроения выявлено не было (х2 = 4,286; р< 0,05). В конце рабочей смены в основной группе изменений не обнаружено, в группе наблюдение произошло увеличение количество медицинских работников с низким уровнем настроения до 20 % (х2 = 6,667; р< 0,01). Средний уровень настроения был выявлен у 23 % медицинских работников основной группы и у 10 % медицинских работников группы наблюдения (х2 = 1,920; р> 0,05); в конце рабочей смены произошло увеличение количества медицинских работников до 83 % в основной группе и до 40 % в группе наблюдения (х2 = 1,915; р >0,05). У 77 % медицинских работников основной группы и группы наблюдения в начале рабочей смены выявлен высокий уровень настроения (х2 = 0,000; р> 0,05); тогда как в конце рабочей смены количество медицинских работников с высоким уровнем настроения в основной группе составило 17 % и 40 % в группе наблюдения (х2 = 4,022; р < 0,05). Таким образом, наблюдается статистически значимое увеличение количества медицинских работников с низким уровнем настроения (х2 = 6,667, р< 0,01) в конце рабочей смены и снижение количества медицинских работников высоким уровнем настроения (х2 = 4,022, р < 0,05). Достоверность данных изменений составляет более 99,00 % и 95,00 % соответственно.

Таким образом, в ходе проведенного исследования было установлено, что ухудшение психофизиологического состояния (уровня тревожности) медицинских работников среднего звена в конце рабочей смены не имеет статистической достоверности. На основании этого можно сделать вывод о том, что уровень тревожности медицинских работников не зависит от нагрузок в течение рабочей смены. Произошло статистически значимое ухудшение таких психофизиологических показателей, как самочувствие, активность и настроение, а также снижение устойчивости внимания, что говорит о зависимости данных величин от нагрузок в течение рабочей смены. Для минимизации негативного влияния рабочей смены на психофизиологические показатели медицинских работников лечебно-профилактического учреждения были даны следующие рекомендации:

  1. Соблюдать требования, изложенные в приказах и нормативных документах по охране труда и обеспечению профессиональной безопасности в учреждениях здравоохранения;
  2. Проводить изучение причин профессиональной заболеваемости медицинского персонала;
  3. Производить обучение медицинского персонала по вопросам профессиональной безопасности, психогигиены, методик релаксации в рамках конференций различного уровня и курсов повышения квалификации;
  4. Проводить мероприятия, направленные на оздоровление медицинского персонала: создание комнат отдыха, психологической разгрузки, формирование групп здоровья;
  5. Создание психологического комфорта в коллективе.

Библиографическая ссылка

Ляпин В.А., Семенова Н.В., Вяльцин А.С., Кузюкова А.В., Мартынова Т.С., Елохова Ю.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Г. ОМСКА И Г. МАГНИТОГОРСКА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25262 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674