Совершенствование профессиональной компетентности – процесс постоянный, который продолжается в течение всей педагогической деятельности. В современном мире идут процессы глобализации и интеграции, стимулирующие образовательные реформы, главной задачей которых является повысить готовность педагогов к обучению, совершенствованию знаний, умений и профессиональных компетенций.
Очень важно создать условия для формирования у педагогов интереса не только к учебному процессу в профессиональной деятельности, но и готовности к обучению в течение всей своей педагогической деятельности. В связи с этим процессы самоконтроля и самотестирования педагогов в современной системе образования становятся важнейшим компонентом и необходимым условием формирования компетентного специалиста.
А.В. Петровский определяет самоконтроль как «осознание и оценку субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованием общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс» [3]. В.И. Страхов считает, что «самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов» [5].
Цель исследования: показать формирование готовности учителей к проведению самоконтроля и самотестирования: определения точки необходимости повышения квалификации и вследствие чего готовности педагогов к обучению, совершенствованию знаний, умений и профессиональных компетенций. В исследовании предложена педагогическая модель обучения процессу самотестирования учителей информатики и ИКТ на примере владения ими традиционно сложных разделов информатики. Данная модель учитывает все современные требования профессионального образования.
Материалы и методы
В приказе Миобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» [2] отмечено, что у педагога «должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции». Таким образом, учителя должны быть готовы к совершенствованию своих профессиональных знаний в течение всей своей педагогической деятельности. «Непрерывное образование как педагогическая система –это совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости» [1]. Однако для определения периодов необходимости развития профессиональной компетентности и повышения квалификации педагогов нужен четкий механизм, каким и является самотестирование учителей.
Проблема формирования готовности к обучению педагогов в течение всей своей педагогической деятельности будет успешно решена при реализации следующих организационно-педагогических условий: формирование готовности учителей к проведению самотестирования, определения периодов необходимости повышения квалификации в едином образовательном пространстве с использованием интерактивных технологий, формирования готовности к углублению и расширению профессионального образования; интеграции самообразовательной и исследовательской деятельности педагогов.
Результаты исследования
Мы предлагаем педагогическую модель обучения процессу самотестирования учителей информатики и ИКТ для развития их профессиональной компетентности. Представим схематически данную модель для определения уровня развития своих знаний, умений, профессионально-значимых навыков, определения точки необходимости повышения квалификации и вследствие чего готовности педагогов к обучению для развития профессиональной компетентности (схема).
Педагогическая модель обучения процессу самотестирования учителей информатики и ИКТ для развития их профессиональной компетентности
Структура данной модели включает в себя четыре блока: научно-теоретический, содержательный, организационный, результативный.
Научно-теоретический блок включает в себя цель, задачи и основополагающие принципы исследования.
Основная цель исследуемого процесса – формирование готовности учителей к проведению самотестирования, определения точки необходимости повышения квалификации и вследствие чего готовности педагогов к обучению, совершенствованию знаний, умений и профессиональных компетентностей.
Данная цель характеризуется следующими задачами:
- мотивационные (формирование положительных мотивов для повышения квалификации);
- познавательные (формирование знаний и профессиональных компетентностей);
- деятельностные (формирование готовности педагогов к обучению, совершенствованию знаний и умений);
- личностные (формирование профессионально-значимых личностных качеств педагогов);
- рефлексивные (формирование готовности педагогов к проведению самотестирования и определение уровня своих профессиональных знаний).
Организация работы по формированию готовности педагогов к проведению самотестирования, определения точки необходимости повышения квалификации и вследствие чего готовности педагогов к обучению построена на принципах, соблюдение которых поддержит данный процесс. К ним относятся: принцип системности, предусматривающий учет потенциала обучаемых педагогов, возможностей их самообразовательной деятельности; принцип последовательности, предполагающий развитие профессиональных качеств педагогов с учетом познавательных способностей; принцип модульности, предусматривающий разделение материала для обучения на модули, предоставляющий возможность самотестирования по индивидуальному выбору разделов и тем для обучения; принцип развития творческой активности, непосредственно связанный с самостоятельностью, инициативностью, желанием творческих поисков, стремлением к обучению, познанию нового; принцип самореализации, который повышает уровень познавательной и профессиональной мотивации педагогов.
Содержательный блок модели основан на общей профессиональной подготовке учителей информатики и ИКТ. Педагог в процессе самотестирования должен получить знания, умения, профессионально-значимые навыки. Учитель определит свой уровень знаний в основных разделах информатики и ИКТ: аппаратное и программное обеспечение компьютера; компьютерные телекоммуникации, информационные технологии, структурное и объектно-ориентированное программирование, компьютерное моделирование.
Организационный блок показывает важность применения интерактивных технологий, которые позволят так организовывать процесс самотестирования, так чтобы он способствовал формированию интереса не только к учебному процессу для профессиональной деятельности, а способность к обучению в течение всей своей педагогической деятельности, к видению своей будущей индивидуальной траектории обучения.
При моделировании процесса формирования готовности учителей информатики и ИКТ к проведению самотестирования, определения точки необходимости повышения квалификации и вследствие чего готовности педагогов к обучению использовались следующие инновационные технологии: технология работы с алгоритмическими предписаниями, информационная мультимедийная технология, исследовательская аналитическая технология, технология модульно-рейтинговой организации обучения.
Результативный блок анализирует критерии сформированности готовности педагогов к обучению. Это, во-первых, мотивационный, предполагающий наличие положительных мотивов обучения; во-вторых, когнитивный, включающий сформированность системы знаний об обучении в течение всей своей педагогической деятельности; в-третьих, деятельностный – овладение комплексом профессионально-значимых умений и компетенций, наличие личностных и профессиональных качеств педагогов; в-четвертых, рефлексивный – сформированность умений самооценивания, способностей к профессиональному самообразованию и самосовершенствованию, необходимых при обучении в течение всей своей педагогической деятельности.
Заключение
Предлагаемая педагогическая модель обучения процессу самотестирования учителей информатики и ИКТ, определения точки необходимости повышения квалификации и вследствие чего готовности педагогов к самообразованию, совершенствованию знаний, умений и профессиональных компетентностей – это многосторонняя и многоуровневая система со сложным взаимодействием педагогов с учебной информацией.
По мнению В.Г. Панова, самообразование – «целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематичных знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни» [4]. Результатом внедрения данной педагогической модели является высокий уровень сформированной готовности педагогов к обучению и самообразованию для развития своих профессиональных компетентностей.
«В условиях научно-технической революции широкое развитие получили системы образования взрослых и повышения квалификации. Самообразование – составная часть системы непрерывного образования – выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации, переподготовки специалистов» [4].
Наше исследование ориентировано на то, чтобы учителя информатики и ИКТ определили свой уровень знаний и профессиональных компетентностей средствами самотестирования; выявили периоды необходимости повышения своей квалификации. Оно учитывает необходимость построения обучения на личностно-ориентированном подходе, который создает благоприятную обучающую среду для формирования системы знаний педагогов. В условиях такой среды учитель осознает обучение как индивидуальный процесс, как деятельностный, когнитивный и творческий подход овладения системой знаний предметной области информатики, развивает свои профессиональные компетенции.
Результаты исследования расширяют знания о методическом потенциале обучения процессу самотестирования, как эффективного механизма определения необходимости повышения квалификации и развития профессиональной компетентности учителей информатики и ИКТ.
Библиографическая ссылка
Титкин Д.А. РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ПРОЦЕССУ САМОТЕСТИРОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25249 (дата обращения: 21.11.2024).