Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ПРОЦЕССУ САМОТЕСТИРОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Титкин Д.А. 1, 2
1 ООО «НетКор»
2 ТГПУ им. Л.Н. Толстого
Информатика является одной из наиболее динамично развивающихся наук, в связи с этим существует необходимость для учителей информатики и ИКТ постоянно развивать свои профессиональные компетенции. Процесс самотестирования педагогов является лучшим механизмом определения уровня системы знаний, умений, навыков и профессионально-значимых качеств учителя. Однако в научной литературе недостаточно исследований, посвященных изучению использования процесса самотестирования для определения необходимости повышения квалификации и развития профессиональной компетентности педагогов. В данном исследовании, во-первых, был определен компонентный состав компетенций учителей информатики и ИКТ, во-вторых, разработана педагогическая модель обучения процессу самотестирования педагогов для развития профессиональной компетентности, в-третьих, модель научно обоснована и приведен анализ её качественных результатов. Результаты исследования расширяют знания о методическом потенциале обучения процессу самотестирования, как эффективного механизма определения необходимости повышения квалификации и развития профессиональной компетентности учителей информатики и ИКТ.
педагогическая модель
самотестирование
самоконтроль
учителя информатики и икт
профессиональная компетентность
1. Педагогический терминологический словарь. Словари и энциклопедии на академике. URL:http://pedagogical_dictionary.academic.ru/2093/Непрерывное_образование.
2. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 N 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 N 35263). [Электронный ресурс]. URL:http://www.fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf.
3. Психологический словарь / под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.: Политиздат, 1990. – 354 с.
4.Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.Г. Панова. – М: Большая Российская Энциклопедия, 1993. – С. 307.
5. Страхов В.И. Психологическая мозаика: проблемы внимания. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. – 300 с.

Совершенствование профессиональной компетентности – процесс постоянный, который продолжается в течение всей педагогической деятельности. В современном мире идут процессы глобализации и интеграции, стимулирующие образовательные реформы, главной задачей которых является повысить готовность педагогов к обучению, совершенствованию знаний, умений и профессиональных компетенций.

Очень важно создать условия для формирования у педагогов интереса не только к учебному процессу в профессиональной деятельности, но и готовности к обучению в течение всей своей педагогической деятельности. В связи с этим процессы самоконтроля и самотестирования педагогов в современной системе образования становятся важнейшим компонентом и необходимым условием формирования компетентного специалиста.

А.В. Петровский определяет самоконтроль как «осознание и оценку субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованием общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс» [3]. В.И. Страхов считает, что «самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов» [5].

Цель исследования: показать формирование готовности учителей к проведению самоконтроля и самотестирования: определения точки необходимости повышения квалификации и вследствие чего готовности педагогов к обучению, совершенствованию знаний, умений и профессиональных компетенций. В исследовании предложена педагогическая модель обучения процессу самотестирования учителей информатики и ИКТ на примере владения ими традиционно сложных разделов информатики. Данная модель учитывает все современные требования профессионального образования.

Материалы и методы

В приказе Миобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» [2] отмечено, что у педагога «должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции». Таким образом, учителя должны быть готовы к совершенствованию своих профессиональных знаний в течение всей своей педагогической деятельности. «Непрерывное образование как педагогическая система –это совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости» [1]. Однако для определения периодов необходимости развития профессиональной компетентности и повышения квалификации педагогов нужен четкий механизм, каким и является самотестирование учителей.

Проблема формирования готовности к обучению педагогов в течение всей своей педагогической деятельности будет успешно решена при реализации следующих организационно-педагогических условий: формирование готовности учителей к проведению самотестирования, определения периодов необходимости повышения квалификации в едином образовательном пространстве с использованием интерактивных технологий, формирования готовности к углублению и расширению профессионального образования; интеграции самообразовательной и исследовательской деятельности педагогов.

Результаты исследования

Мы предлагаем педагогическую модель обучения процессу самотестирования учителей информатики и ИКТ для развития их профессиональной компетентности. Представим схематически данную модель для определения уровня развития своих знаний, умений, профессионально-значимых навыков, определения точки необходимости повышения квалификации и вследствие чего готовности педагогов к обучению для развития профессиональной компетентности (схема).

Педагогическая модель обучения процессу самотестирования учителей информатики и ИКТ для развития их профессиональной компетентности

Структура данной модели включает в себя четыре блока: научно-теоретический, содержательный, организационный, результативный.

Научно-теоретический блок включает в себя цель, задачи и основополагающие принципы исследования.

Основная цель исследуемого процесса – формирование готовности учителей к проведению самотестирования, определения точки необходимости повышения квалификации и вследствие чего готовности педагогов к обучению, совершенствованию знаний, умений и профессиональных компетентностей.

Данная цель характеризуется следующими задачами:

- мотивационные (формирование положительных мотивов для повышения квалификации);

- познавательные (формирование знаний и профессиональных компетентностей);

- деятельностные (формирование готовности педагогов к обучению, совершенствованию знаний и умений);

- личностные (формирование профессионально-значимых личностных качеств педагогов);

- рефлексивные (формирование готовности педагогов к проведению самотестирования и определение уровня своих профессиональных знаний).

Организация работы по формированию готовности педагогов к проведению самотестирования, определения точки необходимости повышения квалификации и вследствие чего готовности педагогов к обучению построена на принципах, соблюдение которых поддержит данный процесс. К ним относятся: принцип системности, предусматривающий учет потенциала обучаемых педагогов, возможностей их самообразовательной деятельности; принцип последовательности, предполагающий развитие профессиональных качеств педагогов с учетом познавательных способностей; принцип модульности, предусматривающий разделение материала для обучения на модули, предоставляющий возможность самотестирования по индивидуальному выбору разделов и тем для обучения; принцип развития творческой активности, непосредственно связанный с самостоятельностью, инициативностью, желанием творческих поисков, стремлением к обучению, познанию нового; принцип самореализации, который повышает уровень познавательной и профессиональной мотивации педагогов.

Содержательный блок модели основан на общей профессиональной подготовке учителей информатики и ИКТ. Педагог в процессе самотестирования должен получить знания, умения, профессионально-значимые навыки. Учитель определит свой уровень знаний в основных разделах информатики и ИКТ: аппаратное и программное обеспечение компьютера; компьютерные телекоммуникации, информационные технологии, структурное и объектно-ориентированное программирование, компьютерное моделирование.

Организационный блок показывает важность применения интерактивных технологий, которые позволят так организовывать процесс самотестирования, так чтобы он способствовал формированию интереса не только к учебному процессу для профессиональной деятельности, а способность к обучению в течение всей своей педагогической деятельности, к видению своей будущей индивидуальной траектории обучения.

При моделировании процесса формирования готовности учителей информатики и ИКТ к проведению самотестирования, определения точки необходимости повышения квалификации и вследствие чего готовности педагогов к обучению использовались следующие инновационные технологии: технология работы с алгоритмическими предписаниями, информационная мультимедийная технология, исследовательская аналитическая технология, технология модульно-рейтинговой организации обучения.

Результативный блок анализирует критерии сформированности готовности педагогов к обучению. Это, во-первых, мотивационный, предполагающий наличие положительных мотивов обучения; во-вторых, когнитивный, включающий сформированность системы знаний об обучении в течение всей своей педагогической деятельности; в-третьих, деятельностный – овладение комплексом профессионально-значимых умений и компетенций, наличие личностных и профессиональных качеств педагогов; в-четвертых, рефлексивный – сформированность умений самооценивания, способностей к профессиональному самообразованию и самосовершенствованию, необходимых при обучении в течение всей своей педагогической деятельности.

Заключение

Предлагаемая педагогическая модель обучения процессу самотестирования учителей информатики и ИКТ, определения точки необходимости повышения квалификации и вследствие чего готовности педагогов к самообразованию, совершенствованию знаний, умений и профессиональных компетентностей – это многосторонняя и многоуровневая система со сложным взаимодействием педагогов с учебной информацией.

По мнению В.Г. Панова, самообразование – «целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематичных знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни» [4]. Результатом внедрения данной педагогической модели является высокий уровень сформированной готовности педагогов к обучению и самообразованию для развития своих профессиональных компетентностей.

«В условиях научно-технической революции широкое развитие получили системы образования взрослых и повышения квалификации. Самообразование – составная часть системы непрерывного образования выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации, переподготовки специалистов» [4].

Наше исследование ориентировано на то, чтобы учителя информатики и ИКТ определили свой уровень знаний и профессиональных компетентностей средствами самотестирования; выявили периоды необходимости повышения своей квалификации. Оно учитывает необходимость построения обучения на личностно-ориентированном подходе, который создает благоприятную обучающую среду для формирования системы знаний педагогов. В условиях такой среды учитель осознает обучение как индивидуальный процесс, как деятельностный, когнитивный и творческий подход овладения системой знаний предметной области информатики, развивает свои профессиональные компетенции.

Результаты исследования расширяют знания о методическом потенциале обучения процессу самотестирования, как эффективного механизма определения необходимости повышения квалификации и развития профессиональной компетентности учителей информатики и ИКТ.


Библиографическая ссылка

Титкин Д.А. РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ПРОЦЕССУ САМОТЕСТИРОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25249 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674