Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕСТ-ФРЕЙМИРОВАННАЯ СФЕРА ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Колетвинова Н.Д. 1 Бичурина С.У. 1
1 ФГАОУ ВПО «Казанский федеральный университет»
Модернизация современного образования требует переосмысления образовательных парадигм, компетентностных подходов, установок обучения. В этом плане проблематика оценивания уровня профессиональной подготовки студентов приобретает качественно новые черты и рассматривается в ракурсе развития современной конкурентоспособной личности. Статья посвящена актуальной для современного образования проблеме - использованию фреймов профессионально ориентированного тестирования для оценивания уровня профессиональной подготовки студентов. В ней содержатся отдельные элементы использования фреймов в контексте развития профессиональной коммуникативной компетенции студентов-педагогов. В статье представлены фрагменты практико-ориентированной учебной деятельности с использованием тест-фреймов, экспериментальные данные получения позитивной результативности их использования. Тесты рассматриваются не только с позиции контроля, но и с позиции развития интеллектуальных способностей студентов, коммуникативно-когнитивных и интегративно-коммуникативных компетенций. Тест-фреймы помогают активизировать процесс профессиональной подготовки студентов и повысить его качество.
моделирование
тест-фреймы
профессиональные коммуникативные компетенции
подготовка студентов
1. Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов : учебное пособие студентов пединститутов. – Казань, 1992. – 108 с.
2. Игровое моделирование: методология и практика. – Новосибирск : Изд-во НГУ, 1996. – 231 с.
3. Колетвинова Н.Д. Система формирования профессиональной компетентности студентов педвузов. – Казань : Изд-во Казанского университета, 2004. – 183 с.
4. Колетвинова Н.Д. Использование тест-фреймов как важного показателя уровня профессиональной подготовленности студентов педагогических вузов // Психологическая наука и образование. – 2004. - № 3.
5. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / под ред. Ю.В. Кулюткова, Т.С. Суховской. – М. : Педагогика, 1981. – 110 с.
6. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка). - М. : Просвещение, 1991. — 223 с.
7. Gromova С.R., Bichurina S.U. Peculiarities of self-categorization and sociocultural orientation of future teachers’ elementary school. - Procedia - Social and Behavioral Sciences 191 (2015) 1718 – 1722.

Пути интенсификации профессиональной направленности обучения студентов требуют специального рассмотрения выбора наиболее эффективного варианта реализации принципа оценивания профессиональной коммуникативной подготовки студентов.

За отправную точку в определении сущности профессионального общения было принято положение о том, что каждая сфера деятельности обладает своим речевым оформлением. В соответствии с этим определяется характер.

При установлении их приоритетных показателей предпочтение отдавалось определению тематического минимума по сферам профессионального общения, выбору уровня лексической наполняемости всех возможных ситуаций общения, грамматических и синтаксических моделей (Скалкин, 1991).

Исходя из этого, наиболее соответствующей единицей общения для формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов целесообразно считать дискурс. Именно дискурс как многоуровневый процесс позволяет отработать профессиональные виды речевой деятельности начиная с простейшего речевого акта до адекватного речевого оформления целостного профессионально ориентированного события.

Развитие динамических стереотипов владения профессиональной коммуникативной компетенцией носит ступенчатый характер, что позволяет студентам на основе тестирования ситуативно обусловленных видов профессиональной речевой деятельности отработку знаний как по русскому языку в целом, так и по языку специальности.

Рассматривая специализированные тесты как информационно-содержательную суть дискурса, необходимо подчеркнуть, что они способствуют развитию творческой самостоятельности студентов, тем самым усиливая взаимодействие когнитивного и коммуникативного начала в обучении.

В настоящее время контрольно-оценочная функция вузовского обуче­ния пополняется новыми формами, среди которых тестам отводится приори­тетная роль. Однако в процессе формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов их использование имеет специфические черты. Тесты являются не только средством контроля, но и направлены на развитие интел­лектуальных способностей студентов, коммуникативно-когнитивных и инте­гративно-коммуникативных умений и навыков. Поэтому, на наш взгляд, наи­более эффективной формой тестирования являются фреймы.

Поскольку фрейму соответствуют такие понятия, как ассоциативные связи, семантическое поле, то в процессе формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов на занятиях по русскому языку и риторике под фреймом понимаются определенные формы и виды деятельности фраг­ментарного характера, используемые на начальном этапе обучения. Фрейм в процессе обучения можно представить в виде ситуации, включающей в себя частотно значимые единицы общения. Каждый фрейм представляет собой фрагментарные акты профессиональной коммуникативной компетенции, поэтому на ос­нове фреймированного обучения можно составлять специальные тест-­фреймы, которые позволяют активизировать полученные в процессе профессионально ориентированного обучения знания и осуществить контрольно-оценочную функцию уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции. Выбор тест-фреймов зависит от определенных критериев ­функциональной, проблемной направленности фрейма, его содержательной насыщенности.

Критерий функциональной направленности позволяет, на наш взгляд, отработать умения целеполагания обучающего интеллектуального общения, отработать аналитический, проективный и игровой характер ситуаций профессионального общения. Критерий проблемной направленности позволяет в ходе моделирования ситуаций профессионального общения найти способ решения поставленных проблем, развивать у студентов творческое отношение к профессиональной деятельности.

Критерий содержательной насыщенности позволяет отработать кон­кретные наиболее употребительные виды профессиональной коммуникатив­ной деятельности с ее адекватным речевым оформлением.

Следует подчеркнуть, что использование тест-фреймов позволяет опре­делить уровень отработанности как содержательного речевого наполнения вы­полняемых действий, так и необходимых функций взаимодействия учителя и учащихся (информационных, диагностических, стимулирующих, оценочных). Причем использование тест-фреймов позволяет закрепить у студентов такую необходимую черту межличностного общения, как рефлексивность, которая позволяет на основе активного взаимодействия общающихся сторон формиро­вать познавательную самостоятельность и творческий поиск обучающихся. По­этому тест-фреймы можно рассматривать в качестве наиболее эффективной формы контроля за уровнем развития умения профессионального общения с адекватным речевым оформлением. Результативность применения тест-фреймов заключается и в том, что ответ будет заключаться не в конструктировании от­дельных профессионально значимых речевых актов, а в потоке речи, в результате ситуативно обусловленных коммуникативных действий. Этому способст­вует такая их характерная особенность, как разнообразие типов: имитативных, подстановочных, трансформационных, репродуктивных и др. Каждый из типов имеет свою целевую нагрузку, свою сферу общения, свое речевое оформление.

В нашей экспериментальной работе апробировались тест-фреймы, по­строенные на моделировании определенных видов профессиональной рече­вой деятельности. Каждый тест-фрейм отражает уровень владения опреде­ленным видом речи: описанием, повествованием, рассуждением.

Основная их направленность в аспекте определения уровня профессио­нальной подготовленности студентов представлена в таблице 1.

Таблица 1

Определение уровня профессио­нальной подготовленности студентов 

№№ п/п

Типы тест- фреймов

Целевая установка

Критерии выполнения

Речевые средства оформления

Формируемые коммуникативные умения Коммуникативные констатированные, информативно-коммуникативные умения

1

Тест-фрейм фрагмента уроков подстановочного характера

Определить

уровень отработанной функции взаимодействия учителя и учащихся (информационные, диагностические стимулирующие, оценочные)

Уместное            и

правильное использование предлагаемых словосочетаний в процессе построения фрагментов урока

Существительные со значением отношения, состояния, процесса. Глаголы реляционного действия.

Словосочетания со

значением способа

или средства осуще­ствления. Специальные устойчивые словосочетания

2

Тест-фрейм

фрагмента урока трансферционного характера

Определить

уровень сфор-

мированности   построения фрагментов

урока в контексте требований его логической и грамматической структуры

Умение трансформировать текст,

выделяя в

нем информативно-коммуникативную направленность

 

Полноструктурность языкового выражения. Глаголы общерезультативного реляционного

действия. Логически последовательное построение высказываний с чётким выделением главной мысли

Коммуникативно-контактированные коммуникативно-побудительные умения

3

Тест-фрейм фрагмента урока репродуктивного характера

Определить ...

уровень самостоятельного составления фрагментов лекции с учетом адресной аудитории

Умение самостоятельно воспроизвести фрагмент лекции разножанровой направленности

Речевые средства

актуализации внимания. Широкое использование речевых средств, ясность, доступность изложения

Коммуникатив­но-стимулирую­щие, коммуника­тивно-контактированные, коммуникативно- когнитивные

умения

4

Тест-фрейм фрагмента урока творческой непрофессиональной направленности

Определить

умения составить

проблемную лекцию на

основе использования дополнительного материала

Умение использовать

вспомогательный материал, уместно включать его в речевое построение

урока

Высокая степень речевой насыщенности, логически последовательное построение предложений повествовательно-

побудительной направленности. Использование эмоционально-оценочных конструкций, индивидуализированных средств общения

Информативно-коммуникатив­ные, когнитивно­коммуникатив­ные, интегративно-коммуни­кативные умения

 

5

Тест-фрейм фрагмента урока усложненного характера

Определить уровень владения адекватным речевым оформлением разнообразных

ситуаций про- фессиональной деятельности

Умение моделировать разнообразные и разнохарактерные стороны профессиональной деятельности

Использование разнообразия речевых средств ситуативно обусловленного характера,

средств профессионального общения

Коммуникатив­но-контактиро­ванные, коммуникатив­но-побудительные, коммуникативно-организационные умения

6

Тест-фреймы моделирования речевой интеллектуальной деятельности

Определить уровень владения речевой

деятельностью, направленной на развитие умений учитывать знания, интересы, характеристики личности и социальные роли учащихся

Умение использовать различные

средства речевого

оформления интеллектуального вида деятельности, коллективной

и индивидуальной формы организации обучения

Использование как

простых, так и сложных синтаксических конструкций научного и нейтрального стиля с целевой наследственной связью. Использование форм скрытого и от-

крытого диалога,

оценочных средств

общения, средств речевого этикета конвенциональной на­правленности

Коммуникатив­но-когнитивные, коммуникативно-координационные, комму­никативно- констатированные, коммуникатив­но-интеграцион­ные умения

 

В качестве примера можно привести наиболее характерные для развития профессиональной коммуникативной компетенции тест-фреймы.

Тест-фреймы моделирования речевой деятельности в форме пове­ствования

Тест-фрейм, направленный на моделирование фрагментов подстановочного характера

  1. Вставьте в текст пропущенные термины, определите их грамматиче­ские категории. Установите, в каких классах изучаются темы «закон сохра­нения импульса» («Тождественные преобразования выражений»). Преобра­зуйте текст во фрагмент урока в жанре повествования и воспроизведите его.
  2. Включите в текст подходящие по смыслу глаголы. Какую жанрово-стилевую черту они вносят в жанр повествования? Составьте с этими глаго­лами образцы дефиниции, используя материал школьного учебника. На основе этого материала постройте фрагмент лекции-повествования.
  3. Вставьте в данный образец подходящие по смыслу предложения, дополняющие повествование. Какие теоретические сведения содержатся в тексте? Можно ли на его основе установить интеграционные связи с другими предметами? Составьте фрагмент урока с использованием реализации интеграционных ­связей. Воспроизведите его с учетом разнообразных ситуаций общения: урок, внеклассное мероприятие и т.д.
  4. Продолжите данный текст своими примерами. Какие учебные задания по физике и по русскому языку, по математике и по русскому языку позволяют продолжить этот текст? Используя интеграционные связи, постройте фрагмент урока на тему «Единицы измерения длины и времени» в 8 классе.
  5. Подставьте в тексты на тему «Термоэлектронная эмиссия» («График линейной функции») предложения, проводящие реализацию интеграционных связей с различными предметами (физикой, химией, черчением и др.). Со­ставьте фрагмент урока на заданные темы и проведите его.

Тест-фрейм, направленный на моделирование разнообразных видов ре­чевой деятельности профессиональной направленности

Данная работа направлена на развитие коммуникативных компетенций определения и речевого оформление главной мысли текста и способов его связи. При выполнении таких заданий студенты опираются на вспомогательный материал, включающий в себя образцы предложений, отражающих тему разнообразных текстов. («Как определить положение тела в пространстве», «Точкой отсчета могут служить Земля, Солнце, звезды» и др.)

  1. Подберите материал к уроку на тему «Кинетическое движение» в 9 классе с высоким уровнем подготовки по физике и в классе с удовлетвори­тельным уровнем подготовки. Подберите материал к уроку на тему «Внесе­ние общего множителя» по математике для класса с высоким уровнем подготовки и для класса с удовлетворительным уровнем подготовки. Какой форме урока вы отдадите предпочтение: проблемной лекции, лекции повествова­тельного характера? Обоснуйте свой выбор. Постройте фрагменты уроков для учащихся с разным уровнем подготовки.
  2. Из приведенных в учебнике заданий по теме «Закон сохранения энергии» в З классе отберите те высказывания, которые относятся к повест­вовательному и описательному видам речевой деятельности. Из приведенных в учебнике заданий к теме «Сумма и разность многочленов» отберите выска­зывания, относящиеся к повествованию и описанию. Дополните эти задания, расширив их содержательную сферу. Постройте и проведите фрагменты уроков в разных жанрах.
  3. Из учебников физики и математики выделите задания, требующие индивидуального и коллективного выполнения. Какие речевые средства вы будете использовать при проведении индивидуальной работы, при проведе­нии коллективной работы в классе? Дайте характеристику используемым ре­чевым средствам. Проведите фрагменты уроков, включив в них эти задания.

Тест-фреймы, направленные на моделирование урока-лекции в форме рассуждения

Тест-фрейм моделирования подстановочного характера

  1. Выделите в тексте проблемный материал, дополните его и самостоятельно сформулируйте проблему обучающего характера. Поставьте её перед слушателями в форме фрагмента проблемной лекции.
  2. Вставьте в текст пропущенные термины. Какую проблему и тематику они вам подсказывают? Сформулируйте их адекватными речевыми средствами. Обоснуйте свой выбор. Постройте фрагмент проблемной лекции, содержащий тезис того или иного положения. Воспроизведите его в устной форме.
  3. Дополните данный образец на тему «Системы уравнений с двумя не­известными» («Экспериментальное доказательство существования стацио­нарных состояний») подходящими по смыслу рассуждениями. Как изменился характер текста? Приобрел ли он адресную направленность? На какую ауди­торию он рассчитан? Используйте данный материал при построении фраг­мента проблемной лекции в 10 классе. Воспроизведите фрагмент, включаю­щий в себя доказательство закономерностей тех или иных явлений.
  4. В текст «Химическое действие света» («Определение евклидова про­странства») включите материал по реализации интеграционных связей. Как можно, осуществляя интеграционные связи, построить рассуждение про­блемного характера для учащихся 10 класса? Найдите в тексте смысловые опоры для выведения интеграционных связей. Включите их во фрагмент проблемной лекции. Воспроизведите его в устной форме.

Тест-фрейм, направленный на моделирование распределительного и сопоставительного характера

  1. Выберите в тексте рассуждения индуктивного характера. Самостоятельно составьте подобное рассуждение. Используйте его во фрагменте урока.
  2. Выберите в тексте рассуждения дедуктивного характера. Составьте подобное рассуждение. Составьте рассуждения индуктивного и дедуктивно­го характера. От каких условий зависит использование того или иного метода обучения?
  3. 3. Определите тему, жанр и речевые особенности данного текста. Пе­редайте его содержание в форме фрагмента урока проблемного характера. Включите в него сопоставление разнообразных явлений.
  4. Используя текст «Криволинейное движение» или текст «Проводи­мость многочленов над полем рациональных чисел», постройте фрагмент урока, в который вошли бы выводы и обобщения.
  5. Выберите в тексте «Элементы теории относительности» или в тексте «Разложение многочленов на неприводимые множители» предложения, со­держащие основную мысль, определите в них логическую и грамматическую категории. На основе используемого материала постройте фрагмент про­блемного урока.
  6. Определите смысловую значимость указанных абзацев. Проследите ход рассуждений в этих предложениях. Составьте задания поискового харак­тера для 10 класса. Включите их во фрагмент урока проблемного характера.

Тест-фрейм, направленный на моделирование профессиональной речевой деятельности усложненного характера

Усложненный характер фреймов в данном моделировании обусловлен, на наш взгляд, широким разнообразием ситуаций профессиональной деятель­ности, на основе которых возникает необходимость речевого оформления раз­нотипных и разнохарактерных сторон профессиональной деятельности.

  1. Опираясь на разнообразные речевые средства, сконструируйте фраг­мент урока с использованием вопросов проблемного характера.
  2. Подготовьте модель фрагмента лекции, выразив доказательства рассуждения разными языковыми средствами. Какие из этих доказательств можно использовать в ученической аудитории, в вузовской аудитории?
  3. Постройте фрагмент урока, включив в него сопоставление разнород­ных явлений. Используйте разнообразные языковые средства, соответст­вующие школьной аудитории.

Тест-фрейм, направленный на моделирование речевой деятельности, способствующей развитию умений учитывать знания, интересы, личность и социальную роль. школьников

  1. Вам необходимо построить модель фрагмента урока проблемного характера. Тема урока предлагается на выбор. Какой материал, вызывающий интерес учащихся к вашему предмету, вы отберете? Обоснуйте свой выбор
  2. Составьте модель монологического высказывания на одну и ту же тему для лекции на факультативном занятии, для лекции на уроке, для позна­вательного вечера по физике. Объясните использование различных средств речевого оформления в зависимости от ситуации общения.
  3. Сконструируйте модель фрагмента практического занятия с зада­ниями, направленными на реализацию коллективной и индивидуальной фор­мы организации обучения. Какие средства сопровождающего общения вы использовали в каждом конкретном случае? Обоснуйте свой выбор.
  4. Трансформируйте данные тексты в модель фрагмента урока, исполь­зуя соответствующие языковые средства с учетом аудитории учащихся раз­ных классов, студентов. Обоснуйте свой выбор речевого оформления.
  5. Сконструируйте модель фрагмента урока-диспута на начальной ста­дии проведения с использованием ситуативно обусловленных средств обще­ния. Обоснуйте целесообразность их использования.

Кроме моделирования разнообразных фрагментов профессиональной речевой деятельности, на начальном этапе обучения студентов используются и коммуникативные задания, направленные на вербальное и невербальное общение.

  1. Поднимите сигнальные карточки при ответе на вопрос, специальные или общенаучные термины используются в речи?
  2. Поднимите руку, когда услышите текст школьного учебника.
  3. Определите, к какому жанру относится прочитанный текст. Подни­мите сигнальные карточки.
  4. Назовите пропущенный термин.
  5. Перечислите открытия, явления, которые используются в данном повествовании.
  6. 6. Запишите языком символов специальную информацию, представленную вербально. Выполните то же задание в обратном порядке.
  7. Быстро составьте график затухающих колебаний.
  8. Дайте его словесное описание.
  9. Разделите фразы на сигналы согласно поставленной задаче.
  10. Найдите расхождения в речевом оформлении между рассуждением на уроке в школе и на занятии в вузе.

Использование в эксперименте тест-фреймов, построенных на моделировании фрагментов профессиональной коммуникационной деятельности, позволяет сформировать и выявить динамику развития коммуникативных компетенций студентов физико-математических факультетов педвузов. Студенты экспериментальной группы более оперативно ориентировались в целесообразности и ситуативной обусловленности применения видов речевой деятельности по сравнению со студентами контрольной труппы, где занятия проводились по традиционной методике, это нашло подтверждение в статистической обработке результатов эксперимента по методике Колмого­рова-Смирнова.

Таблица 2

Сравнительные результаты динамики формирования профессиональных коммуникативных качеств у студентов экспериментальных (f1) и контрольных (F2) групп

№№

интервалов

Группы 1э и 1к

Группы 2э и 2к

f1

F2

∑f1

∑f2

S1

S2

S2 - S1

f1

F2

∑f1

∑f2

S1

S2

S2 -S1

1

0

1

0

1

0

0,033

0,033

0

0

0

0

0

0

0

2

0

4

0

5

0

0,167

0,167

1

1

1

1

0,033

0,033

0

3

5

6

5

11

0,167

0,367

0,2

0

3

1

4

0,033

0,133

0,1

4

5

12

10

23

0,033

0,767

0,434

3

9

4

13

0,133

0,433

0,3

5

10

5

20

28

0,667

0,933

0,266

10

15

14

28

0,467

0,933

0,466

6

7

2

27

30

0,9

1

0,1

9

2

23

30

0,767

1

0,233

7

1

0

28

30

0,933

1

0,067

6

0

29

30

0,967

1

0,033

8

2

0

30

30

1

1

0

1

0

30

30

1

1

0

 

T3 =0,434 W1a =0,300 T3 >W1-A

T3 =0,466 W1-a =0,300 T3 >W1-a

 

Из таблицы 2 следует, что критерий Колмогорова-Смирнова ТЗ больше критического значения критерия Колмогорова-Смирнова W1-а. Поэтому зна­чение баллов в экспериментальных группах стохастически больше значений баллов в контрольных группах.

Качественный анализ и статистическая обработка результатов эксперимента подтвердили, что использование тест-фреймов как фактора определения уровня профессиональной подготовленности студентов физико-математических факультетов педвузов подтверждает правомерность разрабо­танной системы формирования профессиональной компетентности студентов в процессе обучения предметам языкового цикла.

Использование фреймов в аспекте тестирования также позволяет про­водить контрольные срезы знаний многоуровневого плана, так как один и тот же тест-фрейм несет полифункциональную нагрузку. Это даёт возможность оценить уровень владения студентами не отдельными, а комплексными коммуникативными компетенциями готовности студентов, что играет важную роль в процессе развития профессиональной коммуникативной компетенции.

Система специальных коммуникативных заданий на основе использования тест-фреймов способствует развитию профессиональной коммуникативной компетенции студентов.


Библиографическая ссылка

Колетвинова Н.Д., Бичурина С.У. ТЕСТ-ФРЕЙМИРОВАННАЯ СФЕРА ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25244 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674