Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ПРОБЛЕМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА

Гончаренко Ю.В. 1 Петровская М.В. 1
1 Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
В теоретико-прикладных исследованиях по военной педагогике и военной психологии отмечается, что военно-профессиональная деятельность, в том числе в условиях военного вуза, имеет ряд специфических особенностей и осложнена множеством негативных факторов, которые провоцируют высокие эмоциональные нагрузки к личности преподавателя. Изучение специфики объекта настоящего исследования, анализ имеющихся работ по данной проблематике позволяют констатировать малоизученность феномена эмоционального выгорания у преподавателя военного вуза. За пределами должного исследования остаются социальные и личностные аспекты системного изучения и решения данной проблемы, нуждающиеся в разработке содержательного и технологического обеспечения процесса профилактики, преодоления эмоционального выгорания у данной категории специалистов. В статье поднимается проблема исследования эмоционального выгорания преподавателей военных вузов с точки зрения насущности решения социальных и личностных задач.
эмоциональное выгорание
преподаватели военных вузов
профессиональные деформации
1. Агапова М.В. Социальные аспекты эмоционального выгорания и самоактуализации линости: автореф. дис. … канд.психол.наук. – Ярославль, 2004. – 22 с.
2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. – М.: Издательство АСТ, 2009. – 472 с.
4. Бойко В.В. Психоэнергетика. – СПб.: Питер, 2008. – 416 с.
5. Воробьева М.А. Психолого-педагогические условия преодоления синдрома эмоционального выгорания: дис…канд.психол.наук. – Екатеринбург, 2008. – 230 с.
6. Орел В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: дис… д-ра психол. наук. – Ярославль, 2005. – 608 с.
7. Петровская М.В., Гончаренко Ю.В. Психологическая культура преподавателя военного вуза как условие профилактики эмоционального выгорания // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-20. – С.4528-4532.
8. Умняшкина С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): дис. … канд. психол. наук. – Томск, 2001. – 162с.
9. Черникова Т.В. Управление развитием образовательного учреждения: учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 304 с.
10. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter V.P. Job burnout / Annual review of psychology.2001. – Vol. 52. – P. 397-422.

Многочисленные психологические исследования теоретического и практического характера позволяют говорить о наличии взаимосвязи: с одной стороны, особенности личности работника оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности; с другой стороны, само формирование человеческой личности происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием (К.А. Абульханова, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.М. Коровин, А.Г. Маклаков, Л.М. Митина, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.).

Мы разделяем точку зрения социологов, которые, обсуждая вопросы условий деятельности, утверждают, что «… безопасных профессий не существует, в каждой из них, на вид очень благополучной, существуют факторы, наносящие вред здоровью. Иными словами, каждому роду занятий, профессий и специальности соответствует, во-первых, свой набор вредных факторов, специфический для данной области; во-вторых, свой состав, букет профзаболеваний …» [2].

Профессия преподавателя военного вуза относится к разряду стрессогенных, требующих больших резервов самообладания и саморегуляции, одним из которых является эмоциональная устойчивость, необходимая для преодоления негативных изменений, в том числе и синдрома «эмоционального выгорания». В этой связи правомерно говорить именно о специфике военно-профессиональной деятельности преподавателя. Согласно мнению ряда ученых ее специфические особенности состоят в следующем: сложные условия военно-профессиональной деятельности офицера, наличие субординационных отношений, нестандартные социально-бытовые условия, необходимость повышения квалификации без отрыва от выполнения служебных обязанностей (А.Г. Караяни, В.М. Коровин, П.А. Корчемный, В.Б. Кочергин, А.Г. Маклаков, В.Л. Марищук, В.Г. Михайловский, М.В. Петровская, И.В. Сыромятников, Р.Р. Шарипов и др.).

Высокая моральная ответственность, обостренное чувство гражданственности, долга содержат в себе опасность тяжелых эмоциональных переживаний и вероятность возникновения эмоционального выгорания у преподавателей, работающих военном вузе. При этом приходится констатировать, что в научной литературе практически отсутствуют работы, затрагивающие вопросы изучения данной проблемы, по-прежнему недостаточно описаны симптомы их проявлений, факторы, механизмы их развития и функционирования, возможности психологического обеспечения (технологий, мероприятий, процедур) в решении задач профилактики, коррекции, преодоления эмоционального выгорания.

Не вызывает сомнения, что специфика профессиональной деятельности преподавателей военных вузов по своему содержанию, задачам, интенсивности предполагает повышенный риск формирования синдрома эмоционального выгорания и предъявляет особые требования к гибкости и динамизму поведения, личностному уровню регуляции деятельности.

Психическое напряжение многие ученые рассматривают в качестве начального этапа эмоционального выгорания (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, М.А. Воробьева, Н.В. Гришина, Г.Е. Леевик, В.Е. Орел, В.Л. Марищук, Т.В. Форманюк и др.). То есть, если человек отправляет сознательную активную деятельность на основе волевых актов, развивается эмоциональное напряжение как сигнальный процесс и регуляция функциональных резервов, преимущественно их мобилизация. Однако при чрезмерных по силе или астенических по окраске и направленности эмоциях может развиться состояние эмоциональной напряженности. Характерны в таком аспекте излишняя мотивация и самовозбуждение, очень сильный всплеск стенических эмоций, неоправданно высокая тревожность и др. В дальнейшем это может привести к эмоциональному выгоранию, особенно в классе так называемых «помогающих профессий» – воспитателей, учителей, социальных работников и т.п. Тогда ситуации профессионального, делового общения, отягощенные высокой ответственностью за людей, сопровождающиеся высокой эмоциональной и интеллектуальной напряженностью, становятся фактором риска выгорания работников [5].

Впервые синдром эмоционального выгорания описал Г. Фрейденбергер как истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей, вследствие чего снижается их эффективность в целях и действиях [9]. По мнению ученого, проявление синдрома «эмоционального сгорания» приводит к возникновению дегуманизации, агрессивности, пессимизма, тревожности и иных разрушающих личность состояний и качеств.

В частности, дегуманизация, как результат эмоционального выгорания преподавателя военного вуза будет проявляться:

- в пренебрежении к личности курсанта, коллеги как таковой, к другим общностям людей (нациям, расам, группам по религиозному, половому признаку);

- в обесценивании человеческой жизни;

- лояльном, порой позитивном отношении к насилию и т.п.

Следствием эмоционального выгорания также может стать неудовлетворенность профессией, утрата перспектив профессионального роста, а также разного рода деструкции личности. Однако можно утверждать, что проблема недопущения эмоционального выгорания и как следствия профессиональных деформаций преподавателей военных вузов сложна и все еще недостаточно исследована.

Эмоциональное истощение представляется как чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванной собственной работой. Суть такого выгорания проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном пресыщении. Зачастую возникает чувство исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек осознает, что не может больше отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием как раньше. То, что раньше вызывало радость, вызывает лишь равнодушие или даже отвращение. Этот компонент выгорания очень близок к тому, что наблюдается при остром или хроническом состоянии монотонии и психическом истощении. Деперсонализация, как синдром эмоционального выгорания, проявляется в искажении отношений с другими людьми, в равнодушном и даже негативном отношении к ним. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникают негативные установки, раздражение, цинизм, которые, прорываясь наружу, ведут к конфликтам.

Выгорание как синдром редукции профессиональных достижений может проявляться двояко: либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных успехов, либо в занижении собственного достоинства, своих способностей, возможностей, обязанностей по отношению к другим [10]; это снятие с себя ответственности и перекладывание ее на других.

Интересен опыт описания феномена выгорания в зарубежной литературе, в котором представлен ряд моделей «выгорания».

Так, в однофакторной модели (А.М. Pines, E.Ariston, 1988) главным структурным элементом эмоционального выгорания выступает истощение – физическое, эмоциональное, когнитивное, а остальные проявления дисгармонии поведения авторы считают следствием [5].

Соответственно в двухфакторной модели выгорания к истощению ученые добавляют проявления деперсонализации, т.е. синдром эмоционального выгорания будет иметь двухмерную конструкцию (D.V.Direndok, W.B.Scaufeli, X. Sixma, 1994) [5].

В настоящее время научно-практические основания исследования структурно-содержательных, функциональных, динамических, результативных характеристик и особенностей эмоционального выгорания личности, специалиста ведутся в рамках разработанной К. Маслач трехкомпонентной модели синдрома истощения физических и духовных сил [10].

Однако в отечественной психологии синдром эмоционального выгорания как самостоятельный феномен еще недостаточно изучен. В.Е. Орёл, указывая на высокую актуальность исследования настоящей проблемы, пишет: «… несмотря на большое количество эмпирических исследований, посвященных разным аспектам изучения выгорания, проблема далека от окончательного решения. Существует достаточно противоречивые взгляды на само определение выгорания, его структуру, механизмы возникновения и генезис. Недостаточно проработаны вопросы связи выгорания с различными подструктурами личности и влияния на них. Практически не изучен онтологический аспект анализа выгорания, связанный с его соотнесением с различными подструктурами личности и профессиональной деятельности» [6].

Изучение специфики объекта настоящего исследования, анализ имеющихся диссертационных работ по данной проблематике позволяют констатировать малоизученность феномена эмоционального выгорания у преподавателя военного вуза. За пределами должного исследования остаются социальные и личностные аспекты системного изучения и решения данной проблемы, нуждающиеся в разработке содержательно-технологического обеспечения процесса профилактики, преодоления эмоционального выгорания у данной категории специалистов.

Одним из первых отечественных исследователей, который целостно занялся проблемой выгорания, является В.В. Бойко [3, 4]. Ученый подчеркивает, что эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека в целом. В этом состоит его отличие от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется, согласно автору, органическими причинами – свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями. Он дает следующее определению синдрому: «Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [4]. Таким образом, само по себе выгорание, по мнению В.В. Бойко, можно считать конструктивным, а дисфункциональными – его следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с коллегами.

В исследовании мы придерживаемся следующей позиции на данную точку зрения. Если в качестве следствия эмоционального выгорания возможно обоснованно рассмотреть деперсонализацию и редуцирование личностных достижений, то начальный этап эмоционального выгорания – эмоциональное истощение, на наш взгляд, не вполне правомерно рассматривать в качестве конструктивного проявления. Это скорее пусковой механизм, порождающий по мере своего развития дисфункции в личности и деятельности преподавателя военного вуза. То есть, истощение преподавателя вряд ли можно рассматривать как механизм психологической защиты.

По мнению Т.В. Черниковой, эмоциональное выгорание – это один из видов нарушения эмоционального здоровья, как устойчивое, прогрессирующее, негативно окрашенное психологическое явление, которое характеризуется психоэмоциональным истощением, непродуктивным поведением на работе, потерей интереса к ней. Согласно ученому, к основным параметрам эмоционального выгорания следует отнести: психоэмоциональное истощение, личностное отдаление (отчуждение), высокую профессиональную мотивацию, зачастую нереализованную в продуктивной деятельности [9].

Как видно, данные параметры интегрируют личностный и социальный аспекты проблемы эмоционального выгорания.

Целостное представление о сути эмоционального выгорания представлено и в интерпретации М.В. Агаповой, которая показывает эмоциональное выгорание как «целостный симптомокомплекс, действие которого охватывает основные структурные уровни личности: личностный – изменение личностных черт; социально-психологический, отражающий изменение межличностных отношений; регулятивно-психологический, отражающий изменение эмпирическими исследованиями.

В ходе решения частных задач исследования была оценена степень развития синдрома выгорания у преподавателей одного из военных вузов. Для опроса была применена методика, разработанная на основе модели К. Маслач и С. Джексон, адаптированная к специфике деятельности преподавателей военных вузов. Результаты исследования показали, что уровень эмоционального истощения у 73 % опрошенных может быть оценен как высокий, у 19 % как средний и лишь у 8 % – как низкий. Респонденты указывали на ощущения эмоционального перенапряжения, усталости, опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Причем парадоксальным является тот факт, что эмоциональное истощение оказалось более свойственно преподавателям, находящимся в должности менее двух лет, в то время как пребывающие на должности более 5 лет продемонстрировали средний и низкий уровень истощения.

Уровень деперсонализации в среднем по выборке может быть охарактеризован как средний. У 11 % опрошенных зафиксирован высокий уровень деперсонализации, у 69 % – средний и у 20 % – низкий. При этом следует отметить, что такие признаки деперсонализации, как холодность, бездушие, цинизм, в большей степени характерны для преподавателей военно-специальных дисциплин по сравнению с преподавателями дисциплин общепрофессионального блока.

Низкий уровень редукции персональных достижений отмечен у 14% респондентов. Данная группа преподавателей указывает на снижение чувства собственной компетентности в работе, переживание недовольства собой, уменьшение ценности собственной деятельности. Средний уровень редукции личных достижений зафиксирован у 32% опрошенных, высокий – у 54 % респондентов. В ходе анализа была выявлена прямая зависимость – чем дольше преподаватель находится на занимаемой должности, тем ниже уровень редукции персональных достижений.

Наиболее сформированная структура эмоционального выгорания обнаружена у преподавателей военных вузов со стажем более 10 лет, наименьшая – у преподавателей со стажем менее 3 лет, хотя эти различия не являются статистически достоверными (таблица).

Сравнение сформированности структуры отдельных фаз эмоционального выгорания позволяет говорить о том, что независимо от стажа преподавания, наиболее сформированной является фаза резистенции.

Следует отметить, что сформированность практически всех симптомов и фаз эмоционального выгорания у преподавателей из числа военнослужащих выше, чем у преподавателей из числа гражданского персонала.

Показатели индексов когерентности, дифференцированности и организованности структуры синдрома эмоционального выгорания у преподавателей военных вузов

Показатели

эмоционального

выгорания

Преподаватели

со стажем

менее 3 лет

Преподаватели

 со стажем

от 3 до 10 лет

Преподаватели

со стажем

 более 10 лет

ИК

ИД

ИОС

ИК

ИД

ИОС

ИК

ИД

ИОС

Фаза напряжения

4

0

4

5

0

5

5

0

5

Фаза резистенции

7

0

7

6

0

6

6

0

6

Фаза истощения

3

0

3

4

0

4

5

0

5

Общий показатель эмоционального выгорания

14

0

14

15

2

15

16

0

16

 

В ходе исследования было определено, что психологический конструкт эмоционального выгорания преподавателя военного вуза интегрирует характеристики в мотивационной, интеллектуальной, собственно эмоциональной и регулятивной сферах личности.

Симптомами эмоционального выгорания выступают: мотивация избегания; снижение роли духовно-нравственных ценностей профессии (мотивационная сфера); снижение способности к решению профессиональных задач; низкие профессиональные результаты (интеллектуальная сфера); снижение эмоциональной устойчивости, тревожность (эмоциональная сфера); нарушение саморегуляции, снижение стрессоустойчивости и социальной адаптации (регулятивная сфера).

Анализ полученных результатов позволяет отметить, что в изучении вопросов профилактики эмоционального выгорания преподавателей военных вузов следует, в первую очередь, акцентировать внимание на структурно-содержательных характеристиках данного феномена. То есть эмоциональное выгорание преподавателя военного вуза является состоянием, которое отражает меру (уровень) выраженности ее структурных компонентов и их симптомов и выступает результатом происходящих с личностью изменений.

Таким образом, налицо социальный и личностный аспекты проблемы эмоционального выгорания преподавателей военных вузов, затрагивающие серьезные профессионально-психологические, социально-экологические и другие реалии, имеющие свои причины, формы проявления и следствия.

Поэтому профилактика эмоционального выгорания должна представлять собой совокупность предупредительных мер, реализуемых с помощью целесообразных социально-психологических технологий, воздействующих непосредственно на причины возникновения эмоционального выгорания, его содержание и симптомы проявления [7].

При этом изучение и разработка психолого-педагогических технологий профилактики эмоционального выгорания преподавателей военного вуза требует учета ряда других аспектов.

Во-первых, эмоциональное выгорание – процесс сугубо индивидуальный, определяется сензитивностью, гетерохронностью возникновения, интенсивностью протекания и др.

Во-вторых, развитие эмоционального выгорания обусловлено взаимодействием совокупности личностных и социально-психологических факторов.

В-третьих, профилактика эмоционального выгорания предполагает учет специфики военно-профессиональной деятельности преподавателя.


Библиографическая ссылка

Гончаренко Ю.В., Петровская М.В. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ПРОБЛЕМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25233 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674