Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Акимова Л.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Проведено теоретическое обоснование потенциала педагогического вуза в подготовке будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности, как совокупности нормативного, содержательного, коммуникативного ресурсов. Нормативный ресурс представляет собой свод законодательных и нормативных документов, требований и регламентов здоровьесозидающей направленности. Содержательный ресурс, как совокупность здоровьесозидающих элементов высшего педагогического образования, определяемых ФГОС ВО, ФГОС общего образования и спецификой образовательной организацией, проявляется в принципах, подходах, содержании, технологиях, критериально-оценочном инструментарии готовности будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности. Коммуникативный ресурс рассматривается как совокупность регуляторов здоровьесозидающего взаимодействия (принципов, постулатов, норм, правил, дискурсов, конвенций, кодексов, форматов) и участников образовательных отношений – обучающихся, педагогических работников, осуществляющих определенную последовательность согласованных действий по освоению содержания подготовки будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности. Выделены функциональная направленность и функции обозначенных ресурсов, комплексно обеспечивающих качественно новый тип развития профессионально-личностной позиции будущего учителя, потенциализируя реализацию здоровьесозидающих стратегий в образовательной практике по реализации здоровьесозидающей функции образования.
здоровьесозидающая деятельность
подготовка будущего учителя
педагогический вуз
1. Акимова Л.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии: сущность, классификация, критерии эффективности /Л.А. Акимова // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография; под ред. И.В. Андулян. – Уфа: Аэтерна, 2015. – С.3-14.
2. Акимова Л.А. Нормативно-организационные основы охраны жизни и здоровья обучающихся в отечественной системе образования/Л.А. Акимова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24487 (дата обращения: 24.09.2016).
3. Акимова Л.А. Охрана жизни и здоровья обучающихся в современных условиях развития отечественной системы образования / Л.А. Акимова // материалы VIII Международной научно-практическая конференции «Психология и педагогика: методология, теория и практика» (10 марта 2016г. г. Челябинск). В 2 ч. Ч.1. – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С.10-13.
4. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Эксмо, 2013. – 208 с.
5. Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) Url: http://www.ug.ru/new_standards/6 (дата обращения: 24.09.2016).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (44.03.01. Педагогическое образование) от 4 декабря 2015 г. №1426. Url: http://www.edu.ru/file/docs/2015/12/62747.pdf (дата обращения: 24.09.2016).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от « 6 » октября 2009 г. № 373. Url: http://минобрнауки.рф/documents/543 (дата обращения: 01.04.2016).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897. Url: http://минобрнауки.рф/documents/543(дата обращения: 24.09.2016).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от «17» мая 2012 г. №413. Url: http://минобрнауки.рф/documents/543(дата обращения: 24.09.2016).

Актуализация деятельности человека, определяющей благосостояние личности, общества, государства, обеспечивающей жизнеспособность человека и национальную безопасность России в мировом сообществе, предъявляет системе высшего педагогического образования в качестве целевого приоритета подготовку будущего учителя к здоровьесозиданию в образовательной практике, обусловливает необходимость выявления потенциала педагогического вуза в профессионально-личностном становлении субъекта здоровьесозидающей деятельности. В этой связи потенциал вуза, как совокупность ресурсов подготовки будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности, определяет качественно новый тип развития его профессионально-личностной позиции, потенциализируя реализацию здоровьесозидающих стратегий в образовательной практике по реализации здоровьесозидающей функции образования.

Потенциал педагогического вуза в подготовке будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности представляет из себя единство, целостность, взаимообусловленность и сообразность нормативного, содержательного, коммуникативного ресурсов, характеризующихся функциональным назначением и функциями, его обеспечивающими.

Нормативный ресурс потенциала педагогического вуза в подготовке будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности, представляя собой свод законодательных и нормативных документов [3-9], требований и регламентов в иерархическом, сложноорганизованном, многофункциональном конструкте: динамичен (зависит от изменяющихся потребностей личности, общества, государства), вариативен (ввиду специфики образовательной организации). Вариативность и динамичность нормативного ресурса обусловливает многообразие уникальных образовательных систем подготовки будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности в организациях высшего педагогического образования. Основное функциональное назначение нормативного ресурса потенциала вуза в подготовке будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности – обеспечение соответствия результата (готовности будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности), образовательным стандартам, социальному заказу (реализации здоровьесозидающей функции образования) [2], реализуется посредством совокупности мобилизационной, ориентационной, организационной, координационной, оценочной функций, конкретизируя цель и результат, что делает ее все более конкретной, достижимой, инструментальной в совокупности с содержательным ресурсом.

Фундаментальная основа содержательного ресурса потенциала вуза в подготовке будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности – достижения отечественной науки и образования. Проникая в концептуальные, содержательные, технологические основы образования, отражая лучшие образцы гуманитарного и естественнонаучного знания, содержательный ресурс проявляется в принципах, подходах, содержании, технологиях [1], критериально-оценочном инструментарии, обеспечивающих формирование у обучающихся и учителей готовности к здоровьесозидающей деятельности, обусловливающей сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья, как основы для полноценного достижения образовательных задач. В комплементарности с нормативным ресурсом объективизируется на этом уровне в виде элементов в образовательных программах высшего педагогического образования – бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров, в локальных документах (нормах и правилах) по охране жизни и здоровья обучающихся; образовательных и научных проектах (образовательной, воспитательной, развивающей, профилактической, спортивно-оздоровительной, исследовательской, творческой, досуговой направленностях), определяемых ФГОС ВО, ФГОС общего образования и спецификой образовательной организации. Здоровьесозидающие элементы способствуют насыщению образовательного процесса высшего образования здоровьеформирующим содержанием посредством проникновения в основную образовательную программу, социально-воспитательную и учебную программы, курсы по выбору, методические рекомендации, практики, мультимедийные и учебно-методические пособия и т.д., определяющем продуцирование новых здоровьесозидающих образовательных практик, формирование саногенного мышления и позитивного опыта реализации базовых стратегий в отношении собственного здоровья. Основное предназначение содержательного ресурса потенциала педагогического вуза в подготовке будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности – познание, которое обеспечивается воспитательной, образовательной и развивающей функциями, реализация которых определяет целостное восприятие здоровьесозидающих когниций, их осмысление в контексте личного и профессионального опыта как основы для проектирования и реализации здоровьесозидающей деятельности.

Коммуникативный ресурс здоровьесозидающего потенциала вуза в подготовке будущего учителя к охране жизни и здоровья школьников рассматривается нами как совокупность регуляторов здоровьесозидающего взаимодействия (принципов, постулатов, норм, правил, дискурсов, конвенций, кодексов, форматов) и участников образовательных отношений – обучающихся, педагогических работников, осуществляющих определенную последовательность согласованных действий по освоению содержания подготовки будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности (от восприятия здоровьесозидающего опыта к его воспроизведению по образцу, далее к самостоятельному воспроизведению и здоровьесозидающему творчеству в личностной и профессиональной сфере). Основное предназначение коммуникативного ресурса – обогащение личностного здоровьесозидающего потенциала и здоровьесозидающей деятельности будущего учителя профессиональными смыслами посредством квазипрофессиональной здоровьесозидающей деятельности (реализации активных форм и методов обучения) и учебно-профессиональной здоровьесозидающей деятельности (в процессе педагогической практики) по интериоризации и экстериоризации здоровьесозидающего опыта, обеспечивающееся в контексте подготовки будущего учителя к здоровьесозижающей деятельности соответствующими функциями ресурса: функцией интериоризации здоровьесозидающего опыта, функцией экстериоризации здоровьесозидающего опыта, функцией ценностного резонанса здоровьесозидающих встречных процессов воспитания-самовоспитания, образования-самообразования, обучения-самообучения, обусловливающих становление субъектности студента в здоровьесозидающем профессионально-личностном развитии.

Потенциал вуза в подготовке будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности, как система обозначенных ресурсов, безусловно, в своем составе имеет функционально-ценностное ядро, носителем которого выступает человек – активный субъект как социального конструирования онтологической безопасности, так и безопасности общечеловеческой (планетарной), обладающий способностью не только выживать ― «проживать жизнь», но и обеспечивать жизнеспособность последующих поколений, создавая и обогащая ценности культуры, объективизированные в здоровьесозидающем опыте, преодолевать его ограниченность посредством самосовершенствования в соответствии с внутренним ощущением принадлежности к глобальным социальным процессам. Человек, как субъект системы и ее ценностно-функциональное ядро, активизирует (пробуждает, приводит в движение) потенциал вуза, упорядочивая деятельность участников образовательных отношений сообразно динамично изменяющимся внешним и внутренним условиям, в диалоге и сотрудничестве с участниками отношений в сфере образования, культуры, политики, экономики, тем самым обеспечивая ее развитие.

Исторический контекст исследования позволяет сделать вывод, что актуализация потенциала вуза в подготовке будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности онтологически связана с переосмыслением функциональной направленности педагогического труда (под влиянием общественно-политических процессов, определяющих действующую образовательную парадигму), с другой стороны – с внутренними потенциями самой системы. Безусловно, значима ценностная составляющая человека, организующего коммуникацию по реализации здоровьесозидающих стратегий. Однако при прогнозировании, моделировании, проектировании здоровьесозидающей системы необходим учет многих как внутренних, так и внешних условий, в их единстве и ваимообусловленности. Обратимся к реалиям сегодняшнего дня.

Сегодня система высшего педагогического образования рассматривается как широкая и многофункциональная социальная сфера, реализующая наряду с обучением, воспитанием и развитием, здоровьесозидающую функцию в едином комплексе нормативного, содержательного, коммуникативного ресурсов. Востребован учитель, который, обладая здоровьесозидающей профессионально-личностной позицией, общекультурными, общепедагогическими и профессиональными компетенциями, в основе ценностей и ценностных ориентаций признает право каждого человека на жизнь, здоровье, безопасность, образование, развитие, самореализацию, осуществляет свою профессиональную деятельность на паритетных началах «образование-здоровье», где его здоровье и здоровье школьника выступают безусловной ценностью наряду с такими категориями, как обучение, воспитание и развитие.

Современный педагогический вуз обладает развитой здоровьесозидающей инфраструктурой, удовлетворяющей потребности студента в познании и творчестве. Здоровьесозидающий потенциал современного педагогического вуза, соответствуя потребностям студентов в концептуале профессионально-личностного развития, проникая в актуальные для студента сферы жизнедеятельности – витальную (биологическую), духовную (социальную), идеальную (познавательную), реализующиеся на двух уровнях («для себя» и «для других»), определяет институциональные возможности формирования готовности будущего учителя к реализации здоровьесозидающей функции образования [3].

Институциональные возможности видятся в следующем:

  • развивается нормативный ресурс здоровьсесозидающего потенциала за счет ориентации «на потребителя», социальный и индивидуальный заказ на образовательные услуги, стремления сопряженности ожидаемого с действительным: разрабатываются и реализуются программы магистратуры, дополнительные профессиональные программы здоровьесозидающей направленности, обеспечивая непрерывность здоровьесозидающих образовательных процессов;
  • образовательный процесс строится в концептуале придания смысла здоровьесозидающего профессионально-личностного становления будущего учителя. Подходы к проектированию содержания высшего образования ориентируют на результат, предоставляя свободу выбора дидактических единиц, форм, методов, технологий взаимодействия по освоению основ будущей профессии. Все это благотворно влияет на развитие содержательного ресурса здоровьесозидающего потенциала педагогического вуза. Несмотря на отказ от ориентации «на содержание» высшего образования, программы подготовки педагогических кадров насыщены элементами здоровьесозидающего начала: анатомия, физиология, гигиена, безопасность жизнедеятельности, здоровьесберегающие технологии, психологическое сопровождение образовательного процесса, основы здорового образа жизни, формирование универсальных учебных действий, реализация инклюзивного образования, педагогика, психология, методика обучения предмету, физическая культура – далеко не полный перечень дидактических единиц здоровьесозидающего содержания, осваиваемого в профессионально организованном педагогическом взаимодействии, обеспечивающем единство и целостность развития готовности будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности. Освоение предметов гуманитарной, естественнонаучной и профессиональной направленности ориентируют на целостное восприятия педагогической действительности, в единстве образования, здоровья, безопасности;
  • в реализации содержания высшего педагогического образования велика роль коммуникативного взаимодействия участников образовательных отношений и отношений в сфере образования. Вуз активно взаимодействует с социумом. Представители работодателя все чаще – субъекты образовательных отношений, преподают профильные дисциплины, предоставляют условия для развития у будущих учителей здоровьесозидающих способов действий через организацию на базе общеобразовательных организаций педагогических и преддипломных практик, всевозможных воспитательных мероприятий здоровьесозидающей направленности (конкурсы, акции, олимпиады, конференции, соревнования и т.д.).

Таким образом, функционирование современных педагогических вузов может выступать фактором развития своего здоровьесозидающего потенциала на основе внутренней оптимизации и внешней сопряженности ресурсов, отражая непрерывность, преемственность, открытость модернизационных процессов системы образования, определяя единое смысловое здоровьесозидающее образовательное пространство, концептуализирующееся вокруг удовлетворения потребности личности, общества и государства в реализации здоровьесозидающей функции образования.


Библиографическая ссылка

Акимова Л.А. ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25230 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674