Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ

Ткачева В.В. 1 Евтушенко И.В. 1
1 Московский педагогический государственный университет
В настоящее время в России сформулирован и реализуется комплекс задач, направленных на реформирование системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Согласно декларации о правах инвалидов они имеют право на удовлетворительную жизнь, помощь в преодолении нарушений здоровья, общественного положения, на образование, профподготовку и восстановление нарушенной трудоспособности, на помощь в трудоустройстве и других видах обслуживания, позволяющих им в максимальной степени реализовать свои потенциальные возможности и оптимизировать процесс их социальной интеграции. Согласно конвенции о правах инвалидов они имеют право на труд наравне с другими, а также на доступность программ профориентации, служб трудоустройства, профобучения, включая дистанционные формы получения образования. Приоритетные направления государственной политики в области развития образования обучающихся с ОВЗ (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указ Президента России от 7.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации госполитики в области образования и науки», Указ Президента России от 1.06.2012 г. №761 «О нацстратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. от 17.11.2008 г. № 1662-р) активизируют создание системы профессиональной ориентации лиц с ОВЗ. В статье представлены результаты исследования, проводимого МПГУ при реализации проекта «Разработка и научно-методическое обоснование вариативных моделей системы профессионально ориентационной работы с обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом» в рамках Госзадания Минобрнауки России в сфере научной деятельности по НИР № 27.133.2016/НМ.
профессиональная ориентация
профессиональная подготовка
социально-трудовая адаптация
социализация
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом
1. Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. К проблеме модернизации программ подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. - URL: http://www.science-education.ru/130-22994 (дата обращения: 19.11.2015).
2. Герасимова С.Н., Евтушенко И.В. Готовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья студентов педагогического колледжа // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-5. – С. 860-864.
3. Груздева М.В., Евтушенко И.В. Модель подготовки к профессиональной деятельности обучающихся со сложным дефектом, оставшихся без попечения родителей, в условиях Северо-Запада России (на примере Мурманской области) // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. - URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24823 (дата обращения: 27.06.2016).
4. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Евтушенко И.В., Жигорева М.В., Левченко И.Ю., Никольская И.А., Новикова И.М., Ткачева В.В., Волковская Т.Н. - М., 2013.
5. Евтушенко Е.А. Использование регулятивной функции театрализованной деятельности в воспитании умственно отсталых детей // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 4. – С. 341-348.
6. Евтушенко Е.А. Роль театрализованной деятельности в нравственном воспитании умственно отсталых детей младшего школьного возраста // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 11-15.
7. Евтушенко Е.А. Театрализованная деятельность детей-сирот // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 3. – С. 23-25.
8. Евтушенко Е.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. Проектирование модели реализации основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в условиях сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. - URL: http://www.science-education.ru/130-23919 (дата обращения: 03.12.2015).
9. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. К оценке уровня нравственной воспитанности обучающихся с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. - URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24421 (дата обращения: 28.04.2016).
10. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. Современные подходы к образованию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы IV Международной научно-практической конференции (Москва, 26-27 июня 2014 г.) / под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. - М., 2014. – С. 136-147.
11. Евтушенко И.В. Модель социально-культурной реабилитации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Культура и образование. – 2015. – № 4 (19). – С. 88-95.
12. Евтушенко И.В. Некоторые аспекты формирования нравственной культуры детей с интеллектуальным недоразвитием // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – № 2 (40). – С. 113-115.
13. Евтушенко И.В. Перспективы подготовки студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 2. – С. 145-151.
14. Евтушенко И.В. Современные подходы к разработке модели социализации умственно отсталых детей // Особые дети в обществе : сб. науч. докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов (26-28 октября 2015 г.). - М., 2015. – С. 68-75.
15. Евтушенко И.В., Герасимова С.Н. Формирование специальных (дефектологических) компетенций у студентов педагогического колледжа // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1-1. – С. 102-106.
16. Евтушенко И.В., Готовцев Н.Г., Слепцов А.И., Сергеев (Счастливый) В.М. Проблемы формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья глазами инвалидов // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-3. – С. 492-496.
17. Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А., Левченко И.Ю. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога: проблемы разработки содержания // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 4. – С. 684-690.
18. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К проблеме разработки профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. - URL: http://www.science-education.ru/127-20910 (дата обращения: 29.07.2015).
19. Олигофренопедагогика : учеб. пособие для вузов / Алышева Т.В., Васенков Г.В., Воронкова В.В., Грошенков И.А., Евтушенко И.В., Забрамная С.Д., Казакова С.А., Ковалева Е.А., Кожалиева Ч.Б., Левченко И.Ю., Мозговой В.М., Московкина А.Г., Ополинский Э.С., Петрова В.Г., Эк В.В. - М., 2009.
20. Орлова О.С., Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К вопросу о наименовании должностей педагога-дефектолога, требованиях к образованию и обучению // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. - URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25118 (дата обращения: 09.09.2016).
21. Орлова О.С., Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Вопросы содержания профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. - URL: http://www.science-education.ru/130-23294 (дата обращения: 30.11.2015).
22. Симонов А.П., Евтушенко И.В. Модель профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом в условиях Северо-Востока России (на примере Магаданской области) // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-3. – С. 595-599.
23. Тишина Л.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В. Апробация новых модулей практико-ориентированной подготовки бакалавров по направлению специальное (дефектологическое) образование: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - URL: http://www.science-education.ru/130-23931 (дата обращения: 03.12.2015).
24. Ткачева В.В. Профориентационная психодиагностика лиц со сложным дефектом // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24685 (дата обращения: 23.09.2016).
25. Ткачева В.В. Профориентация и социализация лиц со сложными нарушениями развития: проблемы и пути решения // Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями : сб. матер. VIII Междунар. теор.-методол. семинара (14 марта 2016 г.). - М., 2016. – Т. 1. - С. 106-111.
26. Ткачева В.В. Уровневый подход к дифференциации детей со сложными нарушениями в процессе профориентации и социализации // Научные исследования : сб. статей Междунар. науч. конференции. Раздел 10. Психологические науки (Москва, 15,16 января 2016 г.). - М., 2016. – С. 235-244.
27. Ткачева В.В., Евтушенко И.В. К проблеме организации профессиональной ориентации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. - URL: www.science-education.ru/129-22142 (дата обращения: 11.11.2015).

Проблема профессионального самоопределения является одной из значимых в процессе социально-трудовой адаптации и социализации современной молодежи. Ее актуальность подтверждается исследованиями известных отечественных ученых (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Н.Н. Захаров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, А.Б. Ценципер, П.А. Шавир и др.). Приоритетные направления государственной политики в области развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяются положениями ФЗ «Об образовании в РФ», Указа Президента России от 7.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации госполитики в области образования и науки», Указа Президента России от 1.06.2012 г. № 761 «О нацстратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства России от 17.11.2008 г. № 1662-р. Среди решений, направленных на повышение качества образования, изложенных в Указе Президента России от 1.06.2012 г. № 761 «О нацстратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», законодательно закрепляются правовые нормы реализации права детей с инвалидностью и с ОВЗ на включение в существующую образовательную среду, нормативное урегулирование деятельности по воспитанию и социализации детей, обеспечение предоставления детям качественной помощи по психологическому и коррекционно-педагогическому сопровождению, обеспечение возможности поддерживаемого трудоустройства лиц с инвалидностью и с ОВЗ, получивших профессиональное образование, создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ с присоединением их к сверстникам с нормативным состоянием здоровья.

Теоретическим объектом исследования выступило проведение сбора и анализ зарубежного и отечественного практического опыта профориентационной работы с лицами с ОВЗ со сложным дефектом; изучение моделей организации профориентационной работы с лицами с ОВЗ со сложным дефектом, процесса формирования профессиональных компетенций, знаний и навыков у работников сферы образования в области профориентационной работы с лицами с ОВЗ со сложным дефектом [1-27]. Эмпирический объект исследования – обучающиеся с ОВЗ со сложным дефектом. Предмет исследования – содержание моделей, форм и этапов профориентационной работы с лицами с ОВЗ со сложным дефектом, содержание методических рекомендаций по реализации профориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом; содержание программы курсов повышения квалификации специалистов в области социально-трудовой и социально-бытовой адаптации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом. Цель исследования заключалась в разработке и научно-методическом обосновании системы профориентационной работы с лицами с ОВЗ со сложным дефектом. В качестве методов исследования использовались обобщение и систематизация данных литературных источников, нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность систем образования, здравоохранения и социальной защиты; педагогическое моделирование; эксперимент, включающий мероприятия по диагностике, консультированию и психокоррекции в рамках профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом. В результате исследования были уточнены сведения о потребностях в профориентационной работе, трудовой и профессиональной подготовке, трудовой занятости лиц с ОВЗ со сложным дефектом; представлены нормативные документы, определяющие перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности; разработаны и апробированы диагностические комплексы для проведения работы по социализации и профориентации лиц с ОВЗ со сложным дефектом; разработаны, теоретически обоснованы и экспериментально апробированы модели профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом; разработаны методические рекомендации по вопросам профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом; разработана программа повышения квалификации специалистов в области социально-трудовой и социально-бытовой адаптации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом. Сложный дефект, представленный двумя и более первичными недостатками в физическом и (или) психологическом развитии с сопутствующими нарушениями, вызывает значительные трудности у обучающихся в освоении образовательных программ и в профессиональном обучении. Многообразие нарушений психического и соматического здоровья лиц со сложным дефектом различной степени выраженности, кроме интеллектуальных нарушений, включает нарушения слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, синдромальные формы (синдром Дауна, синдром Ретта и др.), эписиндром, а также хронические соматические заболевания.

Профориентация лиц с ОВЗ со сложным дефектом представляет собой комплекс психолого-педагогических медицинских, психофизиологических, социально-экономических, технических мер, направленных на профессиональное самоопределение лиц с ОВЗ с учетом склонностей, интересов, психофизических возможностей и потребностей рынка труда. Это длительный процесс, начинающийся еще в дошкольном возрасте, имеющий свои этапы и включающий такие формы, как профессиональное воспитание, профессиональная диагностика, профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональная агитация и профессиональная пропаганда, профессиональный отбор и профессиональный подбор (Е.М. Старобина и др.). Профориентация является первым этапом профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ со сложным дефектом, подавляющее большинство из которых имеет статус лиц с инвалидностью. В коррекционной педагогике и психологии исследования по проблеме профессионального самоопределения, становления личности и трудоустройства лиц с ОВЗ не многочисленны (И.М. Бгажнокова, Г.В. Васенков, Т.В. Волосовец, Г.М. Дульнев, В.П. Ермаков, О.И. Кукушкина, С.Л. Мирский, Е.М. Старобина, Л.Д. Столяренко, А.М. Щербакова и др.). Тем не менее следует подчеркнуть их концептуальную разрозненность, а также и то, что в отношении лиц с ОВЗ со сложным дефектом они практически не представлены.

Социализация – это не только овладение ребенком нормами поведения в общественной жизни, накопленных человечеством способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, готовность к изменениям в социальной жизни, но и выработка (совместно с окружающими людьми) собственного практического опыта, ценностных ориентаций, индивидуального стиля жизни. Цели социализации и профориентации: достижение максимально возможной адаптированности и интегрированности в социум; включение в социальную жизнь на уровне максимально реализующихся своих потребностей и возможностей; выбор и овладение профессией обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом на уровне собственных психофизических и умственных возможностей, приобретенных знаний, умений и навыков; реализация творческих задач и самоактуализация; достижение материальной независимости, возможности самообеспечения и потребностей самостоятельной жизни.

Задачи социализации и профориентации. Мотивационные задачи: формирование устойчивой мотивации на участие в общественно-полезном труде, трудовой занятости в соответствии с психофизическими возможностями, формирование интереса к ознакомлению с особенностями различных видов труда и профессий; воспитание положительного отношения к труду; развитие мотивации и личностной целеустремленности на овладение определенным видом труда, профессией в соответствии с собственными психофизическими возможностями, знаниями, умениями и интересами; формирование личностной установки на выбор и реализацию профессиональной карьеры. Общетрудовые /предпрофессиональные/ профессиональные задачи: формирование навыков ручного труда, общетрудовых умений и навыков по определенным видам труда, профессиям; освоение элементов знаний о содержании и видах профессиональной деятельности, экономике современного производства, формах трудовой деятельности, оплате труда; формирование элементарных теоретических и практических знаний, начальных допрофессиональных навыков в овладении отдельными видами (операциями) профессионального труда (профессии); овладение рабочей профессией (полностью/ частично в совместном труде с сопровождающим); подготовка рабочих первого/второго разряда из числа лиц с легкими/умеренными нарушениями в интеллектуальном развитии на базе профессиональных колледжей и лицеев без получения общего основного, полного среднего и профессионального образования со сроком обучения 1-2 года; овладение квалифицированной профессией; развитие представлений о профессиональной карьере, получение высшего профессионального образования. Социально-личностные задачи: развитие межличностного взаимодействия, разнообразных форм общения со взрослым и сверстниками в процессе трудовой деятельности; формирование личностных качеств: целеустремленности, самоэффективности, навыков уверенного поведения, делового общения, планирования времени, активной жизненной позиции, умений взаимодействия в коллективе; осуществление личностной самореализации, достижение финансовой независимости, решение творческих целей и задач.

Ожидаемые результаты профориентационной работы: повышение качества жизни, конкурентоспособности обучающихся на рынке труда, эффективности трудоустройства при доступности профессионального обучения; повышение эффективности и результативности расходов бюджетного финансирования при решении трудоустройства лиц с ОВЗ посредством внедрения унифицированных подходов к профессиональной ориентации лиц данной категории; повышение инициативности, социальной активности; преодоление пессимистических и иждивенческих настроений, изоляции и самоизоляции лиц с ОВЗ; преодоление негативного отношения как к обществу, так и к самим лицам с ОВЗ; повышение уровня социального доверия в обществе; оптимизация процесса доступности профессионального образования для лиц с ОВЗ за счет вовлечения в него, помимо государственных и муниципальных образовательных организаций, негосударственных организаций, общественных организаций и объединений инвалидов, родителей обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом и представителей работодателей. Непосредственные результаты внедрения модели профориентационной работы: увеличение количества образовательных организаций, реализующих специальные условия профориентации с учетом особых образовательных потребностей лиц с ОВЗ со сложным дефектом; повышение квалификации специалистов, занимающихся профориентацией и профессиональной подготовкой обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом; профилактика вторичных нарушений социального характера; повышение качества жизни и средней продолжительности жизни лиц с ОВЗ со сложным дефектом; повышение уровней занятости и образования лиц с ОВЗ; увеличение участия лиц с ОВЗ со сложным дефектом в различных социальных проектах; внедрение в общественное сознание успешных примеров практического применения принципов толерантного и безбарьерного отношения к лицам с ОВЗ со сложным дефектом.


Библиографическая ссылка

Ткачева В.В., Евтушенко И.В. ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25217 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674