Проблема профессионального самоопределения является одной из значимых в процессе социально-трудовой адаптации и социализации современной молодежи. Ее актуальность подтверждается исследованиями известных отечественных ученых (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Н.Н. Захаров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, А.Б. Ценципер, П.А. Шавир и др.). Приоритетные направления государственной политики в области развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяются положениями ФЗ «Об образовании в РФ», Указа Президента России от 7.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации госполитики в области образования и науки», Указа Президента России от 1.06.2012 г. № 761 «О нацстратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства России от 17.11.2008 г. № 1662-р. Среди решений, направленных на повышение качества образования, изложенных в Указе Президента России от 1.06.2012 г. № 761 «О нацстратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», законодательно закрепляются правовые нормы реализации права детей с инвалидностью и с ОВЗ на включение в существующую образовательную среду, нормативное урегулирование деятельности по воспитанию и социализации детей, обеспечение предоставления детям качественной помощи по психологическому и коррекционно-педагогическому сопровождению, обеспечение возможности поддерживаемого трудоустройства лиц с инвалидностью и с ОВЗ, получивших профессиональное образование, создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ с присоединением их к сверстникам с нормативным состоянием здоровья.
Теоретическим объектом исследования выступило проведение сбора и анализ зарубежного и отечественного практического опыта профориентационной работы с лицами с ОВЗ со сложным дефектом; изучение моделей организации профориентационной работы с лицами с ОВЗ со сложным дефектом, процесса формирования профессиональных компетенций, знаний и навыков у работников сферы образования в области профориентационной работы с лицами с ОВЗ со сложным дефектом [1-27]. Эмпирический объект исследования – обучающиеся с ОВЗ со сложным дефектом. Предмет исследования – содержание моделей, форм и этапов профориентационной работы с лицами с ОВЗ со сложным дефектом, содержание методических рекомендаций по реализации профориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом; содержание программы курсов повышения квалификации специалистов в области социально-трудовой и социально-бытовой адаптации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом. Цель исследования заключалась в разработке и научно-методическом обосновании системы профориентационной работы с лицами с ОВЗ со сложным дефектом. В качестве методов исследования использовались обобщение и систематизация данных литературных источников, нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность систем образования, здравоохранения и социальной защиты; педагогическое моделирование; эксперимент, включающий мероприятия по диагностике, консультированию и психокоррекции в рамках профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом. В результате исследования были уточнены сведения о потребностях в профориентационной работе, трудовой и профессиональной подготовке, трудовой занятости лиц с ОВЗ со сложным дефектом; представлены нормативные документы, определяющие перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности; разработаны и апробированы диагностические комплексы для проведения работы по социализации и профориентации лиц с ОВЗ со сложным дефектом; разработаны, теоретически обоснованы и экспериментально апробированы модели профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом; разработаны методические рекомендации по вопросам профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом; разработана программа повышения квалификации специалистов в области социально-трудовой и социально-бытовой адаптации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом. Сложный дефект, представленный двумя и более первичными недостатками в физическом и (или) психологическом развитии с сопутствующими нарушениями, вызывает значительные трудности у обучающихся в освоении образовательных программ и в профессиональном обучении. Многообразие нарушений психического и соматического здоровья лиц со сложным дефектом различной степени выраженности, кроме интеллектуальных нарушений, включает нарушения слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, синдромальные формы (синдром Дауна, синдром Ретта и др.), эписиндром, а также хронические соматические заболевания.
Профориентация лиц с ОВЗ со сложным дефектом представляет собой комплекс психолого-педагогических медицинских, психофизиологических, социально-экономических, технических мер, направленных на профессиональное самоопределение лиц с ОВЗ с учетом склонностей, интересов, психофизических возможностей и потребностей рынка труда. Это длительный процесс, начинающийся еще в дошкольном возрасте, имеющий свои этапы и включающий такие формы, как профессиональное воспитание, профессиональная диагностика, профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональная агитация и профессиональная пропаганда, профессиональный отбор и профессиональный подбор (Е.М. Старобина и др.). Профориентация является первым этапом профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ со сложным дефектом, подавляющее большинство из которых имеет статус лиц с инвалидностью. В коррекционной педагогике и психологии исследования по проблеме профессионального самоопределения, становления личности и трудоустройства лиц с ОВЗ не многочисленны (И.М. Бгажнокова, Г.В. Васенков, Т.В. Волосовец, Г.М. Дульнев, В.П. Ермаков, О.И. Кукушкина, С.Л. Мирский, Е.М. Старобина, Л.Д. Столяренко, А.М. Щербакова и др.). Тем не менее следует подчеркнуть их концептуальную разрозненность, а также и то, что в отношении лиц с ОВЗ со сложным дефектом они практически не представлены.
Социализация – это не только овладение ребенком нормами поведения в общественной жизни, накопленных человечеством способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, готовность к изменениям в социальной жизни, но и выработка (совместно с окружающими людьми) собственного практического опыта, ценностных ориентаций, индивидуального стиля жизни. Цели социализации и профориентации: достижение максимально возможной адаптированности и интегрированности в социум; включение в социальную жизнь на уровне максимально реализующихся своих потребностей и возможностей; выбор и овладение профессией обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом на уровне собственных психофизических и умственных возможностей, приобретенных знаний, умений и навыков; реализация творческих задач и самоактуализация; достижение материальной независимости, возможности самообеспечения и потребностей самостоятельной жизни.
Задачи социализации и профориентации. Мотивационные задачи: формирование устойчивой мотивации на участие в общественно-полезном труде, трудовой занятости в соответствии с психофизическими возможностями, формирование интереса к ознакомлению с особенностями различных видов труда и профессий; воспитание положительного отношения к труду; развитие мотивации и личностной целеустремленности на овладение определенным видом труда, профессией в соответствии с собственными психофизическими возможностями, знаниями, умениями и интересами; формирование личностной установки на выбор и реализацию профессиональной карьеры. Общетрудовые /предпрофессиональные/ профессиональные задачи: формирование навыков ручного труда, общетрудовых умений и навыков по определенным видам труда, профессиям; освоение элементов знаний о содержании и видах профессиональной деятельности, экономике современного производства, формах трудовой деятельности, оплате труда; формирование элементарных теоретических и практических знаний, начальных допрофессиональных навыков в овладении отдельными видами (операциями) профессионального труда (профессии); овладение рабочей профессией (полностью/ частично в совместном труде с сопровождающим); подготовка рабочих первого/второго разряда из числа лиц с легкими/умеренными нарушениями в интеллектуальном развитии на базе профессиональных колледжей и лицеев без получения общего основного, полного среднего и профессионального образования со сроком обучения 1-2 года; овладение квалифицированной профессией; развитие представлений о профессиональной карьере, получение высшего профессионального образования. Социально-личностные задачи: развитие межличностного взаимодействия, разнообразных форм общения со взрослым и сверстниками в процессе трудовой деятельности; формирование личностных качеств: целеустремленности, самоэффективности, навыков уверенного поведения, делового общения, планирования времени, активной жизненной позиции, умений взаимодействия в коллективе; осуществление личностной самореализации, достижение финансовой независимости, решение творческих целей и задач.
Ожидаемые результаты профориентационной работы: повышение качества жизни, конкурентоспособности обучающихся на рынке труда, эффективности трудоустройства при доступности профессионального обучения; повышение эффективности и результативности расходов бюджетного финансирования при решении трудоустройства лиц с ОВЗ посредством внедрения унифицированных подходов к профессиональной ориентации лиц данной категории; повышение инициативности, социальной активности; преодоление пессимистических и иждивенческих настроений, изоляции и самоизоляции лиц с ОВЗ; преодоление негативного отношения как к обществу, так и к самим лицам с ОВЗ; повышение уровня социального доверия в обществе; оптимизация процесса доступности профессионального образования для лиц с ОВЗ за счет вовлечения в него, помимо государственных и муниципальных образовательных организаций, негосударственных организаций, общественных организаций и объединений инвалидов, родителей обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом и представителей работодателей. Непосредственные результаты внедрения модели профориентационной работы: увеличение количества образовательных организаций, реализующих специальные условия профориентации с учетом особых образовательных потребностей лиц с ОВЗ со сложным дефектом; повышение квалификации специалистов, занимающихся профориентацией и профессиональной подготовкой обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом; профилактика вторичных нарушений социального характера; повышение качества жизни и средней продолжительности жизни лиц с ОВЗ со сложным дефектом; повышение уровней занятости и образования лиц с ОВЗ; увеличение участия лиц с ОВЗ со сложным дефектом в различных социальных проектах; внедрение в общественное сознание успешных примеров практического применения принципов толерантного и безбарьерного отношения к лицам с ОВЗ со сложным дефектом.
Библиографическая ссылка
Ткачева В.В., Евтушенко И.В. ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25217 (дата обращения: 02.04.2025).