Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СУБЪЕКТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Суворова О.В. 1 Шалина А.А. 2 Подоплелова Н.М. 3
1 ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина (Мининский университет)
2 ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
3 Нижегородский институт развития образования
В статье раскрываются подходы к определению духовно-нравственного развития и воспитания, анализируются подходы к пониманию субъектных предпосылок нравственного развития старших дошкольников. Анализируется стадия развития субъектности старшего дошкольника в отечественных периодизациях. Обсуждается ключевой вопрос нравственного развития – понимание и внутреннее принятие ребенком нравственных ценностей, норм, идеалов, которые опосредуются личностью дошкольника как субъектом нравственного развития. Субъектной основой нравственного развития личности являются сферы самосознания (отношение к себе как к деятелю), мотивации (внутренняя мотивация поступка) и саморегуляции (осознанная саморегуляция). Смысловое поле понимания и реализации нравственного поступка: ориентация ребенка на «личностный смысл», смысловая ориентировка деятельности и поступка как субъектно-личностное проявление – рассматривается как ведущая предпосылка нравственного поведения, поскольку социальная моральная норма должна стать личностным смыслом для ребенка, совершающего нравственный поступок. Мотивационной и смысловой основой нравственного поведения является понимание и принятие другого человека как важнейший атрибут субъектности.
старший дошкольник
нравственное развитие
субъект нравственного развития
нравственное развитие
отношение значимык взрослых к ребенку
1. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – Новосибирск, 2006. – 48 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. – 29 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
4. Максутова А.А. Из опыта исследования гендерных особенностей нравственных представлений старших дошкольников // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – Т. 7. – Вып. 3.
5. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – Казань: КГУ, 2009. – 40 с.
6. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи / Е.Н. Волкова, О.В. Суворова, Н.И. Дунаева, Л.А. Бирюкова, А.В. Гришина, М.А. Пыжьянова, Е.А. Косых, Л.Н. Кузьминых, А.Б. Потапова /Мининский университет. – Нижний Новгород, 2012.
7. Селиванов В.В. Онтогенез психического как развитие субъекта // Личность и бытие: субъектный подход. Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения чл.-корр. РАН А.В. Брушлинского, 15–16 октября 2008 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, З.И. Рябикина. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 608 с. – С.73-76.
8. Сидорова А.Н. Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2009. – 215 с.
9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.
10. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1996. – № 3. – С. 5–13.
11. Соломина Л.Ю. Развитие категориальной структуры нравственного сознания дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб., 1995. – 23 с.
12. Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: монография / О.В. Суворова. – Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. – 330 с.
13. Суворова О.В. Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: автореферат дис. … д-ра психол. наук / Нижегородский гос. пед. ун-т. – Нижний Новгород, 2012.
14. Суворова О.В. Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07 / Нижегородский гос. пед. ун-т. – Нижний Новгород, 2012.
15. Суворова О.В. Семейная среда как фактор развития субъектности старшего дошкольника: теоретико-концептуальные аспекты. Монография / О.В. Суворова; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высшего проф. образования «Нижегородский гос. пед. ун-т». – Нижний Новгород, 2011.
16. Суворова О.В. Структура субъектности в раннем онтогенезе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2011. – Т. 13. – № 2-6. – С. 1416-1421.
17. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 672 с.

Активное стремление современного российского общества и образовательного сообщества передать новому поколению нравственные ценности, культуру духовно-нравственной жизни актуализирует задачи духовно-нравственного воспитания и развития детей и подростков как приоритетные.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определяются базовые национальные ценности как образующие целостное пространство духовно-нравственного воспитания и развития детей и подростков: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество [2]. В ФГОС дошкольного образования задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, соответственно, определяются через формирование начал патриотизма; формирование гуманного отношения к людям, окружающей природе и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к собственной нации и формирование чувства достоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей; формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду.

Ключевые понятия, через которые определяется духовно-нравственное развитие личности – «ценностно-смысловая сфера личности», «сознательность», «моральные нормы и нравственные идеалы», «отношение». Духовно-нравственное развитие личности школьника определяется в Концепции как «осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом» [2, с. 8].

Развитие нравственной сферы личности дошкольника конкретизируется как «процесс усвоения (интериоризации-экстериоризации) доступных ребенку базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила» [5, c. 5]. Духовно-нравственное воспитание дошкольника понимается в исследованиях как система психолого-педагогических условий, способствующих принятию и усвоению детьми нравственных ценностей, идеалов, норм и правил поведения, нравственного отношения к другим людям, к себе и окружающему миру [5, 11].

Особое значение в новых ФГОС придается таким психолого-педагогическим условиям детского развития, как поддержка инициативы и самостоятельности детей, развитие чувства уверенности, веры в себя, активности и творчества, то есть субъектным основам развития дошкольников. Принятие и понимание ребенком нравственных ценностей, норм, идеалов опосредуется его мотивацией, интеллектом, эмоциональными возможностями и отношением к другому человеку, социальными представлениями, то есть дошкольником как субъектом нравственного развития.

Цель

Целью данной статьи является определение и анализ субъектных оснований нравственного развития дошкольников, формирования его морального сознания, нравственных чувств, привычек и нравственного поведения ребенка.

Важным нам представляется вопрос о понимании, определении и возрастных возможностей и предпосылок становления старшего дошкольника как субъекта нравственного развития, поскольку старший дошкольный возраст является узловым для становления субъектных оснований личности ребенка [15].

Результаты исследования и их обсуждение

Раскрывая стадии становления дошкольника как социального субъекта, Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что шестилетний ребенок находится в состоянии рубежного возраста. К старшему дошкольному возрасту происходит качественное изменение ценностных ориентаций, возникают ориентации на общественные функции людей и нормы их поведения, происходит обращение к смыслам деятельности и поведения, появляется более широкое понимание общественных отношений, социальных связей, обнаруживается осознание принадлежности к детской группе, понимание важности социально значимых дел, и, как следствие, возникает способность оценивать поведение и деятельность других. Понимание ребенком социальной значимости поведения и деятельности человека наряду с преодолением познавательного эгоцентризма открывает новый слой познания и самосознания через рождение социального Я, позиции «Я в обществе» [17]. И что наиболее значимо, создает мотивационную готовность к освоению нравственного поступка.

Старший дошкольный возраст является стадией развития, которая обозначена В.В. Селивановым как стадия познавательной субъектности. На данном возрастном этапе происходит совершенствование способов познания, конкретно-логического мышления, а также осваиваются различные виды общественного поведения и поступка в широкой системе социальных отношений, прежде всего, нравственного [7]. Связность познания и общественного поступка в данной периодизации отражает, на наш взгляд, важный аспект нравственного развития ребенка – его субъектную способность к пониманию нравственных норм, правил, эталонов и ценностей.

Старшее дошкольное детство связано, по В.И. Слободчикову, с развитием внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной форм общения, познавательного сотрудничества, формированием детского сообщества, освоением морально-нравственных норм, расширением пространства социальной общности, что создает условия для синтеза субъекта собственных действий и становления новой формы самосознания – «Я – источник действий, желаний, стремлений». У старшего дошкольника развиваются атрибутивные свойства субъектности – осознанная активность, рефлексия практических действий, саморазвитие через осознание себя источником действий, желаний, стремлений [9]. О.В. Суворова определяет субъектность старшего дошкольника как «свойство личности, в основе которого лежит отношение к себе как к деятелю, реализующему преобразующую внешнюю (творческую) и внутреннюю (самодетерминирующую и смыслообразующую) активность, которая развивается в условиях полимодальной (вариативной) социокультурной среды» [15, с. 102].

Ориентация ребенка на «личностный смысл», смысловая ориентировка деятельности и поступка как субъектно-личностное проявление – ведущая предпосылка нравственного поведения, поскольку социальная моральная норма должна стать личностным смыслом для ребенка, совершающего нравственный поступок. Способность старшего дошкольника к внеситуативно-личностному общению, к смыслообразующей активности, смысловой ориентировке деятельности и поступка подтверждают экспериментальные исследования М.И. Лисиной, Н.И. Непомнящей, Е.О. Смирновой.

На какие смыслы способен ориентироваться старший дошкольник, какими мотивами движимо его поведение и отношение к другому: внешними или внутренними? В исследованиях подчеркиваются базовые мотивации дошкольника – стремление быть хорошим, поощрение и страх наказания. В то же время исследователи отмечают и мотивы внутреннего плана: стремление и потребность во взаимопонимании и сопереживании, мотивы подлинного сочувствия и бескорыстного стремления помочь, потребность в сотрудничестве со сверстником, потребность в уважении, значимости, в социальном одобрении и признании, как у сверстника, так и у взрослого, широкие социальные мотивы «быть школьником», «занять свое место в обществе» (Л.И. Божович, Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн). В исследовании Е.О. Смирновой, В.Г. Утробиной показано, что 6-летние дети объединялись с товарищем в своем «противостоянии» взрослому, и «…все это … может свидетельствовать о том, что просоциальные действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка», то есть внутренняя мотивация нравственного поступка уже характерна для старшего дошкольника [10].

Субъектные возможности ребенка как основа нравственного развития – это также его возрастные возможности развития морального сознания (этических представлений) и смыслообразующей активности (смысловая ориентировка поступка). Определяющей для освоения детьми доступных ребенку базисных этических понятий, нравственных категорий, норм поведения является способность субъекта не только к их знанию, но и к их пониманию. Понимание – это процесс и результат нахождения, порождения и интерпретации личностных смыслов субъектов взаимодействия, обучения, общения. Смысловое поле понимания нравственного поступка является ориентировочной основой нравственного действия. Когнитивное развитие, развитие конкретно-логического мышления, децентрация мышления (Ж. Пиаже, Л. Колберг), внеситуативно-познавательного общения (М.И. Лисина), «выключение из наглядных структур и включение в смысловые» (Л.С. Выготский) создают условия для понимания и соотнесения нравственных норм и представлений с поступками сверстников, а также с собственным поведением.

Возможности понимания как субъектная способность – это также способность к осмыслению и пониманию высших ценностей и образцов социокультурного опыта духовности и нравственности в искусстве, живописи и литературе. Субъектные возможности развития старшего дошкольника, обозначенные Н.Я. Большуновой, также опираются на способности ребенка к пониманию: «появление и неосознаваемая рефлексия образа “светлого” (хорошего) как противоположного “темному” на основе сказки как особого социокультурного текста, становление ответчивости социокультурным образцам, представленным в сказке, появление выбора и поступка (выбор действий в соответствии с социокультурными образцами) в условиях игровой деятельности и общения в формах близости (любви, принятия) по отношению к сверстникам и взрослым» [1, с. 42].

Образующими субъектного центра личности являются сферы самосознания, мотивации и саморегуляции. Структура субъектности старшего дошкольника определяется О.В. Суворовой следующим образом: «Ядром субъектности как свойства личности ребенка является субъектная активность (внешняя, творческая и внутренняя, смыслообразующая), которая характеризуется нами через особенности мотивации, саморегуляции и самосознания ребенка. А именно, через внутреннюю мотивацию и мотивацию достижений, осознанную, автономную саморегуляцию, внутренний локус контроля, субъектное самосознание как адекватность самооценки, субъектные самоописания, проявляющееся в ситуациях деятельности и взаимодействия, находящихся в пределах детской компетенции» [15, с. 5]. О.В. Суворова констатирует возрастные возможности субъектно-личностного развития старшего дошкольника: 38,85 % старших дошкольников находятся на предсубъектном уровне развития, 13,38 – на просубъектном [13, с. 31].

В старшем дошкольном возрасте происходит осознание себя субъектом действия, наблюдается тенденция к адекватности самооценки, формируется гендерная идентичность, появляется осознание себя во временной перспективе, рождаются субъективные представления о себе как о Я-реальном и Я–идеальном. В развитии самосознания «проявляется субъектная составляющая, связанная с самоощущением себя как источника сознания, собственной активности, своей воли, своих переживаний, своей уникальности, а также с функцией самопознания и позиционирования себя в обществе, обозначения своих социально ценных качеств, способностей и возможностей» [14, с. 103]. Данное новообразование создает готовность ребенка поступать нравственно.

В старшем дошкольном возрасте нравственные представления включают в себя представления о нравственных нормах, качествах, критериях нравственной оценки поведения и выполняют эмоционально-оценочную и регулятивную функции в поведении [4].

В определении духовности «… как высшего уровня развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности», подчеркивается роль глубоких внутренних оснований нравственного поступка [3]. Такой основой является внутреннее субъективное отношение к другому человеку, прежде всего, к сверстнику. Понимание и принятие другого человека рассматривается как важнейший атрибут субъектности [6].

Исследование Е.О. Смирновой, В.Г. Утробиной показывает, что 90 % старших дошкольников эмоционально включаются в действия сверстника и стремятся помочь ему, подсказать правильные действия, даже возражая взрослому, защищая сверстника от его замечаний. Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина заключают, что «к шести годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия может свидетельствовать о том, что ровесник стал для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной личностью» [10].

Выводы

Таким образом, определяя субъектное содержание и возможности нравственного развития старшего дошкольника, можно заключить следующее. Субъектные предпосылки духовно-нравственного развития старшего дошкольника предполагают: сформированность возможностей морально-нравственного сознания, понимания нравственных категорий, социально-нравственной смысловой ориентировки поступка; внутренней мотивации в отношении к другому, отношение к другому как к ценности, прежде всего, к сверстнику; готовность к саморегуляции, осознанию своего выбора поведения на основе моральных норм как личностных смыслов.


Библиографическая ссылка

Суворова О.В., Шалина А.А., Подоплелова Н.М. СУБЪЕКТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25216 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674