Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Липунова О.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
Изложены результаты педагогического эксперимента по реализации комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования готовности будущих педагогов к работе с девиантными несовершеннолетними в образовательных учреждениях. На основе анализа проблемы формирования готовности будущих педагогов к работе с несовершеннолетними с девиантным поведением раскрыты критерии и уровни готовности будущих педагогов к работе с девиантными несовершеннолетними, выделены педагогические условия подготовки студентов к работе с девиантными детьми и подростками. Проведен анализ уровня подготовки будущих педагогов к работе с девиантными несовершеннолетними в образовательных учреждениях. Выявлена и экспериментальным путем определена эффективность педагогических условий по формированию у будущих педагогов готовности к работе с девиантными несовершеннолетними. Показано, что процесс подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности с позиции работы с несовершеннолетними с девиантным поведением протекает более успешно, если в учебном процессе реализуется комплекс педагогических условий, направленных на формирование у студентов мотивационной готовности к работе с несовершеннолетними с девиантным поведением.
педагогический эксперимент
педагогические условия
профессиональная подготовка
девиантные несовершеннолетние
1. Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся / Б. Н. Алмазов, Л. А. Грищенко. – Свердловск: СИПИ, 1987. – 75 с.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого развития / В. Н. Андреев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. – 567 с.
3. Баркаева И.Л. Психолого-педагогические условия формирования готовности педагога-психолога к работе с девиантными подростками: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Ирина Леонидовна Баркаева. – Калининград: РГУ имени И. Канта, 2009. – 26с.
4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. – М.: Социальное здоровье России, 1993. – 199 с.
5. Букатых В.И. Формирование у студентовпедагогического вузаготовности к работе с подростками с девиантным поведением: дис. … магистра: 44.04.01 / Вероника Игоревна Букатых. – Комсомольск-на-Амуре, 2015. – 178 с.
6. Миньковский Г.М. Профилактика правонарушений среди молодежи / Г.М. Миньковский. – Киев, 2005. – 385 с.
7. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / под ред. А.Б. Фоминой. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 128 с.

В процессах, определяющих нравственное благополучие общества, как отмечают Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, А.Б. Фомина и др., значительное место принадлежит социально-педагогической деятельности образовательных учреждений. Являясь важнейшими социальными институтами по профилактике отклонений в поведении несовершеннолетних, образовательные учреждения оказывают помощь семье в воспитании ребенка, нивелируют недостатки семейного воспитания, негативного влияния окружающей среды, способствуют оптимизации социальных взаимоотношений детей и подростков [1; 2; 4; 6; 7].

В современных исследованиях указывается на необходимость усиления подготовки студентов педагогических вузов к работе со специфической категорией учащихся с отклонениями в поведении [3].

Под нашим руководством магистранткой направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, программа магистерской подготовки «Социальная педагогика», Букатых В.И. был организован и проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты выпускных курсов разных направлений подготовки [5].

Целью педагогического эксперимента явилось выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования готовности будущих педагогов к работе с девиантными несовершеннолетними в образовательных учреждениях.

С целью оценки глубины подготовки студентов к работе с девиантными несовершеннолетними нами были проанализированы федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), учебные планы подготовки студентов по ряду направлений: 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»); 44.03.05 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»); 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр»).

В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента проведено исследование сформированности представлений у студентов о феномене отклоняющегося поведения, уровня усвоения знаний, умений, отношения к профессиональной деятельности с несовершеннолетними с девиантным поведением в условиях традиционной системы обучения. При проведении констатирующего этапа эксперимента мы использовали разработанную анкету [5].

В анкетировании приняли участия студенты-выпускники разных направлений подготовки нескольких (8) академических групп в количестве 58 испытуемых.

Уровни готовности принявших участие в эксперименте студентов к работе с девиантными несовершеннолетними условно обозначены нами как низкий, средний, достаточный. Критерием оценки уровней готовности к работе с девиантными несовершеннолетними выступил комплексный показатель профессиональной компетентности, включающий:

  • степень овладения общепедагогическими и специальными теоретическими знаниями, понятийно-терминологическим аппаратом в области педагогики девиантного поведения;
  • степень овладения методами профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних в практической деятельности;
  • характер отношения к будущей профессиональной деятельности с девиантными несовершеннолетними (наличие устойчивого интереса к работе с девиантными подростками, способность к рефлексии, творческой активности).

Согласно анализу полученных результатов, исследуемые студенты имеют представление о феномене девиантного поведения, при этом у студентов не в полной мере сформированы представления о формах девиантного поведения. Также полученные результаты свидетельствуют о том, что исследуемые студенты мало осведомлены о причинах отклонений в поведении, большая часть испытуемых не осознает, какие проявления отклоняющегося поведения требуют вмешательства. Большинство исследуемых студентов продемонстрировали несформированность представлений о мерах профилактики девиантного поведения. Исходя из анализа полученных результатов, исследуемые студенты не готовы использовать различные формы, направления профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних. При этом все испытуемые имеют опыт практической работы с несовершеннолетними с различными проявлениями отклоняющегося поведения. Согласно анализу полученных результатов исследования, студенты высказывают опасения при необходимости работы с девиантными несовершеннолетними, либо предпочитают вообще не сталкиваться с проявлениями девиаций несовершеннолетних в своей предстоящей практической деятельности.

Исходя из анализа полученных результатов исследования готовности студентов – выпускников педагогического вуза к работе с девиантными несовершеннолетними, нами выделены педагогические условия эффективного формирования готовности студентов к работе с девиантными несовершеннолетними:

  • осознание студентами важности, понимание сущности и сложности проблемы профилактики девиантного поведения;
  • формирование у студентов мотивационной готовности к работе с несовершеннолетними с девиантным поведением;
  • включение студентов педагогического вуза в учебно-профессиональную деятельность с целью накопления опыта работы с несовершеннолетними с девиантным поведением.

Для реализации выделенных условий нами был организован и проведен формирующий эксперимент.

Эксперимент предусматривал проверку влияния каждого выделенного педагогического условия на уровень подготовленности студентов к профессиональной деятельности с девиантными несовершеннолетними.

В задачи формирующего эксперимента входило доказательство необходимости и достаточности выделенных педагогических условий, их влияния на эффективность подготовки студентов.

Проверка необходимости и достаточности выделенных педагогических условий, их влияния на эффективность подготовки студентов осуществлялась посредством разработанного спецкурса по формированию готовности студентов к работе с девиантными несовершеннолетними.

Разработанная нами программа спецкурса преследовала целью накопление у студентов представлений и готовности к работе с девиантными несовершеннолетними. Реализация спецкурса была направлена на систематизацию и углубление теоретических знаний, практических умений в области педагогики девиантного поведения.

На формирующем этапе эксперимента нами осуществлялось внедрение в процесс обучения студентов разных направлений подготовки разработанного спецкурса. После внедрения разработанного спецкурса нами осуществлялось сравнение показателей готовности студентов до и после внедрения в процесс обучения программы спецкурса; сопоставление полученных результатов с показателями готовности; определение статистической значимости различий в показателях готовности студентов.

Реализация разработанной программы спецкурса предполагала включение студентов педагогического вуза в глубокий анализ проблемы девиантного поведения несовершеннолетних в рамках учебно-профессиональной деятельности.

Реализацию выделенных педагогических условий формирования готовности студентов к работе с несовершеннолетними с девиантным поведением мы осуществляли следующим образом.

Лекционные и практические занятия проводились со студентами в рамках учебного процесса и конкретных учебных дисциплин.

Для осознания студентами важности, понимания студентами сущности и сложности проблемы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних нами проводились лекционные занятия.

Лекционные занятия были направлены на глубокое изучение феномена девиантного поведения. Лекционные занятия включают изучение причин, условий отклоняющегося поведения, подходов к классификации видов отклоняющегося поведения. Также лекционный курс предполагает изучение психологических характеристик основных видов отклоняющегося поведения, типов, форм и структуры девиантного поведения. Профилактика отклоняющегося поведения рассматривается как система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации, стратегии общей и специальной профилактики отклоняющегося поведения. Также курс лекций предполагает изучение основных направлений коррекции девиантного поведения.

Теоретические знания закреплялись на практических занятиях и при обсуждении анализируемых вопросов студентами в рамках проблемной группы.

Для формирования у студентов мотивационной готовности к работе с несовершеннолетними с девиантным поведением нами проводились практические занятия.

Практические занятия предполагают самостоятельную подготовку, активность в выступлениях по обсуждаемому кругу вопросов, демонстрирование позитивных знаний и собственной позиции. Практические занятия разработаны с целью помочь студентам овладеть понятийно–терминологическим аппаратом, свободно оперировать им. На практических занятиях знания, которые получили студенты на лекционных занятиях и в результате самостоятельной работы, закрепляются, приобретают качественно иное, более осмысленное содержание, расширяются и углубляются.

Предполагаемый курс лекций и практических занятий реализовывался нами в период с октября 2014–2015 учебного года по март 2014–2015 учебного года.

Кроме того, с целью реализации предложенных педагогических условий, которые предположительно влияют на эффективность формирования готовности студентов педагогического вуза к работе с девиантными несовершеннолетними, студенты были привлечены к участию в работе проблемной группы путем привлечения исследуемых студентов в свободное от учебной деятельности время, на добровольной основе к обсуждению проблем девиантного поведения несовершеннолетних.

Привлекая студентов к участию в проблемной группе, мы преследовали целью формировать у будущих педагогов потребность в научно-теоретических знаниях, умениях и навыках, профессионального интереса к работе с девиантными несовершеннолетними, способности к саморазвитию, поисковой активности, к научно-исследовательской деятельности.

Контрольный срез знаний и представлений исследуемых студентов о феномене девиантного поведения был проведен в форме повторного анкетирования.

Целью повторного анкетирования явилось выявление динамики готовности студентов педагогического вуза к работе с девиантными несовершеннолетними.

В сравнении с результатами первичного анкетирования у исследуемых студентов мы выявили понимание и осознание испытуемыми важности, сущности и сложности проблемы девиантного поведения несовершеннолетних, накопление опыта работы с несовершеннолетними с девиантным поведением. Также сравнительный анализ результатов первичного и повторного анкетирования позволяет говорить о повышении у студентов в целом мотивационной готовности к работе с несовершеннолетними с девиантным поведением.

Для подтверждения статистической значимости выявленных различий в показателях готовности исследуемых студентов к работе с девиантными несовершеннолетними мы использовали метод статистического анализа – φ коэффициент угловое преобразование Фишера.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что наиболее значимыми являются изменения в следующих показателях готовности исследуемых студентов к работе с девиантными несовершеннолетними: понимание феномена отклоняющегося поведения, знание форм девиантного поведения, сформированность представлений об особенностях поведения «трудных» несовершеннолетних, понимание важности работы с девиантными несовершеннолетними, готовность использовать адекватные меры при проявлении агрессивного поведения несовершеннолетних. Различия по указанным показателям готовности являются, согласно анализу результатов, статистически значимыми.

Ряд показателей готовности исследуемых студентов к работе с девиантными несовершеннолетними, согласно анализу полученных результатов, находится в зоне неопределенности: сформированность представлений о причинах отклоняющегося поведения несовершеннолетних, представлений о последствиях отклоняющегося от общепринятых норм поведения, знание направлений профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних, наличие опасений при работе с несовершеннолетними, проявляющими отклонения в поведении. Полученные результаты свидетельствуют о наличии незначительных статистических различий по указанным показателям готовности.

По ряду исследуемых показателей готовности исследуемых студентов к работе с девиантными несовершеннолетними нами не выявлены статистически значимые различия: сформированность представлений о распространенных формах отклоняющегося поведения несовершеннолетних, об основных причинах отклоняющегося от норм поведения, о проявлениях отклоняющегося поведения, требующих вмешательства, об оптимальном выборе мер профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков.

Таким образом, после проведения формирующего этапа педагогического эксперимента посредством специально организованного обучения испытуемых, результаты анализа готовности будущих педагогов отражают стабильное повышение показателей готовности студентов педагогического вуза к работе с девиантными несовершеннолетними.

Выводы

В результате проведенного исследования показано, что работа, обеспечивающая формирование у студентов педагогического вуза готовности к работе с подростками с девиантным поведением, достигает наибольшей результативности, если развивать у студентов профессиональные мотивы и стимулировать их познавательный интерес, дополняя такую работу прохождением педагогической практики в образовательных учреждениях,  тем самым обеспечивая формирование обобщенных знаний, представлений  и умений студентов.

Формирование обобщенных знаний, представлений, умений и навыков достигает высоких результатов через включение студентов в теоретическое изучение проблемы девиантного поведения на занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам, в решение практических задач в процессе профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов, в активное включение студентов в процесс подготовки к работе с девиантными подростками путем решения проблемных ситуаций.

Анализ результатов экспериментальной работы убедительно показывает, что подготовка студентов к профессиональной деятельности в рамках выделенного нами комплекса педагогических условий приводит к повышению показателей готовности студентов педагогического вуза к работе с девиантными несовершеннолетними.

Формирующий этап эксперимента показал, что процесс подготовки будущих  педагогов к профессиональной деятельности с позиции работы с несовершеннолетними с девиантным поведением протекает более успешно, если в учебном процессе реализуются следующие педагогические условия: осознание студентами важности, понимание сущности и сложности проблемы профилактики девиантного поведения; формирование у студентов мотивационной готовности к работе с несовершеннолетними с  девиантным поведением; включение студентов педагогического вуза в учебно-профессиональную деятельность с целью накопления опыта работы с несовершеннолетними с  девиантным поведением.

Каждое условие направлено на подготовку будущего педагога к профессиональной деятельности и доказывает важность их реализации в процессе подготовки будущих педагогов. Выделенные нами педагогические условия взаимосвязаны. Каждое условие находится в определенном соподчинении с другими условиями, что свидетельствует о правильности выделенного нами комплекса условий, т.е. их необходимости для подготовки студентов педагогического вуза к работе с девиантными несовершеннолетними. В основе комплекса выделенных педагогических условий лежит понимание характерных особенностей девиантного поведения несовершеннолетних.

Результаты формирующего этапа эксперимента, в процессе которого мы проверяли влияние всего комплекса выделенных условий на формирование готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности, показали не только необходимость, но и достаточность комплекса. Целостность эффективного процесса формирования готовности студентов к работе с девиантными несовершеннолетними обеспечивается реализацией всего комплекса выделенных педагогических условий.

Таким образом, выделенный и теоретически обоснованный нами комплекс педагогических условий формирования готовности у студентов педагогического вуза к работе с несовершеннолетними с девиантным поведением является необходимым и достаточным.


Библиографическая ссылка

Липунова О.В. ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25201 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674