Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОИСКОВОГО ОТРЯДА В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ

Быков Е.С. 1
1 Челябинская МАОУ СОШ № 123
В статье раскрывается значение деятельности поискового отряда в воспитании патриотических чувств у студентов. Представлены точки зрения ученых на сущность понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание», «молодежное объединение», «поисковый отряд», а также авторское определение понятия «воспитание патриотизма у студентов в деятельности поискового отряда», выделены его структурные компоненты: когнитивный, ценностно-мотивационный и оценочно-поведенческий. Проанализированы труды ученых, посвященные поисковому движению. Уделяется внимание воспитанию гражданственности, нравственности и патриотизма у студентов посредством общественно-значимой деятельности – участия в поисковых отрядах. Кратко представлен опыт поискового отряда Челябинского государственного педагогического отряда «Этерна», характеризуется программа поискового отряда, которая предусматривает подготовку к поисковой деятельности, определено значение деятельности поискового отряда в патриотическом воспитании и социализации молодежи.
патриотизм
патриотическое воспитание
ценность
молодежное общественное объединение
поисковый отряд
поисковое движение
общественно-полезная деятельность
педагогическое сопровождение
социализация.
1. Аскоченская Л.И. Социально-психологические особенности личностного развития подростков и старшеклассников в совместной деятельности поисковых групп: дис. … канд. психол. наук. – Курск, 2010. – 203 с.
2. Бубличенко В.Н. К вопросу о научной обоснованности поискового движения // Государство и общество в увековечении памяти защитников Отечества: опыт, проблемы, перспективы. Материалы межрегионального научно-практического семинара-совещания (Сыктывкар, 3–4 ноября 2007 г.). – Сыктывкар, 2007. – С. 10–15.
3. Будаговский В.Л. Сущность и специфика военно-патриотического воспитания молодежи в процессе социально-культурной деятельности общественных объединений поисковой направленности [Электронный ресурс] // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – Вып. 2 (130). – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-spetsifika-voenno-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi-v-protsesse-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti-obschestvennyh
4. Гайдукова И.Е. Психолого-педагогические особенности совместной деятельности поисковых групп молодежи // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 4 (41). – С. 86–88.
5. Гревцева Г.Я. Гражданственность и гражданская культура – результат становления гражданского общества // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – № 18 (272). – С. 55–57.
6. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Теоретические аспекты педагогического сопровождения подготовки студентов к воспитательной работе //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 4. – С. 9–14.
7. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. К анализу понятия «Рефлексивно-ценностное сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза» // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24440.
8. Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»» от 28 июня 1995 г. № 98 - ФЗ // Документы и проекты. – М.: Логос, 2001. – С. 3–11.
9. Союз поисковых отрядов. Аналитическая справка о ходе выполнения Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества и состоянии поискового движения России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.sporuss.mosaics-mandjos.ru.
10. Информационно-методический сборник по работе с военно-патриотическими клубами, объединениями и поисковыми организациями / Сост. В.А. Фальков и др. – Краснодар: КДМ, 2002. – 166 с.
11. Лутовинов В.И. Жизненная необходимость государ¬ственной концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм : ма¬териалы заседания Философского клуба. – М.: Книга и биз¬нес, 2003. – С. 139–148.
12. Литвак Р.А. Словарь по социальной педагогике и социальной работе / Р.А. Литвак, Р.С. Димухаметов, Н.В. Кравчук, А.В. Пономарева. – Челябинск: ЧГАКИ, 2009. – 154 с.
13. Мордвинцев Д.Ю. Воспитание патриотизма у буду¬щих учителей средствами педагогических дисциплин: дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2003. – 175 с.
14. Родин Е.В. Поисковое движение как вид социальных движений и как система добровольных общественных организаций // Социология и жизнь. – 2014. – № 1. – С. 24–28.
15. Циулина М.В. Средовой подход в патриотическом воспитании // Молодой ученый. – 2011. – № 3–2. – С. 158–164.
16. Циулина М.В. Патриотическое воспитание учащихся в общеобразовательной школе: организационно-содержательный аспект // Вестник Орловского государственного университета. – Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2011. – № 1 (15). – С. 329–333.

В современных условиях воспитание у студентов патриотизма – одна из ключевых задач. Важность решения проблемы патриотического воспитания молодежи подтверждается изданием ряда законодательных актов, организацией мероприятий, разработкой программ и пособий, в которых вопросы воспитания патриотизма, нравственности и гражданственности в центре внимания. Обществу нужны высокообразованные, мужественные, здоровые люди, отличающиеся профессиональной культурой, мобильностью, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны – патриоты своего Отечества.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» в числе приоритетных направлений, по которым будет осуществляться государственная политика в сфере образования, обозначено патриотическое воспитание.

Вопросам патриотического воспитания посвящены работы М.Е. Дуранова, И.М. Дуранова, А.С. Гаязова, Г.Я. Гревцевой, Н.В. Ипполитовой, Д.Ю. Мордвинцева, В.И. Лутовинова, В.И. Руденко, М.В. Циулиной и др.; о возможностях военно-патриотического воспитания писали в своих трудах С.А. Алиева, В.Ю. Микрюков, А.И. Пятикоп и др.

Обратимся к понятию «патриотизм», анализ которого требует раскрытия его различных аспектов. В.И. Лутовинов считает, что «патриотизм представляет со­бой своего рода фундамент общественного и государственно­го здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов» [11, с. 140].

Мы разделяем точку зрения Д.Ю. Мордвинцева [13], М.В. Циулиной [16], определяющие патриотизм как интегрированное качество личности, выражающееся в отношении к своему Отечеству, его истории и культуре, готовность к общественно-значимой деятельности, «как чувство, которое присуще каждому человеку; формируется независимо от политических и экономических изменений в обществе; является результатом освоения личностью ценностей своей Родины, а, следовательно, идентификацией с культурой как синтезом ценностей» [15, c. 158]. Патриотизм понимается как уровень нравственной культуры общества.

Когнитивный компонент патриотизма у студентов в деятельности поискового отряда определяет уровень сформированности основных понятий; ценностно-мотивационный компонент характеризует систему нормативно-ценностной ориентации личности; оценочно-поведенческий компонент показывает готовность студента к поисковой деятельности.

Вслед за Г.Я. Гревцевой [5], считаем, что гражданственность интегративное качество личности, включающее аспекты: мировоззренческий, поведенческий, оценочный и культурный, характеризуется чувством патриотизма, знанием прав и обязанностей, активностью, ответственностью и т.д. Связь гражданственности и патриотизма очевидна.

Патриотизм как ценность, характеризующий взаимоотношения личности с Родиной и Отечеством – это результат патриотического воспитания.

Мы трактуем воспитание патриотизма у студентов в деятельности поискового отряда как процесс формирования патриотических чувств, нравственных ценностей, социально-значимых действий и операций в целенаправленной осознанной гражданско-патриотической деятельности, направленной на сохранение исторической памяти и традиций Отечества. Важнейшей социально-педагогической основой системы патриотического воспитания является взаимодействие с молодежными объединениями, работа которых строится с учетом интересов молодых людей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности.

Р.А. Литвак [12] трактует молодежное общественное объединение как группу лиц, объединившихся добровольно на основе интереса к социально значимой деятельности и активной гражданской позиции, с целью осуществления инициатив среди детей, подростков и молодежи и одновременного самосовершенствования. Поисковый отряд относится к общественному объединению, которое получает активную поддержку со стороны государства. Исключительное значение имеет принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [8]. Основу деятельности составляют ключевые компетенции, формирование которой осуществляется в рамках социализации личности. В условиях переоценки ценностей и смены идеалов общественные объединения являются своеобразной средой, в которой происходит социализация, формируются нравственность, патриотизм, гражданственность.

Один из видов социальных движений является поисковое движение, которое в России имеет многолетнюю историю и особое значение для воспитания патриотов своего Отечества, социализации личности. Основы поискового движения были заложены в середине 70-х годов, когда комсомол организовал акцию под названием «Поход  по местам боевой и трудовой славы советского народа». В этой акции приняли участие сотни тысяч комсомольцев  и пионеров из числа учащихся средних школ, профессионально-технических училищ и техникумов,  высших учебных заведений. В 1987 году  на слете молодежи в г. Ленинграде впервые его участниками из числа поисковиков был поднят вопрос о незахороненных останках погибших воинов и был образован Всесоюзный координационный совет поисковых отрядов при ЦК ВЛКСМ (ВКС), куда вошли наиболее авторитетные на тот период руководители поисковых отрядов и групп. Председателем ВКС стал Иконников Ю.М., ветеран Великой Отечественной войны, журналист [9].

Первыми поисковиками были подростки 14–15 лет. Позже поисковая работа проводилась отдельными группами энтузиастов. Активизировалось поисковое движение в середине 70-х годов. Молодежь участвовала в акции «По местам боевой и трудовой славы советского народа». В 1988 году в Калуге состоялся I Всесоюзный сбор поисковиков, который положил начало контролируемому, признанному на государственном уровне поисковому движению. При ЦК ВЛКСМ был создан Всесоюзный координационный совет поисковых отрядов.  В апреле 2013 года было создано Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». Численность поисковых отрядов с каждым годом растет. Более 15 тыс. молодых людей принимают участие в поисковых экспедициях [10, с. 269]. История поисковых отрядов, к сожалению, еще недостаточно изучена.

Исследования Л.И. Аскоченской [1], В.Н. Бубличенко [2], В.Л. Будаговского [3], В.Е. Родина [14], И.Е. Гайдуковой [4] и др. посвящены поисковой деятельности. Авторы характеризуют эффективные методы, приемы, инновационные технологии, выявляют психолого-педагогические условия успешной деятельности поисковых экспедиций. Г.Я. Гревцева [6], М.В. Циулина [6] раскрывают теоретические аспекты педагогического сопровождения подготовки студентов к воспитательной работе.

По мнению В.И. Будаговского, поисковое движение – это «общественное движение граждан, добровольно и безвозмездно ведущих работу по обнаружению и захоронению не погребенных в годы Великой Отечественной войны останков павших воинов, установлению и увековечению их имен» [3, с. 3]. И.Е. Гайдукова в своей статье [4] раскрывает этапы формирования мотивации участия в поисковой деятельности. В.Е. Родин [14] анализирует особенности поискового движения.

Л.И. Аскоченская [1] в диссертационном исследовании «Социально-психологические особенности личностного развития подростков и старшеклассников в совместной деятельности поисковых групп» справедливо указывает, что участие в поисковых экспедициях повышает зрелость социальных установок, развивает интерес к истории Отечества, актуализирует мотивацию достижения успеха и т.д. Справедливо утверждает, что совместная деятельность поисковых групп может рассматриваться с позиций культурно-исторического подхода. Мы согласны, что экспонаты (артефакты), найденные во время раскопочных работ, являются культурно-историческими находками, раскрывающими историю Отечества.

Поисковое движение – социальное движение, носит массовый характер, способствует воспитанию гражданственности, нравственности и патриотизма. Поисковое движение по содержанию является военно-патриотическим, культурно-историческим и благотворительным движением. 11 августа 2003 года создан Союз поисковых отрядов России. Поступают запросы не только граждан России и республик бывшего Союза, но из Германии, Австрии, Чехословакии, Австрии и др.

Участие в поисковом движении, привлекательной для молодежи и подростков социально-полезной деятельности,  несомненно, содействует воспитанию гражданской ответственности, чести и долга, направленной на достижение общественно-значимых целей, вносит значительный вклад в формирование общественно-исторического сознания личности. Добровольная, инициативная деятельность членов поискового отряда строится только на конкретном  интересе энтузиастов. Эта деятельность незаменима, она объединяет всех людей всех национальностей, конфессий; способствует упорядочению системы воинских захоронений, содействует повышению у населения культуры и уважения к погибшим,  сближает старшее поколение и молодежь и т.д.

По мнению ученых Ф. Дроздова, И. Ивлева, С.И. Садовникова, поисковое движение решает задачи не только педагогической науки, а, прежде всего, исторической, т.к. открывает новые страницы нашей истории. Следовательно, рассматривать поисковое движение только как инструмент воспитательной работы не следует. В.Н. Бубличенко [2] также считает, что сужение роли поискового движения до уровня военно-патриотического воспитания молодежи не учитывает научной формы деятельности и поэтому может рассматриваться как реализация частной проблемы. Одно из самых главных условий деятельности – поисковая этика.

На сегодняшний день существует огромное количество поисковых отрядов, целью которых является поиск и перезахоронение бойцов без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны. В Челябинском государственном педагогическом университете также действует поисковый отряд «Этерна» (создан в 2000 году по инициативе студентов, руководитель В.К. Ткаченко). Программа поискового отряда предусматривает подготовку к поисковой деятельности, результатом подготовки является готовность осуществлять исследовательскую поисковую работу в архивах, проводить полевые поисковые работы, извещать о проделанной работе и полученной информации органы военного управления и родственников и т.д. Особый акцент придается в программе психологической подготовке. Предполагается педагогическое сопровождение, которое трактуется «как создание социально-культурных, организационно-управленческих условий, обеспечивающих решение ценностно-значимых, исследовательских (педагогических) задач в процессе профессиональной подготовки студентов вуза» [7, c. 258].

Кроме того, подготовка к поисковой деятельности предполагает развитие физических качеств, прикладных умений и навыков, необходимых в экстремальных ситуациях; вестибулярной устойчивости, быстроты реакции и ориентировки в пространстве. Для поисковиков необходимо владение навыками передвижения между различными препятствиями, навыками страховки и самостраховки и др., совершенствование психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия и т.д.). Выносливость, сила, быстрота, ловкость и гибкость во многом определяют эффективность деятельности в условиях возникновения экстремальных ситуаций, обеспечивая высокую устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Опыт первой экспедиции (25 апреля 2008 г., Воронежская область) был представлен на IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2012» в статье «Поисковая работа как средство патриотического воспитания студентов педагогического вуза». За время существования поискового отряда «Этерна» было найдено более 500 останков бойцов Красной Армии. Необходимо отметить, что поисковый отряд «Этерна» принимал активное участие в подъеме танка Т-34 в Псковской области, Новосокольническом районе. Также были обнаружены останки бойца, при котором находилась медаль «За отвагу» с номером 595238. По данным Государственного архива мы узнали, что медалью с таким номером был награжден боец отдельной специальной роты Соловьев Василий Федорович, 1914 года рождения, уроженец д. Климовка Невельского р-н Калининская обл. Он служил рядовым, был разведчиком в 72 отдельной разведроте 28 стрелковой дивизии. Медаль осталась в городе Пскове.

Прикосновение к чужому горю вызывает желание помогать людям, учит состраданию, соучастию. Совместная поисковая деятельность сама по себе содержит и интегративные теоретические знания, и практику, и конкретную практическую работу, и совместную деятельность. В ее процессе создаются благоприятные условия для развития личности, молодой человек формирует собственное отношение к истории и природе, к себе и другим людям. Добровольный и бескорыстный труд участников поискового движения по обнаружению и захоронению с почестями останков погребенных защитников Отечества производит большое впечатление на население и общество. Поисковики переписываются, встречаются с родственниками погибших защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны, особенно с семьями пропавших без вести. Мы убеждены, что поисковая деятельность имеет личностную и общественно значимую цель, это «форма проявления гражданской активности индивида, направленная на воспитание в себе гражданина» [5, c.18].

Огромное количество писем в поисковое движение с просьбой определить место гибели воина, считающегося пропавшим без вести, заставило активистов поискового движения создать большую базу данных по анкетам разыскиваемых воинов, а также регулярно вести активную научно-исследовательскую работу в военных архивах [11].

Значение поисковой деятельности неизмеримо велико. Участники экспедиций, несомненно, иначе воспринимают историю, гордятся героизмом и мужеством солдат. Поисковое движение будет существовать длительное время, осуществляя преемственность духовных ценностей российского народа. Тысячи семей смогут узнать о судьбе и месте захоронения близкого человека, а молодежь, занимающаяся поиском и захоронением останков, погибших при защите Отечества,  к моменту призыва в армию будут подготовлены к службе нравственно,  физически и психологически,  будут иметь навыки выживания в полевых условиях и обращения со специальной техникой,  иметь представление о дисциплине и правилах взаимоотношения в коллективе.


Библиографическая ссылка

Быков Е.С. ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОИСКОВОГО ОТРЯДА В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25185 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674