Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ

Матяш Н.В. 1 Хохлова М.В. 2
1 ФГБОУ ВО "Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского"
2 ФГБОУ ВО "Брянский инженерно-технологический университет"
Статья посвящена проблеме создания психологической службы в инженерном вузе. В работе обосновывается актуальность деятельности психологической службы в условиях образовательной среды инженерного вуза. Психологическая служба рассмотрена в единстве научной, прикладной и организационной составляющей, основная задача – научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов передачи психологического знания, реализуемых в условиях образовательной среды инженерного вуза. Предложена модель психологической службы, содержащая взаимосвязи следующих компонентов: социальный заказ, цель, задачи, теоретические подходы и принципы деятельности, организационно-методические условия, направления и формы деятельности, планируемый результат. Раскрыты основные компоненты и направления ее деятельности. Предложен комплексный подход к организации деятельности психологической службы. Рассматриваются возможные направления работы студентов-исследователей и студентов-тьюторов как субъектов деятельности службы.
психологическая служба
модель психологической службы в инженерном вузе
направления и составляющие деятельности психологической службы
образовательная среда инженерного вуза
1. Антюхов А.В., Матяш Н.В., Фомин Н.В. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. учебно-методическое пособие [Текст]/ А.В. Антюхов, Н.В. Матяш, Н.В. Фомин. – Брянск, 2010. – 198 с.
2. Дубровина, И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства / И. В. Дубровина // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – C. 5-9.
3. Колосов Е. В. Психологическая служба вуза: теориями практика / Е.В. Колосов, В.Н. Бобылёв, В.А. Кручинин // Высшее образование в России: 2007. – № 3. – С. 10-13.
4. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова. – М.: Педобщество России, 2011. – 246 с.
5. Пилюгина Е.И., Бережнова О.В. Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студента вуза // Молодой ученый. – 2012. – № 10. – С. 289-291.
6. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N 201 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2015 N 36767). – Режим доступа: edu.tltsu.ru/.../html/media92530/bak_08_03_01.pd htm (дата обращения 23.08.2007).

Одной из черт развития современной России является повышение внимания к подготовке инженерных кадров как объективной потребности государства, так и интереса с позиции общества, особенно молодежи, выбирающей путь своего профессионального становления и развития с учетом актуальных потребностей рынка труда. В условиях эффективного обновления секторов экономики остро ощущается недостаток в высококвалифицированных инженерных кадрах, готовых к комплексному решению профессиональных задач. Образовательные стандарты, адаптированные к реалиям современной производственной деятельности, содержат основные требования к результатам обучения. Так, в соответствии с ФГОС ВО, бакалавр по направлению 08.03.01 «строительство» должен овладеть следующими видами профессиональной деятельности: изыскательская и проектно-конструкторская; производственно-технологическая и производственно-управленческая; экспериментально-исследовательская; монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная; предпринимательская [6]. Он должен обладать целым рядом общекультурных компетенций, среди которых: готовность к работе в коллективе, способность осуществлять руководство коллективом, подготавливать документацию для создания системы менеджмента качества производственного – подразделения; способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, кроме того, образовательный стандарт включает перечень профессиональных компетенций, овладение которыми требует глубоких знаний в области естественно-научных и физико-математических дисциплин. Содержание видов деятельности, общекультурных и профессиональных компетенций инженера по различным профилям и направлениям подготовки, определенных образовательными стандартами, в полном объеме требует новых подходов не только к организации образовательного процесса вуза (технологий, методик, учебных средств, усиления их инновационности и прогностичности, действенности по формированию готовности к решению комплексных задач, развитию творческого мышления будущих инженеров), но и создания особой образовательной среды.

Образовательная среда инженерного вуза должна быть ориентирована на создание условий, способствующих формированию общекультурных, общепрофессиональных компетенций, личностных качеств студентов, их адаптивных способностей. Ее развитие обусловлено как педагогическими факторами на уровне взаимодействия педагог-студент, так и социально-психологическими, предполагающими субъект-субъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса от административно-управленческого, преподавательского, учебно-вспомогательного персонала до непосредственного взаимодействия в студенческих группах, формальных и неформальных студенческих объединениях. Конструктом образовательной среды современного инженерного вуза должна стать психологическая служба как система психологического сопровождения, ориентированная на создание благоприятных условий для обучения и личностного развития студентов.

Актуальность создания психологической службы в инженерных вузах является насущной, так как изначально профессиональный выбор студентов находится в системе отношений «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», их специальные способности и интересы, как правило, доминируют над коммуникативными и организаторскими. Вместе с тем будущие инженеры не только осознают необходимость знаний в области психологии как для своей будущей профессиональной деятельности, так их жизни на современном этапе (в учебной деятельности и житейско-бытовых ситуациях, межличностном общении и групповом взаимодействии), но и выражают потребность в помощи их успешного разрешения.

Профессорско-преподавательский состав инженерного вуза, как правило, представлен высококвалифицированными специалистами в профильных отраслях наук, специальные же профессиональные знания по педагогике и психологии имеют далеко не все педагогии. Повышение квалификации осуществляется преимущественно в области научных интересов, а не психолого-педагогического совершенствования, внедрение педагогических инноваций в учебно-воспитательный процесс не всегда находит отклик в педагогической среде.

Содержание учебных дисциплин, практик, их перечень, определенный в учебных планах, преимущественно ориентированы на формирование профессиональных компетенций, отражающих профиль подготовки будущего инженера. Вместе с тем известна особая роль психологического знания при переходе вузов к новым образовательным технологиям, без которых невозможно подготовить студента к его будущей инженерной деятельности.

Изучение психолого-педагогических исследований (И.В. Дубрвина, М.Р. Битянова, Е.В.Колосов, Е. И.Пилюгина, О. В.Бережнова, Н.В. Матяш и др.) практики образовательных организаций, ведущих подготовку инженерных кадров, свидетельствует о востребованности психологических знаний и практического опыта как у студентов, так и у преподавателей.

Так, опрос студентов 1–4 курсов строительного института ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет» показал, что 37 % процентов первокурсников хотели бы получить психологическую помощь в адаптации к условиям обучения в вузе, 24 % всех опрошенных интересуют те или иные проблемы в детско-родительских отношениях, около 20 % обратились бы в психологическую службы за консультацией по вопросам учебной и будущей профессиональной деятельности, а 40 % респондентов хотели бы приобрести дополнительные знания и умения в области психологии в целях самопознания и совершенствования собственных психических свойств и состояний, а также готовности к будущей профессиональной деятельности.

Модель психологической службы в условиях инженерного вуза

Обращаясь к проблеме создания модели психологической службы, мы разделяем мнение исследователей о том, что психологическая служба в системе высшего образования – это единство многих составляющих – научной, прикладной, практической и организационной [1,2,3].

Научная составляющая предполагает проведение исследовательских работ по проблемам методологии и теории индивидуальных проявлений возрастных закономерностей психического развития студентов, условий развития личности и становления субъектов профессиональной инженерной деятельности в образовательной среде вуза.

Одна из задач – научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов передачи психологического знания, реализуемых в условиях образовательной среды инженерного вуза. Значимыми направлениями деятельности психологической службы в вузе являются определение психологических условий развития, механизмов и закономерностей становления личности будущего инженера с учетом индивидуального подхода.

Прикладное направление деятельности психологической службы в инженерном вузе призвано помочь использовать психологические знания всеми структурными подразделениями вуза, реализующими задачи образовательной деятельности (преподаватели, методисты, кураторы, специалисты деканатов и дирекций, сотрудники учебной части, отдела молодёжной политики, члены учебно-методического совета и др.). В сотрудничестве с психологами они используют новейшие психологические данные при составлении учебных программ и планов, в процессе создания учебно-методических комплексов и программ воспитания личности студента в вузе.

Практический компонент деятельности психологической службы призван обеспечить решение тех или иных конкретных проблем психологического характера, с которыми сталкиваются субъекты образовательной деятельности инженерного вуза на основе современных данных психологической науки.

Организационная составляющая предполагает создание действенной структуры психологической службы, обеспечивающей как взаимодействие всех ее звеньев по содержательным и организационным вопросам, так и контроль профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, а также повышение профессиональной компетентности субъектов образовательной деятельности вуза, в том числе будущих инженеров.

Представленная модель требует выбора комплексного подхода к организации психологической службы вуза. Субъектами ее деятельности во взаимодействии могут быть:

  • Службы управления (проректор по образовательной деятельности и социально-воспитательной работе, отдел по работе с молодежью) – для разработки стратегии и тактики создания образовательной среды вуза, в том числе и психологической службы.
  • Координатор (руководитель) из числа профессорско-педагогического состава, обладающий научной квалификацией (научная степень, звание) в областях психологии или педагогики – для общего руководства и научно-методического обеспечения работы психологической службы.
  • Психолог – для реализации практических задач деятельности службы.
  • Преподаватели из числа кафедр вуза, имеющие опыт лекционно-пропагандистской, методической и рекреационной деятельности (последние – с кафедры физического воспитания, обеспечат, при необходимости, комплекс восстановительных мероприятий, направленных на оптимизацию функционального состояния организма).
  • Медицинские работники, в случае необходимости, оказывающие помощь в психологических состояниях эмоциональной напряженности и нестабильности.
  • Учебно-методический совет вуза, предлагающий к внедрению в педагогическую практику психологических знаний при переходе вуза к новым образовательным технологиям.
  • Кураторы учебных групп, оказывающие организационно-практическую и просветительскую помощь в реализации практической деятельности службы.
  • Студенты-тьюторы.
  • Аспиранты и студенты, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью в творческих лабораториях.

Следует отметить особую роль студентов–тьюторов в психологической адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить подопечного на продуктивную работу, помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить его на продуктивную учебную деятельность. Тьютор должен обладать не только желанием помогать другим, но осуществлять психологическое сопровождение студентов. Подготовка тьюторов из числа студентов вуза требует формирования у них углубленных знаний в области возрастной психологии, психологии общения, психологии личности в контексте непосредственно проводимой работы на основе метода кейс-ситуаций, моделирования конкретных действий, деловых игр, тренингов и др.

Студенты (бакалавры, магистры) и аспиранты, объединённые в творческой лаборатории, выполняют исследовательскую деятельность по следующим направлениям:

  • Психодиагностика: социально-психологических особенностей личности студентов; групповой композиции (студенческие группы); интегративных мотивационных образований личности и группы; парциальной мотивации личности и группы; мотивации учебно-профессиональной деятельности; феноменов коммуникативной и организаторской компетентности; интегральных характеристик малой группы; развития малых групп; перцептивно-стилевых особенностей личности и малой группы; управленческих барьеров и деятельностной эффективности руководителя; личностной и групповой эффективности и др. Работа осуществляется под руководством психолога, на основе стандартизованных психологических тестов. Изучая сущность исследуемого феномена на основе теоретических источников, эмпирически выявляя уровень его проявления у личности, студенческой группы, коллектива преподавателей, студенты-исследователи обобщают полученные результаты в рефератах, научных статьях, докладах на научных студенческих конференциях.
  • Исследование направлений совершенствования психологической службы. Под руководством психолога разрабатывается анкета с целью выявления востребованных для субъектов образовательной деятельности инженерного вуза направлений работы психологической службы, ее конкретных мероприятий. Студенты могут не только проводить анкетирование, но и обобщить результаты исследования.
  • На уровне аспирантов, изучающих педагогику и психологию высшей школы, результатами научно-исследовательской работы могут быть основанные на теоретическом материале и эмпирических исследований программы, методические рекомендации по совершенствованию определенных направлений учебно-воспитательного процесса в вузе, например, по разработке учебных средств, основанных на третьем типе ориентировочных основ действий и др.

Библиографическая ссылка

Матяш Н.В., Хохлова М.В. МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25174 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674