Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Паначев В.Д. 1 Оборин А.В. 1 Солоницин Р.А. 1
1 ФГОУ ВО Пермский национальный исследовательский политехнический университет
В данной работе освещены вопросы эффективной социализации средствами физической культуры и спорта студентов с ограниченными жизненными возможностями, которых, к сожалению, с каждым годом становится все больше и больше. В статье анализируются проведенные экспериментальные данные с использованием адаптивной физической культуры и спорта в группе студентов с ДЦП для их социализации и развития двигательных качеств. Для таких студентов разрабатываются индивидуальные программы, имеющие в своей основе несколько аспектов: медико-биологические, педагогические, социальные и психологические. В конечном итоге все это вместе взятое дает положительные результаты в физической и двигательной подготовленности студентов с ограниченными жизненными возможностями для успешной социализации в будущем. Кроме того, данные проблемы связаны с новым госстандартом по физической культуре и введением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
студенты
адаптивная физическая культура
спорт
социализация личности
1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 240 с.
2. Ишмухаметов М.Г. Физическая подготовленность учащихся 7–16 лет в зависимости от экологических особенностей среды обитания (на примере г. Перми). // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. – № 5. – С. 40-43.
3. Ишмухаметов М.Г. Физическое состояние учащихся 1–4 классов общеобразовательных школ, расположенных в различных зонах экологической нагрузки Пермской области // Сб. мат-лов межрегиональной науч.-практ. конференции «Совершенствование структуры и содержания начального общего образования». – Пермь, 2005. – С. 78-82.
4. Комков А.Г. Развитие исследований по международной программе «Здоровье и поведение школьников» // Труды международного симпозиума «Здоровье и поведение школьников». 27-29 мая 2004. СПбНИИФК, 2004. – С. 10-20.
5. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авт.-сост. В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005. – 127 с.
6. Паначев В.Д. Актуальные вопросы медико-социальной реабилитации и социализации детей с ограниченными жизненными возможностями // Актуальные вопросы медико-социальной реабилитации: материалы межрегион. науч.-практ. конф. с международным участием. Пермь. – 2010. – С. 138-141.
7. Паначев В.Д. Социализация личности с отклонениями в состоянии здоровья // Социальное благополучие человека в современной России: факторы риска и факторы защиты: материалы III краевой студ. науч.-практ. конф. – Пермь, 2011. – С. 195-197.

После провального выступления российских футболистов на чемпионате Европы по футболу во Франции ярко высветились системные негативные явления в развитии всего социума, особенно в отношении детей с физическими недостатками. В свое время Л.Д. Ландау отмечал, что «метод важнее открытия, ибо правильный метод исследования приведет к новым еще более ценным открытиям» [1]. К сожалению, при индивидуальной работе с детьми-инвалидами мы пришли к выводу, что универсального метода обучения нет. Применение метода в каждом отдельном случае должно быть обосновано реальными возможностями, видом индивидуальности, познавательными потребностями, психологическими особенностями, интересами, наличием опыта детей и т.д. У детей-инвалидов двигательная активность существенно зависит от вида заболевания и не находит выхода в естественных играх, которыми с раннего детства занимаются обычные дети. Это влечет за собой гиподинамию, а также недостаток знаний о своем организме и его возможностях. Еще в античные времена Аристотель отмечал: «Никто так не истощает, не разрушает, как физическое бездействие» [2]. На протяжении веков доказывается, что именно определенные физические упражнения способствуют развитию функциональных систем организма, повышают общий уровень здоровья, иммунитет, способность к адаптации, стимулируют умственную деятельность. Также нельзя не отметить положительное влияние занятий физкультурой и спортом на развитие личности, ярко проявляется среди детей-инвалидов. Чтобы их физическая форма была на высоком уровне, в течение всей жизни, необходимы систематические занятия с детства. Многолетние исследования показывают, что физический потенциал человека формируется, прежде всего, в первые два десятилетия. Именно в этот период нужно добиться возможно более высокого для каждого человека уровня развития физических качеств. Несомненно, что выявление новых оздоровительных эффектов использования средств физической культуры повысит качество внутреннего потенциала, заложенного природой у детей-инвалидов [6].

Цель исследования. Главной целью работы является анализ влияния физической культуры и спорта на социализацию студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Материал и методы исследования. В условиях неблагоприятных экологических воздействий Пермского края адаптивная физическая культура может стать и важным средством повышения иммунологических возможностей организма студентов с ограниченными жизненными возможностями. Так, например, систематическое применение нами статических упражнений на тренировочных занятиях по дартс в группе студентов с ДЦП, способствовало развитию статической выносливости, координации движения, точности попадания дротиков в мишень. Отмечался более выраженный прирост результатов, повышение адаптивных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие волевых качеств, работоспособности, координации движений на основе тонких дифференцировок кинестезического чувства, расширение своих физических возможностей, что в целом создает благоприятный психологический климат у студентов с ДЦП. Особую роль в реабилитационных воздействиях на таких студентов оказывают комплексные методы социально-педагогической направленности с индивидуальным бережным подходом к каждому. Для этого необходим особый талант и чуткое сердце, помноженные на опыт и знания. По данным Минсоцразвития России в среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом. Если в Москве около 4 тысяч таких детей, то в г. Перми и Пермском крае, только по данным официальной статистики, этот показатель превысил 5 тысяч [4-7]. При этом нужно учитывать, что данные цифры явились результатом самооценки (а не объективной независимой оценки) респондентами своего здоровья. Однако самооценка достаточно субъективна, поскольку лишь отчасти отражает реальное состояние здоровья. В большей степени она зависит от социального самочувствия детей, от конкретной жизненной ситуации, погоды и не всегда основывается на результатах медицинских обследований. В данном исследовании только 7 % опрошенных опирались в своих ответах на результаты медицинских заключений, еще 34 % ответивших – и на результаты медицинского обследования, и на самочувствие, в то время как большинство опрошенных (59 %) дали оценку состояния собственного здоровья, опираясь не на врачебные заключения, а только на самочувствие в текущий момент, которое может быть весьма относительным (см. табл.1).

Таблица 1

Основания оценки состояния собственного здоровья респондентами  

Вариант ответа

% ответивших

На основе медицинского обследования

7

На основе самочувствия

59

На основе медицинского обследования и самочувствия

34

 

Высокая степень субъективизма при ответе на данный вопрос подтверждается ответами на другие вопросы нашего исследования. Так, 17 % респондентов, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, субъективно оценили состояние своего здоровья как хорошее или очень хорошее, а 15% респондентов, не имеющих, по их мнению, таких заболеваний, напротив, оценили его как плохое или очень плохое. Несмотря на указанные недостатки результатов метода самооценки, распределение отрицательных и положительных оценок здоровья в сочетании с данными о его реальном состоянии, а также анализом влияния на здоровье поведенческих факторов, является важным показателем отношения детей к здоровью и его профилактике.

Итак, в нашем исследовании, судя по комплексу ответов, большинство респондентов относятся к своему здоровью как к сравнительно легко «возобновляемому ресурсу», не заботятся о его состоянии, не приучены постоянно думать о нем, не противостоят вредным привычкам. С другой стороны, на улучшение здоровья и на формирование позитивных моделей поведения в различных группах респондентов в отношении своего здоровья также влияет целый комплекс факторов. Среди них, в первую очередь, выделяется положительное влияние такого фактора, как снижение уровня тревожности, что в свою очередь было связано со снижением опасности стрессов и благоприятно воздействовало на соматическое здоровье детей. Как показали результаты различных опросов, проведенных нами в Пермском крае, для позитивного изменения здоровья особую значимость имеют такие факторы, как активная позиция в сфере образовательных услуг по ее качественному улучшению, наличие разнообразных источников доходов в семье, разнообразный, эмоционально положительный и полноценный досуг, помощь широкого круга родственников и близких, позитивные профилактические практики в быту и пр. [6]. При детском церебральном параличе страдают самые важные функции организма: движение, речь, психика. Характерной особенностью этого заболевания является отставание моторного развития ребенка, обусловленное, прежде всего, аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений. При детском церебральном параличе (ДЦП) страдает функциональная система движения, нарушена связь с окружающей средой. Это отрицательно влияет на деятельность ребенка, его психическое и физическое развитие. К сожалению, цивилизационное развитие российского общества с каждым годом увеличивает статистику детей с отклонениями в своем развитии.

Перед высшей школой стоит очень важная задача – реабилитация и социализация студентов с церебральным параличом средствами образования. В решении этой задачи ведущее место занимает адаптивная физическая культура. А она, кроме обязательного физического воспитания, позволяет расширить рамки образовательного пространства за счет адаптивной физической реабилитации, адаптивной двигательной рекреации и адаптивного спорта. Актуальной проблемой является разработка эффективных методов и средств коррекции и адаптации недостатков физического развития опорно-двигательного аппарата и мышечной работоспособности студентов с ограниченными возможностями с церебральным параличом [5-7].

Результаты исследования и их обсуждение. Занятия с такими студентами проводились преподавателями кафедры физической культуры, тренерами-педагогами дополнительного образования, методистами-инструкторами ЛФК, массажистами. Участники эксперимента находились под наблюдением врачей: невропатолога, психиатра, врача ЛФК, педиатра, ортопеда. Тренировочные нагрузки в «экспериментальной» группе давались с учетом физической подготовленности, индивидуальных особенностей занимающихся и поддержания их интереса к занятиям. В начале эксперимента уровень физического развития студентов, страдающих церебральным параличом, экспериментальной и контрольной групп был значительно ниже, чем у их сверстников из «основной» группы. Также надо отметить, что исходные данные студентов с церебральным параличом свидетельствовали о неравномерности развития двигательных качеств. По ходу эксперимента за летние месяцы отдельные показатели во всех группах оставались прежними, а в некоторых случаях снижалась. В результате проведенного эксперимента выявлено также, что режим со спортивной направленностью способствует повышению функциональных возможностей организма студентов с церебральным параличом, улучшению их соматического здоровья. По данным учебного года, студенты с ограниченными жизненными возможностями ни разу не болели простудными заболеваниями и гриппом, у них не было обострения хронических заболеваний, улучшилось самочувствие и состояние здоровья. Они справлялись с тренировочными заданиями, что способствовало их успешному выступлению в городских и краевых соревнованиях, несмотря на устойчивые отклонения, имеются резервные возможности организма и способность к спортивной деятельности. Это, по-видимому, объясняется тем, что физическое развитие студентов с церебральным параличом зависит от особенностей моторики – «стойкие нарушения отдельных компонентов движения». Преобладание прироста показателей в экспериментальной группе наблюдалось на шестом месяце эксперимента, что свидетельствует о компенсаторных механизмах организма студентов с церебральным параличом, которые проявились в результате тренировочных занятий. Итогом работы стали средне-групповые показатели прироста динамики физической подготовленности. Преимущество экспериментальных студентов в районных, городских, областных и региональных соревнованиях по программам Паралимпиады и Специальной Олимпиады. Помимо этого прямого эффекта занятия адаптивным спортом имеют большое социально-психологическое значение.

Предложенный и используемый в настоящем исследовании рационально организованный режим двигательной активности, как естественного стимула жизнедеятельности, позволил получить всестороннюю объективную информацию о психофизических возможностях студентов со сложным сочетанием дефекта. Установлено, что у занимающихся с отклонениями в физическом развитии и тенденциях на устойчивые отклонения, имеются резервные возможности организма и способность к спортивной деятельности.

Контрольные испытания показали, что наиболее эффективным в развитии двигательных качеств студентов с церебральным параличом является режим со спортивной направленностью. Еще один вопрос «Что, по Вашему мнению, необходимо делать, чтобы быть в хорошей физической форме?» дал следующие ответы (см. табл. 2, 3) [7].

Таблица 2

Ранжирование важности результатов занятий физической культурой и спортом 

Варианты ответа

% ответивших положительно

Укрепление здоровья

79

Сохранение физической формы, фигуры

48

Поддержание работоспособности

32

Психологическая разрядка

29

Увеличение продолжительности жизни

28

Общение с друзьями

19

Приятное проведение досуга

15

Удовольствие от физической нагрузки

18

Другое

0,2

Затрудняюсь ответить

2,8

 

Таблица 3

Ранжирование ответов на вопрос «Что необходимо делать, чтобы быть в хорошей физической форме?»

Варианты ответа

% выбравших вариант

Уметь активно отдыхать, вести подвижный образ жизни

56

Соблюдать режим питания, не переедать и не голодать

48

Заниматься физкультурой, спортом, туризмом

47

Достаточно спать

38

Соблюдать здоровый стиль жизни

26

Избавиться от вредных привычек

24

Другое

2,3

Затрудняюсь ответить

3,7

 

Как видно из табл. 3, занятия физической культурой и спортом занимают третье место в ранге среди основных факторов обеспечения хорошей физической формы, не сильно отставая от необходимости соблюдения режима питания и умения активно отдыхать, вести подвижный образ жизни (47 %, 48 % и 56 % соответственно). При этом и физическая культура, и активный отдых с подвижным образом жизни предполагают высокую физическую активность, что, по сути, является идентичным.

Наконец, при ответе на вопрос «Как Вы считаете, занятия физкультурой и спортом способствуют укреплению здоровья?» 93 % ответили положительно (из них 65 % отметили безусловную важность, а еще 28 % дали ответ «Скорее да»).

Таким образом, можно сделать вывод, что занятия физической культурой и спортом имеют огромную важность для поддержания и укрепления здоровья студентов, а, следовательно, и для качественного развития общества.

Полученные данные позволяют осуществить прогнозирование оптимального потенциала физических возможностей занимающихся студентов с церебральным параличом для их дальнейшей самореализации. У студентов с ДЦП существуют адаптационно-компенсаторные системы организма, которые включают повышение показателей физического развития под воздействием регулярных занятий адаптивными видами спорта. С применением адаптивной физической культуры и спорта быстрее и эффективнее происходит социализация и адаптация личности студента.

Выводы. Результаты исследования могут послужить основой для разработок программ дополнительного образования по адаптивной физической культуре с целью социализации студентов в современном образовательном процессе по новому госстандарту, согласно которому физическая культура разделяется на базовую и прикладную. В прикладной физической культуре особую роль играют виды спорта по выбору студента. Это в свою очередь приводит кафедры физической культуры к комплексному воздействию на личность студента, особенно с ограниченными возможностями здоровья через адаптивную физическую культуру. Эти итоги показывают и доказывают возможность развития адаптивного спорта, как одной из форм дополнительного образования в университете для студентов с церебральным параличом, и через него завоевания своего социального пространства с помощью активных занятий физической культурой и спортом, как социальным лифтом.

Заключение. Таким образом, именно комплексное физическое воспитание является действенным средством предупреждения и устранения у студентов недостатков в их физическом развитии, возникших в раннем возрасте, обеспечивает его последующую коррекцию и служит важным средством компенсации нарушений и социальную адаптацию. К сожалению, содержание физического воспитания в массовых общеобразовательных школах и в специальных школах-интернатах для современных детей оставляет желать лучшего в методическом, в материально-техническом и в организационном отношениях. Чаще всего занятия проходят чисто формально, нагрузки на них далеко не соответствуют потребностям развивающегося молодого организма. Причины этого – в отсутствии квалифицированных педагогов в сфере адаптивной физической культуры, неполная и не всегда грамотная интерпретация специалистами в данной области медицинских сведений о патологии занимающихся, что приводит к недостаточно целенаправленной коррекции дефектов развития и здоровья детей с ограниченными возможностями. Статистика говорит о низком уровне физической подготовленности выпускников массовых школ, а среди выпускников спецшкол-интернатов этот процент еще ниже, что недопустимо, так как в решении многочисленных проблем детей-инвалидов процесс повышения их двигательной активности и уровня физической подготовленности посредством систематической целенаправленной коррекционной работы – одно из ведущих условий подготовки студентов к жизни и трудовой деятельности, процессам их реабилитации и интеграции в современное цивилизационное общество.


Библиографическая ссылка

Паначев В.Д., Оборин А.В., Солоницин Р.А. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25165 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674