После провального выступления российских футболистов на чемпионате Европы по футболу во Франции ярко высветились системные негативные явления в развитии всего социума, особенно в отношении детей с физическими недостатками. В свое время Л.Д. Ландау отмечал, что «метод важнее открытия, ибо правильный метод исследования приведет к новым еще более ценным открытиям» [1]. К сожалению, при индивидуальной работе с детьми-инвалидами мы пришли к выводу, что универсального метода обучения нет. Применение метода в каждом отдельном случае должно быть обосновано реальными возможностями, видом индивидуальности, познавательными потребностями, психологическими особенностями, интересами, наличием опыта детей и т.д. У детей-инвалидов двигательная активность существенно зависит от вида заболевания и не находит выхода в естественных играх, которыми с раннего детства занимаются обычные дети. Это влечет за собой гиподинамию, а также недостаток знаний о своем организме и его возможностях. Еще в античные времена Аристотель отмечал: «Никто так не истощает, не разрушает, как физическое бездействие» [2]. На протяжении веков доказывается, что именно определенные физические упражнения способствуют развитию функциональных систем организма, повышают общий уровень здоровья, иммунитет, способность к адаптации, стимулируют умственную деятельность. Также нельзя не отметить положительное влияние занятий физкультурой и спортом на развитие личности, ярко проявляется среди детей-инвалидов. Чтобы их физическая форма была на высоком уровне, в течение всей жизни, необходимы систематические занятия с детства. Многолетние исследования показывают, что физический потенциал человека формируется, прежде всего, в первые два десятилетия. Именно в этот период нужно добиться возможно более высокого для каждого человека уровня развития физических качеств. Несомненно, что выявление новых оздоровительных эффектов использования средств физической культуры повысит качество внутреннего потенциала, заложенного природой у детей-инвалидов [6].
Цель исследования. Главной целью работы является анализ влияния физической культуры и спорта на социализацию студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Материал и методы исследования. В условиях неблагоприятных экологических воздействий Пермского края адаптивная физическая культура может стать и важным средством повышения иммунологических возможностей организма студентов с ограниченными жизненными возможностями. Так, например, систематическое применение нами статических упражнений на тренировочных занятиях по дартс в группе студентов с ДЦП, способствовало развитию статической выносливости, координации движения, точности попадания дротиков в мишень. Отмечался более выраженный прирост результатов, повышение адаптивных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие волевых качеств, работоспособности, координации движений на основе тонких дифференцировок кинестезического чувства, расширение своих физических возможностей, что в целом создает благоприятный психологический климат у студентов с ДЦП. Особую роль в реабилитационных воздействиях на таких студентов оказывают комплексные методы социально-педагогической направленности с индивидуальным бережным подходом к каждому. Для этого необходим особый талант и чуткое сердце, помноженные на опыт и знания. По данным Минсоцразвития России в среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом. Если в Москве около 4 тысяч таких детей, то в г. Перми и Пермском крае, только по данным официальной статистики, этот показатель превысил 5 тысяч [4-7]. При этом нужно учитывать, что данные цифры явились результатом самооценки (а не объективной независимой оценки) респондентами своего здоровья. Однако самооценка достаточно субъективна, поскольку лишь отчасти отражает реальное состояние здоровья. В большей степени она зависит от социального самочувствия детей, от конкретной жизненной ситуации, погоды и не всегда основывается на результатах медицинских обследований. В данном исследовании только 7 % опрошенных опирались в своих ответах на результаты медицинских заключений, еще 34 % ответивших – и на результаты медицинского обследования, и на самочувствие, в то время как большинство опрошенных (59 %) дали оценку состояния собственного здоровья, опираясь не на врачебные заключения, а только на самочувствие в текущий момент, которое может быть весьма относительным (см. табл.1).
Таблица 1
Основания оценки состояния собственного здоровья респондентами
Вариант ответа |
% ответивших |
На основе медицинского обследования |
7 |
На основе самочувствия |
59 |
На основе медицинского обследования и самочувствия |
34 |
Высокая степень субъективизма при ответе на данный вопрос подтверждается ответами на другие вопросы нашего исследования. Так, 17 % респондентов, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, субъективно оценили состояние своего здоровья как хорошее или очень хорошее, а 15% респондентов, не имеющих, по их мнению, таких заболеваний, напротив, оценили его как плохое или очень плохое. Несмотря на указанные недостатки результатов метода самооценки, распределение отрицательных и положительных оценок здоровья в сочетании с данными о его реальном состоянии, а также анализом влияния на здоровье поведенческих факторов, является важным показателем отношения детей к здоровью и его профилактике.
Итак, в нашем исследовании, судя по комплексу ответов, большинство респондентов относятся к своему здоровью как к сравнительно легко «возобновляемому ресурсу», не заботятся о его состоянии, не приучены постоянно думать о нем, не противостоят вредным привычкам. С другой стороны, на улучшение здоровья и на формирование позитивных моделей поведения в различных группах респондентов в отношении своего здоровья также влияет целый комплекс факторов. Среди них, в первую очередь, выделяется положительное влияние такого фактора, как снижение уровня тревожности, что в свою очередь было связано со снижением опасности стрессов и благоприятно воздействовало на соматическое здоровье детей. Как показали результаты различных опросов, проведенных нами в Пермском крае, для позитивного изменения здоровья особую значимость имеют такие факторы, как активная позиция в сфере образовательных услуг по ее качественному улучшению, наличие разнообразных источников доходов в семье, разнообразный, эмоционально положительный и полноценный досуг, помощь широкого круга родственников и близких, позитивные профилактические практики в быту и пр. [6]. При детском церебральном параличе страдают самые важные функции организма: движение, речь, психика. Характерной особенностью этого заболевания является отставание моторного развития ребенка, обусловленное, прежде всего, аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений. При детском церебральном параличе (ДЦП) страдает функциональная система движения, нарушена связь с окружающей средой. Это отрицательно влияет на деятельность ребенка, его психическое и физическое развитие. К сожалению, цивилизационное развитие российского общества с каждым годом увеличивает статистику детей с отклонениями в своем развитии.
Перед высшей школой стоит очень важная задача – реабилитация и социализация студентов с церебральным параличом средствами образования. В решении этой задачи ведущее место занимает адаптивная физическая культура. А она, кроме обязательного физического воспитания, позволяет расширить рамки образовательного пространства за счет адаптивной физической реабилитации, адаптивной двигательной рекреации и адаптивного спорта. Актуальной проблемой является разработка эффективных методов и средств коррекции и адаптации недостатков физического развития опорно-двигательного аппарата и мышечной работоспособности студентов с ограниченными возможностями с церебральным параличом [5-7].
Результаты исследования и их обсуждение. Занятия с такими студентами проводились преподавателями кафедры физической культуры, тренерами-педагогами дополнительного образования, методистами-инструкторами ЛФК, массажистами. Участники эксперимента находились под наблюдением врачей: невропатолога, психиатра, врача ЛФК, педиатра, ортопеда. Тренировочные нагрузки в «экспериментальной» группе давались с учетом физической подготовленности, индивидуальных особенностей занимающихся и поддержания их интереса к занятиям. В начале эксперимента уровень физического развития студентов, страдающих церебральным параличом, экспериментальной и контрольной групп был значительно ниже, чем у их сверстников из «основной» группы. Также надо отметить, что исходные данные студентов с церебральным параличом свидетельствовали о неравномерности развития двигательных качеств. По ходу эксперимента за летние месяцы отдельные показатели во всех группах оставались прежними, а в некоторых случаях снижалась. В результате проведенного эксперимента выявлено также, что режим со спортивной направленностью способствует повышению функциональных возможностей организма студентов с церебральным параличом, улучшению их соматического здоровья. По данным учебного года, студенты с ограниченными жизненными возможностями ни разу не болели простудными заболеваниями и гриппом, у них не было обострения хронических заболеваний, улучшилось самочувствие и состояние здоровья. Они справлялись с тренировочными заданиями, что способствовало их успешному выступлению в городских и краевых соревнованиях, несмотря на устойчивые отклонения, имеются резервные возможности организма и способность к спортивной деятельности. Это, по-видимому, объясняется тем, что физическое развитие студентов с церебральным параличом зависит от особенностей моторики – «стойкие нарушения отдельных компонентов движения». Преобладание прироста показателей в экспериментальной группе наблюдалось на шестом месяце эксперимента, что свидетельствует о компенсаторных механизмах организма студентов с церебральным параличом, которые проявились в результате тренировочных занятий. Итогом работы стали средне-групповые показатели прироста динамики физической подготовленности. Преимущество экспериментальных студентов в районных, городских, областных и региональных соревнованиях по программам Паралимпиады и Специальной Олимпиады. Помимо этого прямого эффекта занятия адаптивным спортом имеют большое социально-психологическое значение.
Предложенный и используемый в настоящем исследовании рационально организованный режим двигательной активности, как естественного стимула жизнедеятельности, позволил получить всестороннюю объективную информацию о психофизических возможностях студентов со сложным сочетанием дефекта. Установлено, что у занимающихся с отклонениями в физическом развитии и тенденциях на устойчивые отклонения, имеются резервные возможности организма и способность к спортивной деятельности.
Контрольные испытания показали, что наиболее эффективным в развитии двигательных качеств студентов с церебральным параличом является режим со спортивной направленностью. Еще один вопрос «Что, по Вашему мнению, необходимо делать, чтобы быть в хорошей физической форме?» дал следующие ответы (см. табл. 2, 3) [7].
Таблица 2
Ранжирование важности результатов занятий физической культурой и спортом
Варианты ответа |
% ответивших положительно |
Укрепление здоровья |
79 |
Сохранение физической формы, фигуры |
48 |
Поддержание работоспособности |
32 |
Психологическая разрядка |
29 |
Увеличение продолжительности жизни |
28 |
Общение с друзьями |
19 |
Приятное проведение досуга |
15 |
Удовольствие от физической нагрузки |
18 |
Другое |
0,2 |
Затрудняюсь ответить |
2,8 |
Таблица 3
Ранжирование ответов на вопрос «Что необходимо делать, чтобы быть в хорошей физической форме?»
Варианты ответа |
% выбравших вариант |
Уметь активно отдыхать, вести подвижный образ жизни |
56 |
Соблюдать режим питания, не переедать и не голодать |
48 |
Заниматься физкультурой, спортом, туризмом |
47 |
Достаточно спать |
38 |
Соблюдать здоровый стиль жизни |
26 |
Избавиться от вредных привычек |
24 |
Другое |
2,3 |
Затрудняюсь ответить |
3,7 |
Как видно из табл. 3, занятия физической культурой и спортом занимают третье место в ранге среди основных факторов обеспечения хорошей физической формы, не сильно отставая от необходимости соблюдения режима питания и умения активно отдыхать, вести подвижный образ жизни (47 %, 48 % и 56 % соответственно). При этом и физическая культура, и активный отдых с подвижным образом жизни предполагают высокую физическую активность, что, по сути, является идентичным.
Наконец, при ответе на вопрос «Как Вы считаете, занятия физкультурой и спортом способствуют укреплению здоровья?» 93 % ответили положительно (из них 65 % отметили безусловную важность, а еще 28 % дали ответ «Скорее да»).
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия физической культурой и спортом имеют огромную важность для поддержания и укрепления здоровья студентов, а, следовательно, и для качественного развития общества.
Полученные данные позволяют осуществить прогнозирование оптимального потенциала физических возможностей занимающихся студентов с церебральным параличом для их дальнейшей самореализации. У студентов с ДЦП существуют адаптационно-компенсаторные системы организма, которые включают повышение показателей физического развития под воздействием регулярных занятий адаптивными видами спорта. С применением адаптивной физической культуры и спорта быстрее и эффективнее происходит социализация и адаптация личности студента.
Выводы. Результаты исследования могут послужить основой для разработок программ дополнительного образования по адаптивной физической культуре с целью социализации студентов в современном образовательном процессе по новому госстандарту, согласно которому физическая культура разделяется на базовую и прикладную. В прикладной физической культуре особую роль играют виды спорта по выбору студента. Это в свою очередь приводит кафедры физической культуры к комплексному воздействию на личность студента, особенно с ограниченными возможностями здоровья через адаптивную физическую культуру. Эти итоги показывают и доказывают возможность развития адаптивного спорта, как одной из форм дополнительного образования в университете для студентов с церебральным параличом, и через него завоевания своего социального пространства с помощью активных занятий физической культурой и спортом, как социальным лифтом.
Заключение. Таким образом, именно комплексное физическое воспитание является действенным средством предупреждения и устранения у студентов недостатков в их физическом развитии, возникших в раннем возрасте, обеспечивает его последующую коррекцию и служит важным средством компенсации нарушений и социальную адаптацию. К сожалению, содержание физического воспитания в массовых общеобразовательных школах и в специальных школах-интернатах для современных детей оставляет желать лучшего в методическом, в материально-техническом и в организационном отношениях. Чаще всего занятия проходят чисто формально, нагрузки на них далеко не соответствуют потребностям развивающегося молодого организма. Причины этого – в отсутствии квалифицированных педагогов в сфере адаптивной физической культуры, неполная и не всегда грамотная интерпретация специалистами в данной области медицинских сведений о патологии занимающихся, что приводит к недостаточно целенаправленной коррекции дефектов развития и здоровья детей с ограниченными возможностями. Статистика говорит о низком уровне физической подготовленности выпускников массовых школ, а среди выпускников спецшкол-интернатов этот процент еще ниже, что недопустимо, так как в решении многочисленных проблем детей-инвалидов процесс повышения их двигательной активности и уровня физической подготовленности посредством систематической целенаправленной коррекционной работы – одно из ведущих условий подготовки студентов к жизни и трудовой деятельности, процессам их реабилитации и интеграции в современное цивилизационное общество.
Библиографическая ссылка
Паначев В.Д., Оборин А.В., Солоницин Р.А. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25165 (дата обращения: 02.04.2025).