Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Волков П.Б. 1
1 ФГОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт»
Рассматриваются вопросы проектирования и моделирования обучения студентов в системе «колледж - институт». Предлагается структурировать, разра¬ботать и апробировать в образовательном процессе вуза механизм реализации технологии обучения студентов педагогических специальностей в системе непрерывного образования. Основная идея исследования заключается в стимулировании и мотивировании студентов к активному поиску личностного и профессионального смысла образования и формировании их познавательной активности при направленности процесса общепрофессиональной подготовки через включение модулей (блоков) разделов учебных дисциплин, ориентированных на конечный результат – становление профессиональной культуры будущих специалистов. Технология концентрированного обучения студентов признана эффективной в повышении познавательной активности, формированию общекультурных и профессиональных компетенций, качества подготовки специалистов.
система непрерывного педагогического образования
технология концентрированного обучения
1. Волков П.Б. Моделирование поведения сотрудников образовательного учреждения в условиях его реорганизации [Текст] / П.Б. Волков, Э.Н. Нурмагомедова // Achievement of high school – 2015 // Материалы 11-й международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 58-62.
2. Наговицын Р.С. Концептуальные основы формирования физической культуры личности студента на основе мобильного обучения [Текст] / Р.С. Наговицын // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 10. – С. 11-14.
3. Тутолмин А.В. Формирование и развитие креативной компетентности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в системе непрерывного педагогического образования [Текст] / А.В. Тутолмин // Вестник Удмуртского университета. – 2012. – № 3-2. – С. 49-58.
4. Volkov P.B. Education cluster «College- institution» of higher education as a factor in ensuring quality continuing pedagogical professional education in the Udmurt Republic / "European Journal Of Natural History" №4 2016, с. 130–132.
5. Volkov P.B. Organization of scientific research activities of students in the educational cluster College-University» Udmurt Republic / International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 2. URL: www.science-sd.com/464-25123 (06.09.16).

Современные требования к педагогическим кадрам в рамках профессиональных стандартов и динамичным развитием педагогической науки и технологий способствуют активизации поиска разработки и апробации новых форм, методов и средств организации современных педагогических практик.

Необходимость совершенствования непрерывного образования исходит из следующих предпосылок: многопрофильность подготовки выпускника (напр. математика + физкультура и т.д.); уменьшение срока обучения в образовательном кластере на 2 года, что будет привлекательно для абитуриентов; возможность выбора студентам профиля для будущей профессиональной деятельности после второго года обучения внутри образовательного кластера; увеличение учебной нагрузки преподавателей; привлекательность высшего образования для абитуриентов за счет возможности поступления в институт без дополнительных экзаменов; повышение уровня эффективности образования за счет экономии времени на учебную нагрузку при объединении малокомплектных и групп различных специальностей на 1–2 курсе; установление взаимосвязей с работодателем, что улучшит показатели по трудоустройству и отчислению студентов; снизит напряженность с высококлассными специалистами по ряду специальностей на рынке труда [1].

Внедрение в образовательную практику данной модели требует адаптации образовательных программ, разработки элективных курсов, обучение студентов по индивидуальным планам. Однако отсутствие методического обеспечения требует проработки комплекса вопросов в их взаимосвязи и единстве.

Наиболее продуктивным и оптимальным в данном аспекте является принцип интегративности, поскольку перечисленные компетенции у будущего специалиста формируются на основе межпред­метных связей, целостности. Интеграция проявляется в спо­собах обучения. Связующим методологическим подходом при интегративном обучении является дифференцированный подход, который способен обеспечить оптимальное взаимодействие структурных подразделений образовательного кластера, осуществить преемственность внутриструктурных связей, эффективность образовательной деятельности [2].

Цель исследования – разработать и апробировать технологию концентрированного обучения студентов педагогических специальностей в системе непрерывного образования.

Предполагается достигнуть концентрации внимания студентов на определенной тематике учебной дисциплины за счет интеграции тем различных учебных дисциплин, что способствует сокращению количества занятий за счет изучения учебного материала в блоках.

Педагогическое управление формированием профессиональной культуры будущих специалистов должно осуществляться организацией междисциплинарных связей содержания учебного материала, изучаемых дисциплин и курсов по выбору.

Методы и организация исследования. Теоретические (метод моделирования, проектирования); диагностические (опрос, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, оценка экспертов, самооценка); праксиметрические (анализ продуктов деятельности студентов); педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Работа выполнялась на базе факультета педагогики и художественного образования (ПиХО) Глазовского государственного педагогического института. Всего в исследовании на разных его этапах приняли участие 360 студентов, 16 преподавателей.

Результаты и их обсуждение. Теоретико-методологические основания позволили разработать технологию концентрированного обучения студентов педагогических специальностей в системе непрерывного образования.

Интеграция видов деятельности для студентов педагогических специальностей в системе непрерывного образования осуществляется по следующим направлениям:

  • образовательном (первокурсники входят в образовательную среду кластера «колледж-вуз», основу которой составляет учебная деятельность);
  • учебно-профессиональном (студенты 2 и 3 курса обучения осваивают учебные дисциплины, выбирают курсы по выбору, включающие профессиональные действия);
  • профессиональном (студенты 4–5 курсов отрабатывают знания в производственной практике в профессиональной среде).

Формирование профессиональной культуры будущего специалиста обеспечивается реализацией системы педагогических технологий, одна из которых – технология концентрированного обучения, включающая интеграцию тематики учебных дисциплин в модульно-блочную систему обучения [3].

Компоненты профессиональной культуры будущего специалиста: общекультурный, включающий социальную и культурную направленность, образовательную и профессиональную среду, личностные и общекультурные ценности; содержательный, включающий профессиональные цели, задачи функции, вид деятельности; результативный, содержащий продукт и критерии эффективности результатов труда.

Интеграция методик обучения, комплекса технологий, интегрированных в модуль: проблемной, алгоритмиче­ской, программированной, поэтапного формирования умственных действий и т.д. позволила обосновать выбор дидактических единиц, необходимых для усвоения, обучающих технологий, способы учебного взаимодействия преподавателей и студентов [5].

В учебный план образовательного кластера «колледж-вуз» были введены элективные учебные дисциплины, курсы по выбору, мастер-классы.

Начальный этап экспериментальной работы был направлен на формирование мотивации к профессиональной деятельности будущего специалиста и реализовывался в процессе изучения учебных дисциплин по образовательной программе среднего специального профессионального педагогического образования. С целью формирования у студентов общекультурных компетенций организовывалась учебно-познавательная, исследовательская деятельность. Первокурсники всех педагогических специальностей осваивали общетеоретические модули по учебным дисциплинам, уточняли и конкретизировали собственные представления о будущей профессии, выполняя учебные задания, составляя отчеты по педагогической практике. Исследовательская деятельность студентов, в ходе которой формировались профессиональные компетенции, была реализована посредством сбора материала для курсовых работ [4].

Ведущим видом учебной деятельности стала аналитическая работа с междисциплинарными модулями учебных дисциплин. Приобретению умений применить знания в практических ситуациях способствовала интеграция знаний разных дисциплин.

Аналитико-рефлективная деятельность студентов по отношению к междисциплинарным знаниям способствовала развитию умений находить и объяснять профессиональные вариации педагогических ситуаций. Значительно укрепилась потребность в учебной деятельности последовательно, по частям производить осознанное взаимодействие с однокурсниками в зоне общих целей, возросло желание дозировать содержание, понимать, какая информация обсуждается, и с какой целью, осознавать, что студенты «принимают» и зачем это им нужно. Сформировалась понятийная «сетка» междисциплинарных знаний относительно этапа определения исходной степени общекультурных компетенций студентов и самоопределения в профессиональной деятельности.

Полученные результаты позволили перейти к следующему этапу формирующего эксперимента, который заключался в формировании профессиональной культуры студентов педагогических специальностей в системе непрерывного образования на основе использования технологии концентрированного обучения.

Идея второго этапа состояла в том, чтобы подготовить студентов к профессиональному самоопределению на основе актуализации профессиональных ценностей и реализации профессиональных позиций. Начиная со второго курса, студенты осваивали знания о педагогической профессии, о предмете, задачах и функциях педагогической деятельности, профессионально важных качествах, образовательных стандартах, профессиональных позициях. Ведущим видом деятельности студентов являлась учебно-рефлексивная деятельность, результатом которой стало формирование умений реализации профессиональной позиции, состоящей из понимания смысла педагогической деятельности студентами.

Трудности, с которыми сталкивались студенты во время решения учебно-профессиональных задач, использовались преподавателями в качестве анализа. Осмысление противоречий в становлении профессиональных качеств и умений способствовали формированию у будущих специалистов позитивного отношения к трудностям педагогической профессии. Организованная деятельность по их преодолению развивала опыт решения профессиональных задач.

На формирующем этапе педагогического эксперимента применялись методы познавательной активности, развития рефлексивных способностей, формирования опыта преодоления проблемных ситуаций, моделирование ролевых позиций в учебном диалоге участников образовательного процесса.

Ведущее значение приобретали творческие и исследовательские проекты, их презентация и защита.

Заключительный этап формирующего эксперимента состоял в формировании профессиональной компетентности. В рамках элективных курсов и учебных дисциплин студенты были вовлечены в различные виды профессионального тренинга. Интеграция осуществлялась на психологическом уровне: использовался интеллектуальный тренинг на развитие познавательных процессов внимания, памяти, восприятия; мыслительная деятельность основывалась на коммуникативном взаимодействии студентов в группе по освоению компонентов профессионального общения.

Результативность экспериментальной работы определялась посредством сравнения результатов формирующего этапа эксперимента с данными констатирующего этапа.

Компетенции диагностируются посредством экспертных оценок, наблюдений преподавателей, результатами междисциплинарных зачетов и экзаменов, итогами производственных практик, научно-исследовательской работы студентов, степени активности на семинарских занятиях.

В ходе исследования выявлено, что уровень развития способностей к профессиональной деятельности повысился у 40 % студентов. Главным итогом работы явилось осознание необходимости и стремление к саморазвитию профессиональной культуры у большей части будущих специалистов (84 %).

У будущих специалистов педагогических специальностей, у 68 %, отмечалась практическая направленность, преобладающее развитие получили качества, связанные непосредственно с организацией учебно-воспитательного процесса школьников. До начала формирующего эксперимента у студентов среднее значение, характеризующее практическую направленность, составляло 12 %, в конце – 68 %; студенты совершенствовали практические профессиональные навыки.

Данные показатели позволили установить закономерности:

  • в образовательном аспекте доминанта учебной деятельности способствовала проявлению закономерности взаимозависимости уровня сформированности общекультурных компетенций и влияния образовательной среды. Например, изучение общепрофессиональных дисциплин студентами способствовало формированию познавательной активности;
  • в учебно-профессиональном аспекте интеграция учебной и профессиональной деятельности способствовала проявлению закономерности взаимозависимости уровня общекультурных и профессиональных компетенций от влияния педагогических условий образовательного кластера «колледж-вуз». Например, научно-исследовательская деятельность студентов способствовала проявлению креативности;
  • в профессиональном аспекте установлены закономерности взаимозависимости уровня профессиональных компетенций от воздействия профессиональной среды в процессе прохождения студентами производственной практики. Например, профессиональное общение способствовало совершенствованию коммуникативной направленности, повышению уровня саморазвития личностных качеств.

Исследование влияния интегративного обучения студентов педагогических специальностей в системе непрерывного образования на основе междисциплинарного характера постановки и решения учебно-производственных задач на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов подтвердило целесообразность использования технологии концентрированного обучения в организации учебного процесса. Положительным является факт лояльного отношения у 48 % студентов. Вместе с тем 32 % высказались в пользу выбора специализации с первого курса обучения и 20 % студентов, подтвердили свою нейтральность к выбору педагогических специальностей.

При непрерывном характере педагогического образования студенту предоставляется возможность получать необходимые профессиональные знания, умения, навыки; формировать ценностные ориентации и качества личности, что обуславливает внедрение в образовательный процесс вариативность и разнообразие образовательных форм, сроки обучения, содержание программ и последовательность этапов обучения. Процесс обучения обеспечивается ведущей ролью личности студента, его самостоятельностью и творчеством в овладении профессиональным мастерством.

Выводы. Поставленные в исследовании задачи по разработке и апробации технологии концентрированного обучения студентов педагогических специальностей в системе непрерывного образования в целом решены. Систематизированы научно-теоретические исследования генезиса проблемы.

Содержание дополнительных образовательных программ определяется потребностями педагогической практики, социальных институтов, отдельных индивидов.

Обладая образовательным потенциалом, система образовательного кластера должна служить эффективным ресурсом систематического пополнения и обновления профессиональных знаний, формирования умений, навыков, выработки и совершенствования научно-исследовательских, коммуникативных, образовательных компетенций у будущих специалистов.

Раскрыто содержание технологии концентрированного обучения студентов педагогических специальностей в системе непрерывного образования. Определены закономерности, педагогические условия и факторы, оптимизирующие процесс формирования профессиональной культуры будущего специалиста.

Формирование у студентов научно-исследовательских, коммуникативных, образовательных компетенций осуществляется через взаимосвязанные и взаимозависимые блоки (модули) рабочих программ по дисциплинам профессиональной специализации и по смежным учебным дисциплинам.

Система обучения в образовательном кластере включает следующие составляющие: а) гуманитарная направленность обучения; б) ориентация на запросы общества и потребности личности; в) диверсификацию образовательных программ; г) возможность выбора студентом дополнительных образовательных программ; д) прослеживание преемственности между этапами в получении образования; е) интеграцию системы образовательного кластера в единую научно-образовательную систему.

Факторы, обеспечивающие эффективность построения образовательного кластера «колледж – институт», следующие: проектирование структуры управления системой стратегического партнерства; учет потенциальных возможностей партнера; интеграцию целей и интересов партнеров; соблюдение баланса сотрудничества и конкуренции; профессионализм управляющего персонала; соблюдение конфиденциальности передачи информации; системный мониторинг и оценку эффективности деятельности всей системы.

Апробация технологии концентрированного обучения студентов педагогических специальностей в системе непрерывного образования, проведённая в процессе опытно-экспериментальной работы, выявила результативность применённой технологии, достоверность обозначенных закономерностей и механизмов.

В исследовании определены следующие преимущества от объединения образовательных учреждений в образовательный кластер «колледж – институт»:

  1. Составление единого учебного плана для очного и заочного обучения: а именно общий базовый цикл на 1 – 2 курсах обучения студентов.
  2. Систематизация подготовки по профилям в образовательном кластере «колледж – институт», в зависимости от материально-технической базы, традиций, что будет содействовать повышению качества подготовки специалистов.
  3. Корректировка отсрочки от службы в армии юношей для продолжения непрерывного обучения в институте после окончания колледжа.
  4. Целевые направления на непрерывное обучение в образовательном кластере «колледж – институт».
  5. Стажировка преподавателей в колледже и институте, обмен опытом, технологиями.

Статья подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-16-18003.


Библиографическая ссылка

Волков П.Б. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25164 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674