Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Романенкова Д.Ф. 1 Романович Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
В работе рассматривается комплексный междисциплинарный подход к сопровождению инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, путем объединения усилий специалистов сопровождения этих образовательных организаций. Представлена структура компонентов такого комплексного сопровождения инклюзивного обучения: организационно-педагогический, психолого-педагогический, медицинско-оздоровительный и социальный. Приведены общие принципы скоординированной деятельности специалистов сопровождения, на основе которой обеспечивается помощь в профессиональном развитии инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при дифференцированном подходе к их сопровождению с учетом индивидуальных особенностей. Имеющийся аналитический и практический опыт позволил определить состав междисциплинарной команды сопровождения: тьютор, педагог-психолог (психолог, специальный психолог), тифлопедагог, сурдопедагог, сурдопереводчик, социальный педагог (социальный работник), специалист по специальным техническим и программным средствам. Конкретизируются задачи, направления, характеристика и этапы деятельности каждого из специалистов комплексного сопровождения.
профессиональная образовательная организация
инклюзивное образование
инвалиды
лица с ограниченными возможностями здоровья
сопровождение
1. Алехина С.В., Вачко И.В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 5. – С. 97–103.
2. Казакова Е.И. Процесс психолого-педагогического сопровождения // На путях к новой школе : материалы науч. конф. / Образовательный центр «Участие» [СПб]. - 2009. – № 1. – С. 36-46.
3. Мартынова Е.А., Романович Н.А. Структура и содержание компетенций педагогических работников инклюзивного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2014. – № 2 (19). – С. 40-47.
4. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Информационно-образовательная среда для студентов-инвалидов в Челябинском государственном университете // Социально-экономическое развитие России в нестабильном мире: национальные, региональные и корпоративные особенности : материалы XXVI Междунар. науч.-практ. конф. : в 3 ч. / Урал. соц.-экон. ин-т АТиСО. – Челябинск, 2009. – Ч. III. – С. 253–257.
5. Мартынова Е. А., Романенкова Д. Ф., Романович Н. А. Формирование профессионально-прикладных компетенций педагогов профессионального инклюзивного образования : монография // Современные образовательные технологии: педагогика и психология. – Новосибирск : Изд-во ЦНРС, 2015. – Кн. 16. Гл. 8. - С. 163–182.
6. Мартынова Е. А., Романенкова Д. Ф., Романович Н. А. Организация инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях : учеб. пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. – Челябинск  : Полиграф-Мастер, 2016. - 101 с.
7. Сартан М.Н. Как это делается в Питере // Школьный психолог. – 2000. – № 10. – С. 3–5.
8. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174 (дата обращения: 16.07.2016).
9. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_8559 (дата обращения: 16.07.2016).
10. Шилова Е. В. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение ребенка – необходимое условие полноценного развития и социальных гарантий в области образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. karelia.info/file.cgu?id=241 (дата обращения: 16.07.2016).

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая обосновывает равное отношение ко всем обучающимся, но при создании специальных условий для тех, кто имеет особые образовательные потребности. К таким условиям относится обеспечение индивидуализированной поддержки инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – лица с ОВЗ), которое сформулировано как одно из непреложных условий инклюзивного образования в основополагающих международных и российских нормативных документах. Так, Конвенция о правах инвалидов, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи 13 декабря 2006 года, гласит о необходимости разумного приспособления, учитывающего индивидуальные потребности инвалидов; получения внутри системы образования требуемой поддержки для облегчения их эффективного обучения; принятия эффективных мер по организации поддержки в обстановке, максимально способствующей освоению ими знаний и социальному развитию. Этот принцип относится ко всем уровням образования, в том числе и профессиональному. В статье 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указано, что «профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ» [8]. Аналогичные требования содержатся в статье 19 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». «Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых есть специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования» [9].

Сегодня общие принципы и методы такой индивидуализированной поддержки, получившей название «сопровождение», достаточно полно разработаны не только на уровне общего образования, но и на уровне профессионального образования. В своих общих подходах они имеют единый характер. Это комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития обучающегося; равнозначность программ помощи в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций; гарантия непрерывного сопровождения развития обучающегося в образовательном процессе. Специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуациях находятся на стороне обучающегося, защищая его интересы и права.

Так, Е.И. Казакова обозначает сопровождение как особый способ помощи учащемуся в преодолении актуальных для него проблем развития, особенность которого в том, чтобы научить его решать свои проблемы самостоятельно, и отмечает, что это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии [2]. Е.В. Шилова понимает под процессом сопровождения обеспечение помощи обучающимся в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов (психологов, валеологов, социальных педагогов, педагогов-дефектологов), работающих в системе образования. Примечательно, что она обращает внимание на то, что объединение этой группы лиц в единую команду и освоение ими методов сопровождения, имеющих существенные отличия от коррекции, обучения и т.д., позволит существенно изменить содержание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки развития обучающегося в образовательном процессе [10]. Аналогичный подход, утверждающий, что сопровождение – это система комплексной работы психологов, педагогов и других специалистов, цель которой – помочь обучающемуся сделать осознанный жизненный выбор на всех этапах его жизненного пути, мы находим у С.В. Алехиной и И.В. Вачко [1], а также у М.Н. Сартан [7]. Авторами утверждается необходимость координации взаимодействия в междисциплинарной команде специалистов сопровождения, регулирование взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций, поддержка отношений сотрудничества и взаимопомощи, организация взаимодействия с родителями обучающихся, координация взаимодействия образовательной организации с социальными партнерами – учреждениями и организациями, связанными в единую систему инклюзивных образовательных учреждений или заинтересованными в развитии идей и поддержке инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ. Е.А. Мартынова рассматривает сопровождение и его составляющие как совокупность компенсативных, вариативных компонентов инклюзивного образования (по отношению к базовой системе профессионального образования) в функциональной подчиненности непрерывной, комплексной и   полноценной реабилитации обучающихся инвалидов, которая осуществляется специалистами образовательной организации и включает в себя, помимо профессиональной составляющей, психолого-педагогическую, медицинскую, социально-средовую. Комплексная цель сопровождения состоит в непрерывной и всеобъемлющей реабилитации, реализации инклюзивного обучения и социальной поддержке обучающихся на базе образовательного процесса [3].

Сегодня, исходя из приведенных позиций, система сопровождения профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ достаточно структурирована и регламентирована [6]. Минобрнауки России указывает образовательным организациям профессионального образования на необходимость при обучении инвалидов и лиц с ОВЗ осуществлять для них комплексное сопровождение (организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, медицинско-оздоровительное, социальное) в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения. Организационно-педагогическое сопровождение может включать контроль посещаемости занятий; помощь в организации самостоятельной работы, в том числе в случаях заболеваний; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия «преподаватель – обучающийся инвалид» или «преподаватель – обучающийся с ОВЗ» в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, коррекцию ситуаций затруднений; инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и т.д. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, его профессиональное становление. Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, сохранение здоровья, развитие их адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Социальное сопровождение – это совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ при их инклюзивном обучении, включая содействие в решении проблем быта, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения и т.п.

Аналогичные поручения содержатся в проекте плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве, разработанного по поручению заместителя председателя правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец.

Приведенное понимание процесса сопровождения и его значимость в плане реализации инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ приводит к актуальности постановки вопроса по разработке теоретических и практических аспектов определения оптимально необходимого состава, задач и направлений деятельности специалистов комплексного сопровождения инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональной образовательной организации.

В данной работе на основе мониторинга и анализа существующего в стране опыта профессиональных образовательных организаций по инклюзивному образованию инвалидов и лиц с ОВЗ, а также длительного аналитического и практического опыта Челябинского государственного университета в междисциплинарную команду сопровождения включены следующие специалисты: тьютор, педагог-психолог (психолог, специальный психолог), тифлопедагог, сурдопедагог, сурдопереводчик, социальный педагог (социальный работник), специалист по специальным техническим и программным средствам [6]. Деятельность каждого из них имеет общую направленность и основана на единых принципах, но отличается своими целями, задачами, направлениями и методами деятельности и взаимодействий.  

Можно выделить следующие общие принципы деятельности такой междисциплинарной команды сопровождения [5]:

  • принцип адекватности содержания и форм сопровождения целевым установкам и условиям профессионально-образовательной деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • принцип непрерывности и комплексности процесса сопровождения обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ в рамках инклюзивного образовательного процесса;
  • принцип опоры на собственную целенаправленную активность инвалидов и лиц с ОВЗ в профессионально-образовательной сфере; на научение их самостоятельно преодолевать трудности, на повышение их ответственности за становление полноценными субъектами собственной профессиональной и социальной жизни;
  • принцип индивидуализированности и направленности сопровождения на дифференцированный подход к обучающимся инвалидам и обучающимся с ОВЗ в соответствии с видом нарушений их здоровья, учета индивидуальных особенностей и характеристик реабилитационного потенциала обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • принцип направленности на всестороннюю социальную реабилитацию инвалидов и лиц с ОВЗ, осуществления сопровождения обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ во взаимосвязи с их профессиональной, психологической, социальной, медицинской и технической реабилитацией;
  • принцип скоординированности действий специалистов сопровождения, административного и преподавательского состава профессиональной образовательной организации и осуществления межведомственного взаимодействия с другими организациями, принимающими участие в сопровождении обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • принцип опоры на инклюзивный (смешанный) коллектив обучающихся в профессиональной образовательной организации, включающий и инвалидов, и лиц с ОВЗ, и остальных обучающихся, создание единой психологически комфортной образовательной среды;
  • принцип защиты прав и интересов инвалидов и лиц с ОВЗ, учета мнения их родителей (законных представителей), помощи семье.

Далее в работе конкретизируются задачи, направления и характеристика деятельности специалистов комплексного сопровождения инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональной образовательной организации. В результате этого сложного процесса взаимодействия сопровождающих специалистов и сопровождаемого реализуется инклюзивное обучение и достигается прогресс в развитии обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.

Сопровождение тьютором. Тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательную и социальную среду. Тьютор в профессиональной образовательной организации – это наставник, посредник, человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи), сопровождает, поддерживает образовательный процесс. Тьютор работает с обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ, обеспечивая сопровождение процесса индивидуализации тьюторанта (тьюторантов) в освоении ими ресурсов социальной среды для образовательного, профессионального, личностного развития. Тьютор содействует в решении актуальных для тьюторанта жизненных задач, развитию компетентностей по рефлексии социального и образовательного опыта, самоопределению, самоорганизации, самообразованию и самореализации в социокультурной среде. Деятельность тьютора в логике инклюзивного подхода направлена на достижение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями обучающегося, на поиск ресурсов. Он помогает приобретать знания, сопровождая этот процесс. При необходимости тьютор участвует в разработке адаптированных образовательных программ и учебного материала с опорой на зоны ближайшего развития обучающегося, его ресурсы с учетом индивидуальных физических, психических особенностей. Тьютор осуществляет взаимодействие с преподавателями, мастерами производственного обучения и другими сотрудниками профессиональной образовательной организации, родителями (законными представителями) по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, совместному составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, анализ и обсуждение с ними хода и результатов реализации этих планов, создание единой психологически комфортной образовательной среды.

Важной задачей тьютора является проведение совместного с обучающимся инвалидом или обучающимся с ОВЗ рефлексивного анализа деятельности обучающегося и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов. Одним из направлений работы тьютора, сопровождающего обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ, является проведение предварительной работы по информированию остальных обучающихся группы об особенностях такого обучающегося. Важно и то, что при выстраивании инклюзивной образовательной деятельности в профессиональных образовательных организациях тьютор помогает преподавателю приспособиться к нуждам обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ, не снижая при этом качества образования всей учебной группы.

Тьюторское сопровождение инвалида или лица с ОВЗ в профессиональной образовательной организации включает основные этапы индивидуального сопровождения.

Предварительный этап или этап установления контакта включает в себя получение запроса на сопровождение, которое может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) инвалида или лица с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, сведений индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, и знакомство с результатами диагностики обучающегося и с самим обучающимся и его семьей. На последующем адаптационном этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и обучающегося по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь образовательной организации, постепенное его включение в различные учебные и внеучебные ситуации. На следующем этапе помощи и оценки результатов важно поддерживать мотивацию обучающегося, дать возможность почувствовать собственные успехи, провести анализ и оценку первых результатов, информирование родителей и всех участников образовательного процесса о процессе обучения и социализации обучающегося. При необходимости организуется его консультация у специалистов, налаживается сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с данным обучаемым. При организации тьюторства следует учесть, что вся деятельность по сопровождению процесса обучения инвалида или лица с ОВЗ не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы обучающихся, в которой находится этот обучающийся.

Сопровождение педагогом-психологом (психологом, специальным психологом)

Цель работы педагога-психолога, психолога, специального психолога (далее – психолога) c инвалидами и лицами с ОВЗ в профессиональной образовательной организации заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, в обеспечении психологической защищённости этой категории обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья, в их психологической коррекции и психологической реабилитации.

В задачи психолога, работающего в системе среднего профессионального образования с инвалидами и лицами с ОВЗ, входят: проведение психологического обследования с целью определения хода психического развития, его соответствия возрастным нормам, готовности к обучению; диагностика характера трудностей в процессе обучения, вызванных тем или иным типом нарушений, формулирование психологического заключения; разработка и реализация коррекционно-образовательных программ для индивидуальных и групповых форм работы, методов психологической коррекции, профилактики привычек, наносящих ущерб здоровью, способов защиты от неблагоприятного влияния социальной среды; профессиональная ориентация, содействие личностному и профессиональному становлению инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе обучения; выявление основных психологических проблем участников образовательного процесса, причин их возникновения, путей и средств их решения, оказание психологической помощи в экстремальных и критических ситуациях; повышение уровня психологической компетентности преподавателей, мастеров производственного обучения, других специалистов, а также родителей и законных представителей обучающихся, психопрофилактическая работа, направленная на создание благоприятного психологического климата в профессиональной образовательной организации, семье.

В своей профессиональной деятельности психолог работает по следующим направлениям: психологическая диагностика, психологические консультации, психологическая профилактика, психологическое просвещение, коррекционно-развивающая работа, аналитическая работа.

Поскольку основная цель психологического сопровождения – включение инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательную среду профессиональной образовательной организации, то к важнейшему направлению деятельности психолога относится помощь в адаптации первокурсников к новым учебным условиям получения профессионального образования или профессионального обучения. Психологом проводятся групповые занятия с целью знакомства друг с другом, развития дружеских отношений, что способствует адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ к инклюзивным условиям учебы и жизни. Психолог взаимодействует с различными подразделениями профессиональной образовательной организации, активно работает с обучающимися, поэтому ему необходимо обладать качествами, обязательными для эффективного исполнения своей профессиональной деятельности, к которым относятся: целеустремленность, социальная активность, желание работать с разными категориями обучающихся, справедливость, толерантность, эрудиция и др. В задачи психолога входит не только оказать своевременную психологическую помощь и поддержку обучающемуся инвалиду или обучающемуся с ОВЗ, но и научить его самостоятельно преодолевать трудности, повысить ответственность, помочь стать полноценным субъектом профессиональной жизни.

Психологическая помощь инвалидам и лицам с ОВЗ в профессиональной образовательной организации должна обладать общей характеристикой – индивидуализированностью своей направленности. Индивидуализация базируется на глубоком проникновении в личность обратившегося за помощью, в его чувства, переживания, установки, структуру взаимоотношений с окружающими. Так как в профессиональной образовательной организации могут обучаться обучающиеся с разными видами нарушений, следовательно, формы и содержание работы психолога будут определяться особенностями развития категорий обучающихся: с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с нервно-психическими, интеллектуальными нарушениями, с соматическими заболеваниями и др. Психолог в своей работе ориентируется на дифференцированный подход в соответствии с видом нарушений здоровья с целью определения условий их обучения, индивидуальных методов и способов коррекционной работы без ущерба для образовательного процесса.

Сопровождение тифлопедагогом. Тифлопедагог осуществляет деятельность по обучению, развитию, сопровождению незрячих и слабовидящих обучающихся с учетом особенностей их познавательной деятельности, коррекции и компенсации нарушенных (недоразвитых) функций. Тифлопедагог является специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу в профессиональной образовательной организации с инвалидами и лицами с ОВЗ, имеющими нарушения зрения.

В задачи тифлопедагога, работающего в профессиональной образовательной организации, входят психолого-педагогическое изучение лиц с различной степенью нарушений зрения, выяснение типологии нарушений функций зрения и особенностей психического и физического развития при этих нарушениях, пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении, изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Важное место занимают разработка содержания, методов и организации процессов сопровождения незрячих и слабовидящих в образовательной среде, участие в разработке адаптированных образовательных программ. Большое внимание в работе тифлопедагога должно уделяться использованию специальных технических средств, способствующих расширению познавательных возможностей обучающихся с нарушенным зрением, повышению эффективности их обучения и подготовки к трудовой деятельности в современном обществе; разработке системы санитарно-гигиенических мероприятий по охране и развитию неполноценного зрения (нормативов освещенности, режима зрительной нагрузки и др.), соблюдению требований к распределению физической нагрузки на органы зрения в процессе учебы, к организации учебного процесса.

Направления профессиональной деятельности тифлопедагога, работающего в профессиональной образовательной организации: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское. Работа тифлопедагога предполагает также информационное консультирование педагогов по методическим вопросам, применению методов и приемов коррекционной педагогики для достижения наилучшего образовательного результата.

Сопровождение сурдопедагогом. Сурдопедагог в профессиональной образовательной организации – специалист по обучению и развитию лиц с нарушениями слуха, осуществляющий деятельность по сопровождению процесса их обучения в профессиональной образовательной организации. К задачам сурдопедагога, работающего в профессиональной образовательной организации, относятся изучение психолого-педагогических особенностей обучающихся с нарушениями слуха и особенностей их познавательной деятельности в зависимости от индивидуальных возможностей и специфики нарушения слуха и речи, участие в разработке адаптированных образовательных программ для обучающихся с нарушенным слухом, помощь в использовании технических средств коррекции и компенсации нарушений слухового анализатора.

Направления деятельности сурдопедагога: диагностическое, коррекционно-развивающее, компенсаторно-коррекционное. К особенностям работы сурдопедагога можно отнести активизацию компенсаторных слухоречевых возможностей обучающихся с нарушениями слуха, мобилизацию и развитие сохранных слухоречевых функций организма в процессе аудиторной учебной работы, самостоятельной работы и практической деятельности. Сурдопедагог участвует в разработке адекватных образовательных технологий, в том числе специальных методов и средств, отборе и предоставлении учебного материала обучающемуся с нарушениями слуха в доступных формах. При этом принцип наглядности имеет особую значимость при обучении лиц с нарушениями слуха. Работа сурдопедагога в профессиональной образовательной организации также строится на основе использования в педагогическом процессе различных специальных мультимедийных технических средств обучения (проекционная, кино-, фотоаппаратура, магнитофоны, видеомагнитофоны; звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования, аудиометрическая, аудиовизуальная аппаратура, компьютеры и др.); специальных методов обучения, специфических форм организации учебного процесса. Сурдопедагог должен следить за правильностью организации рабочего места обучающегося с нарушением слуха. Сурдопедагог осуществляет, в том числе, консультирование педагогов по методическим вопросам, применению методов и приемов коррекционной педагогики для достижения наилучшего образовательного результата, а также родителей обучающихся.

Сопровождение сурдопереводчиком. Сурдопереводчик – лицо, владеющее русским жестовым языком и осуществляющее перевод устной речи на язык жестов. Главная задача сурдопереводчика – способствовать полноценному участию глухих и слабослышащих людей в учебной и внеучебной жизни профессиональной образовательной организации. Инклюзивное образование неслышащих, помимо технических вспомогательных средств, требует адекватного сурдопереводческого сопровождения. Квалифицированный сурдоперевод изучаемых учебных дисциплин требует от сурдопереводчика достаточного владения учебным материалом, умения давать пояснения, не прерывая преподавателя. Сурдопереводчик обеспечивает обучающимся с нарушениями слуха равный доступ к информации во время занятий. В задачи сурдопереводчика в профессиональных образовательных организациях входят синхронный перевод учебного материала, излагаемого устно преподавателем, посредством русского жестового языка и дактилологии, обратный перевод жестовой речи и дактилологии в устную речь, участие в проведении внеучебных занятий, при необходимости сопровождение обучающихся с нарушениями слуха вне образовательной организации, в культурно-досуговых и социально-реабилитационных мероприятиях. Сурдопереводчик в учебном процессе – помощник преподавателя, фактически преподаватель, консультант. Во многом успеваемость обучающихся с нарушениями слуха зависит от качества сурдоперевода. На сурдопереводчика также ложится адаптационная работа по обучению в профессиональной образовательной организации: адаптация к новой незнакомой среде, новым нормам и правилам обучения, самоконтролю и т.д.

Сопровождение социальным педагогом (социальным работником). Социальный педагог (социальный работник) в профессиональной образовательной организации – это специалист, осуществляющий контроль за соблюдением прав обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в профессиональной образовательной организации, предоставлением им предусмотренных законодательством социальных услуг. Обязанности социального педагога (социального работника), в первую очередь, состоят в том, чтобы выявить среди общего потока обучающихся профессиональной образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ, нуждающихся в помощи и социальной поддержке. Социальный педагог (социальный работник) должен иметь знания в области гражданского, семейного, трудового законодательства, в том числе прав инвалидов, психологии, физиологии, осуществлять просвещение, социально-психологическую поддержку и обеспечение обучающихся и их родителей (законных представителей) надлежащей информацией. Социальный педагог (социальный работник) в профессиональной образовательной организации при необходимости является социальным куратором семьи, воспитывающей инвалида. При необходимости социальный педагог (социальный работник) привлекает к решению возникающих проблем соответствующих специалистов из других подразделений профессиональной образовательной организации и за ее пределами. Социальный педагог (социальный работник) в профессиональной образовательной организации осуществляет деятельность по реализации следующих направлений: выявление семейных потребностей и ресурсов, информирование семей о доступных источниках поддержки, участвует в выделении дополнительных стипендий, материальной помощи, предоставлении обустроенных для инвалидов мест в общежитии, в решении вопросов с транспортной доставкой к месту учебы, в вовлечении в студенческое самоуправление, организации досуга, летнего отдыха, волонтерского движения, осуществляет координацию и мониторинг оказываемых социальных услуг.

Сопровождение специалистом по специальным техническим и программным средствам. Специалист по специальным техническим и программным средствам – это специалист, который реализует комплекс мероприятий, направленных на обеспечение обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ дополнительными способами передачи, освоения и воспроизводства учебной информации, основанными на современных технологиях [4].

Специалист по специальным техническим и программным средствам в профессиональной образовательной организации определяет рабочее место инвалида в аудитории, необходимость использования той или иной специальной техники на занятиях в зависимости от специфики нарушения и т.д. Технические средства и информационно-телекоммуникационные технологии обучения инвалидов включают в себя использование в образовательном процессе как универсальных средств обучения для всех категорий инвалидов и лиц с ОВЗ, так и индивидуально ориентированных средств обучения в зависимости от вида нарушения здоровья.

Цель деятельности такого специалиста заключается в поддержке технической стороны учебного процесса профессиональной образовательной организации, осуществлении технического контроля за специальными техническими и программными средствами обучения инвалидов: для всех категорий обучающихся – мультимедиа, дистанционные образовательные технологии, оборудование для видеоконференций, вебинаров и другие информационные ресурсы; для лиц с нарушениями зрения – тифлотехника, специальные программные средства, аудиотехнические средства (читающая машина, брайлевский компьютер и принтер, программы синтеза речи, экранные лупы, диктофоны), аудиотека и др.; для лиц с нарушениями слуха – аудио- и видеотехнические средства (радиоклассы с устройствами беспроводной связи, программируемые слуховые аппараты), индукционные системы, системы свободного звукового поля, аудиотека, видеотека, использование компьютеров в учебном процессе и др. Обучающиеся инвалиды и обучающиеся с ОВЗ могут заниматься индивидуально или группами в специализированных классах, в удобное для них время, в присутствии специалистов сопровождения или преподавателей. Значение специалиста по специальным техническим и программным средствам, сопровождающего образовательную деятельность инвалида или лица с ОВЗ, существенно актуализируется при выполнении самостоятельной работы, которая необходима для освоения образовательной программы. К тому же использование в учебном процессе специальных технических и программных средств является незаменимым средством социализации и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, так как во многих случаях они становятся единственным способом получения и передачи информации, необходимой для учебы и общения.

В заключение еще раз подчеркнем, что задача формирования в системе профессионального образования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, способной к личностному самоопределению и саморазвитию, к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость непрерывной деятельности специалистов сопровождения различного профиля деятельности. Проведенное исследование раскрывает основные принципы, задачи и содержание многогранных направлений специфической работы специалистов комплексного сопровождения инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональной образовательной организации. Это способствует их успешной учебе, а затем и трудоустройству и интеграции в социум в качестве равноправных членов общества, создает предпосылки успешности личностной и жизненной перспективы.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России по проекту № 27.120.2016/НМ «Нормативно-методическое и организационно-аналитическое сопровождение развития инклюзивного среднего профессионального образования».


Библиографическая ссылка

Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25163 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674