Современная образовательная политика в качестве приоритетной цели рассматривает формирование личности с высоким интеллектуальным потенциалом, способного гибко реагировать на постоянные изменения социума, быстро интегрироваться в современный мир высоких информационных технологий, эффективно использовать полученные знания и умения на производстве, быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда.
В «Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года», «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» обозначены приоритетные направления государственной политики, ориентированной на создание благоприятных условий для успешной самореализации одаренных обучающихся. В ряде документов государственного значения (Президентская подпрограмма «Одаренные дети на 2011-2016 гг.», «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.») подчеркивается значимость воспитания одаренных школьников, необходимость поддержки талантливых детей и молодежи с целью обеспечения конкурентоспособности России и укрепления её национальной безопасности.
Число концепций одаренности в современной науке весьма велико.
Широко распространенным является представление об одаренности как генетически обусловленном компоненте способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития.
Одной из самых популярных и апробированных в образовательной практике (зарубежной и отечественной) является модель Дж. Рензулли, согласно которой одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности (способности создавать новое, нестандартность мышления) и воображения), настойчивости (познавательной мотивации, ориентации на задачу) [8].
В рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. По определению авторов концепции: «Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов (необычных, незаурядных) в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Авторы отмечают, что «в предлагаемом определении удалось отойти от житейского определения одаренности как количественной степени выражения способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества».
Концептуальные подходы, разрабатываемые и практически внедряемые российскими учеными, можно представить следующим образом:
- Концепция «возрастной одаренности» (Н.С. Лейтес и др.) [3], согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. В контексте нашего исследования принципиально важными были представления ученых о том, что интеллектуальная одаренность обучающихся зависит от хода возрастного созревания (Н.С. Лейтес), а основные предпосылки творческого развития подростка выражаются в высокой исследовательской и интеллектуальной деятельности (А.М. Матюшкин) [4].
- Творческая среда как основа развития одаренности. В.С. Юркевич [10] были изучены и практически использованы пассивная и активная формы познавательной потребности как основного интеллектуально-личностного «ядра» развития общей одаренности и как принципиальное условие развития самых разных интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
- Динамическая теория одаренности (Ю.Д. Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – в оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и приводящих к феномену диссинхронии. Для этих целей был разработан новый подход, базирующийся на тренинговых методах диагностики выявления и развития скрытой одаренности [1].
- Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И. Панов), разрабатываемый в рамках экопсихологии развития человека. Одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека (в виде его психических процессов, психических состояний и сознания). Поэтому она выступает как становящееся системное качество психики, возникающее во взаимодействии с образовательной средой (семейной, школьной и т.п.) и обретающее форму индивидуальности развития психических процессов, состояний и сознания учащегося. Поэтому основная задача современного образования (педагога в первую очередь) заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа, т.е. среды, способствующей снятию психологических барьеров развития учащегося и тем самым способствующей раскрытию творческого начала всех сфер психики учащихся [7].
- Психодидактический подход к обучению и развитию одаренных детей в условиях создания специальной образовательной среды (В.А.Орлов [5]; В.И. Панов [6]). Суть этого подхода заключается в использовании проектирования и моделирования образовательной среды как основного метода развивающего образования, обеспечивающего возможность выявления, обучения и развития одаренных детей в условиях общеобразовательной школы.
Стержневым моментом, объединяющим перечисленные теоретические позиции, является подход к одаренности как к процессу целостного развития личности и сознания одаренных детей, реализующего их творческий потенциал.
Учитывая это, в исследовании была обоснована авторская дефиниция «интеллектуальная одаренность подростка» как интегративная личностная характеристика, проявляющаяся в совокупности интеллектуально-творческих способностей (логического мышления, творческого воображения, критичности и самостоятельности, открытости к новому, ориентации на ценности творческой деятельности, избирательной увлеченности познавательным процессом, стремлением к самореализации), аналитических, исследовательских, рефлексивных умений и опыта творческой деятельности, обеспечивающая успешность и достижение продуктивного, индивидуально-варьируемого, интеллектуально-творческого результата; определяется на основе комплекса критериев и соответствующих показателей: когнитивного (знание о сущности интеллектуально-творческой деятельности; знание о себе как интеллектуально одаренном субъекте; интеллектуально-творческие способности), мотивационного (потребность в познании; стремление к интеллектуальному саморазвитию; мотивация достижений), деятельностного (аналитические, исследовательские, рефлексивные умения; продуктивность интеллектуально-творческой деятельности).
Ю.В. Шост на основе анализа литературных источников констатирует, что в качестве основных сфер проявления интеллектуальной одаренности исследователи выделяют:
1) интеллектуальную сферу (высокий уровень развития мышления, памяти, воображения, которые позволяют эффективно разрешать разнообразные задачи);
2) сферу академических достижений (быстрый темпоритм в многообразии знаниевых областей);
3) креативность (стремление к творческим, уникальным решениям, автономия в суждениях, гибкость в решении проблем);
4) общение и лидерство (легкость в общении, принятие ответственности, умение выстраивать паритетные отношения с другими);
5) сферу художественной деятельности (результативность в различных видах искусства: музыке, изобразительной деятельности и др.);
6) двигательную сферу (хорошая зрительно-двигательная координация, владение своим телом, интерес к здоровьесберегающим занятиям) [9].
Проведенные исследования позволили обосновать следующий комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие интеллектуальной одаренности подростка, которые мы условно разделили на три группы.
1.Организационно-педагогические условия, включающие:
- Усложнение содержания учебной деятельности за счет углубления и большей абстрактности предлагаемого материала. Данное условие продиктовано тем, что одаренный подросток имеет более высокий уровень развития продуктивного мышления, поэтому учебный материал должен отличаться высокой степенью абстрактности и глубиной.
- Доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью. Типичной ошибкой в работе с одаренными учащимися является наращивание объема информации. Содержание образование должно быть нацелено на дальнейшее совершенствование способностей самостоятельно добывать знания, тем более что в современном мире знания очень быстро меняются, обновляются.
- Доминирование собственной исследовательской практики подростков над репродуктивным усвоением знаний. Традиционное репродуктивное усвоение знаний построено на значительно устаревших в настоящее время данных ассоциативной психологии. Однако последние открытия гештальт-психологии доказывают, что продуктивное мышление имеет более сложную механику, чем относительно простой «метод проб и ошибок», построенный на извлечении из памяти и комбинировании элементов прошлого опыта.
- Максимально глубокая проработка исследуемой проблемы. Реализация этого требования опирается на такие особенности одаренного подростка, как высокая концентрация внимания, целеустремленность к максимально высокому уровню совершенствования результатов. Поэтому учет и поощрение этих свойств должны быть заложены в учебные программы.
2. Личностно-ориентированные условия предполагали:
- Формирование способности подростка к критичности и лояльности в оценке идей. Способность к тонкой высокодифференцированной оценке является чертой творчески и интеллектуально развитого человека. Исследование показало, что с возрастным развитием рефлексии и критичности подростка в оценке собственных идей и продуктов деятельности снижаются показатели по уровню развития оригинальности мышления из-за деятельности так называемого «внутреннего критика». Поэтому необходимо диалектическое единство критичности в оценке идей с лояльностью в отношении к ним.
- Ориентацию на соревновательность, актуализацию лидерских возможностей подростков. Стремление к лидерству тесно связано с соревновательностью, свойственной возрасту подростка. Следует заботиться о создании условий для «бескорыстного лидерства», основанного на позитивной мотивации (познавательные, общественно значимые ценности).
- Максимальное расширение круга интересов. Учебная деятельность подростка должна строиться таким образом, чтобы он мог проявить свои способности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта и может служить для трансформации этих знаний и опыта в других сферах деятельности.
3. Социально-ориентированные условия включали:
- Неприятие конформизма. Конформизм и интеллектуальное творчество несовместимы, поэтому при разработке содержания учебной деятельности, её организации и методов необходимо исключить все моменты, требующие конформных решений.
- Опора на социально значимые, духовно-нравственные ценности. Интеллектуальное творчество есть одно их проявлений духовной сферы личности одаренного подростка.
- Концептуальная и методологическая реализация традиций отечественной психологии раскрывается через представление о том, что «суть одаренности можно «схватить» в неуловимом качестве, которое дает сплав способностей и личности» (Д.Б. Богоявленская) [2]. Личностный подход к определению механизмов её развития приводит к необходимости целостного изучения личности подростка, выявления её мотивационно-познавательных структур, её ценностных ориентиров, в доминировании познавательной мотивации, заинтересованности в деле, а не в успехе, в преодолении личностных деформаций, которые могут возникать на фоне излишней увлеченности подростка своими достижениями.
- Интеграция усилий педагогов и родителей, общественности, их совместная деятельность по развитию одаренного подростка. В ходе опытной работы мы выяснили, что процесс достижения эффективных результатов интеллектуальной деятельности подростков невозможен без совместной деятельности её участников. С этой целью необходимо активно внедрять в учебный процесс различные формы совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей (конкурсы, спецкурсы, соревнования, часы интересного общения, игры и т.д.)
Таким образом, проблема развития интеллектуальной одаренности подростков является одной из наиболее значимых в контексте современной образовательной ситуации, отражающей переход к постиндустриальному информационному обществу, в котором возрастает необходимость в высокоинтеллектуальной, конкурентоспособной, творческой личности, способной «стремительно модифицировать и видоизменять стратегию поведения, мышления в соответствии с новыми условиями жизнедеятельности, устремленного к творческой самореализации в различных видах социальной практики, открытого новому опыту».
Исследование различных подходов к понятию «интеллектуальная одаренность подростка» доказывает, что данный феномен представляет собой сложную, дискуссионную, многофакторную картину. Содержательными характеристиками изучаемой дефиниции являются: диалектическая взаимообусловленность врожденного и приобретенного; взаимосвязь с возрастным периодом, условиями образовательной практики; авторская структура интеллектуальной одаренности в целостности когнитивного, мотивационного и деятельностных компонентов; системообразующая роль познавательной мотивации в структуре интеллектуальной одаренности; разноуровневый характер проявлений интеллектуальной одаренности как интегративной личностной характеристики в совокупности интеллектуально-творческих способностей, аналитических, исследовательских, рефлексивных умений и опыта творческой деятельности (продуктивный, стимульно-продуктивный, репродуктивный уровни). Этими сущностными характеристиками определяются требования к содержанию процесса развития интеллектуальной одаренности подростка.
Проведенный теоретико-методологический анализ и экспериментальные исследования позволили обосновать, что интеллектуально одаренные подростки относятся к особой категории учащихся, с особыми потребностями индивидуального развития, обусловленными особенностями ценностно-смыслового, познавательно-когнитивного и деятельностного компонентов и, вследствие этого, нуждающиеся в создании особых педагогических условий (организационно-педагогических, личностно-ориентированных и социально-ориентированных), обеспечивающих развитие потенциала мышления, воображения, познавательной активности, социально значимых качеств личности.
Библиографическая ссылка
Пермяков А.К. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ПОДРОСТКА // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25155 (дата обращения: 02.04.2025).