Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ПОДРОСТКА

Пермяков А.К. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье обоснована актуальность и проанализированы различные подходы к понятию «одаренность» как к процессу целостного развития личности и сознания одаренных детей, реализующего их творческий потенциал; рассмотрены наиболее известные концепции, выявлены особенности развития одаренности в подростковом возрасте: дана характеристика различных её видов, структура, педагогические требования к развитию в образовательном процессе. Особое внимание уделено отличительным особенностям интеллектуально одаренных подростков с позиций современной российской и зарубежной педагогики и психологии: представлены результаты опытной работы по изучению одаренности подростка в образовательном процессе, на основе которых выделены компоненты интеллектуальной одаренности подростков, предложены педагогические условия (организационно-педагогические, личностно-ориентированные, социально-ориентированные), обеспечивающие решение поставленной задачи. Описаны концептуальные подходы, разрабатываемые и практически внедряемые российскими учеными в контексте возрастной одаренности.
обучение и развитие одаренных детей
подросток
педагогические условия
интеллектуальная одаренность
теории одаренности
одаренность
1. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 278 с.
2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е.. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. – М.: МИОО, 2005. – 176 с.
3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2000. – 320 с.
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 392 с.
5. Орлов А. Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике // Журнал практического психолога. – 2012. – № 1. – С. 33–64.
6. Пак Л. Г. Развитие творческого потенциала студента в системе высшего профессионального образования [ Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2015. – № 1. – С. 178-183.
7. Панов В.И., Лидская Э.В. Психодидактические основы развития креативных способностей и потенциальной одаренности школьников: монография [Электронный ресурс]; под ред. В.И. Панова. – Черноголовка: ИНИМ РАО, 2011. URL:http://www.ushinskiy.ru/jspui.
8. Рензулли Дж. С., Рис С.М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей // Современные концепции одаренности и творчества: сб. статей / под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 416 с.
9. Шост Ю. В. Психологические условия развития творческого потенциала интеллектуально одаренных подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Ю.В. Шост. – Нижний Новгород, 2008. – 16 с.
10. Юркевич В.С., Попова Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в Московском городском ресурсном центре одаренности // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы науч.-практ. конф. – СПб.: АППО, 2011. – 789 с.

Современная образовательная политика в качестве приоритетной цели рассматривает формирование личности с высоким интеллектуальным потенциалом, способного гибко реагировать на постоянные изменения социума, быстро интегрироваться в современный мир высоких информационных технологий, эффективно использовать полученные знания и умения на производстве, быть востребованным  и конкурентоспособным на рынке труда.

В «Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года», «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» обозначены приоритетные направления государственной политики, ориентированной на создание благоприятных условий для успешной  самореализации одаренных обучающихся.  В ряде документов государственного значения (Президентская подпрограмма «Одаренные дети на 2011-2016 гг.», «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»)  подчеркивается значимость воспитания  одаренных школьников, необходимость  поддержки  талантливых детей и молодежи с целью обеспечения конкурентоспособности России и укрепления её национальной безопасности.

Число концепций одаренности в современной науке весьма велико.

Широко распространенным является представление об одаренности как генетически обусловленном компоненте способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития.

Одной из самых популярных и апробированных в   образовательной практике (зарубежной и отечественной)  является модель Дж. Рензулли, согласно которой одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень),  креативности (способности создавать новое, нестандартность мышления) и воображения), настойчивости (познавательной мотивации, ориентации на задачу) [8].

В рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. По определению авторов концепции: «Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком  более высоких результатов (необычных, незаурядных) в одном или нескольких видах деятельности  по сравнению с другими людьми». Авторы отмечают, что «в предлагаемом определении удалось отойти от житейского определения одаренности как количественной степени выражения способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества».   

Концептуальные подходы, разрабатываемые и практически внедряемые российскими учеными, можно представить следующим образом:

  1. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С. Лейтес и др.) [3], согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. В контексте нашего исследования принципиально важными были представления ученых о том, что интеллектуальная одаренность обучающихся зависит от хода возрастного созревания (Н.С. Лейтес), а основные предпосылки творческого развития подростка выражаются в высокой исследовательской и интеллектуальной деятельности (А.М. Матюшкин) [4].
  2. Творческая среда как основа развития одаренности. В.С. Юркевич [10] были изучены и практически использованы пассивная и активная формы познавательной потребности как основного интеллектуально-личностного «ядра» развития общей одаренности и как принципиальное условие развития самых разных интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
  3. Динамическая теория одаренности (Ю.Д. Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – в оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и приводящих к феномену диссинхронии. Для этих целей был разработан новый подход, базирующийся на тренинговых методах диагностики выявления и развития скрытой одаренности [1].
  4. Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И. Панов), разрабатываемый в рамках экопсихологии развития человека. Одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека (в виде его психических процессов, психических состояний и сознания). Поэтому она выступает как становящееся системное качество психики, возникающее во взаимодействии с образовательной средой (семейной, школьной и т.п.) и обретающее форму индивидуальности развития психических процессов, состояний и сознания учащегося. Поэтому основная задача современного образования (педагога в первую очередь) заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа, т.е. среды, способствующей снятию психологических барьеров развития учащегося и тем самым способствующей раскрытию творческого начала всех сфер психики учащихся [7].
  5. Психодидактический подход к обучению и развитию одаренных детей в условиях создания специальной образовательной среды (В.А.Орлов [5]; В.И. Панов [6]). Суть этого подхода заключается в использовании проектирования и моделирования образовательной среды как основного метода развивающего образования, обеспечивающего возможность выявления, обучения и развития одаренных детей в условиях общеобразовательной школы.

Стержневым моментом, объединяющим перечисленные теоретические позиции, является подход к одаренности как к процессу целостного развития личности и сознания одаренных детей, реализующего их творческий потенциал.

Учитывая это, в исследовании была обоснована авторская дефиниция «интеллектуальная одаренность подростка» как интегративная личностная характеристика, проявляющаяся в совокупности интеллектуально-творческих способностей (логического мышления, творческого воображения, критичности и самостоятельности, открытости к новому, ориентации на ценности творческой деятельности, избирательной увлеченности познавательным процессом, стремлением к самореализации), аналитических, исследовательских, рефлексивных умений и опыта  творческой  деятельности, обеспечивающая успешность и достижение продуктивного, индивидуально-варьируемого, интеллектуально-творческого результата; определяется на основе комплекса критериев и соответствующих показателей: когнитивного (знание о сущности интеллектуально-творческой деятельности; знание о себе как интеллектуально одаренном субъекте; интеллектуально-творческие способности), мотивационного (потребность в познании; стремление к интеллектуальному саморазвитию; мотивация достижений), деятельностного (аналитические, исследовательские, рефлексивные умения; продуктивность интеллектуально-творческой деятельности).  

Ю.В. Шост на основе анализа литературных источников констатирует, что в качестве основных сфер проявления интеллектуальной одаренности исследователи выделяют:

1) интеллектуальную сферу (высокий уровень развития мышления, памяти, воображения, которые позволяют эффективно разрешать разнообразные задачи);

2) сферу академических достижений (быстрый темпоритм в многообразии знаниевых областей);

3) креативность (стремление к творческим, уникальным решениям, автономия в суждениях, гибкость в решении проблем);

4) общение и лидерство (легкость в общении, принятие ответственности, умение выстраивать паритетные отношения с другими);

5) сферу художественной деятельности (результативность в различных видах искусства: музыке, изобразительной деятельности и др.);

6) двигательную сферу (хорошая зрительно-двигательная координация, владение своим телом, интерес к здоровьесберегающим занятиям) [9].

Проведенные исследования позволили обосновать следующий комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие интеллектуальной одаренности подростка, которые мы условно разделили на три группы.

 1.Организационно-педагогические условия, включающие:

- Усложнение содержания учебной деятельности за счет углубления и большей абстрактности предлагаемого материала. Данное условие продиктовано тем, что одаренный подросток  имеет более высокий уровень развития продуктивного мышления, поэтому учебный материал должен отличаться  высокой степенью абстрактности и глубиной.

- Доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью. Типичной ошибкой в работе с одаренными учащимися является наращивание объема информации.  Содержание образование должно быть нацелено на дальнейшее совершенствование способностей самостоятельно добывать знания, тем более что в современном мире знания очень быстро меняются, обновляются.

- Доминирование собственной исследовательской практики подростков над репродуктивным усвоением знаний. Традиционное репродуктивное усвоение знаний построено на значительно устаревших в настоящее время данных ассоциативной психологии. Однако последние открытия гештальт-психологии доказывают, что продуктивное мышление имеет более сложную механику, чем относительно простой «метод проб и ошибок», построенный на извлечении из памяти и комбинировании элементов прошлого опыта.

- Максимально глубокая проработка исследуемой проблемы. Реализация этого требования опирается на такие особенности одаренного подростка, как высокая концентрация внимания, целеустремленность к максимально высокому уровню совершенствования результатов. Поэтому учет и поощрение этих свойств должны быть заложены в учебные программы.

2. Личностно-ориентированные условия предполагали:

- Формирование способности подростка к критичности и лояльности в оценке идей. Способность к тонкой высокодифференцированной оценке является чертой творчески и интеллектуально развитого человека.   Исследование показало, что с возрастным  развитием рефлексии и критичности подростка  в оценке  собственных идей и продуктов деятельности снижаются показатели по уровню развития оригинальности мышления из-за деятельности так называемого «внутреннего критика». Поэтому необходимо диалектическое единство критичности в оценке идей с лояльностью в отношении к ним.

- Ориентацию на соревновательность, актуализацию лидерских возможностей подростков. Стремление к лидерству тесно связано с соревновательностью, свойственной возрасту подростка. Следует заботиться о создании условий для «бескорыстного лидерства», основанного на позитивной мотивации (познавательные, общественно значимые ценности).

- Максимальное расширение круга интересов. Учебная деятельность подростка  должна строиться таким образом, чтобы он мог проявить свои способности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта и может служить для трансформации этих знаний и опыта в других сферах деятельности.

3. Социально-ориентированные условия включали:

- Неприятие конформизма. Конформизм и интеллектуальное творчество несовместимы, поэтому при разработке содержания учебной деятельности, её организации и методов необходимо исключить все моменты, требующие конформных решений.

  - Опора на социально значимые, духовно-нравственные ценности.  Интеллектуальное творчество есть одно их проявлений духовной сферы личности одаренного подростка.

- Концептуальная и методологическая реализация традиций отечественной психологии раскрывается через представление о том, что «суть одаренности можно «схватить» в неуловимом качестве, которое дает сплав способностей и личности» (Д.Б. Богоявленская) [2].   Личностный подход к определению механизмов  её развития  приводит к необходимости целостного  изучения личности подростка, выявления её  мотивационно-познавательных структур, её ценностных ориентиров, в доминировании познавательной мотивации, заинтересованности в деле, а не в успехе, в преодолении  личностных деформаций, которые могут возникать  на фоне излишней увлеченности подростка своими достижениями.

 - Интеграция усилий педагогов и родителей, общественности, их совместная деятельность по развитию одаренного подростка.  В ходе опытной работы мы выяснили, что процесс  достижения эффективных  результатов интеллектуальной деятельности подростков  невозможен без  совместной деятельности её участников.   С этой целью  необходимо активно внедрять в учебный процесс  различные формы совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей (конкурсы, спецкурсы, соревнования, часы интересного общения, игры и т.д.)

Таким образом, проблема развития интеллектуальной одаренности подростков является одной из наиболее значимых в контексте современной образовательной ситуации, отражающей переход  к постиндустриальному информационному обществу, в котором возрастает необходимость в высокоинтеллектуальной, конкурентоспособной, творческой личности, способной «стремительно модифицировать и видоизменять стратегию поведения, мышления в соответствии с новыми условиями жизнедеятельности, устремленного к творческой самореализации в различных видах социальной практики, открытого новому опыту».

Исследование различных подходов к понятию «интеллектуальная одаренность подростка» доказывает, что данный феномен  представляет собой сложную, дискуссионную, многофакторную картину. Содержательными характеристиками изучаемой дефиниции являются: диалектическая взаимообусловленность врожденного и приобретенного; взаимосвязь с возрастным периодом, условиями образовательной практики; авторская структура интеллектуальной одаренности в целостности когнитивного, мотивационного и деятельностных компонентов; системообразующая роль познавательной мотивации в структуре интеллектуальной одаренности; разноуровневый характер проявлений интеллектуальной одаренности как интегративной личностной  характеристики в совокупности интеллектуально-творческих способностей, аналитических, исследовательских, рефлексивных умений и  опыта  творческой  деятельности (продуктивный, стимульно-продуктивный, репродуктивный уровни). Этими сущностными характеристиками определяются требования к содержанию процесса развития интеллектуальной одаренности подростка.

Проведенный теоретико-методологический анализ и экспериментальные исследования   позволили обосновать, что интеллектуально  одаренные  подростки относятся к особой категории учащихся, с особыми потребностями индивидуального развития, обусловленными особенностями  ценностно-смыслового, познавательно-когнитивного и деятельностного  компонентов и, вследствие этого, нуждающиеся в создании особых педагогических условий (организационно-педагогических, личностно-ориентированных и социально-ориентированных), обеспечивающих развитие потенциала мышления, воображения, познавательной активности, социально значимых качеств личности.


Библиографическая ссылка

Пермяков А.К. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ПОДРОСТКА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25155 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674