Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [1].
В настоящее время в теории и практике высшего архитектурного образования четко обозначилась необходимость получения дополнительного довузовского образования, необходимого для успешного освоения основной образовательной программы вуза. Образование архитектора не должно сводиться только к передаче знаний, формированию умений и навыков профессиональной деятельности. Очень важным фактором, способствующим достижению высокого профессионализма, вместе с задатками, одаренностью, талантом, сформированными навыками к систематическому труду, по нашему мнению, является обучение будущих студентов в достартовом периоде, погружение их в архитектурную и обучающую среду, кардинально отличающуюся от привычной школьной. Кроме того, студенты, прошедшие довузовский этап образования, обладают, как правило, большей мотивацией в освоении учебных дисциплин, нацелены на профессиональный рост и карьерную успешность [2].
Подготовка абитуриентов к поступлению в ИАиД подробно описана в статье авторов [6]. Структура подготовки изменилась. Традиционно основное внимание уделяется творческим предметам – проекту, рисунку и черчению. Сложно понять политику Министерства образования, отменившего в школах предмет – черчение. Это сразу же отразилась на качестве работ на вступительных испытаниях. Именно с этим связано увеличение часов подготовки на этот предмет в Малой архитектурной академии.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом «…Область профессиональной деятельности выпускников включает деятельность в сфере материальной и духовной культуры, синтезирующая результаты и средства науки, техники, искусства, ориентированная на создание целостной искусственной материально-пространственной среды для комфортной жизнедеятельности человека и общества» [4].
Следует отметить, что на общем фоне снижения конкурса на технические и некоторые гуманитарные специальности в других вузах региона, Институт архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета (далее ИАиД СФУ) никогда не испытывал недостатка в абитуриентах. Стабильно высокий конкурс 3–4 человека на место, а по некоторым специальностям, таким как «Дизайн», до 12 человек на место, держится в течение последних 3 лет (рис. 1). Не стал исключением и 2016 г. Конкурс на специальности, подготовку по которым ведет Институт архитектуры и дизайна, самый большой в Сибирском федеральном университете. Сформированная потребность школьников в получении архитектурного образования, по нашему мнению, является следствием правильно выстроенной системы профориентации и довузовской подготовки.
Рис. 1. Динамика изменения конкурсного набора в Институте архитектуры и дизайна СФУ
Нами проведен мониторинг средних баллов ЕГЭ с учетом творческих экзаменов при зачислении в вуз. Результаты представлены в таблице 1. Конкурсные баллы достаточно высокие, например, суммарный проходной балл в ИАиД СФУ в 2015 г. составил 387. Традиционно самые небольшие баллы у абитуриентов, претендующих на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг.
Таблица 1
Проходные баллы ЕГЭ в архитектурные вузы Сибирского региона в 2015 г.
Вуз |
Средний балл по ЕГЭ на 1 предмет |
Средний балл зачисленных по конкурсу на 1 предмет |
Средний балл по ЕГЭ самого слабого |
Новосибирская ГАХА |
71,8 |
85,5 |
43,3 |
Институт архитектуры и дизайна СФУ |
69,4 |
77,4 |
42,4 |
Тюменский ГАСУ |
67,9 |
68,7 |
46,3 |
Новосибирский ГАСУ (Сибстрин) |
64,9 |
66,2 |
38 |
Томский ГАСУ |
60,2 |
60,4 |
37,3 |
На рис. 2 представлена динамика поступления выпускников МАА.
Рис. 2. Процент поступления выпускников Малой архитектурной академии в ИАиД СФУ
Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда [1]. Получать архитектурное образование чрезвычайно интересно, но и очень трудоемко, т.к. необходимо соединить инженерное и художественное начала в профессии. В соответствии с учебным планом [5] все предметы делятся на 4 блока: гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; физическая культура. В каждом цикле часть дисциплин преподается на первом курсе, и изучение их заканчивается либо экзаменом, либо зачетом (рис. 3).
Рис. 3. Количество дисциплин (в %), преподаваемых в ИАиД СФУ по учебному плану направления 07.03.01 Архитектура
Мы попытались проанализировать связь между результатами вступительных испытаний и дальнейшими успехами в обучении студентов, окончивших МАА, и курсом в целом. Кроме того, нам было интересно посмотреть, насколько отличаются результаты промежуточных аттестацийстудентов от тех результатов, которые были предъявлены ими на вступительных испытаниях.
Таблица 2
Средний балл для студентов, зачисленных на 1-й курс ИАиД СФУ
Год |
Проходной балл (бюджетные места) |
Средний балл выпускников МАА |
2013 |
78,74 |
83,9 |
2014 |
77,4 |
83,6 |
2015 |
80,63 |
87,1 |
Для корректного сравнения результатов обучения студентов все баллы, полученные ими на вступительных испытаниях, были переведены в пятибальную шкалу.
В качестве исследуемой группы выбраны студенты 1 курса ИАиД – 148 человек.
Сравнивались 2 выборочные зависимые совокупности: результаты вступительных испытаний и результаты сдачи сессий 1 и 2 семестров по следующим дисциплинам:
1) профессиональный цикл:
· архитектурный рисунок;
· основы профессиональной композиции;
· композиционное моделирование.
2) математический и естественнонаучный цикл:
· высшая математика для архитекторов;
· начертательная геометрия.
Различия принимались значимыми при p≤0,05.
Исследования проводились по нескольким группам: общая (все студенты – 148 человек); студенты – выпускники МАА (26 человек). Все расчеты и построение графиков производились в пакете анализа Excel. Мы считали, что различия будут значимы, если отличие в оценке составит 0,5 балла. На рис. 4. представлены диаграммы сравнения средних баллов для курса в целом и выпускников МАА.
Рис. 4. Диаграммы сравнения средних баллов с результатами вступительных испытаний для курса в целом и выпускников МАА
Анализ данных позволяет сказать, что только 27,5 % студентов вписываются в 0,5 балльный интервал, тогда как у выпускников МАА таких студентов 45,5 %. На экзаменах 11,5 % (3 чел.) выпускников МАА получили оценки выше, чем на вступительных испытаниях, тогда как в общем потоке таких студентов было только 4,7 % (7 чел.). Таким образом, завышены оценки при поступлении (как результаты ЕГЭ, так и творческих экзаменов) в общем потоке у 67,8 % студентов и у 43 % выпускников МАА.
Таблица 3
Сводная таблица результатов вычислений в пакете анализа Excel
Группы |
r |
сила связи |
достоверность tэкс>tтабл |
завышение оценки, % |
1 курс |
0,439 |
умеренная |
13,65> 1,97 |
21,21 |
МАА |
0,607 |
значительная |
3,906 > 2,079 |
14,42 |
По результатам анализа можно констатировать, что:
1) существует достоверная умеренная или значительная связь между результатами испытаний и успеваемостью студентов на 1-м курсе ИАиД СФУ;
2) оценка по вступительным испытаниям оказалась выше, чем оценка студента на экзамене. Для разных групп % завышения составил от 14,4 % (МАА) до 21,2 % (1-й курс);
3) процент студентов, экзаменационные оценки которых оказались выше, лежит в пределах от 4,7 % до 11,5 % по разным группам.
Рамки статьи не позволяют детально проанализировать успеваемость студентов по каждой дисциплине (бралась средняя оценка по всем перечисленным выше дисциплинам), но общая тенденция прослеживается: студенты, поступившие на первый курс, как правило, считают главными творческие предметы, более небрежно относятся к предметам инженерным – высшей математике, сопромату, архитектурной физике и считают совершенно необязательными дисциплины гуманитарного цикла.
Библиографическая ссылка
Шилина Н.Г., Геращенко С.М. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА С РЕЗУЛЬТАТАМИ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В ИНСТИТУТЕ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25150 (дата обращения: 02.04.2025).