Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ ПО МАТЕМАТИКЕ

Келлер М.Г. 1
1 ФГАОУ ВО «СПбПУ»
В данной работе автор рассматривает проблему формирования требований к дистанционным курсам по математике, учитывающим специфику предмета. В настоящее время существует большая заинтересованность в дистанционных курсах по многим дисциплинам. Особое место здесь занимают дистанционные курсы по математике. Однако, в настоящее время, не в полной мере освещены вопросы типологии дистанционных курсов по математике. В статье приведены несколько распространённых типологий дистанционных курсов, а также собственная типология, учитывающая специфику предмета. Далее, опираясь на опыт создания дистанционных курсов, автор формулирует, на какие особенности математики, как дисциплины школьного курса, следует обращать внимание создателям и разработчикам дистанционных курсов, а также какие требования должны предъявляться к видеолекциям в целом и преподавателям-лекторам в частности в связи с этими особенностями.
дистанционное обучение
моок (массовые открытые онлайн курсы)
моок по математике
создание моок
1. Баранова И.И., Краснощеков В.В. Проект «Продвижение русского языка и образования на русском языке» как фактор повышения качества обучения иностранных студентов в Политехническом университете // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. – 2016. – 1 (2339). – С. 177-185.
2. Келлер М.Г., Краснощеков В.В. Массовые открытые on-line курсы для абитуриентов как SMART-технология // Электронное образование: перспективы использования SMART-технологий. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. – С. 73-75
3. Келлер М.Г., Краснощеков В.В., Снегурова В.И. Разработка и реализация дистанционного образовательного ресурса «Линейная алгебра и аналитическая геометрия» // Современное образование: содержание, технологии, качество. Т.1. – СПб.: СПбГЭТУ, 2016. – С. 158-160.
4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
5. Снегурова В.И. Теоретические основы построения методической системы дистанционного обучения математике учащихся общеобразовательных школ. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. – С. 208.
6. Снегурова В.И. Особенности методики проектирования методической системы дистанционного обучения математике // Известия Российского государственного университета А.И. Герцена. Научный журнал. № 10 (52). Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – С. 124–136.

Дистанционное обучение следует отличать от классических форм обучения, таких как очная и заочная. Дистанционное обучение обладает иными формами организации обучения, иными методами реализации, кардинально отличаются формы взаимодействия между учащимися, а также между учащимися и преподавателями. Однако следует понимать, что, как и классические формы обучения, дистанционное обучение характеризуется наличием цели, содержания, задач, форм реализации и средств обучения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дистанционное обучение необходимо рассматривать в общей системе обучения, как неотъемлемую часть непрерывного образования.

Одной из самых распространённых форм дистанционного обучения можно считать дистанционные курсы. Для дальнейшего исследования следует определиться с их типологией. Очевидно, что типология может быть проведена по самым различным признакам: по предметам, осваиваемым в рамках курса, по необходимому уровню подготовленности потенциальных учащихся, или по их возрасту, по целям, ставящимся перед курсом, по технологическим базам и другие.

Приведём типологию по целям обучения. Важно понимать, что исходя из целей, ставящихся перед курсом, преподавателю, разрабатывающему курс, следует выбирать технологии реализации, формы и средства представления информации и прочее. Нижеописанная типология взята из работы Е.С. Полат [4].

  • профессиональная подготовка и переподготовка кадров (например, педагогических кадров по соответствующим специальностям);
  • повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;
  • подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
  • подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
  • углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
  • ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;
  • базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;
  • дополнительное образование по интересам.

Однако типология, описанная выше, не способна выделить существенные характеристики дистанционных курсов.

Дистанционные курсы являются неотъемлемой частью системы дистанционного обучения. Потому, говоря о существенных характеристиках дистанционных курсов, мы будем говорить о:

Во-первых, о применении сети Интернет при взаимодействии субъектов образовательного процесса.

Во-вторых, тип взаимодействия субъектов образовательного процесса обязан быть двусторонним.

В-третьих, мы будем считать, что дистанционные курсы подразумевают абсолютное отсутствие встреч «вживую».

В-четвёртых, использование сетевого ресурса как основы для взаимодействия, автоматизации процессов информационно-методического обеспечения, управления учебной деятельность учащихся, контроля результатов усвоения изученных материалов и архивного хранения данных курса, а также данных учащихся.

В связи с вышеописанными характеристиками далее нами будет приведена типология моделей дистанционного обучения математике по Снегуровой В.И. [5].

Модель 1. Полностью дистанционное интернет-обучение с двусторонней коммуникацией в режиме асинхронного взаимодействия только на основе специально созданного сетевого ресурса, предполагающее обеспечение возможности гибкой адаптации.

Модель 2. Полностью дистанционное интернет-обучение с двусторонней коммуникацией на основе синхронных индивидуальных консультаций только на основе специально созданного сетевого ресурса, предполагающее обеспечение возможности гибкой адаптации.

Модель 3. Полностью дистанционное интернет-обучение с двусторонней коммуникацией в режиме смешанного синхронно-асинхронного взаимодействия только на основе специально созданного сетевого ресурса, предполагающее обеспечение возможности гибкой адаптации.

Модель 4. Полностью дистанционное интернет-обучение с двусторонней коммуникацией в режиме асинхронного взаимодействия, предполагающее наряду с сетевым ресурсом использование дополнительных учебных материалов, предполагающее обеспечение возможности гибкой адаптации.

Модель 5. Полностью дистанционное интернет-обучение с двусторонней коммуникацией на основе синхронных индивидуальных консультаций, предполагающее наряду с сетевым ресурсом использование дополнительных учебных материалов, предполагающее обеспечение возможности гибкой адаптации.

Модель 6. Полностью дистанционное интернет-обучение с двусторонней коммуникацией в режиме смешанного синхронно-асинхронного взаимодействия, предполагающее наряду с сетевым ресурсом использование дополнительных учебных материалов, предполагающее обеспечение возможности гибкой адаптации.

Также стоит отметить, что предметная область может вносить свою специфику. Говоря о математике, можно сказать, что курсы могут быть разработаны для:

  • Обучения математике в рамках базового школьного уровня.

Подобные курсы служат для решения широкого спектра задач, таких, как повторение ранее изученных тем, закрепление пройденного материала, углубление изученной темы, в случае недостатка академических часов, также подобные курсы способны дать шанс освоить школьные темы учащимся, которые не могут посещать школу. Учащийся может восполнить пробел по одной или двум темам, а, при необходимости, и по темам, изученным за полгода или даже за год.

  • Углубленного изучения математики.

Данная направленность рассчитана на тех, кто хорошо овладел базовыми знаниями по математике и готов расширить круг своих знаний за счёт более глубокого и детального анализа задач из школьного курса, а также освоения тем, выходящих за рамки общеобразовательного минимума. Также к этой группе можно отнести курсы, являющиеся связующим звеном между школьным курсом и курсом высшей математики в высшем учебном заведении.

  • Обобщение и систематизации знаний, полученных в рамках школьного курса.

Систематизация знаний является одним из ключевых моментов в образовании учащихся. Именно обобщение знаний позволяет развить компетенции в разных областях. За счёт применения новых знаний в только что изученном материале у учащихся возникает необходимость подключить уже имеющиеся навыки, а также вложить их в общую концепцию уже имеющегося багажа знаний, что, безусловно, весьма положительно влияет на общее восприятие предмета, а также помогает учащемуся систематизировать накопленный багаж знаний.

Говоря о специфике математики как дисциплины школьного образования, реализуемой в системе дистанционного обучения, следует отметить, что большое внимание следует уделять решению практических задач.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту одним из требований к результатам освоения образовательной программы является приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Осуществление поставленного требования невозможно без подробного и глубокого анализа методов решения задач, которому сопутствует разнообразная практическая деятельность учащихся, как самостоятельно, так и совместно с преподавателем.

Ещё одной специфической особенностью математики как дисциплины школьного образования является последовательность и непрерывность построения курса. Так, каждая новая тема опирается на знания, полученные на предыдущих занятиях. В связи с этим возникает необходимость построения курса, таким образом, чтобы было возможно, при необходимости, «вернуться» назад и заполнить «проблемы» по изучаемой теме.

Следующая особенность математики – формальность математического языка. Система обозначений в математике складывалась столетиями и в настоящее время имеет практически окончательно сформировавшийся вид. В связи с этим у обучающихся математике возникает необходимость познакомиться с данным языком и освоить его. Не обладая умением читать математические символы, учащийся не сможет освоить ни одной темы, поэтому большую роль в обучении математике играет освоение математического языка.

Ещё одной особенностью математики является высокий уровень абстракции. Существуют различные типы абстракции. В математике рассматриваются наиболее обобщённые свойства и объекты, потому математика столь трудна в усвоении школьниками. Эта особенность накладывает свою специфику на отбор содержания и методы представления информации.

Все эти факторы должны быть учтены при создании дистанционного курса, а также при выборе форм его реализации.

Для того чтобы учащиеся могли лучше усваивать транслируемую им информацию, необходимо понимать, какие средства предъявления информации существуют.

В настоящее время принято выделять три основные группы представления информации, основанных на чувственной модальности человека:

  • Слуховые средства предъявления информации,
  • Зрительные средства предъявления информации,
  • Аудиовизуальные средства предъявления информации.

Важно понимать, что аудиовизуальные средства предъявления информации не являются простым объединением первых двух групп, потому они выделены в отдельную группу. И если к слуховым средствам относят устную речь, записанную на различные носители, а к зрительным средствам относят модели, таблицы, рисунки, чертежи, а также презентации, то к аудиовизуальным средствам представления информации следует относить обучающие видеоролики, видеолекции, мультипликации, анимации и прочее.

Важно понимать, что нельзя обойтись только средствами предъявления информации. Не менее важную роль в трансляции знаний учащимся играет организация закрепления и применения знаний. Именно за счёт закрепления новых умений, применения полученных знаний у учащихся и формируется навык.

В настоящее время наиболее распространёнными средствами закрепления знаний в дистанционных курсах являются:

  • Проектные задания.
  • Тестовые задания по содержанию нового материала.
  • Лабораторные и практические работы.

Огромную роль в системе образования играет оценивание знаний, полученных учащимся в ходе обучения. И дистанционное обучение, как часть глобального образовательного процесса, обязано нести в себе элементы контроля.

Говоря о методах контроля в дистанционных курсах, разрабатываемых в настоящее время, можно отметить высокую популярность такого средства как тест. Современные платформы размещения дистанционных курсов имеют в своём арсенале весьма разнообразные способы оформления задания.

Один из таких способов – задание типа "Dragand Drop" (с английского – перетаскивание). Для создания такого задания необходимо загрузить изображение и задать соответствие вариантов ответа областям на этом изображении, куда пользователю их требуется перетащить.

Одной из возможных форм реализации дистанционного курса может быть видеолекция. В настоящее время существует два весьма распространённых способа записи видеолекций:

Первый способ – это запись очных лекций. Подобная форма записи материалов сопровождается большой подготовкой, как со стороны преподавателя, задачей которого становится рассказать весь материал лекции максимально чисто, без оговорок и опечаток, так и со стороны операторов, перед которыми стоит задача съёмки лекции.

Второй способ – это запись видеолекций в специальных студиях с использованием специализированного оборудования. Студийный способ записи упрощает процесс записи материала, а также позволяет использовать большое количество разнообразных эффектов.

Вне зависимости от выбора способа записи, следует выделять следующие особенности:

Содержание видеолекции должно быть максимально информативным и понятным для учащихся. Логика построения лекции должна учитывать принцип «от простого к сложному» таким образом, чтобы, в случае необходимости, учащийся смог самостоятельно проследить основную мысль материала, изложенного в лекции.

Структура курса должна быть проработана и систематизирована. Каждый фрагмент должен быть логически закончен и рубрифицирован таким образом, чтобы служить опорой для учащегося. Помогать наилучшим образом усваивать и запоминать информацию, предоставляемую в курсе. Должны быть видны взаимосвязи между разделами курса, последовательность и логика введения новых тем. Каждая отдельная единица структуры должны быть законченной.

В видеолекции важнейшую роль играет принцип наглядности и интерактивности. При помощи различных спецэффектов, дополненной реальности и прочих технических приёмов, появляется уникальная возможность познакомить обучающихся с процессами и явлениями, показать которые в рамках очных занятий не представляется возможным.

Видеолекция не должна быть скучной или затянутой. Материал, излагаемый в каждой лекции, хотя и должен быть законченной мыслью, однако не может длиться больше пяти – десяти минут. В противном случае, учащимся будет крайне трудно воспринять информацию, излагаемую лектором. Также следует учитывать, что учащийся воспринимает информацию из видеолекции не только посредством зрения, но и на слух. В связи с этим к лектору, излагающему материал, предъявляются достаточно высокие требования, как к его произношению, так и к его манере говорить, стилистике употребляемого языка. Лектор не должен употреблять профессиональные жаргонные слова, а изъясняться обязан максимально чётко и внятно. Для хорошего лектора огромную роль играет большой словарный запас, умение грамотно, выразительно и максимально насыщено выразить основную мысль, не нагружая её излишними речевыми оборотами. Речь должна быть хорошо поставлена, а сам лектор обязан уметь грамотно себя преподнести публике.

Подготовка видеолекция схожа с подготовкой хорошего представления, где важно всё, а внимание обращают на любую мелочь. Текст занятия должен быть отрепетирован, ход выступления должен быть продуман в деталях. Именно поэтому к вопросу выбора лектора следует подходить с особой тщательностью.

Выводы

В настоящее время существует большое количество разнообразных форм реализации дистанционных курсов. Вопрос их типизации и систематизации в настоящее время раскрыт достаточно полно, однако не существует единых требований, предъявляемых к разработке и реализации дистанционных курсов по математике. Существуют различные аспекты работы по созданию дистанционного курса по математике. В данной статье приведены лишь некоторые из них, которые учитывают ключевые особенности математики как школьной дисциплины. Сформулированные требования были приняты во внимание при проектировании и реализации дистанционного курса «Математика. Аналитическая геометрия и линейная алгебра», разработанного при реализации проекта «Программа продвижения русского языка и образования на русском языке» [1,2,3].


Библиографическая ссылка

Келлер М.Г. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ ПО МАТЕМАТИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25130 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674