Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зайнулабидов Б.М. 1
1 Дагестанское отделение Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании"
Представлена модель формирования социальной ответственности учащихся старших классов общеобразовательной школы в условиях добровольческой деятельности. Основными задачами модели выступают: создание в образовательной организации соответствующей социокультурной среды, побуждающей к развитию социальной ответственности старшеклассников; формирование у школьников мотивации к добровольческой деятельности; развитие добровольческих образовательных программ, направленных на обучение школьников добровольческим технологиям; создание в школе добровольческого штаба для координации деятельности школьников-добровольцев; педагогический мониторинг добровольческой деятельности в школе; повышение компетентности педагогического коллектива образовательной организации в сфере детского и молодежного добровольчества и добровольческих технологий. Принципы, на которых основана модель: принцип добровольного участия, принцип ответственности за порученное дело, принцип инициативы, принцип экстерриториальности при реализации добровольческих мероприятий и акций. Были разработаны авторские методики педагогической диагностики: «Оценка уровня социальной ответственности школьника», «Оценка степени вовлеченности в добровольческую деятельность», «Оценка осознанности взаимосвязи добровольческой деятельности и патриотизма».
добровольчество
старшеклассники
нравственное воспитание
социальная ответственность
1. Зайнулабидов Б.М. Теоретические аспекты добровольческой деятельности в образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5;
URL: www.science-education.ru/128-22595 (дата обращения: 09.11.2015).
2. Зайнулабидов Б.М., Омарова П.О. Добровольчество как фактор воспитания старшеклассников // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–15. – С. 3365-3369.
3. Магомедова С.Ш., Омарова П.О. Модель профилактики наркомании в общеобразовательной школе // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11–10. – С. 2258-2262.
4. Маллаев Д.М., Омарова П.О. Методика педагогической поддержки процесса социализации младших школьников с задержкой психического развития //
Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2007. – № 1. – С. 28-37.
5. Омарова П.О., Гасанова З.З., Магомедов Д.З. Миротворческое образование и воспитание дружбы народов в Республике Дагестан: опыт практической деятельности // Вопросы гуманитарных наук. – 2008. – № 2 (35). – С. 170-178.
6. Омарова П.О., Джамалудинова З.Г., Магомедов Д.З. Патриотическое воспитание учащихся начальных классов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23163.
7. Омарова П.О., Магомедов Д.З., Барабаш Е.Ю. и др. Современные технологии молодежной образовательной политики // Научно-методические материалы по образовательной программе Молодежного образовательного форума «Каспий – 2012» / под ред. П.О. Омаровой, М.Х. Халимбековой. – Москва, 2012. – 220 с.
8. Омарова П.О., Магомедов Д.З., Гасанова З.З. Формирование общероссийской идентичности как фактор информационно-психологического противодействия идеологии экстремизма среди сельской молодежи Дагестана // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23163.
9. Омарова П.О. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга: дис. … канд. психол. наук. – Махачкала, 1999. – 174 с.

В XXI веке в России отмечается изменение государственной молодежной политики и образования в сторону увеличения интереса к совершенствованию содержания и методов воспитания детей и молодежи, вовлечения их в социальную практику, развития гражданского самосознания и социальной активности как необходимого ресурса развития личности современного гражданина.

Многие вопросы воспитательной работы нашли отражение в «Основах государственной молодежной политики до 2016 года», Концепции государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, до 2025 года, Национальной инициативе «Наша новая школа», Федеральном законе №273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Федеральной программе «Патриотическое воспитание граждан России в 2016-2020 г.г.» и других. При этом нормативные документы ориентируют воспитательный процесс на развитие добровольчества в детской и молодежной среде как фактора развития активной гражданской позиции и развития гражданского общества.

В этих условиях добровольческая деятельность учащихся выступает в качестве одного из приоритетных векторов воспитательной работы в системе школьного образования. В ряде исследований показана взаимосвязь добровольческой деятельности и достижении высокой результативности учебного процесса, в патриотическом воспитании детей и молодежи и инклюзивном образовании [4, 5, 6, 9].

Однако научно-педагогических исследований воспитательного потенциала добровольчества в доступной нам литературе явно недостаточно, что обусловило необходимость проведения исследования возможностей воспитания социальной ответственности старшеклассников в добровольческой деятельности.

Теоретико-методологический анализ литературных источников [3, 8, 9], опыт практической деятельности [1, 2, 7], результаты серии констатирующих экспериментов позволили уточнить и конкретизировать разработанную нами модель формирования социальной ответственности старшеклассников в условиях добровольческой деятельности, включающая в себя цель, задачи, принципы, направления деятельности, добровольческие технологии, показатели вовлеченности в добровольческую деятельность.

Цель исследования: разработать концепцию формирования социальной ответственности старшеклассников на основе вовлечения их в добровольческую деятельность.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось на протяжении 2007–2016 гг. на базе МОУ «Лицей им. Омарлы Батырая» (пос. Сергокала Сергокалинского района Республики Дагестан), СОШ № 1, № 2 и № 3 (сел. Ботлих Ботлихского района РД), Манасской средней школе (Карабудахкентский район РД), МОУ №8, №26, №37 г. Махачкалы, Республиканского центра социальной помощи семье и детству (г. Махачкала), Социально-реаблитационного центра для несовершеннолетних (г. Кизилюрт), Избербашской специальной школе-интернат III–IV вида (г. Избербаш), Энергетического колледжа (г. Каспийск), ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», Движения добровольцев Дагестана в г. Махачкале, а также его отделений в г. Хасавюрте и г. Дербенте. В экспериментальной части исследования приняли участие 85 педагогов и 450 учащихся, обучающиеся в старших классах.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, методы анкетирования школьников и учителей с использованием авторских методик (полуструктурированное интервью для выявления мнения педагогов о необходимости вовлечения школьников в добровольческую деятельность, «Оценка уровня социальной ответственности школьника», «Оценка степени вовлеченности в добровольческую деятельность», «Оценка осознанности взаимосвязи добровольческой деятельности и патриотизма»), методы констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, методы вторичной математической обработки данных (t- критерий Стьюдента).

Результаты исследования и их обсуждение

При проектировании модели первым этапом стало проведение анализа образовательной среды векторным построением в школах, где предполагалось проведение апробации по следующим векторам:

  1. Интенсивность педагогических воздействий (количество воспитательных мероприятий, участие в других экспериментальных программах, вовлеченность в инновационные процессы).
  2. Широта образовательной среды, демонстрирующая количество вовлеченных объектов и субъектов.
  3. Содержательные характеристики образовательной среды (развивающие возможности, воспитательный потенциал, ресурсы для воспитания социальной ответственности.
  4. Координация со стороны администрации школы.
  5. Ценностные ориентации и социоэмоциональные характеристики образовательной среды.

В соответствии с результатами анализа, проведенного методами экспертного наблюдения и полуструктурированного интервью с представителями администрации образовательных организаций и психолого-педагогического коллектива, были построены векторные модели для поиска наиболее схожих по характеристиках образовательной среды школ для более качественного проведения эксперимента.

Избранные для проведения эксперимента школы до начала экспериментальной работы имели наиболее схожие характеристики, что и обусловило их выбор в качестве базовых объектов для проведения эксперимента. Вторым этапом стало структурирование методологических представлений относительно основного концепта построения модели воспитания социальной ответственности старшеклассников в условиях добровольческой деятельности и поиск противоречий, которые позволили обосновать теоретическое решение модели. Основной целью в предлагаемой модели выступает создание условий для формирования и развития социальной ответственности учащихся старших классов общеобразовательной школы.

Задачи реализации указанной модели:

  1. Создание в образовательной организации соответствующей социокультурной среды, побуждающей к развитию социальной ответственности старшеклассников.
  2. Формирование у школьников мотивации к добровольческой деятельности.
  3. Развитие добровольческих образовательных программ, направленных на обучение школьников добровольческим технологиям.
  4. Создание в школе добровольческого штаба для координации деятельности школьников-добровольцев.
  5. Педагогический мониторинг добровольческой деятельности в школе.
  6. Повышение компетентности педагогического коллектива образовательной организации в сфере детского и молодежного добровольчества и добровольческих технологий.

Принципы, на которых основана модель, включают в себя:

  1. Принцип добровольного участия. Каждый старшеклассник, который принимает участие в программе, делает это добровольно, без принуждения, исключительно по своему желанию.
  2. Принцип ответственности за порученное дело. Каждый участник добровольческого движения, выполняя порученное ему дело, несет ответственность за своевременность и качество исполнения перед собой и добровольческим отрядом.
  3. Принцип инициативы. Каждый член движения имеет право выдвигать любые добровольческие инициативы и предлагать их для обсуждения и реализации. Также добровольческие мероприятия и акции, при проведении которых нет необходимости в коллективном выполнении (например, помощь пожилым на дому, занятия с младшими школьниками и др.) могут быть исполнены по собственной инициативе (без дополнительного обсуждения и согласия добровольческого штаба).
  4. Принцип экстерриториальности при реализации добровольческих мероприятий и акций. Принцип подразумевает, что реализация добровольческой деятельности может осуществляться не только по микрорайону, где проживает школьник, но и в других районах города (села) с согласия родителей или лиц их замещающих. Так, при схождении селевых потоков в Дербентском районе Дагестана в 2012 году школьники выехали под руководством взрослых добровольцев для помощи в очистке школы-интерната № 6 г. Дербента.

Основными направлениями добровольческой деятельности учащихся старших классов общеобразовательной школы выступают:

  1. Воспитание патриотизма, дружбы народов и гражданственности;
  2. Первичная психосоциальная поддержка населения различных групп риска;
  3. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних;
  4. Создание условий для саморазвития и самообразования учащейся молодежи;
  5. Развитие социальных и предпрофессиональных компетенций старшеклассников;
  6. Волонтерское сопровождение региональных и республиканских культурно-массовых и спортивных мероприятий;
  7. Поддержка деятельности ресурсных центров инклюзивного образования и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;
  8. Реализация программ помощи ветеранам и лицам пожилого возраста.

В разработанной нами модели формирования социальной ответственности в числе добровольческих технологий выступают:

  1. Тренинги формирования общероссийской идентичности и патриотического воспитания.
  2. Тренинги добровольчества по технологии «равный-равному».
  3. Технология организации добровольческого штаба в образовательной организации.
  4. Технология социального театра.
  5. Технология мультитерапии с детьми различных групп риска (сиротами и с ограниченными возможностями здоровья).
  6. Технологии медиации в школьной среде.

В числе показателей вовлеченности в добровольческую практику мы включили следующие:

  1. Уровень социальной ответственности.
  2. Степень вовлеченности в добровольческую деятельность.
  3. Уровень осознанности взаимосвязи добровольческой деятельности и патриотизма.
  4. Соотношение уровня социальной ответственности и степени вовлеченности в добровольческую деятельность.

Для проведения педагогического мониторинга мы используем следующие методики: полуструктурированное интервью с педагогами, авторскую методику «Оценка уровня социальной ответственности школьника», авторскую методику «Оценка степени вовлеченности в добровольческую деятельность», авторскую методику «Оценка осознанности взаимосвязи добровольческой деятельности и патриотизма» для школьников.

Третьим этапом педагогического моделирования выступили выбор графических форм отражения теоретического концепта модели и поиск схематического решения исходных концептуальных положений. Четвертым этапом педагогического моделирования стало установление критериев оценки для достижения ожидаемых результатов и построение структуры эксперимента по апробации модели воспитания социальной ответственности старшеклассников в условиях добровольческой деятельности. В качестве критериев достижения целей реализации модели выступают следующие показатели:

  1. Статистически значимое повышение уровня социальной ответственности старшеклассников, принимавших участие в эксперименте.
  2. Статистически значимое повышение степени вовлеченности участников исследования в добровольческую деятельность.
  3. Вариационно-значимый рост уровня осознанности взаимосвязи добровольческой деятельности и патриотизма у участников формирующего эксперимента.
  4. Вариационно-значимое повышение взаимосвязи характеристики уровня социальной ответственности и степени вовлеченности в добровольческую деятельность.
  5. Качественно диагностируемые позитивные изменения характеристик образовательной среды в школах, где была реализована модель воспитания социальной ответственности старшеклассников в условиях добровольческой деятельности.

Пятым заключительным этапом стало проведение апробации модели, обобщение результатов, формулирование выводов, которые позволили представить модель для научного обсуждения педагогической общественностью.

Заключение

В результате апробации разработанной нами модели отмечается рост интенсивности педагогических воздействий на учащихся (подразумевающего расширение спектра воспитательных мероприятий, участия в различных программах, создание специфических для нашего исследования включений в планы воспитательной работы), увеличение широты образовательной среды (учителя взаимодействуют в воспитательных мероприятиях с большим количеством учащихся, привлекают больше родителей, увеличиваются горизонтальные связи в психолого-педагогическом коллективе, изменилась модальность содержательных характеристик образовательной среды, отмечается более высокий уровень осознанности участия школьников в учебно-воспитательном процессе школы, увеличились контроль за воспитательным процессом и требования к планированию воспитательной работы, изменению параметров оценки деятельности.

Анализ материалов исследования свидетельствует о том, что после апробации разработанной модели воспитания социальной ответственности у старшеклассников в добровольческой деятельности в экспериментальных группах значительно возросло число учащихся с высоким (32 %) и средним уровнем социальной ответственности (48 %) и снизилось число школьников с низким уровнем социальной ответственности (20 %). Отмечается позитивная динамика показателей вовлеченности в добровольческую деятельность. Возросло число школьников с высоким и средним уровнем (соответственно, 28 % и 47 % от общего числа учащихся экспериментальных групп, принявших участие в исследовании), в то время как с низким уровнем вовлеченности в добровольческую деятельность осталось около четверти учащихся (25 % от общего числа выборки).

Положительный рост отмечается также в показателях осознанности учащихся старших классов общеобразовательной школы взаимосвязи между проявлениями патриотизма и добровольческой деятельностью – количество школьников с высоким и средним уровнем значительно возросло (соответственно, 48 % и 33 % от общего числа испытуемых, принимавших участие в исследовании). В то же время существенно снизилось число учащихся с низким уровнем осознанности указанной взаимосвязи (всего 14 % от общего числа выборки). Экспертная оценка учителей свидетельствует о том, что увеличились показатели позитивной оценки ценностных ориентаций и социоэмоциональных характеристик воспитательной работы в школах, где проводилась экспериментальная работа.

Продолжением научного поиска в исследуемом нами проблемном поле может стать: изучение характеристик добровольческой деятельности в подростковом возрасте; разработка инновационных моделей воспитательной работы, направленной на развитие социальной активности учащихся и рост гражданского самосознания; преодоление деструкций в образовательном процессе (преодоления формирования приоритета учебной деятельности над воспитательной при подготовке к ЕГЭ).


Библиографическая ссылка

Зайнулабидов Б.М. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25126 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674