Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С ХРОНИЧЕСКИМ ГАСТРОДУОДЕНИТОМ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СОСТОЯНИИ КЛИНИЧЕСКОЙ РЕМИССИИ

Краснов М.В. 1 Акимова В.П. 1 Григорьева М.Н. 1 Кочемирова Т.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Результаты исследования показателей здоровья учащихся старших классов с хроническим гастродуоденитом (ХГД) в Чувашской Республике в состоянии клинической ремиссии показывает, что большинству подростков в современных условиях среды проживания, обучения и воспитания свойственен выраженный и многоаспектный дискомфорт самочувствия, связанный с полиморбидностью состояния здоровья. В развитии ХГД наследственность является значимым фактором, у подростков риск развития заболевания ХГД значительно выше, если этими заболеваниями страдают один или оба родителя. Нет значимых различий в итоговых характеристиках при изучении медико-социальных причин. Общность полученных результатов свидетельствует о единой для всех подростков в современной ситуации многофакторного ухудшения условий формирования здоровья и повышенного риска уже не одного, а нескольких заболеваний. Тем не менее, по ряду отдельных факторов подростки с ХГД отличаются большей долей представленности отклонений, что, возможно, и определяет и более высокие показатели полипатии.
полиморбидность
хронический гастродуоденит
подросток
органы пищеварения
кислотозависимость.
1. Авдеева Т.Г. Детская гастроэнтерология: руководство / Т.Г. Авдеева, Ю.В. Рябухин, Л.П. Парменова и др. – М.: Гэотар-Медиа, 2009. – 192 с.
2. Азизова Р.Ш. Оценка вегетативного статуса у детей с заболеваниями органов пищеварения / Р.Ш. Азизова, Н.К. Маершина, А.Ф. Камалова // Материалы XII Конгресса детских гастроэнтерологов России. – М., 2005. – С. 190–191.
3. Альбицкий В.Ю. Актуальные проблемы социальной педиатрии: избр. очерки / В.Ю. Альбицкий. – М.: Союз педиатров России, 2012. – 344 с.
4. Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей: совместный доклад / Независимый институт социальной политики и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). – М., 2011. – 272 с.
5. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учеб. пособие / Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. – 4-е изд., перераб. – М.: Академический Проект; Гаудемус, 2008. – 560 с.
6. Баранов А.А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 352 с.
7. Баранов А.А. Медицинское обеспечение детей подросткового возраста / А.А. Баранов, А.Г. Ильин, Е.В. Антонова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2010. – № 4. – С. 28–32.
8. Баранов А.А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. – М.: Династия, 2004. – С. 50–57.
9. Баранов А.А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина, А.Г. Ильин, В.Р. Кучма // Российский педиатрический журнал. – 2005. – № 2. – С. 4–8.
10. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М. Безруких. – М.: МГПИ, 2008. – 222 с.
11. Величковский Б.Т. Социальный стресс, Трудовая мотивация и здоовье / Б.Т. Величковский. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. – 32 с.
12. Востриков Г.П. Роль наследственных факторов в этиологии хронического дуоденита и язвенной болезни двенадцатиперстной кишки / Г.П. Востриков // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. – 2002. – № 2. – С. 9–12.
13. Гастроэнтерология: национальное руководство / под ред. В.Т. Ивашкина, Т.Л. Лапиной. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2008. – 704 с.
14. Гурова М.М. Факторы риска, влияющие на формирование хронических гастродуоденитов у детей / М.М. Гурова, В.П. Новикова // Врач-аспирант. – 2011. – № 2.4(45). – С. 642 649.
15. Детская гастроэнтерология / под ред. А.А. Баранова, Е.В. Климанской, Г.В. Римарчук. – М., 2002. – 592 с.
16. Клиники дружественные молодежи: руководство для врачей и организаторов здравоохранения. – М.: ЮНИСЕФ, 2006. – 60 с.
17. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков / В.Р. Кучма. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 480 с.
18. Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы / В.Р. Кучма. – М., 2002. – 280 с.
19. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста / под ред. В.Р. Кучмы, Л.М. Сухаревой. – М.: Изд-во ГУ НЦЗД РАМН, 2004. – 198 с.
20. Оказание помощи при хронических состояниях. Взгляд с позиций системы здравоохранения / под ред. Ellen Nolte и Martin McKee; ВОЗ. – Женева, 2011. – 286 с.
21. Основные тенденции здоровья детского населения России / под ред. А.А. Баранова, В.Ю. Альбицкого. – М.: Союз педиатров России, 2011. – 116 с.
22. Подростковая медицина: руководство. 2-е изд. / под ред. И.Л. Левиной, А.М. Куликова. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.
23. Проблемы подросткового возраста (избранные главы) / под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. – М.: РАМН, Союз педиатров России, Центр информации и обучения, 2003. – 480 с.
24. Сабгайда Т.П. Изменение заболеваемости российских детей, подростков и взрослого населения болезнями основных классов в постсоветский период / Т.П. Сабгайда, О.Б. Окунев // Социальные аспекты здоровья населения: электр. науч. журнал. – 2012. – № 1(23). – URL: http://vestnik.mednet.ru/ content/view/380/27/lang.ru (дата обращения: 24.12.2013).
25. Сухарева Л.М. Медико-биологическая и психо-социальная адаптация выпускников средней школы / Л.М. Сухарева, В.Р. Кучма; под ред. А.А. Баранова, В.Р. Кучмы, Л.М. Сухаревой. – М.: Союз педиатров России, 2006. – С. 205–216.

Старший школьный возраст – завершающий период формирования социально адаптированной личности подростков, ближайшего экономического, интеллектуального, культурного и репродуктивного резерва общества. Здоровье учащихся старших классов, а это четверть всех подростков (27,2 %) в России, стало с 90-х гг. прошлого столетия ухудшаться за счет роста хронической патологии. Соответственно растет доля учащихся, переходящих на 3-ю ступень обучения, не удовлетворенных самооценкой своего здоровья – 72 % в России. Для сравнения – доля таких подростков в странах Западной Европы колеблется от 7 % в Швейцарии до 45 % во Франции и 60 % в ФРГ [4, 20, 21, 23]. По данным научных исследований у 70 % современных школьников 10–11-х классов определяется III–IV группы здоровья [3, 6, 21, 22].

Особенностью здоровья подростков в современных условиях установлена полиморбидность, т.е. состояние, обусловленное совокупностью патологических процессов у индивида, которые диагностируются как нозологические формы, синдромы, клинико-диагностические признаки и симптомы. Полиморбидность (полипатия) способствует формированию затяжного и рецидивирующего течения патологического процесса, создает объективные трудности для реализации присущей подросткам деятельности в социуме, неблагоприятно отражается на качестве жизни [3, 5, 7, 9, 29]. Соответственно растет доля учащихся, переходящих на 3-ю ступень обучения, не удовлетворенных оценкой своего здоровья – 72% [2, 5].

К последней декаде XX в. наряду с числом приоритетных по распространенности хронических заболеваний костно-мышечной и нервной систем вошла и патология органов пищеварения [6, 15, 21, 29].

В научных публикациях показано, что у 35–70 % школьников наследственность отягощена с кислотозависимыми заболеваниями [1, 12, 13, 14].

Цель исследования – определить современные особенности показателей заболеваемости хроническим гастродуоденитом подростков в возрасте 15–17 лет, проживающих на территории Чувашской Республики.

Материалы и методы исследования. Общеклиническое обследование подростков с ХГД включало выявление и анализ жалоб, анамнестических сведений. Все подростки были осмотрены педиатром и, по показаниям, неврологом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, эндокринологом, дерматологом и окулистом. Обследование включало сбор анамнеза. Анамнестические данные получали при опросе и анкетировании самих подростков и их родителей, выкопировки данных из историй развития ребенка (форма 112/у). Полученные данные вносились в карту базы данных клинического исследования для последующей обработки.

Эзофагогастродуоденоскопические исследования: проводили с помощью эндоскопа – видеоскопа «Теsto 319» производства Германия.

Инфицированность хеликобактериозом выявлялась с помощью дыхательного «Хелик-теста».

С целью выявления сопутствующей патологии всем пациентам проводилось ультразвуковое исследование печени, желчевыводящих путей, поджелудочной железы с помощью аппарата фирмы «Hitaсhi Vision Avius» производства Япония.

Изучение проявлений психовегетативный синдрома. Тревожность ситуативная и личностная оценивалась по методике Ч.Д. Спилбергера в модификации Ю.Л. Ханина, которая представляет анкету из 40 вопросов-суждений (20 – отражает ситуативную и 20 – личностную тревожность).

Нейропсихологическое исследование подростков проводили с помощью опросника MPI, разработанного Г. Айзенком по вектору «экстроверсия-нейротизм».

Клиническое изучение функционального состояния вегетативной нервной системы. Исходный вегетативный тонус (ИВТ) – определялся клинически на основании выявления субъективных (жалоб) и объективных признаков по критериям А.М. Вейна (всего 51 признак).

Показатели вегетативного гомеостаза определили у подростков по параметрам КИГ.

Согласно алгоритму комплексной оценки состояния здоровья провели анализ итогов по ряду рекомендуемых анкетных тестов

  1. Оценка выраженности дискомфорта самочувствия старшеклассников по результатам ответов на тест-опросник, специализированные для подростков.
  2. Провели оценку уровня социальной адаптированности (СА) (коммуникабельность, самооценка, лидерство и др.) и вегетативной устойчивости (ВУ) (лабильность системы терморегуляции, вестибулярного аппарата, переносимость неприятных ощущений при стрессах и трудностях, наличие непроизвольных движений, тревожность и т.п.) подростков. Использовали рекомендуемый для этих целей адаптированный личностный двухфакторный опросник «социум – вегетатика» М. Гавлиновой (утвержден Европейским союзом школьной и университетской гигиены и медицины, 1988).
  3. Медико-социальные факторы риска формирования отклонений в здоровье изучили на основании данных анкетирования родителей учащихся по анкете «Изучения медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей» рекомендованной МЗ. Оценку физического развития провели на основании региональных методических указаний оценки физического развития детей и подростков.

Результаты исследования и их обсуждение. В своих исследованиях, мы у 142 подростков из полных семей на основании имеющихся выписок верифицировали диагнозы кислотозависимых заболеваний (КЗЗ) у обоих родителей. По результатам наших данных установили, что наследственность отягощена у 59,1 % из 120 и у 67,7 % из 22 родителей подростков с ХГД и ЯБ, соответственно.

Верифицированный диагноз ХГ и ХГД установлен у отцов каждого третьего подростка с ХГД (32,5 %) и матерей четвертого (26,6 %). Среди школьников без ХГД обсуждаемый диагноз выявлен у 12 % отцов и 7 % матерей.

Следовательно, отношение шансов (ОШ) манифестации ХГД в 3,53 раза выше (доверительный интервал = 1,65 – 7,69, c2 = 11,75, р = 0,0006) у подростков, если отец страдает хроническим гастродуоденитом. Если мать, то ОШ в 4,83 (доверительный интервал = 1,91 – 12,7, c2 = 13,15, р = 0,0003) раз выше. При этом фактор пола не значим (р = 0,39).

У каждого четвертого подростка с ХГД (23 %) этими заболеваниями страдали оба родителя, в контрольной группе – 1,6 %. У них ОШ значительно возрастает – до 17,86 (доверительный интервал = 8,89 – 36,14, c2 = 121,17, р = 0,0000).

Влияние медико-биологических и социальных факторов на формирование кислото­зависимых заболеваний у подростков изучили по результатам заполнения подростками анкеты «Изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей», рекомендо­ван­ной для проведения профилактических медицинских осмотров (Метод. рекомендации № 01-19/31-17, 17 марта 1996 г.) [8, 17]. Из всего многообразия факторов, формирующих здоровье ребенка на различных этапах его развития, разра­ботчиками выбраны те, которые представляли значимый риск в возникновении его отклонений. Согласно этой шкале по каждой группе показателей рассчитали суммарный балл, сопоставление с которым позволило отнести подростка к той или иной группе риска.

По совокупности медико-биологических факторов риска заболеваний все обследованные подростки вошли в группу повышенного риска. По факторам раннего детства доля группы повышенного риска в 8 раз меньше, чем группы настороженности. У подростков с ХГД доля группы повышенного риска по факторам образа жизни в 1,34 раза больше, а в контрольной в 1,6, но различия в структуре групп статистически не значимы.

Полученные результаты свидетельствуют о единой для всех подростков в современной ситуации многофакторного ухудшения условий формирования здоровья и повышения риска развития, видимо, уже не одного, а нескольких заболеваний.

В целях профилактической медицины и определения индивидуально ориентированных рекомендаций по повышению качества жизни в процессе реабилитации подростков с ХГД целесообразно рассмотреть причины (факторы) по отдельности. Далее представили только те из них, которые характеризуются статистически значимыми различиями (р £ 0,05) между подростками сравниваемых групп.

  1. Медико-биологические факторы. Состояние здоровья матерей детей с ХГД характеризовалось большей частотой угрозы прерывания беременности (в 2,1 раза – 22 %), встречаемости токсикоза 1-й половины беременности на 10 % (58,9 %), в 2 раза чаще соматической патологией до и в период беременности (11,9 %) и роды протекали с осложнениями в 2 раза чаще (16,2 %). У них на 9 % выше доля установленных диагнозов хронических заболеваний (24 %), профессиональных вредностей на производстве на 6 % (14 %). Наследственные заболевания по линии матери указаны в 1,5 раза чаще (19,2 %).
  2. Факторы риска раннего детства. Анамнез по характеру вскармливания у всех респондентов не характеризовался благополучным, но у подростков с ХГД по указанным факторам он отягощен в большей степени: 43 % детей с ХГД находились на искусственном вскармливании в первые 4 месяца против 30,5 % в контрольной группе; адаптированные смеси в первые 3 месяца получили 64 % против 48,1 %; доля часто болеющих на первом году в 1,5 раза выше (34 %); особенность данной группы – черепно-мозговая травма, чаще легкой степени тяжести, в анамнезе у 25 % подростков против 14 %.

На первом году жизни более чем у трети подростков с ХГД зарегистрировалась анемия (37,8 % против 24 %), у 39 % подростков имелись указания на проявления «дисбактериоза кишечника» (в ГК – 21 %), 40,0 % наблюдались у невролога по поводу перинатального поражения ЦНС (28 % в ГК), острая кишечная инфекция наблюдалась у (14,0 %) подростков (6 % в ГК). Атопический дерматит на первом году установлен у 34 % – в ГК – 17 %.

  1. Факторы риска, характеризующие условия образа жизни подростков. Школьное образование, традиционно ориентирован­ное на контингент здоровых детей, постоянно интенсифицируется: усложняются программы, внедряются новые педагогические технологии, удлиняется время нахождения в ООУ и внешкольных занятий из-за ЕГЭ, вводятся элементы специализации и т.п.

Данные, приведенные в табл. 1, отражают проблемы поддержания культуры здорового образа жизни в современных условиях среды воспитания и обучения подростков – учащихся старших классов. Отметили, что по ряду составляющих режима дня подростки с ХГД более склонны его придерживаться. Возможно, больший дискомфорт самочувствия «принуждает» ограничивать интересы старшеклассников к выбору внешкольных видов деятельности.

Таблица 1

Распределение подростков по особенностям факторов образа жизни, %

Факторы образа жизни

КГ

ХГД

Продолжительность ночного сна:

- менее 6 часов

- от 6 до 7 часов

- от 7 до 9 часов

- более 9 часов

 

19,4*

61,0*

17,2*

2,4*

 

5,0

49,5

36,2

9,3

Продолжительность прогулок:

- менее 2 часов

- от 2 и более часов в день

 

52,3*

47,7*

 

41,6

58,4

Режим питания:

- 4 и более раз в день

- 3 раза в день

- реже 3 раз в день

 

44,0

40,5

15,5

 

45,6

44,3

10,1

Продолжительность выполнения домашних заданий:

- 1 час и менее

- от 2 до 3 часов

- 4 часа и более

 

10,8*

46,6*

42,6*

 

25,1

62,8

12,1

Наличие свободного времени:

- практически нет

- мало

- достаточно

 

32,4*

48,4

19,2*

 

15,8

39,7

44,5

Примечание. * – различия статистически значимы для p £ 0,05.

Изучение характера питания подростков свидетельствует о массовой невозможности соблюдения его в рамках гигиенических требований режима «здорового питания»: лишь 21,4 % старшеклассников КГ и 27,0 % группы ХГД могли питаться регулярно (по режиму, 3–4 раза в день). Остальные старались его соблюдать, но часто эти планы срывались. Причинами срывов были: нехватка времени (56,0 и 49,6 %, соответственно); индивидуальная неорганизованность режима дня (29,4 и 28,8 %, соответственно).

Ежедневность завтрака поддерживалась в семьях 63,9 % подростков КГ и 68,6 % группы ХГД. Школьники группы ХГД регулярно чаще завтракали и обедали в школе (61,0 % против 43,1%, p = 0,01).

Таким образом, особенностью для всех подростков в современных условиях является формирование режима и факторов образа жизни, не отвечающих оптимальным гигиеническим требованиям и рекомендациям, что, несомненно, повсеместно способствует ухудшению показателей здоровья [3].

Увеличение суммарной нагрузки и времени дневного нахождения в школе, часто реализуемое без учета современных гигиенических рекомендаций, подвергает подростков стрессу, инициированного еще мотивацией «успешного» завершения среднего общего образования со сдачей ЕГЭ [10, 11].

Начало заболевания (или, чаще, обострения) подростки с ХГД связывали как с нарушением режима питания (71,5 %), так и со стрессовыми ситуациями (73,7 %). На частые ссоры с родителями, конфликты с учителями, друзьями указали 45,3±5,1 % подростков с ХГД и 17,9±3,2 % в группе сравнения (р= 0,01). «Плохие, напряженные» взаимоотношения между родителями в семье отметили 29,8±3,7 % и 18,1±2,5 % подростков (р = 0,03), неполную семью – 41,7±4,5 % и 21,9±2.4 % (р= 0,005), соответственно.

Выводы

  1. В развитии ХГД наследственность является значимым фактором, у подростков риск развития заболевания ХГД значительно выше, если этими заболеваниями страдают один или оба родителя.
  2. Не установили значимых различий в итоговых характеристиках при изучении медико-социальных причин. Общность полученных результатов свидетельствует о единой для всех подростков в современной ситуации многофакторного ухудшения условий формирования здоровья и повышенного риска уже не одного, а нескольких заболеваний. Тем не менее, по ряду отдельных факторов подростки с ХГД отличаются большей долей представленности отклонений, что, возможно, и определяет и более высокие показатели полипатии.
  3. Оценивая состояние здоровья по характеристикам самочувствия методом анкетирования, пришли к выводу, что подавляющему большинству подростков в современных условиях среды проживания, обучения и воспитания свойственен, выражен и многоаспектен его дискомфорт, связанный с несоответствием фактического образа жизни здоровому. Характер жалоб представляет симптомы утомлением/переутомления как проявление синдрома вегетативной дистонии. Распространенность и выраженность ее проявлений статистически значимо выше среди подростков с ХГД.

Библиографическая ссылка

Краснов М.В., Акимова В.П., Григорьева М.Н., Кочемирова Т.Н. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С ХРОНИЧЕСКИМ ГАСТРОДУОДЕНИТОМ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СОСТОЯНИИ КЛИНИЧЕСКОЙ РЕМИССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25110 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674