Современная политика Российского Государства диктует условия для динамичного развития всех социальных институтов общества, в том числе и института замещающей семьи как приоритетной формы устройства детей-сирот. В ближайшее время в связи с государственной политикой количество данных семей будет увеличиваться, а, значит, будет увеличиваться и потребность в качественной подготовке и профессиональном сопровождении замещающих родителей. Особый акцент представляет неподготовленность отцов к жизнедеятельности в условиях замещающей семьи, как результат матерноориентированного общественного сознания. В большинстве замещающих семей наличие отца нередко остается лишь номинальным в случаях недостаточного его участия в воспитании ребенка, неглубокого осознания им своей отцовской роли.
На современном этапе развития науки в России отсутствует единая концептуальная основа образования взрослого контингента населения [5]. Для общества в целом и для локальных групп в частности характерен недостаток научных исследований в данной области. Так, актуальные подходы к решению проблем замещающих семей характеризуются сегодня поиском и внедрением инновационных технологий, которые способствовали бы профилактике вторичных возвратов детей-сирот в учреждения государственной поддержки детства и повышению качественных показателей функционирования замещающих семей.
Поиск инновационных направлений работы с замещающими родителями привел нас к построению технологии комплексной подготовки и сопровождения замещающих отцов, в основу которой легли методологические основы андрагогики.
Термин «андрагогика» был введен в XIX в. немецким педагогом Александром Каппом. Этимология слова происходит от греческого языка (андрос – мужчина, человек; агогейн – вести) – раздел теории обучения взрослого субъекта учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога (андрогога). Если перевести буквально, то андрагогика – это «ведение взрослого человека», что является актуальным в работе с отцами из замещающих семей.
В российской науке понятие «андрагогика» появилось в начале 90-х годов после публикации труда С.И. Змеева «Теория обучения взрослых», который выделил андрагогику как новую отрасль знаний и наук об образовании [2]. Аналогичной точки зрения в своей работе придерживается Т.Н. Ломтева [4]. Другим ученым И.А. Колесниковой рассматривается андрагогика как одно из направлений педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования взрослых [3]. М.Т. Громкова в труде «Теория и практика образования взрослых» называет андрагогику новой отраслью педагогической науки [1].
Приоритетным принципом андрагогики является интеграция учебного материала в контекст реальной жизни, что является основополагающим принципом в построении технологии работы с отцами из замещающих семей. Положительным результатом процесса подготовки и сопровождения является, по нашему мнению, именно применение знаний, полученных в данном процессе, в практической жизни мужчины и характеризующие его как компетентного отца1.
Фундаментальное положение андрагогики, в отличие от традиционной педагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет обучаемый, то есть в нашем случае отец из замещающих семей. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи родителю в определении, обобщении, формализации личного родительского опыта, корректировке и освоению дифференцированных знаний. Таким образом, реализация технологии комплексной подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей определяет смену приоритета методов обучения, лекционный материал заменяется спектром андрагогических методов обучения, а также меняется подход к получению теоретических знаний, на первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по дифференцированным областям научных знаний, таких как: педагогика, психология, юриспруденция, медицина, экономика и др.
Психические процессы у взрослого человека протекают менее продуктивно, в связи с чем актуальность приобретает наиболее эффективные методы обучения. Кроме того, взрослый мужчина имеет индивидуальный опыт социального поведения, устоявшиеся ментальные модели родительской деятельности и т.д. Тем не менее, с течением времени, индивидуальные ментальные модели входят в диссонанс с общими современными требованиями жизнедеятельности семьи, что обусловливает трудности в обучении взрослого мужчины, когда необходимо не только «привитие» нового, но и «удаление» старого, изжившего себя.
В основу построения технологии комплексной подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей легла концептуальная методологическая модель андрагогики, включающая следующие принципы (рис. 1):
· Приоритета самостоятельности. Для эффективного применения данного принципа были разработаны комплексные программы обучения в ШПР2 «Я-родитель», в школе отцов «Отцы и дети» был подобран учебный материал, разработаны буклеты и методические пособия.
· Совместной деятельности отцов с другими членами группы и преподавательским составом специалистов, были выявлены приоритетные личностные и родительские потребности отцов, проведен сопоставительный анализ данных.
· Положительного жизненного опыта, практических знаний, умений, навыков отцов в качестве основы обучения и источника формализации новых знаний. С этой целью в работу школы отцов привлекались мужчины, имеющие продуктивный опыт деятельности как замещающего родителя.
· Корректировки устаревших индивидуальных ментальных моделей мужчин, блокирующих усвоение новых знаний.
· Индивидуального подхода. Определялся учетом социально-психологических характеристик личности мужчин, наличием внешних и внутренних ресурсов и тех ограничений, которые налагаются его деятельностью как замещающего родителя.
· Элективности подготовки и сопровождения, означающий предоставление отцам возможности выбора содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, в рамках заданной тематики, целей и задач.
· Рефлективности – основан на осознанном отношении мужчины к процессу подготовки и дальнейшего сопровождения, что, в свою очередь, является главной частью самомотивации отца из замещающих семей.
· Востребованности результатов подготовки и сопровождения в контексте практической деятельности отца, как замещающего родителя.
· Системности. Заключается в соответствии целей обучения его формам, методам, средствам и мониторинга результатов.
· Актуализации итогов обучения, то есть их скорейшее внедрение в жизнедеятельность замещающей семьи.
· Развития. Подготовка и сопровождение отцов должны быть направлены на совершенствование личности мужчины, формирование компетентного отца и повышение его мотивации к пролонгированному самообразованию, самосовершенствованию и саморазвитию как замещающего родителя.
Андрагогическая модель обучения была взята нами для построения технологии комплексной подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей (рис. 2). В организации процесса обучения в школе отцов были использованы приоритетные формы работы, где мужчины сами определяли направление работы группы, но в рамках заданной цели и поставленных задач. Если в педагогике понятие «обучение» сводится к понятию «преподавание» и обучающемуся зачастую отводится роль пассивного слушателя, в нашем случае в центре внимания оказываются роль и функции самого мужчины, члена группы отцов. Данный фактор определяет технологию, саму технологию работы, используемые методы и этапы процесса подготовки и сопровождения.
В реализацию данной технологии нами были внедрены спектр методов, широко представленных в андрагогике:
1. Тренинги, направленные на повышение личной эффективности, формирующие или развивающие лидерские навыки мужчины.
2. Мастер-класс как метод андрагогики представляющий собой форму обучения, при которой замещающий отец делится продуктивным практическим опытом с другими отцами.
3. Дискуссия, представляющая собой форму публичной презентации мужчины, его неоднозначных точек зрения по различным вопросам жизнедеятельности замещающей семьи.
4. Игровой метод, способствующий погружению в проблемные ситуации, в которых отцы должны найти выход с помощью уже имеющихся ресурсов, знаний, навыков, опыта родительской деятельности.
5. Тьюториалы, являющиеся частью программ подготовки и сопровождения, направленные на отработку навыков с помощью обмена опытом между членами группы отцов, и представляют собой практические занятия в форме выездных школ или работы родительского клуба.
6. Вебинар позволяет активно взаимодействовать не только с модератором, но и с участниками вебинара, своевременно выяснять спорные вопросы.
7. Кейс-метод или метод коллективного анализа ситуаций. В качестве материала для кейсов могут выступать как реальные жизненные сюжеты замещающих семей, так и выдуманные ситуации.
С нашей точки зрения, технология комплексной подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей должна включать ряд компонентов.
В процессе обучение в ШПР необходимо акцентировать внимание на профилактическом компоненте работы с мужчинами, а именно: взаимодействие с социальным окружением, оптимизация межличностных отношений мужчины, активное усвоение и применение отцами комплексных знаний в процессе обучения, повышение компетентности.
Диагностическая деятельность специалистов, осуществляющих комплексную подготовку и сопровождение отцов из замещающих семей, на наш взгляд, должна включать: комплексное исследование членов группы, определение проблемных областей, проведение мониторинга сформированности компетенций отцов в процессе обучения в ШПР.
Коррекционный аспект деятельности специалистов по комплексной подготовке и сопровождению отцов включает следующие направления: разработка и внедрение плана сопровождения, комплексная профессиональная многоплановая помощь, осуществление комплексного сопровождения отца из замещающих семей, проведение анализа сформированности компетенций отцов после подготовки в ШПР и на этапе сопровождения.
Консультирование как компонент технологии комплексной подготовки и сопровождения предусматривает: оказание комплексной помощи отцам, психологической помощи мужчинам, находящихся в состоянии стресса, конфликта и др., консультирование по актуальным вопросам.
Для реализации технологии работы с отцами из замещающих семей актуально привлечение специалистов, которые имеют высокий уровень профессионализма и богатый жизненный опыт. Компетентно осуществлять процесс подготовки и координировать сопровождение, с применение андрагогических методов и форм работы, могут исключительно высококвалифицированные специалисты (андрагоги). Которые владеют рядом личностных качеств, техникой обучения взрослого контингента населения, владеют инновационными техническими приемами обучения и на регулярной основе реализовывают процесс самостоятельного обучения.
Мы рассматриваем технологию комплексной подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей в контексте целостного процесса, комплексной пролонгированной системы, методологической основой которой являются андрагогические методы и формы.
Разработанная нами технология реализуется на базе организации для детей-сирот и представлена следующими блоками:
- концептуальным блоком, содержащим основные фундаментальные идеи комплексного сопровождения отцов из замещающих семей;
- содержательно-организационным блоком комплексной подготовки отцов из замещающих семей предусматривается объединение теоретических и практических дифференцированных знаний;
- целевым блоком комплексного сопровождения отцов из замещающих семей, который заключается в формировании личностных компетентностей отцов;
- мониторинговым блоком, обеспечивающим проверку эффективности реализации технологии комплексной подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей, представленный системой педагогических индикаторов.
Применение методов андрагогики, в основе построения технологии комплексной подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей, позволило обеспечить: повышение мотивации отцов к осуществлению качественного воспитательного процесса, положительное функционирование семейной структуры в целом, и способствовали профилактике вторичного возврата ребенка в организацию для детей-сирот.
Рис.1. Концептуальная методологическая модель андрагогики
Рис. 2. Технология комплексной подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей
Результаты исследования по внедрению технологии комплексной подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей подтвердили целесообразность ее применения в условиях организаций для детей-сирот, а также могут быть использованы в подготовке специалистов школ принимающих родителей в институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Примечания:
[1] Компетентный отец (авторское определение) – это интегральный показатель ответственного отцовства, включающий синтез социально-личностных компетенций, стратегий взаимодействия с ребенком, членами семьи и способностью на качественном уровне осуществлять функциональный процесс жизнедеятельности замещающей семьи.
[2] ШПР – Школа принимающих родителей.
Библиографическая ссылка
Залужная М.В. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ОТЦАМИ ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25107 (дата обращения: 02.04.2025).