Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Алигузуева Г.Т. 1 Евтушенко И.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Одной из проблем, стоящих перед отечественным специальным инклюзивным образованием, является разработка моделей преодоления специфических расстройств письменной речи учащихся младших классов общеобразовательных организаций, приобретающих распространенный характер, а также определение эффективных коррекционно-образовательных технологий, способствующих нормализации личностных качеств обучающихся с дисграфией, дающих возможность педагогам выявить результативность деятельности в логопедической работе. Определение и формулировка модели применения изобразительной деятельности для преодоления дисграфии у младших школьников, несмотря на актуальность, относительно неполно разработаны в отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии. Авторами установлено, что изобразительная деятельность является эффективным средством ослабления нарушений письменной речи. В статье представлены результаты исследования, направленного на разработку и внедрение авторской образовательной программы обучения изобразительной деятельности, направленной на профилактику и преодоление дисграфии у младших школьников.
дисграфия
младшие школьники
изобразительная деятельность
1. Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. К проблеме модернизации программ подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-22994 (дата обращения: 19.11.2015).
2. Герасимова С.Н., Евтушенко И.В. Готовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья студентов педагогического колледжа // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-5. – С. 860-864.
3. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / И.В. Евтушенко, М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко и др. – М., 2013.
4. Евтушенко Е.А. Использование регулятивной функции театрализованной деятельности в воспитании умственно отсталых детей // Социально-гуманитарные знания. –2010. – № 4. – С. 341-348.
5. Евтушенко Е.А. Роль театрализованной деятельности в нравственном воспитании умственно отсталых детей младшего школьного возраста // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2010. – № 3. – С.11-15.
6. Евтушенко Е.А. Театрализованная деятельность детей-сирот // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 3. – С.23-25.
7. Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2014. – С.58-78.
8. Евтушенко И.В. Некоторые аспекты формирования нравственной культуры детей с интеллектуальным недоразвитием // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – № 2(40). – С. 113-115.
9. Евтушенко И.В. Перспективы подготовки студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 2. – С. 145-151.
10. Евтушенко И.В., Герасимова С.Н. Формирование специальных (дефектологических) компетенций у студентов педагогического колледжа // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1-1. – С. 102-106.
11. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К проблеме разработки профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №4; URL: http://www.science-education.ru/127-20910 (дата обращения: 29.07.2015).
12. Орлова О.С., Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Вопросы содержания профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23294 (дата обращения: 30.11.2015).
13. Ткачева В.В., Евтушенко И.В. К проблеме организации профессиональной ориентации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: www.science-education.ru/129-22142 (дата обращения: 11.11.2015).

Нарушение письма становилось предметом изучения зарубежных и отечественных ученых на протяжении нескольких столетий. На основании полученных данных были разработаны и опубликованы различные методики коррекционной работы. Психологические особенности изобразительной деятельности достаточно подробно освещены в педагогической литературе (Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Н.П. Сакулина и др.), но исследования данного вопроса в логопедии требует дополнительного изучения.

Самым сложным видом деятельности для человека является письмо. Психофизической основой письменной деятельности является взаимодействие работы различных анализаторов – речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. При письме происходит взаимодействие различных психических процессов, таких как память, мышление, внимание, внешняя и внутренняя речь. В период раннего развития ребенка вследствие действия различных неблагоприятных факторов отделы мозга, которые отвечают за формирование предпосылок письма, могут развиваться замедленно или с нарушениями. Данные факторы могут являться основанием для развития дисграфии у детей.

В современных исследованиях дисграфию связывают с недостатками языковых способностей детей, в основе которых лежат нарушения или недостаточное развитие речи. Отсутствие качественной и своевременной логопедической работы с дошкольниками, переход на следующую ступень речевого развития – овладение письмом может быть затруднен, а в некоторых случаях невозможен. У детей с нарушениями письма наблюдается несформированность психических функций: пространственного восприятия, зрительного анализа и синтеза, слуховой и произносительной дифференциации звуков речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы и поведения. При дисграфии у младших школьников возникают трудности в овладении письмом: большое количество грамматических ошибок, отсутствие заглавных букв, знаков препинания. Дети с дисграфией путают буквы, схожие по начертанию, медленно пишут, неровно, неаккуратно.

Описание симптоматики дисграфии включает следующие особенности ошибок: стойкость и специфичность дают возможность дифференцировать подобные нарушения письма от ошибок «роста», «физиологических» (по Б.Г. Ананьеву), несмотря на их схожесть с дисграфическими ошибками; дисграфические ошибки связаны с недостаточной сформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма; дисграфические ошибки часто связаны с нарушением фонетического принципа письма; ошибки можно считать дисграфическими тогда, когда они проявляются в начале школьного обучения. Несформированность у дошкольников многих психических функций, обеспечивающих процесс письма, оказывает влияние на формирование собственно «физиологических» ошибок. Ошибки при письме не являются постоянными и одинаковыми для определенных слов. Разноплановость нарушений позволяет судить о том, что ни один из факторов не является решающим, но каждый из них имеет значение для развития письменной речи. Отсутствие общего объяснения для всех видов нарушений письма является усложняющим фактором для научного исследования данной проблемы. Кроме нарушений письма современные исследователи считают, что у детей с дисграфией наблюдается отклонения нервно-психического здоровья в сравнении с детьми, не имеющими нарушения речи.

Изобразительная деятельность, как продуктивный вид деятельности младших школьников, позволяет решить многие вопросы, связанные с обучением не только детей с нормативным развитием, но и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья (А.А. Венгер, О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, Е.А. Екжанова, Г.В.Кузнецова и др.). На занятиях изобразительной деятельностью формируются мыслительные операции такие, как анализ, синтез, обобщение, сравнение и развивается речь детей. Дети усваивают название форм, познают цвета и оттенки, обогащают словарь в процессе высказывания и в процессе наблюдений за предметами. В младшем школьном возрасте занятия изобразительной деятельностью очень важны, поскольку они способствуют улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей [1-13]. На занятиях изобразительной деятельностью развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация и другие качества, необходимые ребенку в работе при письме.

Наше исследование проводилось в период 2015/2016 учебного года на базе ГБОУ города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи ”Восточный”». В нем приняли участие 60 учащихся начальных классов общеобразовательных школ Восточного округа города Москвы (30 второклассников, 30 третьеклассников). Впоследствии из 60 учащихся участниками экспериментальной работы стали 30 человек в возрасте 8–9 лет. Данные обучающиеся испытывали затруднения в овладении письменной речью, посещали занятия логопеда в школьном логопедическом пункте. В состав экспериментальной группы вошли 15 учеников с дисграфией, имеющих логопедическое заключение «Общее недоразвитие речи, III уровень», в контрольную группу вошли 15 учеников с дисграфией, имеющих сохранный уровень развития речи. У обучающихся отсутствовали нарушения слуха, зрения и интеллекта. По заключению педиатра все учащиеся могли посещать студии дополнительного образования и занятия Дома творчества. Для участников эксперимента русский язык являлся родным.

В ходе анализа результатов констатирующего этапа исследования мы смогли сделать следующие выводы: отсутствие автоматизации при выполнении движений обучающихся, свидетельствовало о недостаточной сформированности динамической организации двигательной сферы. В период эксперимента у обучающихся экспериментальной и контрольной групп можно было наблюдать следующие трудности: замедленное и неправильное переключение с одной позы на другую, задержки между движениями, изменения порядка движения, пропуски движений. Также при выполнении задания наблюдались паузы, проявляющиеся в растягивании элементов движения. Ошибки, допущенные учащимися младших классов при выполнении заданий, направленных на обследование зрительно-пространственных функций, говорят о недостаточном развитии пространственного праксиса, внимания, памяти, мыслительных процессов. Допущенные ошибки учащийся исправлял самостоятельно или при помощи педагога, который указывал обучающемуся на определенную ошибку. Ошибки, допущенные учащимися при выполнении письма, показали, что наиболее часто встречающимися ошибками были замены, пропуски гласных и согласных при их стечении, пропуски, добавления и перестановки букв и слогов.

Проведенный анализ допущенных при письме ошибок позволил нам выявить распространенность определенных ошибок при выполнении заданий по сравнению с другими. Увеличение количества ошибок зависело от вида письменной работы. Сопоставив допущенные ошибки при диагностике моторных и зрительно-пространственных функций, а также ошибки, допущенные при письме, можно сделать вывод о том, что подавляющее количество ошибок указывает нам на наличие артикуляторно-акустической и оптической форм дисграфии, связанных с нарушениями языкового анализа, синтеза, недоразвитием ориентировки в пространстве и моторных функций.

В ходе обучающего этапа исследования осуществлялась разработка и апробация авторской программы изобразительной деятельности, направленной на профилактику и преодоление дисграфических расстройств. Обучающиеся, вошедшие в контрольную группу, занимались по традиционным методикам преодоления нарушений письменной речи, а участники экспериментальной группы по авторской программе, включавшей занятия изобразительной деятельностью.

Целью формирующего эксперимента стало определение значения занятий изобразительной деятельностью для ослабления дисграфических нарушений. Задачами экспериментального обучения выступили: расширить объем зрительной памяти, воображения, мышления и речи обучающихся; познакомить их с многообразием проявлений окружающего мира; развивать зрительно-моторную координацию; сформировать представления о цвете, форме и размере предметов и их частей.

Занятия проводились в студии дополнительного образования «Живописец» ГБОУ города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи “Восточный”» в течение 2015/2016 учебного года 2 раза в неделю по академическому часу в группе, наполняемостью 15 человек. В структуру каждого занятия включалась физкультминутка и 10-минутный перерыв на отдых обучающихся. Всего было проведено 40 занятий для каждого участника эксперимента.

Использованный нами на протяжении формирующего этапа исследования дидактический материал был направлен на развитие воображения, восприятия, мышления, памяти, речи, представлений о цвете, форме, размере, о разнообразии окружающего мира. Было подтверждено благотворное влияние системы занятий изобразительной деятельностью на развитие мелкой и общей моторики, формирование художественно-творческих способностей, обогащение словарного запаса, усидчивости, эстетического вкуса, фантазии, трудолюбия детей младшего школьного возраста. На наших занятиях младшие школьники знакомились с произведениями живописи, скульптурой малых форм, работами книжных иллюстраторов и т.д.

Занятия различались по технике использования различных материалов в соответствии с их спецификой: рисунок (простые карандаши, пастель); живопись (гуашь, акварель); декоративная композиция (гелевые ручки, маркеры); аппликация (цветная бумага, клей, вата, крупы, блестки и т.д.); но соответствовали принципу коррекционной направленности. Приведем несколько примеров занятий с использованием разных материалов и техник.

Первое занятие было ознакомительным, на нем обучающийся рисовал по желанию, что ему хотелось, пользовался привлекательным для него материалом (простые карандаши, пастель, гуашь, акварель, гелевые ручки, маркеры). Рисовать ребенок мог на листах различных форматов (А-3, А-4, А-5).

Второе занятие – изображение пейзажа. Тема: «Настроение».

Цель занятия: Обучение учащихся осмыслению собственного эмоционального состояния и передачи его в виде определенного настроения, соответствующего природным явлениям. Задачи: научить передавать настроение в виде конкретного изображения; определять линию горизонта; понимать, как цвет влияет на настроение; различать теплые, холодные цвета; составлять композицию рисунка в формате листа; пользоваться техникой гуаши. Демонстрационный материал составляли картины с изображением различных пейзажей. Материал, используемый детьми: лист формата А-3, простые карандаши, ластик, гуашь, кисти, палитра, стаканчик с водой.

Ход занятия: педагог демонстрирует различные репродукции, на которых изображен пейзаж. Обучающимся предлагалось рассмотреть иллюстрации. В объяснении педагога звучала мысль о том, что настроение бывает разное, так же как изменения в природе. Учащимся задавались вопросы: «Какая у нас сегодня погода? Пасмурная или солнечная? Какие цвета мы будем использовать? Какому настроению соответствует погода? Когда солнце заходит, наступают сумерки, какое у нас настроение и какие цвета мы будем использовать? Какое у нас будет настроение ранним утром, какие цвета будем использовать?» После этого педагогом предлагалось изобразить на бумаге свой пейзаж, согласно настроения обучающихся, с пояснением, что пейзаж – это все то, что связано с природой. Дети рассуждали, какое у них настроение, и начинали делать набросок карандашом. В процессе занятия педагог осуществлял индивидуальную помощь каждому ребенку, задавал уточняющие вопросы по поводу его настроения и помогал детям воспроизвести свое настроение на листе бумаги. В процессе работы ученики находили линию горизонта, для правильного расположения деталей рисунка, педагог им в этом помогал, совместно обсуждая цвета красок и т. д.

Третье занятие. Тема: «Добро и зло».

Цель занятия: Развитие способности дифференцировать цвета по ассоциации с добром или злом. Задачи: научить детей работать с фоном; развивать способность к творческому фантазированию; научить вписывать композицию в формат листа бумаги; научиться рисовать зигзагообразную острую линию. Демонстрационный материал: репродукции, иллюстрирующие ситуации, которые можно интерпретировать, как связанные с добром или злом. Материал, используемый детьми: простые карандаши, ластик, гелевые ручки, маркеры, лист бумаги формата А-3.

Ход занятия: педагог демонстрировал обучающимся рисунки с изображением сюжетов добра и зла. Предлагалось особенным образом расположить рисунок, поделив лист на две половины, на одной из которых будет изображаться сюжет добра, а на другой половине сюжет зла. Также педагог пояснял, что обе половины листа должны быть полностью задействованы и использованы. Педагог с обучающимися рассуждал, какие цвета лучше использовать для изображения добра, а какие для изображения зла. Педагог предлагал изобразить добро на белом фоне, с волнистыми (добрыми) или закругленными, плавными линиями. Вторая половина, на которой будет изображено зло, должно выглядеть хмуро, линии будут использоваться острые (злые), не должно быть ни одной прямой линии, цвета должны использоваться черные. Сначала обучающиеся наносили контуры рисунка простым карандашом, после чего обводили и штриховали маркерами или гелевыми ручками.

Четвертое занятие. Тема: «Фигуры с натуры».

Цель занятия: Формирование навыков изображения фигур с натуры. Задачи: развивать ориентацию в пространстве, воображение; научить срисовывать фигуры с натуры. Демонстрационный материал: объемные геометрические фигуры. Материал, используемый детьми: лист бумаги формата А-3, простые карандаши, ластик, мольберт.

Ход занятия: педагог предлагал детям сесть в круг (напротив друг друга) и нанести изображение, находящееся перед учащимся.

Пятое занятие. Тема: «Таинственный остров».

Цель занятия: Развитие умения вписывать композицию в лист бумаги. Обучение пользованию цветной пастелью. Задачи: развивать мелкую и общую моторику, творческие способности, наблюдательность, чувство цвета, самостоятельность. Демонстрационный материал: репродукция с изображением композиции (море, пальмы, остров, сундук). Материал, используемый детьми: лист бумаги для пастели формата А-3, карандаш, ластик, пастель, палитра.

Ход занятия: педагог предлагал обучающимся взять темный лист бумаги и определить линию горизонта. Наносить рисунок им предлагалось, как в вертикальном положении листа, так и в горизонтальном, при этом напоминая, что в вертикальном положении композицию наносить сложнее. Учащиеся определяли линию горизонта и произносили вслух, что линия горизонта на листе бумаги располагается там, где встретятся небо и земля. Рисунок наносился карандашом, после чего использовалась пастель. В процессе выполнения задания педагог осуществлял индивидуальную помощь каждому обучающемуся и напоминал о том, что чем дальше располагается изображение, тем оно должно выглядеть светлее.

Шестое занятие – аппликация. Тема: «Цветы».

Цель занятия: Развитие моторики рук и укрепление мышечного аппарата. Задачи: развивать моторику, пространственное воображение, творческие способности, наблюдательность, чувство цвета. Демонстрационный материал: аппликации с изображением цветов. Материал, используемый детьми: цветная бумага, ножницы, клей.

Ход занятия: педагог предъявлял детям образцы готовых аппликаций, после чего они приступали к работе. Обучающиеся разрезали два листа на полоски, не дорезая до края 1–2 см, склеивали оба листа с боку цветной стороной на вверх, разравнивая неразрезанные стороны, сворачивали в трубочку цветной стороной вовнутрь, закрепляли край клеем и распушали лепестки-полоски.

Во время проведения обязательных физкультминуток нами использовалась танцевальная музыка веселого, оптимистического характера, под которую дети воспроизводили различные движения, повторяя их за педагогом. Такие несложные задания, которые проходили в игровой форме, также способствовали коррекции и ослаблению дисграфии. У учащихся расширился словарный запас, происходило обогащение пространственных и временных представлений, развивалось фонематическое восприятие.


Библиографическая ссылка

Алигузуева Г.Т., Евтушенко И.В. ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25104 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674