В настоящее время, когда модернизируется нормативно-правовая база в отношении оценки качества медицинской помощи в нашей стране, существует постоянная потребность в разработке способов объективной системной оценки эффективности медицинских, в т.ч. реабилитационных технологий, реализующих принцип интеграции адаптационного и нозологического подходов, отвечающих требованиям современных достижений восстановительной медицины [6-8; 14].
Важным критерием в оценке эффективности системы здравоохранения является мнение населения о качестве получаемой медицинской помощи [1; 6]. На сегодняшний день для изучения мнения пациентов предлагается применение целого комплекса традиционных и современных методов исследования: социологических, социально-гигиенических, статистических, психологических, экспертных оценок [4; 5]. Для получения, обработки, анализа и обобщения результатов исследования информацию собирают при помощи анкетирования или интервьюирования.
Проблемы формирования удовлетворенности потребителей медицинских услуг их качеством привлекают внимание исследователей и специалистов практического здравоохранения, поскольку изменение уровня удовлетворенности пациентов медицинской помощью свидетельствует об изменении ее качества [9].
Анализ данных литературы показал, что одним из приоритетов модернизации здравоохранения является разработка методических подходов к оценке эффективности мероприятий и степени удовлетворенности потребителей медицинской помощи. Методика оценки качества медицинской помощи включает изучение мнения пациентов о качестве реабилитационных услуг на основе социологического опроса и объективной оценки результатов [11].
С позиций системного подхода во многом рационально изучить состояние удовлетворенности пациентов по четырем структурным компонентам. Это удовлетворенность: 1) соблюдением прав пациентов и застрахованных; 2) результативностью медицинской услуги; 3) процессом оказания услуги; 4) вовлечением потребителя в процесс охраны собственного здоровья.
3начительное число разработанных и разрабатывающихся концепций по развитию системы здравоохранения опирается на различные методологические подходы. Это, в частности, реформирование и реорганизация системы здравоохранения, увеличение финансирования, оптимизация управления и структуры отрасли, совершенствование правового регулирования охраны здоровья, развитие медицинских технологий, повышение профессионального уровня работающих в здравоохранении специалистов. При этом практически во всех крупных программах, посвященных развитию здравоохранения и совершенствованию охраны здоровья населения, задействован такой элемент, как повышение качества медицинской помощи (КМП) [10].
Являясь новым функциональным направлением в деятельности системы медицинского обеспечения, реабилитация не может рассматриваться автономно от устоявшегося и успешно действующего медицинского обслуживания [12; 13]. Включение её в существующую схему значительно повышает эффективность всей системы, способствуя совершенствованию таких кардинальных её позиций, как комплексность, непрерывность и преемственность [2-4].
Материалы и методы
В целях изучения мнения пациентов о качестве и доступности проводимых мероприятий в рамках программ реабилитации, выявления ими недостатков, информация о которых может быть использована для разработки мер по их устранению, нами был проведен опрос пациентов с болезнями системы кровообращения (БСК), направленных для прохождения соответствующего этапа реабилитации. Программа исследования включала вопросы, характеризующие доступность, организацию и качество медико-социальной реабилитации. Значимость результатов достигнута за счет репрезентативной выборки в количестве 326 единиц наблюдения (mp = 2,04%).
Результаты и обсуждение
Создание системы медико-социальной реабилитации в нашей стране прошло первый этап становления – в регионах появились реабилитационные учреждения разного типа, разные формы реабилитации. Новый этап требует более глубокого освоения задач, связанных с решением системных проблем и направленных на вывод системы медико-социальной реабилитации в стране на качественно новый уровень.
При современном уровне развития медицины (за исключением случаев, несовместимых с жизнью) исходы заболеваний практически полностью зависят от эффективности деятельности системы здравоохранения, в т.ч. квалификации медицинских работников, качества деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь населению, и доступности этой помощи.
Об организации мероприятий по проведению медико-социальной реабилитации информированы 79 ± 2,44% из всех опрошенных. Большинство из них (78 ± 2%) получили информацию от работодателя, 15 ± 1,78% в учреждениях здравоохранения, 7 ± 0,97% указали другие источники. Из числа опрошенных прошли медико-социальную реабилитацию полностью только 61,5 ± 4,8% респондентов. При выборе компонента, оказавшего наибольший эффект, 60,5 ± 4,6% респондентов указали лечебно-охранительный режим, 30,4 ± 4,5% – лечебные физиотерапевтические процедуры, медикаментозное лечение, и только 9,1 ± 2,8% – работу с психологом.
В ходе опроса выявлено, что 36,5 ± 4,6% респондентов считают основным препятствием, снижающим эффект от программ реабилитации, недостаток информации о её необходимости; на втором месте – проблема очередей (31,5 ± 4,5%), на третьем и четвёртом местах – слабая мотивация к прохождению реабилитации и формальность её проведения (16,5 ±3,5% и 15,5 ± 3,3% соответственно).
Большинство респондентов (69,5 ± 4,4%) предложили совершенствовать организацию проведения осмотров, в качестве основных причин ненадлежащего качества реабилитационных мероприятий респонденты указывали следующее: факты невнимательного отношения к ним медицинских работников, отсутствие условий для беседы с врачом, недостаточное оснащение, неудовлетворенность назначенным врачом лечением. Анализ показал, что 19 ± 3,8% респондентов считают, что для повышения эффективности проводимых мероприятий необходимо сделать медико-социальную реабилитацию обязательной, 17 ± 3,63% предложили проводить более активную просветительную работу о необходимости реабилитационной помощи.
Анализ показал, что среди пациентов с инфарктом миокарда основная часть (до 70%) оценили свой уровень материального благосостояния как низкий (менее 7 000 руб. в месяц на члена семьи), и только 4,5% как достаточный (15 000 руб. и более в месяц на члена семьи). Остальные отнесли себя к среднему уровню материального благосостояния (от 7 000 до 15 000 руб. в месяц на члена семьи). Удовлетворенность пациентов квалификационными характеристиками персонала также зависит от дохода семьи. Так, к квалификации врача более требовательными оказались малообеспеченные пациенты, чем пациенты со средним и высоким уровнем доходов (t=2.68; p<0,05). Указали на абсолютную вежливость и внимательность врача только 35,4% пациентов, оказались довольны и положительно расценили объяснения, данные врачом о проводимом лечении, и рекомендации – 42,3%.
При корреляционном анализе данных анкетирования нами была выявлена сильная обратная зависимость между местожительством и величиной удовлетворенности пациентов качеством реабилитации. По нашим данным, горожане чаще отмечали низкую удовлетворенность качеством реабилитации, чем сельские жители (r= - 0.86, p=0,05).
Ответы респондентов на «открытый» вопрос по предложению мероприятий, направленных на совершенствование организации проведения реабилитации, можно представить в следующем ранговом порядке (по убыванию): учитывать показатели эффективности при начислении стимулирующих выплат медицинским работникам, участвующим в проведении медико-социальной реабилитации; усилить контроль ответственных лиц за качеством реабилитации; закрепить ответственность работодателя за прохождением сотрудниками реабилитационных программ; оптимизировать нагрузку медицинского персонала; укреплять материально-техническую базу; создать в медицинских организациях специальные структурные реабилитационные подразделения.
На вопрос о понимании термина «социальное иждивенчество» были получены следующие ответы: понимают его значение 12,3% опрошенных; остальные затруднились с ответом на этот вопрос. На наш взгляд, отсутствие соответствующих знаний у пациентов, а также мотивации и ресурсов общества для перехода от иждивенческой к активной позиции в аспекте реабилитации крайне важно. Следует отметить, что проблема иждивенчества фиксируется в разных сферах жизнедеятельности, из латентной становится явной.
Каждый четвертый опрошенный скорее не удовлетворен лекарственным обеспечением – данный факт не позволяет говорить о том, что задача лекарственного обеспечения решена. Этот показатель – один из ключевых для оценки благополучия ситуации в регионе, и его важно отслеживать.
В отношении сложившейся низкой мотивации к труду опрошенные отметили следующие причины: внутренняя неактивная позиция и заниженные потребности; гиперопека со стороны родственников; страх понижения/лишения группы инвалидности и, как следствие, лишения дополнительного дохода в виде пенсии; незаинтересованность в официальном трудоустройстве ввиду возможности подрабатывать неофициально и получать пособие по безработице. Обращает на себя внимание тот факт, что каждый четвертый респондент, высказавший мнение о причинах собственной низкой мотивации к труду (26,7%), не имел однозначной оценки качества оказанной ему стационарной медицинской помощи.
Одной из наиболее значимых проблем, встречающихся у 10,5% пациентов, стал недостаток мест в отделениях восстановительного лечения и наличие очередности. По данным нашего опроса, оценки доступности медицинских услуг в поликлинике по месту жительства довольно высоки. Каждый второй считает их доступными, еще четверть опрошенных дали общую нейтральную оценку. Доля считающих медицинские услуги в поликлинике скорее недоступными – одна пятая в общей массе опрошенных (таблица).
Оценка пациентами доступности медицинской помощи (n=326)
Вариант ответа |
В стационаре (%) |
В отделении восстановительного лечения (%) |
В поликлинике по месту жительства (%) |
Доступно |
25,9 |
31,2 |
27,3 |
Скорее доступно |
19,0 |
20,1 |
25,8 |
В чём-то доступно, в чём-то нет |
17,0 |
24,3 |
15,2 |
Скорее недоступно |
12,2 |
2,6 |
16,1 |
Недоступно |
9,3 |
6,4 |
3,0 |
Затрудняюсь с ответом |
16,6 |
15,4 |
12,6 |
ИТОГО |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Оценка доступности мероприятий, включенных в программу реабилитации, по данным опроса, довольно высока: положительные оценки существенно превышают отрицательные и являются статистически значимыми (χ2 = 8,6667, р=0,013). Однако за высокими оценками в данном случае, скорее, стоит низкая информированность о современной модели и ее возможностях: люди имеют слабое представление о том, что может и должна включать на самом деле в себя реабилитация, и, возможно, как она организована в других регионах. Их высокие оценки – это оценки в духе «что-то есть – уже хорошо». Подробный анализ ответов респондентов различных групп, характеризующих уровень доступности как «скорее недоступный» и «недоступный», необходим для выявления факторов, отрицательно влияющих на данную характеристику качества медицинской помощи.
Заключение
Социологическое исследование, проведенное среди пациентов с БСК реабилитационных отделений Омской области, свидетельствует о наличии таких основных недостатков в организации медицинской реабилитации в области, как: слабая материально-техническая база, в частности отсутствие современного оборудования и недостаточное лекарственное обеспечение (по 86,2 на 100 опрошенных); недостаточная обеспеченность и низкая квалификация врачей амбулаторного этапа реабилитации (62,7); низкое качество организации медицинской реабилитации пациентам с БСК (53,7); недостаточная доступность для пациентов медицинской реабилитации, в т.ч. наличие очереди на госпитализацию ввиду недостаточного числа реабилитационных коек (43,3). Также результаты исследования свидетельствуют о наличии проблемы в проведении медицинской реабилитации после лечения в первичных сосудистых отделениях.
Качество проведения реабилитации пациентов с ишемической болезнью сердца зависит не только от ресурсного обеспечения медицинской службы. Нами была отмечена несбалансированность объемов медицинской помощи с преобладанием объемов затратной стационарной помощи при отсутствии замещающих её технологий. Обеспеченность кадровыми ресурсами медицинских организаций недостаточна, имели место диспропорции в распределении специалистов. Определение потребности не связано с планированием объемов медицинской помощи в соответствии с порядками её оказания, не использовались экономические методы мотивации деятельности медицинского персонала.
Повышение информированности – о заболевании, о ресурсах помощи и т.д. – «красная нить», которая должна сопровождать все этапы реабилитационного процесса начиная от сосудистого центра до поликлиник и медицинских центров – именно здесь человек должен получать первую информацию – тем самым будут существенно снижаться риски психологического напряжения от полученного диагноза и создаваться почва для формирования активной позиции в отношении собственной жизни.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 16-36-01028 (название проекта: «Система реабилитации пациентов с болезнями системы кровообращения как фактор улучшения качества жизни»).
Библиографическая ссылка
Ткаченко Е.С., Щербаков Д.В., Ширлина Н.Г. ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ДОСТУПНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25069 (дата обращения: 09.11.2024).