В условиях современного общества в настоящее время к уровню подготовки бакалавров в области образования предъявляются высокие требования. В законе «Об образовании» и Национальной программе по подготовке кадров говорится о необходимости воспитания у будущих учителей профессиональной компетентности, степени приобретенных ими знаний, возрастания их мобильности, формирования важных качеств и навыков для дальнейшей профессиональной деятельности. Это приводит к изменениям в содержании педагогического образования. Цель подготовки будущего учителя в системе высшего образования на современном этапе – это не только подготовка студента-бакалавра к профессии, а гарантия профессионального роста будущего учителя, развития его персональных качеств, социальной позиции, любви к работе, саморазвитию и компетентности.
Цель нашего исследования состоит в рассмотрении некоторых основных направлений воспитания, обеспечивающих формирование социальной устойчивости у студентов-бакалавров в педагогическом вузе в процессе профессиональной подготовки.
Методами исследования послужили гипотетико-дедуктивный метод, системный анализ, моделирование, анализ и синтез, абстрагирование, историко-сравнительно-сопоставительный метод, обобщение.
В данной статье рассмотрим такой аспект воспитания будущего педагога, как социальная устойчивость. Она показывает действительность с помощью общественных отношений через потребности человека. Сегодня в современном обществе довольно часто привычные устои разрушаются, а нравственные ориентиры не соблюдаются. К тому же нестабильная социально-экономическая ситуация в стране создает определенные условия для выпускников высших образовательных учреждений, которые часто не могут найти применения своим знаниям, умениям и навыкам в обществе. Это приводит к апатии или, наоборот, агрессии среди молодежи, подталкивает будущих педагогов к асоциальному поведению. К сожалению, все это провоцируют телевизионные передачи и статьи в сети интернет и журналах, в которых пропагандируется индивидуализм, алкоголь, насилие. Особенно трудно при этом приходится такой социально-демографической группе, как студенты, которые еще не обладают нравственным и социальным иммунитетом на достаточном уровне. Для того чтобы выпустить социально и нравственно устойчивых педагогов, необходимо формировать у студентов-бакалавров духовно-нравственную и правовую культуру на занятиях и во внеучебное время, активно включать их в процесс объемных социально-педагогических влияний, осуществляемых целостно на основе воспитательного взаимодействия кураторов групп и педагогов, активных студентов на основе студенческого самоуправления в качестве субъектов единого педагогического процесса, также предлагать им различные виды общественно ценной деятельности, которые выступают как средства вышеуказанного процесса и насколько возможно способствуют развитию социальной устойчивости и профессиональных качеств студента-бакалавра – будущего педагога – воспитателя, гражданина, патриота страны.
Перед выпускником педагогического вуза стоит важная и ответственная задача – воспитать молодое поколение таким образом, чтобы каждый его представитель являлся умственно, физически, нравственно и социально устойчивой личностью, обладающей профессионализмом. Непосредственно он сам должен являться такой личностью.
Под устойчивостью подразумевают источник развития личности, основу развивающейся всесторонности. Устойчивость стимулирует активность человека как самоорганизующейся системы, оберегание четкого течения развития состояний, к которым приходят в процессе развития. Устойчивость лидирует в структуре личности, выражает целостность личности. Личность становится целостной системой только, когда система и целостность обязательно обладают такими признаками, как устойчивость и изменчивость. Если нарушается единство в устойчивости, то это приводит к трудностям в саморазвитии [3].
Неустойчивость личности указывает на огромную податливость человека непредвиденным обстоятельствам, ситуации и влиянию людей.
По мнению Л.Ю. Сироткина, социальная устойчивость представляет собой интегративное образование, сочетающее совокупность качеств, которые проявляются в ходе психологического выражения состояний личности, дают ей направленность, ответственность, активность, обеспечивают творческую и социальную самореализацию. Так как важнейшая задача вуза – подготовить и выпустить всесторонне развитую личность, то и актуальность проблемы социальной устойчивости определяется ее значимостью для формирования этой личности [4]. Как отмечает Л. Ю. Сироткин, социальная устойчивость – это, с одной стороны, определенная общественная позиция личности, с другой – стержневое качество, определяющее способность личности к саморегуляции состояний активности в зависимости от решаемых задач, целей и пр.
Под общей целью воспитания и обучения студентов-бакалавров в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева подразумевается разностороннее формирование личности конкурентоспособного человека с высшим педагогическим образованием, который обладает высокой нравственностью и культурой, интеллигентностью, социальной устойчивостью и активностью, присущими будущему педагогу и гражданину-патриоту. Главной задачей учебно-воспитательного процесса в вузе является создание условий для социально активной жизнедеятельности бакалавров, для личностного самоопределения и самореализации, для возможного удовлетворения потребностей будущих учителей в интеллектуальном, нравственном и культурном совершенствовании.
Для достижения общей цели обучения и воспитания социально устойчивых и активных учителей в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева в качестве основных направлений приняты следующие: профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное. Эти направления являются критериями воспитания социально устойчивой личности и необходимы в учебно-воспитательном процессе, в котором должны быть задействованы учебные, научные, административные подразделения, студенческие объединения.
Важнейшая роль в педагогическом вузе отводится профессионально-трудовому воспитанию будущих учителей, сущностью которого является приобщение студента к профессионально-трудовой деятельности и определенным социальным функциям, связанных с нею, согласно специальности и уровню квалификации. Чувашской народной педагогике присуще трудовое воспитание детей на раннем этапе развития с учетом социальных различий ролей, психофизиологических особенностей для постепенного формирования и развития самостоятельности, творческой самодеятельности [1].
Профессионально-трудовое воспитание будущих учителей проходит в университете как специально контролируемый и организованный образовательный процесс, знакомящий студентов с профессиональным трудом в их развитии как личности в качестве субъектов трудовой деятельности, связанный с приобретением квалификации и воспитанием профессионально-трудовой этики. В «Положении об организации воспитательной работы со студентами в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» основными формами работы являются создание творческих, физкультурных и спортивных объединений по интересам, а также ведется работа по обеспечению вторичной трудовой, социально значимой занятости студентов.
Элементом подготовки будущих учителей к педагогической деятельности является обязательная педагогическая практика студентов в учреждениях среднего и средне-профессионального образования как в школьном коллективе, в различных фирмах, так и в стенах вуза. Воспитательная работа со студентами разных курсов проходит с учетом психолого-педагогических особенностей и профессиональных навыков. В Чувашском государственном педагогическом университете проводятся мероприятия, прививающие студентам-бакалаврам профессионально-трудовые качества. Например, со студентами 1 курса для стимуляции интереса и любви к будущей профессии проводятся: торжественное посвящение в студенты, знакомство с историей и традициями университета, дни встречи с выпускниками университета, участие в демонстрациях города, посещение музеев И. Я. Яковлева, Материнской славы. Для студентов 2 курса: ежегодные субботники на территории вуза и города, помощь храму Рождества Христова, проведения внеклассных мероприятий со школьниками во время учебной практики, практика в летнем детском лагере, а также предметные олимпиады, подготовка докладов и рефератов, встречи с директорами школ. Для студентов старших курсов: работа в студенческих научных обществах, подготовка и выступление с докладами на ежегодных студенческих конференциях, участие в проведении олимпиад, конкурсов по профильным предметам, работа в летний период, освоение навыков по своей профессии во время практики. Студенты нередко поощряются грамотами и именными стипендиями.
Следует отметить, что в результате профессионально-трудового воспитания у будущих учителей формируются такие необходимые для профессии педагога качества личности, как трудолюбие, любовь к детям и окружающей среде, профессиональная этика, умение работать индивидуально и в коллективе, что особенно актуально в год человека труда (2016 г.).
В гражданско-правовое воспитание входит гражданское, правовое, интернациональное, патриотическое, политическое, экономическое и семейное воспитание. Социальная устойчивость и активность будущих учителей – современных граждан России является приоритетным направлением учебно-воспитательного процесса. Формирование у них гражданственности, соблюдение прав человека, любви к России, своей семье, патриотического и национального сознания определяет тесную взаимосвязь высшего образования с социально-экономическими и духовными изменениями в стране и мире.
Показателями сформированности таких качеств, присущих образованному человеку, как гражданственность, знание правовых основ, патриотизм и национальное самосознание, являются развитие у студентов-бакалавров при обучении лучших черт, таких как любовь к родине, политическая и правовая культура, доброта, умение работать в коллективе, стойкость в достижении цели, готовность к сопереживанию, чувство собственного достоинства, справедливость, любовь к семье. Все это проявляется в их участии в социально значимых мероприятиях, выполнение культурных традиций, почтенное отношение к историческому прошлому страны и деятельности поколений, стремление защищать свою страну, работать как для удовлетворения потребностей, так и для процветания России. В вузе работает волонтерская организация «Корпорация Добра», студенты участвуют в неделях добра, волонтерской деятельности, акциях различного уровня, благотворительном марафоне «Именем детства, во имя детства», выполняют общественные поручения и т.д. Например, для формирования антикоррупционного сознания, нетерпимости по отношению к коррупционным проявлениям, вовлечения гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики, повышения правовой грамотности в вузе был объявлен конкурс среди студентов, аспирантов, молодых ученых на лучшую исследовательскую работу по антикоррупционной тематике. Конкурс проводился в целях реализации мероприятий подпрограммы «Противодействие коррупции в Чувашской Республике», государственной программы Чувашской Республики «Развитие потенциала государственного управления». Основными целями конкурса являлись привлечение общественного внимания к проблемам борьбы с коррупцией, а также формирование активной позиции студентов, аспирантов и молодых ученых в вопросе борьбы с коррупцией. Также в вузе был организован проект «Диалог с прокурором», реализуемый Общественной палатой Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, который своей целью имел установление конструктивного диалога руководителя прокуратуры региона с активной молодежью по вопросам общественного контроля, молодежной политики, здорового образа жизни и др.
Формирование гражданственности у студентов проявляется в порядочности, терпимости к окружающим людям, следовании законам и нормам поведения. В вузе проводятся лекции, круглые столы, диспуты, конференции на актуальные сегодня темы: борьба с терроризмом, здоровый образ жизни, семейные ценности и т. д. Кафедрой иностранных языков в 2015 году было опубликовано учебное пособие «Тексты и упражнения на английском языке по патриотическому и поликультурному воспитанию студентов-бакалавров», которое получило Золотую Медаль во Всероссийском конкурсе «Патриот России» за актуализацию проблемы поиска продуктивных средств воспитания молодежи [5].
Результатом гражданско-правового воспитания будущих учителей является сформированность таких качества личности, которые показывают взаимодействие личности и общества, например, гражданственность, толерантность, патриотизм, политическая культура, социальная устойчивость и активность, любовь к семье и др.
Культурно-нравственное развитие у студентов-бакалавров направлено на духовное, физическое, нравственное и эстетическое воспитание. Необходимо отметить, что важным показателем нравственной и социальной зрелости человека является интеллигентность, которая проявляется в его образованности и кругозоре, справедливости, объективности и милосердии. Культурный человек всегда свободен, обладает гуманностью, развит духовно, творчески. Критериями нравственного воспитания в системе высшего образования выступают способность любить ближнего, делать добро, развивать в себе такие качества, как терпение, сопереживание, уровень убежденности в выполнении общепринятых норм морали, сформированность нравственных качеств личности, достойное поведение в непростых жизненных ситуациях. Знакомство студентов с основами мировых религий, встречи с представителями духовенства, организованные руководством вуза, проведение экскурсий и приобщение будущих учителей к православной культуре играет весьма важную роль в раскрытии духовно-нравственного потенциала молодежи. В вузе регулярно проводятся кураторские часы, где выступают руководители факультетов, кураторы, приглашенные лица с тематическими лекциями по профилактике асоциального поведения среди молодежи.
Эстетическое воспитание рассчитано на формирование устойчивой потребности адекватного восприятия и понимания произведений искусства, мотивацию интереса к проблемам, которые можно решить средствами художественного и музыкального творчества. Например, для большей мотивации работы студентов над летним или зимним пейзажами не лишним является подборка музыкальных произведений, посвященных временам года: для креативного выполнения зимнего пейзажа можно использовать 1-ю симфонию П.И. Чайковского «Зимние грезы» или «Зимний путь» Ф.П. Шуберта [6]. Студенты привлекаются к художественной самодеятельности. На базе университета работает танцевальная, театральная и вокальная студии. Постоянно проводятся массовые и культурные мероприятия: фестиваль «Студенческая весна», КВН, «День дружбы народов», «Перловка» и т.д. Значение театральных проектов велико: они охватывают каждого учащегося. Все костюмы и декорации разрабатываются самими студентами (факультет художественного и музыкального образования, технолого-экономический факультет), и в этом они получают полную творческую свободу. Главное – выразительность образов, передача духа той или иной эпохи. Постановка инсценировок является одним из действенных приемов развития познавательной деятельности студентов-бакалавров. Коллективная работа над спектаклем или разработка сценария к празднику учат их слушать друг друга, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные учащиеся помогают слабым).
Кино – это вид современного искусства, которое также развивает у студентов чувство вкуса и прививает им определенные моральные и духовные качества. Просмотр экранизаций известных фильмов, с последующим обсуждением проблем, развивают у будущих учителей чувства любви, сочувствия, переживания, учит их разбираться в трудных жизненных ситуациях. В результате эстетического воспитания формируются способности студентов к эмоционально-чувственному восприятию музыкальных и художественных произведений посредством мира искусства во всех его проявлениях.
Важным для становления личности будущего учителя является здоровый образ жизни и всестороннее развитие организма, готовность нести личную ответственность за сохранение и укрепление здоровья, что формируется системой физического воспитания в университете и ведет к высокой производительности труда. Студенты имеют возможность пробовать свои силы в туристическом клубе «Надежда», посещать бассейн, заниматься аэробикой и баскетболом под руководством педагогов по физической культуре и спорту. Массовые оздоровительные и спортивные мероприятия такие, как ежегодные студенческие осенние и весенние легкоатлетические кроссы и эстафеты, турниры по шашкам и шахматам, «Лыжня России» и т. д., способствуют улучшению работоспособности, хорошему самочувствию.
Высокий уровень нравственности и духовности, эстетический вкус, волевые и физические качества должны быть результатом культурно-нравственного воспитания у студентов-бакалавров. Кроме того, студент вуза должен постоянно творчески развиваться и обогащаться. Формирование положительной мотивации студентов-бакалавров к профессионально-личностному развитию тоже немаловажно для становления личности и укрепления социальной устойчивости [2]. Поэтому необходимо все время изучать, анализировать и обобщать положительный опыт воспитательной работы со студентами и распространять его среди подразделений учебного заведения.
Формирование социально устойчивой личности будущего педагога – это, безусловно, длительный и сложный процесс, который ведет к появлению инновационных форм взаимоотношений между людьми в социуме и общественных связей, характеризующиеся определенной устойчивостью. Будущее России во многом будет обусловлено уровнем образования и профессиональной подготовкой молодого поколения. Только социально устойчивая, нравственно и духовно развитая личность, которая обладает глубокими профессиональными знаниями, обширным культурным кругозором и богатством эмоций будет являться конкурентоспособной на рынке труда.
Библиографическая ссылка
Кордон Т.А. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25023 (дата обращения: 06.10.2024).