Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ В ВУЗЕ

Тарасова Л.Е. 1
1 ФБГОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
В статье представлен как теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации первокурсников к новым условиям обучения, так и результаты эмпирического исследования некоторых условий, определяющих процесс формирования адаптационной готовности студента в образовательной среде вуза. Определены компоненты адаптационной готовности, проведен анализ взаимосвязи между их содержательными компонентами и другими характеристиками личности студентов, прежде всего таким, как позитивное отношение к себе, высокая самооценка и самоуважение, наличие навыков информационной и учебной культуры, и качеств, обеспечивающие адаптацию к коллективу учебной группы. Установлено, что формирование адаптационной готовности не может быть детерминировано воздействием какого-то одного фактора, выделен ряд условий, среди которых универсальным можно считать регуляторную гибкость, даются рекомендации по совершенствованию психической регуляции студентов.
адаптация в вузе
адаптивность
адаптационная готовность
формирование
психолого-педагогические условия
1. Григорьева М.А. Понятийный аппарат психологии адаптации личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – Т.3. –Вып. 2(10). – С.259-261.
2. Григорьева М.В. Основные концептуальные положения исследования школьной адаптации // Вектор науки Тольяттин. гос. ун-та. Сер. Педагогика, психология. – 2011. – №2 (5). – С.63-66.
3. Мельникова Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 57 с.
4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие /под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 1998. – 672 с.
5. Психологическая наука и образование. – 2010. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: http//psyedu.ru/jurnal /2010/2/ Dubovitskya_Krilova.phtml (дата обращения: 09.01.2014).
6. Тарасова Л.Е. Психологическое сопровождение процессов адаптации первокурсников к образовательной среде вуза // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – Т.3. – Вып. 2. – С. 142-145.
7. Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г.И. Царегодцева. – М.: Мысль, 1975. – 277 с.
8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. – 2-е изд. – М. : Смысл, 2001. – 368 с.

Адаптация является атрибутом любого живо­го существа, который проявляется всякий раз, когда в системе его взаимоотношений со средой жизнедеятельности возникают значимые изменения. Несмотря на различия между социальной, физио­логической, психологической, биосоциальной, социокультурной и прочими видами адаптации, в реальности, переплетаясь, они оказываются отдельными аспектами единого процесса. Поскольку и человек, и среда постоянно изменяются, адаптация оказывается фундаментальной основой существования, поскольку личность/группа и среда активно воздействуют друг на друга, то механизм адаптации, складывающийся в ходе социализации как основа поведения и деятельности личности, носит одновременно адаптивный и адаптирующий характер.

Теоретический анализ проблемы

Адаптационные возможности являются предметом изучения целого ряда наук, включая все гуманитарные и медико-биологические науки. Адаптация, считает Г. И. Царегородцев, может быть отнесена к таким общенаучным понятиям, которые возникают на «стыках», «точках соприкосновения» наук и экстраполируются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук [7]. Но, несмотря на это, общепринятого определения понятия адаптации до настоящего времени не выработано. Обобщая представления большинства исследователей, отметим, что понимается под терминами: адаптация – процесс взаимодействия индивидуально-психологических качеств и изменившихся значимых для существования условий жизнедеятельности; адаптивность – реальные и потенциальные возможности личности вырабатывать адекватные условиям способы доведения и деятельности на основе присущих ей психических качеств; адаптированность – степень соответствия индивидуально-психологических возможностей человека нормативным требованиям деятельности в определенных условиях, при этом её референтными показателями являются отсутствие или низкий уровень тревожности и высокий уровень само­оценки, положительные эмоции в отношениях с окружающими, удовлетворительное самочувствие и ощущение душевного комфорта.

Решающее значение для успешности процесса адаптации имеет внутренний потенциал человека, его «стартовые» условия, готовность действовать в беспрерывно изменяющихся условиях. Состояние психологической готовности является выражением совокупности интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых качеств личности в их соотношении с внешними условиями и предстоящими задачами. В итоге человек настраивается на определенное поведение, на совершение необходимых действий, мобилизует все психофизиологические и психические системы, обеспечивающие эффективное выполнение требуемого действия. Эту готовность невозможно реализовать, не обладая такими интегрированными качествами личности, которые способствовали бы умению быстро выбирать способы оптимального реагирования в процессе взаимодействия со средой. М.В. Григорьева определяет их как адаптационные способности, понимаемые как «индивидуально-психологические особенности личности, выражающиеся в выборе наиболее эффективных способов адаптации к окружающей среде и являющиеся результатом взаимодействия психофизиологических, психических и социально-психологических явлений, функционирующих в процессе динамического равновесия в системе “личность – среда”» [1].

Адаптационная готовность может быть представлена как своеобразная установка на динамику окружающей среды и эффективное взаимодействие с ней, подкрепленная уверенностью индивида в том, что в определенный момент изменений в среде он сможет установить оптимальное равновесие между ее требованиями и своими возможностями. Адаптационная готовность рассматривается нами в тесной связи с представлениями человека о себе как источнике дальнейших преобразований в ситуации неопределенности, в субъективной интерпретации детерминированности событий, возможности контролировать ход их течения.

Анализ литературы (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и мн. др.) показал, что развитие личности, ее способностей и адаптивности, согласно основному принципу советской психологии, осуществляется в деятельности, в процессе овладения актуальными видами деятельности и под воздействием специфических условий ее осуществления. Для студента вуза таким видом актуальной деятельности является учебно-профессиональная. Существуют характерные особенности, отличающие вузовское обучение от школьного, которые могут быть представлены как факторы социально-педагогической адаптации первокурсника: это психолого-педагогические особенности, связанные в большей степени с содержанием и условиями организации учебно-воспитательного процесса в вузе; и социально-психологические особенности, отражающие в основном необходимость приспособления студентов к новым видам социальных отношений.

Формирование адаптационной готовности происходит под влиянием различных социальных институтов, важнейшими из которых являются семья, образовательные учреждения разного типа и т.п. Поскольку система взаимодействий обучающихся и образовательной среды – это реальная целостность, обусловленная самим существованием образования в его современных формах, а образовательные учреждения оформляют пространство данных взаимодействий, регламентируют их организационные основания, то эта система должна быть досконально проанализирована, определены средства достижения оптимального для жизни и деятельности человека равновесия его возможностей и требований социальной среды, что является необходимым условием психологической адаптации и развития личности.

С началом обучения в вузе первокурсник сталкивается с новыми условиями деятельности и социальной среды, эффективность приспособления к которым в значительной мере определяет успешность его учебной деятельности и дальнейшее личностное развитие, ведь именно на первом курсе происходит формирование субличности «студент». Необходимость в адаптации актуализируется в условиях существенного изменения деятельности молодого человека, трансформаций в его социальном окружении. После поступления в высшее учебное заведение от студентов требуется умение изменить свой образ жизни (Т.Н. Баркова, 1985) в соответствии с требованиями, обусловленными необходимостью перестроить учебную деятельность при наличии прежних физических и психических ресурсов, что ставит студентов в условия многозначности способов адаптации.

Адаптация к образовательной среде высшего учебного заведения трактуется как усвоение существующих норм и правил вуза, установление взаимодействия студентов в учебной группе, с преподавателями и сотрудниками вуза.

По мнению В.А. Ясвина, под образовательной средой подразумевается система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее собственного развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [8]. Ключевым в этом определении является понятие возможностей, предполагающих активную роль личности в освоении ресурсов среды. Образовательная среда представляет собой одну из форм взаимосвязи человека и окружающего мира. Человек, получающий образование, не просто взаимодействует с образовательной средой, он может самореализоваться в этом взаимодействии, осваивая культуру, выстраивая социальные отношения, вовлекая материал природы в пространство собственной жизнедеятельности. Понятие «среда» также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека, предполагающее присутствие обучающегося в среде: взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. То есть, говоря об образовательной среде, имеется в виду влияние условий образования на обучающегося и влияние самого обучающегося на условия, в которых осуществляется образовательный процесс, включающий воспитательный потенциал учебной и внеучебной деятельности. Критерием качества образовательной среды следует считать ее способность обеспечить всем субъектам образовательного процесса таких возможностей, когда студент, демонстрируя соответствующую активность, становится реальным субъектом саморазвития, а не остается объектом влияния условий образовательной среды. Под активностью при этом понимается борьба личности за свои интересы, отстаивание их, инициативность, упорство в достижении цели.

Воспитательно-образовательная среда вуза может рассматриваться либо как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, либо как система, обеспечивающая получение образования, индивидуального для каждого обучающегося, создания условий для актуализации его внутреннего мира и личностного роста, самореализации и становления его самосознания. В нынешних условиях организации учебного процесса второй вариант формирования воспитательно-образовательной среды представляется более предпочтительным, востребованным и продуктивным. Основная цель воспитательно-образовательной среды вуза – пробудить в студенте и максимально развить заложенный в нем потенциал саморазвития. Очевидно, что чем больше студент использует возможности образовательной и воспитательной среды вуза, тем активнее формируется адаптационная готовность, тем и эффективнее происходит его профессиональная адаптация. Создание воспитательно-образовательной среды является одним из наиболее важных условий в процессе подготовки студентов и формировании потребности в адаптивности к профессиональной деятельности, так как способствует процессу образования и создает условия, благоприятно влияющие на профессиональное развитие личности.

Выделяют три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический. К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он уже закончил.

Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в себя уровень педагогического мастерства, организацию образовательной среды вуза, его материально-техническую базу и др. Психологический блок содержит индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: направленность, личностный адаптационный потенциал студента, его положение в группе, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическую активность, а также качества, определяющие его деятельность и личностные характеристики.

Целью данного эмпирического исследования явилось обнаружение значимых связей между содержательными компонентами адаптационной готовности и другими характеристиками личности студентов. Объем выборки составил 110 первокурсников в возрасте 17–19 лет.

Материалы и методы исследования

Диагностический инструментарий для определения адаптационной готовности к настоящему времени не разработан, поэтому были использованы некоторые шкалы, адекватные поставленной цели, из Опросника социально-психологической адаптации, разработанного Карлом Роджерсом и Розалинд Даймонд (в адаптации А.К. Осницкого) [4]; методики исследования адаптированности студентов в вузе Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крыловой [5]; и АСП-2 Н.Н. Мельниковой [3]. Также был использован корреляционный анализ (Пакет MicrosoftOffiseExcet 2007).

Результаты исследования и их обсуждение

Группа ученых Саратовского государственного университета под руководством профессора М.В. Григорьевой в течение ряда лет осуществляет плодотворное изучение психологической адаптации личности в процессе взаимодействия с образовательной средой: раскрыто содержание основных понятий, используемых в современных исследованиях этого феномена, рассмотрено соотношение категорий адаптация и взаимодействие, выделены и детально описаны этапы становления адаптационной готовности [2]; определены факторы адаптации и особенности психологического сопровождения процессов адаптации в образовательной среде [6]; показано соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности; обоснована необходимость использования понятий «адаптационная активность», «адаптационный потенциал», «адаптационная готовность», раскрыто содержание этих понятий с позиций экологического похода.

Корреляционный анализ выявленных в эмпирическом исследовании связей (наиболее значимые из которых r≥0,33 при а=0,05) позволил установить, что общий уровень адаптационной готовности положительно коррелирует с гибкостью саморегуляции (r =0,40), что может свидетельствовать о достаточно высоком самоуважении, о восприятии себя как субъекта развития, о позитивном отношении к окружающим (r=0,34), а также об отсутствии внутренних барьеров и стремлении самостоятельно решать возникающие проблемы. Адаптационная готовность напрямую связана с гибкостью процессов саморегуляции, с наличием способности быстро перестраивать свое поведение адекватно изменяющимся внутренним и внешним условиям. И чем ярче представлена у студента пластичность и умение оценивать и корректировать условия и результаты деятельности, тем выше уровень его эмоционального комфорта, оптимизма, тем устойчивее его уравновешенность и спокойствие. Это подтверждается наличием максимального количества связей регуляторной гибкости с такими параметрами, как самопринятие (r =0,45), эмоциональный комфорт (r =0,41), стремление к доминированию (r =0,38).

Такие личностные качества, как общительность, оптимистичность, потребность в аффилиации, толерантность к постоянно изменяющейся ситуации, обеспечивают легкость адаптации к коллективу учебной группы, что подтверждается установленной связью между экстраверсивной установкой личности и адаптированностью к учебной группе (r=0,35). Открытость, непосредственность в проявлении эмоций, высокую коммуникабельность, стремление к участию в коллективных мероприятиях и совместных формах проведения досуга, инициативность, умение брать на себя ответственность можно расценить как ресурсы, обеспечивающие успешную адаптацию первокурсников.

Немаловажным условием формирования адаптационной готовности является позитивное отношение к себе, высокая самооценка и самоуважение, что означает самопринятие личности, которое в большой степени обеспечивается гибкостью саморегуляции (r =0,40) и умением моделировать поведение (r =0,38), что предполагает способность осознанно вычленять значимые условия достижения цели как в текущей ситуации, так и в перспективе, и на этой основе перестраивать свои действия и поведение в целом.

Преимущественно позитивные эмоциональные состояния студента, ощущение внутреннего благополучия, гармоничного сочетания внешних и внутренних аспектов жизни, уравновешенность и спокойствие, определяемых как эмоциональный комфорт, также можно считать одним из основных условий формирования адаптационной готовности первокурсников к образовательной среде вуза. Установлено, что этот параметр тесно связан с экстравертированностью (r =0,34), гибкостью саморегуляции (r =0,40) и активностью личности (r =0,42).

Если человек удовлетворен собой, уравновешен, спокоен, то ему гораздо легче найти общий язык с окружающими людьми, принять их, установить бесконфликтные взаимодействия. Исследование подтвердило, что принятие других имеет тесные связи с экстравертированностью (r=0,35) и позитивной оценкой себя (r=0,42). Умение приспособиться к новому социальному окружению, учитывать интересы и потребности других людей, включиться в совместную деятельность, оказать помощь другому, проявить эмпатию – все это характеризует человека, принимающего себя таким, каков он есть, уважающим себя, удовлетворенном своими базовыми характеристиками и уровнем своих достижений.

Заключение

По результатам эмпирического исследования представляется возможным выделить следующие условия эффективного формирования адаптационной готовности  студентов в образовательной среде вуза:

Синтонная включенность в систему социальных отношений, успешность в установлении продуктивных социальных отношений и разрешении актуальных внутренних конфликтов, принятие социальной роли студента и владение адаптивной культурой.

Развитие личностных качеств: профессионального самоопределения, готовности к профессиональным изменениям, навыков информационной и учебной культуры, коммуникативных навыков.

Наличие стрессоустойчивости и стабильности в процессе активного взаимодействия студента с образовательной средой.

Есть основание полагать, что универсальным фактором развития адаптационной готовности является регуляторная гибкость. Студенты младших курсов испытывают потребность в основном в совершенствовании психической саморегуляции, развитие адаптационной готовности более аффективно будет осуществляться посредством различных форм аутогенной тренировки.

Указанные условия помогают формированию адаптационной готовности студентов, позволяют сохранять их работоспособность и выступают основанием для обеспечения процесса их профессиональной подготовки. Представленные результаты изучения лишь некоторых условий формирования адаптационной готовности студентов позволяют заключить, что социально-педагогическая адаптация первокурсников в условиях вуза не может быть сведена к воздействию какого-либо одного фактора.

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 15-06-10624а.


Библиографическая ссылка

Тарасова Л.Е. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24999 (дата обращения: 23.09.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252