Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СТУДЕНТОВ

Калинина З.Н. 1 Декина Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
В публикации акцентировано внимание на необходимости психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних студентов. На основании результатов проведенного исследования выделены основные проблемы студента-первокурсника на этапе адаптации в вузе. Содержание психолого-педагогического сопровождения определяется в соответствии с конкретными проблемами студентов, их социально-возрастными особенностями. В центре внимания авторов предлагаемой статьи проблема разработки и апробации программы психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних студентов, которая направлена на создание условий для развития личностного, профессионального, познавательного потенциала студентов. Представлены конкретные технологии, проекты, целевые программы по актуальным направлениям психолого-педагогического сопровождения студентов в вузе. В публикации акцентировано внимание на необходимость комплексной работы с первокурсниками: институт кураторов, студенческое самоуправление, работа с родителями, взаимодействие с общественными организациями. Материалы статьи могут быть использованы преподавателями вузов, кураторами студенческих групп, руководителями студенческих объединений, представителями студенческого самоуправления.
студент-первокурсник
несовершеннолетний студент
адаптация
психолого-педагогическое сопровождение
индивидуальность студента.
1. Декина Е.В. Роль психологической службы в решении задач воспитания студенческой молодежи / Е.В. Декина // Известия российской академии образования. – 2014. – № 4. – С. 88-93.
2. Проблемы молодежи глазами студентов: Материалы XVIII Международной студенческой научно-практической конференции. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2015. – 488 с.
3. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260.
5. Указ Президента РФ от 01.06.2013 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». – URL:http://base.garant.ru/70183566.

Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из важнейших наци­ональных приоритетов России. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы» особое внимание обращает на создание условий  для «формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности [5]. В «Стратегии воспитания» отмечается «важность создания условий для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития …» [4].

Поступление в вуз знаменует собой начало нового этапа в жизни человека – этапа самостоятельной и ответственной жизни в системе общественных отношений и норм культуры. Процесс адаптации к вузу обычно сопровождается отрицательными переживаниями, связанными с уходом из школьного коллектива, неподготовленностью к самостоятельной учебно-профессиональной деятельности, неумением осуществлять самоконтроль поведения и деятельности и т.п. Проведенные авторами исследования показывают, что значительно усложняется процесс адаптации к вузу именно несовершеннолетних при вхождении их в образовательный процесс, на первый план выходят трудности овладения принципиально новыми способами учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности. Имеет место рост тревожности в общении со сверстниками и преподавателями, колебания настроения, снижение познавательных мотивов учебной деятельности и желания учиться, снижение или утрата удовлетворенности сделанным выбором, неудовлетворенность во взаимоотношениях в группе и др. На вопрос анкеты «Какие проблемы вас волнуют больше всего в данный момент» (начало учебного года), были получены ответы: «учеба» (80 %), «моя жизненная перспектива» (52 %), «здоровье» (44 %), «материальные проблемы» (30 %), «любовь» (25 %), «проведение свободного времени» (15 %), «взаимоотношения со сверстниками» (13 %), «взаимоотношения с родителями» (12 %), «питание» (10 %) и т.д. Более 90 % первокурсников удовлетворены будущей профессией. После окончания вуза 60 % хотели бы работать по изучаемому направлению подготовки, 30 % – продолжить образование, 10 % – посвятить себя семье и детям. На вопрос «В какой мере Вас устраивает сейчас Ваша жизнь?», 88,5 % студентов ответили, что «вполне устраивает». 80 % студентов считают, что имеют цели в жизни, остальные 20 % пока не определились. При этом более 60 % студентов считают главным для себя «стать высококвалифицированным специалистом», остальные «стать хорошим семьянином, высококультурным человеком и др.». Более 70 % студентов в будущее смотрят с оптимизмом и надеждой, 24 % – спокойно, 6 % – с тревогой и неуверенностью. Таким образом, наряду с общими чертами, присущими молодежи, группы студентов-первокурсников обладают своеобразными особенностями, которые в процессе учебы выявляются все более отчетливо.

Социальная ситуация развития студентов определяется возрастными особенностями и спецификой их профессиональных намерений, изменением статуса личности и вхождением в новую систему отношений со сверстниками и взрослыми. На этапе адаптации первокурсники приспосабливаются к условиям и содержанию профессионально-образовательного процесса, осваивают новую социальную роль, налаживают взаимоотношения друг с другом и с педагогами. Ведущая потребность юности – неопределенность собственного «Я», своего будущего – должна решаться испытанием себя в различных видах деятельности (учебная, научно-исследовательская, социально значимая, творческая и др.), в ходе которых молодой человек постепенно определяется с тем, что он собой представляет, в чем заключается его индивидуальность. На практике часто происходит включение студентов в разнообразные виды деятельности, но далее не каждый студент способен самостоятельно развивать свои способности, сделав этот процесс профессионально ориентированным. Студенту необходимо понять не только «что я хочу», сколько «почему я этого хочу», увидеть смысл «здесь и сейчас».

Период адаптации очень важен, так как в первые месяцы обучения студенты не только получают представления о вузе, будущей профессии, формируя собственное отношение к происходящему, но и приобщаются к нормам учебных и общественных требований. В этот период закладываются взгляды, в решающей степени влияющие на успех всей учебы в дальнейшем. В психологии определены возрастные психологические показатели развития 17–18-летних: развитие логического и теоретического мышления и логической памяти, сформированный стиль индивидуальной познавательной деятельности и стиль мышления, сформированность высших чувств – чувства прекрасного и трагического, чувства истины и чувство юмора; наличие устойчивых мировоззренческих установок; мотивационная сфера приобретает иерархический характер, ценностные и смысложизненные ориентации выступают устойчивыми мотивами деятельности и критериями самооценки, имеет место личностное и профессиональное самоопределение [3]. У юношей и девушек выявляются следующие такие особенности, как неадекватная самооценка, отсутствие устойчивой иерархии ценностных ориентаций, соотнесения требований профессии со своими способностями и возможностями, незнание своих личностных качеств и т.д. В этот период важно создание условий для активного проявления личностного, профессионального, познавательного потенциала студенческой молодёжи. Проведенные исследования позволили выявить ряд аспектов, имеющих значение при адаптации первокурсников в студенческом коллективе: отношение к учебе и профессии, соотношение между ожиданиями и реальной учебой, личная коммуникабельность и умение контактировать с коллективом в начале обучения, систематичность выполнения учебных заданий и отношение к повышению требований в ходе учебно-профессиональной деятельности, выработка индивидуальной траектории профессионального самообразования и саморазвития, возможность проявления своей индивидуальности в учебно-воспитательном процессе вуза. В вузе разрабатываются и апробируются инновационные психолого-педагогические технологии и программы психологического сопровождения, профилактики и поддержки личностного и профессионального развития субъектов образования (студентов, кураторов, преподавателей).

Знание и учет социально-возрастных аспектов развития составляет теоретическую основу психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников. Психолого-педагогическое сопровождение заключается в оказании первокурсникам помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности. При организации психолого-педагогического сопровождения важно с начала обучения студента в вузе определить круг его интересов, настроение, отношение к культурной среде учебного заведения, организации досуга, что позволяет обозначить «проблемное поле» предстоящей деятельности. Сущностной характеристикой психолого-педагогического сопровождения в университете является поиск скрытых ресурсов развития студентов, опора на его собственные возможности, его индивидуальность.

В структуре психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних студентов в образовательном процессе вуза ведущим компонентом является систематический мониторинг по различным аспектам проблем студенческой жизни. Проведенные в университете в 2015–2016 учебном году мониторинговые исследования демонстрируют, что наиболее типичными проблемами студентов являются: проблемы в учебной деятельности, проблемы здоровья, межличностных отношений и др. Одной из серьезных проблем является проблема адаптации несовершеннолетних студентов первого курса. Среди данной категории особую группу составляют студенты, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которые испытывают необходимость в различных видах поддержи и помощи. Поэтому содержание психолого-педагогического сопровождения определяется в соответствии с конкретными проблемами студента.

Реализуемая в университете программа психолого-педагогического сопровождения состоит из разных уровней: институт кураторов, студенческое самоуправление, факультетские социальные комиссии, работа с родителями, взаимодействие с общественными организациями. Важнейшими задачами в деятельности куратора является: создание оптимального психологического климата для реализации педагогического взаимодействия, поддержка в решении проблем студентов т.д. Работа куратора складывается из следующих направлений: содержательное – вопросы адаптации к учебно-воспитательному процессу вуза, сплочение группы и коллектива в целом, ознакомление с правовым и социальным статусом студентов, с элементарными сведениями о культуре умственного труда, этике, основах здорового образа жизни и прочее. Важным организационным направлением работы куратора является оформление социального паспорта группы, что позволяет вести работу с несовершеннолетними студентами адресно, своевременно оказывать им необходимую социальную и психолого-педагогическую помощь. Особое внимание в работе куратора студенческой группы первого курса уделяется их адаптации к вузу и оказанию помощи в учебе и самостоятельной работе. Для выявления учебных трудностей студентов разработана анкета, по результатам которой организуются дополнительные занятия по предметам, усилена работа в направлении информационного обеспечения («Памятка первокурсника»). Свою эффективность показала себя программа повышения квалификации для кураторов студенческих групп, в рамках которой осуществляется анализ результатов мониторинговых исследований первокурсников, особенностей вхождения в профессию, студенческую жизнь.  При этом большое внимание уделяется вопросам профессионального самопознания и саморазвития студента с момента поступления в вуз через стадию самостоятельного, осознанного выбора профессии и своего жизненного пути к творческой самореализации личности в профессии.

Цели программы психолого-педагогического сопровождения направлены на создание условий для личностной самореализации несовершеннолетних студентов, развитие их творческих способностей, научно-исследовательского потенциала как активных участников преобразования современного Российского общества. Задачи программы: выявление, исследование и определение путей решения актуальных и практически значимых проблем жизни современной студенческой молодежи; формирование у несовершеннолетних студентов активной жизненной позиции, готовности к участию в созидательной деятельности; формирование у юношества убеждений в доминирующей роли духовных   ценностей в жизни человека; развитие интереса у студентов к нравственному наследию российского народа, его истории; формирование культуры здорового образа жизни, приобщение к занятиям спортом; профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних.

Эффективность реализации программы оценивается по ряду показателей, которые характеризуются активностью несовершеннолетних студентов, участвующих в её реализации, формированием у студентов познавательного интереса и навыков научно-исследовательской деятельности, активной жизненной позиции, опытом участия в позитивной деятельности.

В основе программы заложены следующие принципы: комплексность, целенаправленность, преемственность форм и методов воспитательной деятельности, осуществляемой на конкретном этапе обучения; непрерывность, вариативность воспитательного воздействия на всем протяжении периода обучения в вузе. Важным является принцип социально-профессиональной ориентации воспитательной деятельности, предполагающий содействие развитию студента как личности и индивидуальности, приобщение к профессии, к профессиональным ценностям, воспитание конкурентоспособного профессионала.

Программа включает различные направления деятельности. Анкетирование несовершеннолетних студентов по проблемам жизнедеятельности в вузе осуществляется по следующим вопросам: «Творческий портрет первокурсника», «Кураторская поддержка», «Социально-педагогическая адаптация первокурсников», «Удовлетворенность условиями проживания в общежитии», «Спорт-здоровье», «Спектр эмоциональных переживаний» и др.

Педагогическое сопровождение несовершеннолетних студентов включает оформление «Социальных паспортов» студенческих групп, проведение индивидуальных консультаций и собеседований по вопросам социальной защиты, материальной поддержки и медицинской помощи, «часов кураторов» по группам, организация дискуссионной площадки по проблемам несовершеннолетних студентов в вузе в рамках Международной студенческой научно-практической конференции «Проблемы молодежи глазами студентов» и пр. [2].

Организация психологической помощи несовершеннолетних студентов включает индивидуальные собеседования с несовершеннолетними студентами, проведение «круглых столов» по проблемам студентов, индивидуальных и групповых консультаций, тренингов, организацию работы «телефона доверия», «комнаты релаксации», работу с «почтовым ящиком доверия», помощь в составлении портфолио, разработке индивидуального маршрута профессионального самообучения и саморазвития и т.д. Анализ результатов мониторинговых исследований способствует формированию запросов на индивидуальные и групповые консультации. Для оказания помощи в решении проблем, возникающих в ходе межличностных отношений несовершеннолетних студентов, большое значение отводится университетскому центру социально-психологической помощи «Контакт». Работа с несовершеннолетними включает: психологическое консультирование, социально-психологическая диагностика и коррекция психического состояния и личностных качеств (с использованием комплексных методик самодиагностики, психопрофилактики и психопросвещения). Используются следующие технологии психологического сопровождения: диагностика готовности к учебно-профессиональной деятельности, мотивов учения, ценностных ориентаций, социально-психологических установок; помощь в развитии учебных умений и регуляции своей жизнедеятельности; консультирование первокурсников, разочаровавшихся в выборе профессии; коррекция профессионального самоопределения; выявление направлений профессионального саморазвития и др. [1]. На этапе адаптации первокурсников свою эффективность показали организационно-деятельностная игра «Введение в профессию», организация проблемной группы «Познай себя», коммуникативного тренинга, дискуссии «Современный специалист: требования и перспективы развития», волонтерского проекта «Задай вопрос выпускнику», проведение деловых игр на сплочение студенческой группы, выполнение индивидуальных проектов «Моя индивидуальная траектория профессионально-личностного развития», «Моя индивидуальность и ее развитие в вузе» и т.д.

В рамках информационного сопровождения осуществляется подготовка и издание «Памятки первокурсника», проведение конкурсов стенной печати «Знакомьтесь, мы – 1 курс!», размещение актуальной информации по проблемам несовершеннолетних студентов на сайте университета, в том числе для студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В воспитательной системе университета актуальным является организация досуга несовершеннолетних, их вовлечение в систему самоуправления, работу спортивных секций и клубов, творческих студенческих объединений. К специфическим задачам воспитательной работы со студентами-первокурсниками можно отнести следующие: помощь в адаптации к новым условиям обучения, вузу, студенческой группе; приобщение к организационной культуре университета; помощь в освоении учебной деятельности студента, включение в жизнь вуза, факультета, группы, выявление творческих возможностей студента, развитие умений межличностного общения, работы в команде, помощь в организации режима труда и отдыха и др. Поддержка творческой инициативы несовершеннолетних студентов включает организацию творческого и трудового семестров, работу творческих коллективов, студенческого совета, участие несовершеннолетних студентов в подготовке и проведении общеуниверситетских мероприятий («День Знаний», праздник «Посвящение в студенты ТГПУ им.Л.Н.Толстого», фестиваль команд КВН, конкурс «Живёт такой парень», посвящённый Дню защитника Отечества, учеба студенческого актива «Мы на своей земле - мы дома!» и др.). Организация поддержки созидательной активности несовершеннолетних направлена на вовлечение студентов в работу студенческих волонтерских отрядов (трудовых, педагогических, экологических и др.), в реализацию социально значимых проектов «Украшай каждый день добрым делом», «Личное участие», «Неделя добра», «Радуга добрых дел» и др.

Особое внимание в программе обращается на психолого-педагогическое сопровождение студентов, проживающих в общежитии. Реализация проекта «Дом, в котором мы живем» для несовершеннолетних студентов, проживающих в общежитии, включает проведение комплекса организационных мероприятий по заселению студентов-первокурсников в общежития (подготовка документации, проведение родительского собрания, анкетирования, организация трудовых отрядов), проведение «круглого стола» с несовершеннолетними студентами по проблемам организации быта в общежитии, соблюдения правил проживания в общежитии, организацию работы с несовершеннолетними, проживающими в общежитии, в соответствии с целевыми программами вуза: «Восхождение к истокам»; «Жить здорОво – здОрово!» и др., организацию и проведение праздников и конкурсов в студенческом городке: «Лучшая комната в общежитии»; «Лучший этаж в общежитии»; «Хозяюшка», Праздник первокурсника «Зажги свою звезду»; конкурса стенгазет студенческих советов и др.

Важным направлением программы является формирование культуры здоровья и профилактика асоциальных явлений в молодежной среде. В рамках данного направления осуществляется проведение комплекса организационных мероприятий по вовлечению студентов в работу спортивных секций и клубов, занятий спортом, организация и проведение общеуниверситетской спартакиады по различным видам спорта («Займись спортом!», «Навстречу комплексу ГТО!» и др.), проведение спортивных соревнований «Школа выживания для первокурсников», игры с элементами ориентирования «Разведчики», общеуниверситетской «Недели здоровья», университетских «Зарядок со звездой»; организация просветительских акций по профилактике табакокурения, наркозависимости, ВИЧ и других социальных заболеваний.

Данные мероприятия программы способствуют выстраиванию студентом-первокурсником индивидуальной образовательной траектории, которое предполагает: диагностику индивидуальных особенностей студента, ориентацию студента в возможностях образовательной среды, постановку целей и выбор индивидуальных путей личностно-профессионального роста, помощь в корректировке траектории индивидуального саморазвития. Таким образом, программа психолого-педагогического сопровождения предусматривает системность предоставления всего комплекса условий, обеспечивающих профессионально-личностное становление студентов, и направлена на развитие следующих умений: самопознание, саморазвитие, самоорганизация; целеполагание и целереализация; самостоятельная учебно-профессиональная и научно-исследовательская деятельность; диалогическое общение и продуктивное разрешение конфликтов; проявление и развитие своей индивидуальности, в том числе в будущей профессии.


Библиографическая ссылка

Калинина З.Н., Декина Е.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24987 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674