Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Шутова В.Н. 1
1 Иркутский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»
Проанализированы современные интерактивные методы в преподавании юридических дисциплин. Разработана методика внедрения новых форм обучения. Предлагаются следующие формы обучения: дидактическая игра-викторина на тему «Правовой статус политических партий». Игра стимулирует познавательную и творческую активность обучающихся. В отличие от подготовки к традиционному семинару, студенты изучают законодательство детально, обращают внимание на сложные его положения, часто дополнительно обращаются к научно-практическим комментариям или обзору правоприменительной практики. Семинар – конкурс задач по теме «Правовой статус общественных объединений». К преимуществам семинара-конкурса задач можно отнести включенность в процесс занятия большего количества студентов; развитие навыков устной и письменной речи, навыков составления юридических текстов; стимулирование поисковой и творческой активности, в частности, обращение студентов к материалам судебной и административной практики за поиском образцов для составления задач.
: интерактивные формы обучения
игра – викторина
семинар – конкурс
юридическое образование
1. Андронова Т.А., Тарасенко О.А. Активные и интерактивные формы проведения занятий для бакалавров и магистров // Юридическое образование и наука. – 2013. – № 2. – С. 33–37.
2. Бабурина Т.Н. Роль междисциплинарного подхода преподавания в становлении личности специалиста // Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов. Материалы всероссийской научно-методической конференции. – Владимир, 2013. – С. 18-23.
3. Головкин Р.Б. Синтез инновационных и традиционных педагогических технологий в преподавании базовых юридических дисциплин // Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов. Материалы всероссийской научно-методической конференции. – Владимир, 2013. – С. 43-50.
4. Гунибский М. Ш. Инновационные и интерактивные методы в процессе правового воспитания // Юридический мир. – 2014. – № 4. – С. 40–44.
5. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву. Учебное пособие. – Екатеринбург, 2010. – 167 с.
6. Малышева И.В. Активные и интерактивные формы работы при формировании юридического типа мышления // Вестник Кузбасского института. – 2015. – № 3(24). – С. 173–178.
7. Миролюбова С. Ю. Компетентностный подход в образовании юриста // Реформы и право. – 2013. – № 4. – С. 38-43.
8. Петрова Е.В. К вопросу о методике преподавания юридических дисциплин // Вестник науки и образования. – 2015. – № 3 (5). – С. 154-158.
9. Симанович Л.Н. Болонский процесс и проблема юридического образования в современной России // Юридическое образование и наука. – 2010. – № 4. – С. 9–11.

В современных образовательных технологиях особое значение имеет использование активных и интерактивных форм обучения. Особенно актуальна эта проблема для вузов, готовящих юристов. Это связано со спецификой юридического образования, так как материал в основном преподается в пассивных формах: лекции, семинары. Информацию зачастую трудно преподнести в традиционных презентациях или с использованием других компьютерных технологий.

«Мы до сих пор учим традиционно: лекция – семинар», где лидирующая роль принадлежит педагогу. «В итоге студент превращается в совершенно пассивного субъекта» [9]. Для того чтобы обучающегося из пассивного субъекта перевести в активного, и необходимы соответствующие формы обучения. Безусловно, нельзя оценивать традиционное обучение как абсолютно пассивное. Групповые занятия (семинары и практические занятия) невозможны без активных форм обучения. Однако целостное, системное представление об активных и интерактивных формах в юридических вузах и их целевом использовании не сформировано. При этом каждая отдельная методика формирует одну или несколько граней будущей «самостоятельной, инициативной личности» [7].

Цель исследования

Целью исследования является разработка, апробация и внедрение в учебный процесс преподавания юридических дисциплин новых, еще не используемых методов интерактивного обучения.

Методы исследования

Методы исследования, применяемые в данной работе, заключаются в следующем. Во – первых, тщательное изучение литературы по проблемам интерактивных форм обучения в юридических вузах. Разработка методики проведения интерактивного занятия, подготовка специальных заданий для каждого обучающегося, объяснение обучающимся новой формы занятия, проведение экспериментального занятия. Конечной стадией является подготовка методических разработок, которые используются в учебном процессе. Интерактивные формы отличаются тем, что происходит постоянное совершенствование и обновление методики преподавания юридических дисциплин.

Все методы по активизации и самостоятельности мышления и познания обучающихся условно можно разделить на три группы: пассивные, активные и интерактивные [1].

Пассивная форма проведения занятий предполагает лидирующую роль преподавателя. Основной задачей обучающихся при этом является восприятие, фиксация, осознание и запоминание материала. В условиях вуза в таких формах проводятся большинство лекционных занятий, хотя и лекции можно проводить с использованием активных и интерактивных форм.

«Под активным методом следует понимать форму взаимодействия учащихся и преподавателя, при которой преподаватель и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь – не пассивные слушатели, а активные участники занятия» [1].

Интерактивный метод можно рассматривать как наиболее современную форму активного метода. Интерактивный ("inter” – взаимный, “act” – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активного метода, интерактивный ориентирован на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, и на доминирование активности обучающихся в познавательном процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия.

Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, обучающиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый [1]. Отличительными особенностями интерактивных методов являются равное положение участников диалога. Педагог лишь создает организационные основы, стимулирующие активность обучающихся на занятиях: формулирует проблемы для обсуждения в группах, консультирует участников в случае возникновения каких-либо существенных затруднений в процессе подготовки, контролирует время и порядок выполнения намеченного учебного плана [4]. Качественная юридическая подготовка юристов является важным звеном в обеспечении правопорядка в государстве и гарантией защиты неотчуждаемых прав и свобод. Достижение высокого профессионального уровня выпускников юридических вузов, в последние годы, прочно связывается с внедрением в учебный процесс инновационных педагогических технологий [3].

Интерактивное обучение, полагают его сторонники, «формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам».

К интерактивным формам обучения исследователи традиционно относят:

проблемную лекцию (преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает студентов в их анализ);

лекцию-провокацию (лекцию с запланированными ошибками);

бинарную лекция (работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией);

лекцию-визуализацию (передача преподавателем информации студентам сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм и т. п.);

лекцию «пресс-конференцию» (преподаватель просит студентов письменно в течение 2–3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции. Далее преподаватель в течение 3–5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию, включая ответы на заданные вопросы в ее содержание);

лекцию-диалог (содержание подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции) [2].

Инновационная направленность педагогической деятельности обусловлена различными обстоятельствами: происходящими социально-экономическими преобразованиями, усилением требований к качеству подготовки юристов; «встраиванием» отечественного образования в европейские и общемировые образовательные процессы, наконец, поиском новых технологий в образовательном процессе.

В последние годы на кафедрах, преподающих юридические дисциплины, из элементов инновационных технологий стали широко внедряться контролирующие и обучающие программы, дистанционное обучение, ролевые и деловые игры, лекция-провокация, презентации сообщений и другие технологии.

Специалисты в области образования отмечают большое значение игры как средства обучения. Учебные игры характеризуются четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Учебная игра как метод обучения имеет следующие преимущества: игра вызывает интерес и мотивирует учебную деятельность, учение приобретает практическую направленность, игра связывает учебную деятельность с реальными жизненными проблемами, развивает интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности обучающихся, развивает умения разрешать проблемы и принимать решения. Существует большое количество классификаций учебных игр. В правовом образовании наиболее часто применяются такие типы, как сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, дидактические или образовательные игры [5, 6].

Деловая игра является одним из самых распространенных методов правового образования. Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, реальных условий. Целью является формирование профессиональных компетенций в условиях имитации реальных условий, при отработке конкретных специфических операций; моделировании соответствующего рабочего процесса; принятие и обучение принятию решения в правовой сфере деятельности.

Ролевая игра как метод обучения направлена на решение проблемы путем исследования различных способов поведения в конкретных ситуациях. Учащиеся вживаются в роли других людей и действуют в их рамках. В ролевой игре учащимся даются обычно незаконченные ситуации, и они должны принять конкретное решение, разрешить конфликт или завершить предложенную ситуацию.

Дидактические игры, интеллектуальные или познавательные игры имеют фиксированные правила. В дидактических играх задачей учащихся является мобилизовать имеющиеся знания и быстро принять решение, проявить находчивость и в результате выиграть состязание.

Учебный суд или метод упрощенного судебного разбирательства позволяет учащимся разыграть судебный процесс в учебных целях. Моделирование судебного разбирательства в последнее время пользуется большой популярностью как в школе, так и в вузе. Основными образовательными целями применения учебного суда на учебном занятии являются: получение учащимися представления о предназначении судебного процесса; понимание фундаментальных основ легального механизма, с помощью которого общество разрешает большинство конфликтов; развитие у учащихся коллективизма, умения работать в команде; учебный суд позволяет учащимся лучше понять роли отдельных участников судебного процесса и другие цели. Учебный суд может быть основан как на реальных делах и воспроизводить известные судебные процессы, так и на вымышленных. Необходимо строго придерживаться процедуры избранного для моделирования учебного суда, так как это существенно повышает качество судебного процесса и помогает осознать его общественное значение.

«Мозговая атака», «мозговой штурм» – это метод, при котором принимается любой ответ обучающегося на заданный проблемный вопрос. Это эффективный метод, используемый при необходимости обсуждения спорных вопросов, сбора большого количества идей в течение короткого периода времени, выяснения информированности или подготовленности аудитории. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи [8].

Результаты методических исследований

Автором разработаны и внедрены новые интерактивные формы семинарских занятий. Рассмотрим две из них.

  1. Дидактическая игра-викторина со студентами 2 курса очного отделения на тему «Правовой статус политических партий»

Подготовка к игре. Студенты делятся на три команды с равным количеством участников и получают следующее задание: изучить федеральный закон «О политических партиях» и подготовить по содержанию этого нормативного правового акта вопросы, предполагающие развернутый ответ. В составлении вопросов участвуют все члены команды. Общее количество вопросов от каждой команды – не менее десяти. Но при этом следует иметь запасные варианты вопросов на случай, если команда соперников задаст аналогичный вопрос. Отбор вопросов, составленных участниками, осуществляет капитан команды.

Проведение игры. Команды последовательно задают друг другу вопросы викторины: первая команда адресует вопрос второй, вторая – третьей, третья – первой. Через пять вопросов очередность изменяется.

Преподаватель на доске ведет турнирную таблицу, в которой отмечает вопросы и ответы всех команд. Оценивается корректность и правильная формулировка вопроса, его сложность и оригинальность. Шкала оценки – 1–0 баллов. При ответе оценивается полнота и аргументированность ответа, а также работа в команде (отсутствие серьезных разногласий при ответе). Шкала оценки – 1–0 баллов.

Подведение итогов игры. После того, как все команды задали друг другу по 10 вопросов, преподаватель приступает к подсчету баллов, набранных каждой командой. При подведении итогов суммируются баллы, полученные за заданные вопросы и правильные ответы.

Игра стимулирует познавательную и творческую активность обучающихся. В отличие от подготовки к традиционному семинару, студенты изучают федеральный закон детально, обращают внимание на сложные его положения, часто дополнительно обращаются к научно-практическому комментарию или обзору правоприменительной практики, поскольку только глубокий и осмысленный анализ закона позволяет составить корректные и качественные вопросы, ответы на которые могут вызвать затруднения у команды соперников. Кроме того, игровая форма проведения занятия формирует у студентов умения и навыки быстрого поиска решения, работы в коллективе. Последующая итоговая аттестация обучающихся показывает, что тема, изученная и закрепленная в форме игры-викторины, не вызывает затруднений при сдаче экзамена.

  1. Семинар – конкурс задач со студентами 2 курса очного отделения по теме «Правовой статус общественных объединений»

Подготовка к занятию. На предыдущем семинаре студенты решают задачи-казусы и разбирают примеры из правоприменительной практики. После этого группа получает задание самостоятельно составить задачи по указанной теме. В отличие от игры-викторины, работа по составлению задач не предполагает работы в команде и носит индивидуальный характер.

Проведение занятия. Занятие начинается с блиц-опроса по теме «Правовой статус общественных объединений». Блиц-опрос позволяет быстро вспомнить предварительно изученный теоретический материал и подготовиться к решению задач. На следующем этапе студенты, подготовившие задачи, зачитывают их аудитории и предлагают решить. Решение конкурсных задач-казусов происходит по традиционной схеме. Таким образом, на этом этапе занятия происходит совмещение привычной уже педагогической технологии – решения в группе задач и инновационного интерактивного метода – привлечение студентов к составлению таких ситуаций и последующая оценка качества выполненного задания. Преподаватель оценивает правильность, обоснованность, аргументированность решения, наличие ссылок на конкретные статьи Федерального закона «Об общественных объединениях». Оценку ответа также осуществляет автор задачи. Как правило, обучающиеся активно участвуют в обсуждении решения составленных таким образом задач.

После решения задач преподаватель напоминает группе критерии оценки задания: точность формулировок, конкретность, правильность и четкость постановки вопроса в задаче, проблемность, соответствие нормам действующего законодательства, наличие сложного «сюжета» в составленной ситуации, творческий подход. После этого в группе проводится тайное голосование: преподаватель выдает заранее подготовленные листочки бумаги и предлагает каждому написать фамилию автора лучшей задачи. Победитель определяется методом подсчета голосов и получает наивысшую оценку (балл) за занятие.

Анализ результатов занятий, проведенных в описанной выше форме, позволяет прийти к выводу о большей эффективности подобного рода занятий по сравнению с традиционными семинарами по решению задач. К преимуществам семинара-конкурса задач можно отнести включенность в процесс занятия большего количества студентов; развитие навыков устной и письменной речи, навыков составления юридических текстов; стимулирование поисковой и творческой активности, в частности, обращение студентов к материалам судебной и административной практики за поиском образцов для составления задач.

Элементы игры и состязательности побуждают студентов второго курса более серьезно подходить к выполнению задания, искать и составлять нестандартные ситуации и пути их решения. Прием «тайное голосование», когда автора лучшей задачи определяет не преподаватель, а вся группа позволяет уйти от возможного субъективного подхода в оценивании результатов задания, побуждает группу более внимательно слушать задачи и непосредственно участвовать в их решении.

Заключение

Разработанные формы интерактивного обучения обучающихся по юридическим дисциплинам государственно-правового направления позволяет лучше усваивать учебный материал, запоминать довольно сложные юридические термины и положения, подготавливают обучающихся к будущей практической деятельности.


Библиографическая ссылка

Шутова В.Н. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24978 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674