Утверждение о том, что образование и здоровье – фундаментальные человеческие ценности, вряд ли вызовет возражения. От состояния здоровья и образования зависит качество жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Проблемы возникают тогда, когда одна из ценностей ставит под угрозу существование другой, ибо нередко нерациональная организация процесса обучения наносит вред здоровью ребенка. В данной ситуации крайне важно, чтобы учитель взял на себя некоторые функции врача, а врач – учителя. «Врачи, работая с больными людьми, пытаясь найти истоки их болезней, через некоторое время имеют шанс стать… педагогами» [3], – как пишет В.А. Пегов. И при этом крайне важно учитывать как обучение и духовно-нравственное воспитание должны воздействовать на состояние здоровья ребенка.
Безусловно, школа должна исключительно позитивно влиять на сохранение и укрепление здоровья, совершенствование физических и психических возможностей. Ибо вопрос об экологии школы – вопрос о комфортности и доброжелательности школьной среды. Но можно ли назвать современных школьников здоровыми? Статистика однозначно утверждает: «нет». Хотя показатели из различных исследований свидетельствуют: данные о количестве здоровых детей в российских школах могут существенно отличаться, колеблясь в весьма широком диапазоне от 2 % до 80 %, что в первую очередь связано с многочисленным разнообразием подходов к дефиниции «здоровье». И вместе с тем не может не настораживать, что, по данным Научного Центра Здоровья Детей РАМН, в настоящее время лишь не более 3–10 % детей (в зависимости от возраста) можно признать полностью здоровыми [4].
В этой связи экологию современной школы можно охарактеризовать как проблемную. А поэтому ответственность за то, что за годы школьного обучения здоровье детей, несмотря на все предпринимаемые попытки его сохранения и укрепления, значительно ухудшается, должны взять на себя и учреждения образования, и учреждения здравоохранения. И вполне логично, что в Указе Президента РФ «Российская национальная стратегия в интересах детей» инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства определяются приоритетные национальные проекты «Здоровье» и «Образование». И тем не менее, «проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, – обращает внимание В.В. Путин, – сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения» [6].
Осуществить положительные сдвиги в этом направлении может помочь во многом связанный с организацией здорового образа жизни (ЗОЖ) анализ путей сохранения здоровья. В ЗОЖ обычно включают наличие полезных навыков и отсутствие вредных привычек, качественное питание и благоприятную среду обитания, физическую активность и соблюдение правил личной гигиены. Большое влияние оказывает и благоприятное психоэмоциональное состояние. Поэтому дополнительно выделяют такие аспекты ЗОЖ, как эмоциональное, интеллектуальное и духовное самочувствие. Однако подобные знание о резервах здоровья не является залогом его сохранения и приумножения.
Стимулирование потребности в здоровом образе жизни связано с принципом природосообразности, о котором педагоги нередко забывают, хотя этот принцип был не только многократно сформулирован, но и активно применялся в отечественной педагогике. В частности, Л.Н. Толстой в основу своих взглядов на природу детей положил тезис о совершенстве ребенка от рождения. «Здоровый ребенок, – убежден он, – родится на свет, вполне удовлетворяя требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которое мы носим в себе … родившись, человек представляет собой первообраз гармонии правды, красоты и добра» [7, с. 322]. Великий русский мыслитель считал осознание совершенства природы ребенка системообразующим компонентом полноценного развития личности.
Для понимания сущности экологии школы несомненную ценность представляет обоснованное им морально-этическое кредо: ребенок от рождения близок к природе, в нем априори заложена способность различать добро и зло, а также потенциальные наклонности к здоровому образу жизни. Однако взрослые мешают развиваться этим задаткам (из лучших побуждений стремясь, например, сделать жизнь ребенка «слаще», меняя пищевые привычки; «теплее», чрезмерно укутывая его; «легче», лишая физических нагрузок). Все это формирует ошибочные представления о необходимом и полезном для жизни, нарушает принцип природосообразности. Поэтому очевиден ответ на поставленный Л.Н. Толстым вопрос: «Кому у кого учиться?» – «крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских детей» [2]. Современная ситуация вносит определенные коррективы: основными проводниками идей природосообразности должны стать не только учителя, но и врачи. Школа явно нуждается в рациональной организации системы профилактических мероприятий. И не только для учеников, но и для учителей.
Важно учитывать влияние на ребенка учителя, еще К.Д. Ушинский писал: «Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно» [8, с. 63-64]. Многие учителя помнят эти слова, но, к сожалению, при формировании здорового образа жизни учащихся не всегда применяют на практике. А ведь для ребенка чрезвычайно важен положительный пример ответственного отношения к своему здоровью, и тем более учителя. А поэтому куренье наших школьных педагогов весьма сложно сочетается с их профпригодностью.
Опрос сорока пяти учителей начальных классов нижегородских школ показал, что только около 10 % учителей испытывают состояние душевного благополучия, комфорта, которые обычно свидетельствуют о благоприятном состоянии здоровья. Остальные же, как правило, пребывают в состоянии перманентного стресса, на который постоянно влияют многочисленные крайне отрицательно воспринимаемые изменения требований все новых и новых государственных стандартов, ЕГЭ, прочих новаций, в результате негативного воздействия которых учителя испытывают серьезную психоэмоциональную нагрузку.
Анкетирование свидетельствует, что педагоги знают о различных типах здоровьесберегающих технологий, среди которых обычно выделяют: собственно здоровьесберегающие, оздоровительные, обучения здоровью; воспитания культуры здоровья. В науке данные технологии представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс. Первые – технологии рациональной организации образовательного процесса, соблюдение гигиенических условий, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п. Вторые – предполагающие как пассивную позицию учащегося (фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры), так и их активную позицию (различные виды гимнастики). Технологии обучения здоровью основаны на информировании учащихся о факторах, приносящих пользу или вред здоровью. Воспитание культуры здоровья предполагает формирование четкой позиции, основа которой – ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Начало учебной жизни связано с изменением социальной ситуации развития ребенка, перестройкой привычного для него уклада. Часто положительные моменты домашнего или детсадовского детства невозможно перенести в школьную жизнь, а поэтому приходится отказываться от дневного сна, полноценных прогулок на свежем воздухе, рационального чередования труда и отдыха. Находясь в некотором противоречии с законами здоровьесбережения, школа должна заложить осознаваемые ребенком основы культуры здорового образа жизни. Ее роль в сохранении и укреплении здоровья учащегося необычайно велика. Но для этого необходимо знание факторов, не только позитивно влияющих на сохранение и укрепление здоровья учащегося, но и негативно на него воздействующих.
Анализ работ по здоровьесбережению показывает, что чаще всего на здоровье обучающихся влияют следующие факторы [1]:
– тактика преподавания учителя, которую можно назвать стрессовой;
– игнорирование учителем функциональных и возрастных особенностей учащихся;
– недостаточная осведомленность родителей в вопросах сохранения здоровья учащегося (отсутствие помощи ученику, требование от него больше, чем он может);
– нерациональная организация учителем учебной деятельности;
– монотонность учебной деятельности (отсутствие чередования видов преподавания, доминирование репродуктивных методов);
– наказание домашним заданием;
– несоблюдение гигиенических условий (освещение, свежесть воздуха, температурный режим и др.);
– отсутствие системной работы учителей по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Программы по здоровьесбережению и формированию культуры здорового образа жизни, принятые образовательным учреждением, должны носить комплексный характер, проводиться системно. Принципы их проектирования: обучение детей правилам здорового и безопасного образа жизни; рациональная организация урочной и внеурочной деятельности; работа с родителями, их консультации по вопросам здоровьесбережения; забота о здоровье учителей.
По данным проведенного анкетирования, на самочувствие педагогов значительное влияние оказывает как ситуация в коллективе, так и отношение к своему профессиональному труду. Так, например, оценивая свою работу по шкале «монотонность – творчество», учителя отмечают и ее однообразие, и творческий характер. А вопрос, связанный с изучением социально-психологического климата в трудовом коллективе, показывает наличие атмосферы доброжелательности, взаимовыручки и взаимоподдержки – необходимой основы для творческого развития. Можно сказать, что в изучаемом коллективе состояние эмоционального самочувствия лучше самочувствия физического.
Педагоги, зная о строении организма и его функциях, основных правилах здорового образа жизни, могут передать эту информацию детям, однако сами не считают необходимым и важным придерживаться этих правил. 80 % из них оценивают свою физическую активность на уровне низком и ниже среднего, только 13 % делают утреннюю зарядку. 82 % постоянно носят с собой какое-либо лекарство, 62 % испытывают чувство эмоциональной усталости. Неудивительно, что основным в формировании ЗОЖ является не системно-деятельностный, а информационный подход.
Педагог и философ В.В. Розанов в конце XIX в. писал: для того чтобы разобраться в системе образования, необходимо всесторонне изучить проблему учительства. Задавленный огромным количеством уроков, бесчисленными циркулярами, безденежьем, учитель, по его многочисленным утверждениям, нуждается в защите. «Общества покровительства животным, благодетельные попечители о тюрьмах, – взывает Розанов, – да вот перед вами братья ваши, лучшие из всех, несравненно более многих образованные, гуманные, действительно благожелательные, преждевременно искалеченные, кажется, всеми презираемые, несравненно более несчастные, нежели покровительствуемые вами четвероногие и двуногие» [5]. Безрассудно и жестоко что-либо требовать от людей, предварительно не предоставив им возможности выполнить требуемое. Заявляя, что пора снять «знак раба» с российского учительства, он усматривал мощный рычаг роста престижа профессии и добросовестного ей служения.
Проблему экологии школы следует, на наш взгляд, начинать с изменения отношений к учителям, учителя же должны изменить отношение к своему здоровью. На вопрос «Хотят ли они заниматься физкультурой на базе школы?» 60 % ответили положительно, но реально никто не приступил к занятиям, ссылаясь при этом на свою чрезмерную занятость. В настоящее время много говорится о задачах здоровьесберегающего образования. Однако отсутствие существенных результатов, по-видимому, связано с тем, что многие проводники этой идеи относятся к своему здоровью без должной ответственности.
Можно услышать претензии, что школа делает акцент на развитии интеллекта, забывая о физическом развитии. Но анализ учебных планов не позволяет согласиться с подобного рода утверждениями. Физическое воспитание в школе, несомненно, присутствует, хотя потеря здоровья также остается вопиющим фактом. За это во многом ответственен учитель, ибо выработку необходимых навыков психогигиены и физической культуры необходимо начинать с себя. Если же он находится в постоянном стрессе, его физическая активность минимальна, он неизбежно передает свое состояние и детям. Задавленный проблемами, учебными планами и отчетами учитель вряд ли задумается над проблемой о том, как сделать ребенка счастливым. К сожалению, статистика детских самоубийств не может не удручать.
Между тем «Российская национальная стратегия действий в интересах детей» должна быть реализована. Заложенные в ней интересы и ценности призваны укреплять и учителя, и врачи, которые также нуждаются в защите и поддержке, основанной на понимании их смысложизненной миссии. Поэтому неформальное применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности определит новое качество образования, здоровья, жизни, а также понимание того, что здоровьесбережение не должно ограничиваться только сферой знания, но и активно внедряться в сферу деятельности.
Библиографическая ссылка
Курбатова А.С., Ягин В.В. ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24977 (дата обращения: 07.12.2024).