Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ВРАЧА В МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФЕССИИ

Заболотная С.Г. 1
1 ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет»
Статья затрагивает актуальную проблему ценностного самоопределения студента медицинского вуза в будущей профессии. Автор рассматривает ценностное самоопределение студента медицинского вуза в качестве важного механизма становления личностной зрелости будущего врача. Ценностное самоопределение личности будущего врача в медицинской профессии представляет сложный, многоэтапный процесс формирования студентом медицинского вуза профессионального сознания, его отношения к профессионально-трудовой сфере благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей. Данный процесс основан на присвоении личностью общечеловеческих и профессиональных ценностей, обусловливающих способность студента высшей медицинской школы проектировать свой жизненный путь, выстраивая профессиональную перспективу в деятельности по оказанию высококвалифицированной медицинской помощи, сохранению жизни и здоровья людей. Ценностное самоопределение как педагогическое явление – это процесс обретения личностью будущего специалиста в области медицины смысла и целей своей жизни, актуализации собственных ресурсов.
высшая медицинская школа
студент медицинского вуза
будущий врач
ценности
самоопределение
1. Гинзбург М.Р. Психологическое самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. – 1988. – № 2. – С. 19-26.
2. Заболотная С.Г. Самоопределение личности студента в медицинской профессии как составляющее образа профессионального будущего // European Social Science Journal. – Рига; Москва. – 2012. – № 8 (24). – С. 76-83.
3. Заболотная С.Г. Становление образа профессионального будущего у студентов медицинского вуза как педагогическое явление // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL:www.science-education.ru/123-18905 (дата обращения 12.12.15).
4. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей. – М.: Дом педагогики, 2009. – 318 с.
5. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1995. – 223 с.
6. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.

Одной из приоритетных задач социальной политики государства является улучшение здоровья, увеличение качества и продолжительности жизни граждан. Обеспечение качественного медицинского обслуживания является ключом к решению проблемы. При этом следует отметить, что краеугольным камнем служит реализация инновационного характера медицинского образования на основе тесной взаимосвязи академических знаний и практических умений и навыков оказания эффективной медицинской помощи, выбора и присвоения общечеловеческих и профессиональных ценностей. Социальные и профессиональные ценности становятся ориентирами для будущего врача, помогая найти ему смысловую основу реализации себя в медицинской профессии.

Важным механизмом становления личностной зрелости студента медицинского вуза, состоящей в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных и профессиональных отношений, является самоопределение личности. Потребность личности студента медицинского вуза в самоопределении свидетельствует о его стремлении занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре эмоциональных, информационных, профессиональных и прочих связей с другими людьми [2]. Этот процесс неизбежно связан с самопознанием и формированием своего отношения не только к окружающему миру, но и к себе, своим возможностям и способностям, что, в свою очередь, предполагает сознательное сопоставление своих возможностей и способностей с требованиями профессиональной деятельности [7].

Наиболее общая дефиниция самоопределения в педагогической науке заключается в рассмотрении данного феномена как способности к самостоятельному пониманию собственной жизни, осмыслению и регулированию жизнедеятельности в соответствии с ценностными ориентациями личности будущего врача.

По мнению М.Р. Гинзбурга, основой самоопределения личности выступает ценностно-смысловое самоопределение, т.е. определение себя относительно общекультурных человеческих ценностей для определения и обоснования жизненной позиции [1].

Согласно И.С. Кону, определение себя в мире, преломляющееся через «образ Я», – и есть самоопределение личности [6].

Самоопределение личности А.В. Кирьякова рассматривает как высший тип жизненного самоопределения, когда у человека есть все возможности стать хозяином всей своей жизни [4]. Личностное самоопределение заключается в формировании и постоянном развитии самобытного Образа Я, утверждении его среди окружающих людей. Определение человеком себя как личности в обществе, как раз и является личностным самоопределением, имеющим ценностно-смысловую природу, задающую ориентацию на будущее.

Профессиональное самоопределение, по сравнению с личностным, определяется специфическим предметом, условиями труда, особенностью межличностных производственных отношений и ответственности за выполняемую работу. Все эти проблемы объединяет понятие профессиональное самоопределение.

И.С. Кон рассматривает профессиональное самоопределение как комплекс профессиональных задач, предлагаемых обществом формирующейся личности, которые человек должен последовательно решать в течение определенного периода времени, формируя баланс между своими предпочтениями и склонностями, и потребностями существующей системы общественного разделения труда [6]. В процессе профессионального самоопределения имеет место развитие индивидуального стиля жизни, частью которого и является профессиональная деятельность. Важными факторами профессионального самоопределения, по мнению И.С. Кона, являются уровень информированности студента как о мире профессий в целом (о возможностях и требованиях каждой из них), так и о себе самом, своих способностях и интересах, а также уровне своих притязаний [6].

Е.А. Климов считает, что суть профессионального самоопределения заключается в формировании системного знания о профессиональном мире, формировании и развитии положений профессиональной направленности, а также практических умений и навыков общественно-полезной деятельности. Е.А. Климов, выделяя в профессиональном самоопределении личности студента два взаимосвязанных уровня, гностический и практический, трактует его как процесс постепенного приобщения к профессиональной группе и развития человека как субъекта труда [5].

А.В. Кирьякова рассматривает профессиональное самоопределение как возможность, готовность и способность студента высшей школы строить свою профессиональную жизнь в соответствии с индивидуальностью собственной личности и как способ взаимодействия личности и общества [4].

Мы, в свою очередь, полагаем, что профессиональное самоопределение студента медицинского вуза представляет собой не только выбор конкретной профессии, но и выбор всей собственной линии жизни, направленной на борьбу за здоровье людей. Профессиональное самоопределение, по нашему мнению, является творческим процессом развития личности будущего врача, включающим интерес, способности и профессионально-значимые качества личности, эмоциональные установки и мотивы, ценностные отношения и ориентации, преломляющиеся через Образ Я [3].

В структуре личности будущего врача система ценностных ориентаций образует высший уровень предрасположенности к определенному восприятию условий жизни и поведению в долгосрочной перспективе. Поскольку профессия врача непосредственно связана с такими ценностями, как «человек», «жизнь» и «здоровье», то в ситуации ценностного самоопределения личность опирается на систему сложившихся у нее ценностных ориентаций. Система жизненных ценностей личности (смысл и личностно-значимые жизненные цели); значимость профессиональной деятельности как ценности в иерархии жизненных целей личности; содержание самих профессиональных ценностей (цели, которые человек хочет достичь в своей профессиональной деятельности и средства их достижения) выступают в качестве составляющих ценностного самоопределения личности в медицинской профессии. Автор статьи считает необходимым отметить внешние и внутренние условия ценностного самоопределения студента медицинского вуза в профессии.

К внешним условиям ценностного самоопределения относится объективная социально-экономическая ситуация, в которой происходит становление профессионального самосознания и которая отражается в общественном и индивидуальном сознании в таких аспектах, как:

- востребованность профессии;

- престиж профессии, мотивирующий выбор профессии в том числе;

- содержательные особенности профессиональной деятельности.

Внутренние (психологические) условия ценностного самоопределения подразумевают не только процесс развития самой личности, но и систему ее ценностных ориентаций и мотивов. Сочетание внутренних и внешних условий приводит к качественным изменениям личности студента медицинского вуза. Это происходит благодаря становлению целостного и ценностного представления личности будущего врача об окружающем мире и осмыслению своего места и своей роли в нем. На всем протяжении жизни человека перед ним постоянно возникают проблемы, касающиеся выбора жизненных ориентиров, определения ценностного отношения к миру профессии, рефлексии профессиональных достижений, осознания целей и смыслов при проекции своего профессионального будущего в области медицины.

Следовательно, ценностное самоопределение соотносится с процессом выбора будущим врачом собственной позиции, формированием самосознания, порождающего потребность познать себя как личность, отличную от других людей, определением собственного «Я». В процессе приобретения социального и профессионального опыта ценностные представления личности будущего врача о себе пополняются, конкретизируются, уточняются и перестраиваются. Они являются основой для саморегуляции поведения, самовоспитания, рефлексии, планирования деятельности по сохранению жизни и здоровья людей с учетом собственных возможностей.

Автор статьи полагает, что ценностное самоопределение будущего врача в медицинской профессии представляет собой процесс формирования личностью профессионального сознания, ее отношения к профессионально-трудовой сфере, достигаемых благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, охватывающих весь жизненный и трудовой путь человека при его восхождении к ценностям культуры, науки и профессии.

Опытно-экспериментальная работа дает нам возможность выделить несколько уровней в процессе ценностного самоопределения личности будущего врача в период обучения в высшей медицинской школе:

  1.  Уровень приспособления (адаптации):
  • к новым жизненным, социокультурным и профессиональным реалиям;
  • организация учебно-профессиональной деятельности;
  • нахождение и реализация способов решения жизненных и профессиональных проблем.
  1. Уровень освоения профессиональных знаний, формирования практических умений и навыков по оказанию медицинской помощи:
  • овладение ценностями профессиональной деятельности;
  • формирование и развитие потребности в профессиональной реализации;
  • формирование и развитие построения проекции жизненного пути.
  1. Уровень принятия личностного смысла профессиональной деятельности в области медицины:
  • поиск индивидуального стиля профессиональной деятельности по профилактике и лечению заболеваний;
  • готовность к решению профессиональных теоретических и практических проблем;
  • выработка соответствующего коммуникативного поведения будущего специалиста в области медицины в процессе профессиональной деятельности.
  1. Креативный уровень:
  • усиление роли медико-биологических и клинических знаний, практических умений и навыков в личностном, жизненном и профессиональном плане;
  • осуществление необходимой коррекции на основе рефлексии профессиональной деятельности;
  • становление собственного индивидуального стиля профессиональной деятельности по сохранению жизни и здоровья людей;
  • полная готовность к профессиональной деятельности в области медицины.

Опросник, предложенный студентам медицинского вуза для изучения особенностей ценностного самоопределения, показал, что среди факторов, повлиявших на выбор медицинской профессии, 70,3 % отмечают стремление приносить пользу людям; 62,2 % выделяют семью; 71,9 % – знакомство с врачами; 31,3 % – жизненные ситуации. Из ответов студентов медицинского вуза становится очевидно, что при выборе будущей профессии в области медицины доминируют общечеловеческие ценности, признание общественной значимости деятельности по оказанию эффективной медицинской помощи. Правильный выбор будущей профессии в сфере медицины позволяет студенту быстрее «определить себя» в социо-профессиональном мире, легче адаптироваться к профессионально ориентированной среде высшей медицинской школы, выбирая и присваивая профессиональные ценности. Для успешного и эффективного осуществления своей профессиональной деятельности в будущем студенты медицинского вуза отмечают наличие и необходимость развития в себе следующих качеств (согласно ранжированному списку): готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь; милосердие; терпение и выдержанность; доброжелательность; сопереживание; бескорыстность; ответственность; аккуратность; тактичность; оперативность; внимательность.

Содержательной основой работы, направленной на достижение глубокого ценностного самоопределения студентов медицинского вуза в профессии, стало комплексное учебное, практико-ориентированное сопровождение, способствующее конкретизации ценностных представлений студентов высшей медицинской школы о своем профессиональном будущем и деятельности по сохранению жизни и здоровья людей. Ценностные отношения будущего врача, формируемые в процессе обучения в медицинском вузе, ориентированы на социально и профессионально значимые ценности. Именно они составляют необходимый ценностный компонент развития личности будущего врача.

В недрах образовательного пространства высшей медицинской школы Оренбургской области создается фундаментальная научно-практическая основа подготовки нравственно зрелой, профессионально грамотной личности будущего врача. Совокупность технологических приемов и педагогических условий профессиональной подготовки нацелена на развитие позитивных убеждений в правильности выбора профессии и необходимости получения широкого спектра медико-биологических и клинических знаний; совершенствование практических умений и навыков по оказанию эффективной медицинской помощи; формирование у будущих врачей чувства сопричастности к медицинскому сообществу и ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности. Сочетание учебной и профессиональной деятельности при подготовке будущего врача достигалось посредством внедрения в образовательный процесс высшей медицинской школы симуляционных технологий, привлечения студентов к участию в волонтерском движении, реализации поэтапного участия будущих врачей в перспективных научных медицинских исследованиях. Работа студентов в профессионально ориентированном образовательном пространстве способствует соединению теории с практикой. Данная деятельность направлена на расширение ценностного потенциала студентов, активизацию и углубление медико-биологических и клинических знаний, совершенствование практических умений и навыков при решении профессиональных задач, развитие творческих способностей будущих врачей, становление рефлексивных умений при анализе собственной учебно-профессиональной деятельности. По результатам проведенного опроса и самоанализа студентов медицинского вуза применение на занятиях симуляционных технологий, работа студентов в добровольческих организациях, участие в работе студенческого научного общества способствуют расширению общего и профессионального кругозора будущих врачей, развитию позитивных убеждений в правильности выбора профессии, необходимости дальнейшего получения медико-биологических и клинических знаний, совершенствованию практических умений и навыков оказания эффективной медицинской помощи. Студентами (участниками опроса) отмечается высокая результативность собственной деятельности, что побуждает будущих врачей доводить начатое дело до конца, преобразуя свои ожидания в реальные успехи. 84,3 % обращают внимание на развитие профессиональной самостоятельности; 75,6 % – познавательного интереса; 67,5 % – творческой инициативы при решении профессиональных задач; 89,1 % – социальной ответственности за жизнь и здоровье человека.

Следовательно, ценностное самоопределение личности будущего врача в медицинской профессии представляет собой сложный по содержанию, многоэтапный процесс развития личности как субъекта трудовой деятельности. Ценностное самоопределение как процесс представляет отражение восхождения будущего врача к личностным и профессиональным ценностям; как результат оно находит свое выражение в формировании такого системно-личностного образования, которое обусловливает способность личности будущего врача проектировать перспективу собственной жизни, выполнять осознанный и ответственный выбор ценностей и целей деятельности. Ценностное самоопределение не заканчивается и не ограничивается завершением профессиональной подготовки по избранной профессии, оно охватывает весь жизненный и трудовой путь человека.

Таким образом, ценностное самоопределение будущего врача в медицинской профессии представляет собой педагогически управляемый процесс ответственного выбора и присвоения студентами медицинского вуза общечеловеческих и профессиональных ценностей, которые, в свою очередь, обусловливают способность личности проектировать свой жизненный путь, выстраивая жизненную перспективу в деятельности по оказанию высокоэффективной и качественной медицинской помощи. Ценностное самоопределение студента медицинского вуза в будущей профессии – это педагогическое явление обретения личностью будущего врача смысла и целей жизни на основе осмысления своего места в профессиональном мире. Оно происходит за счет обогащения ценностных представлений студента о медицинской профессии, сути врачебной деятельности, направленной на сохранение жизни и здоровья людей, осознания присвоенных профессиональных ценностей личностно-значимыми и необходимыми для профессионального развития, аккумулирования медико-биологических и клинических знаний, совершенствования практических умений и навыков по оказанию эффективной медицинской помощи, а также рефлексии собственной деятельности.


Библиографическая ссылка

Заболотная С.Г. ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ВРАЧА В МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФЕССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24971 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674