В последние десятилетия заболеваемость населения Российской Федерации постоянно растет, что связано, с одной стороны, с ростом доли пожилого населения и с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, с другой - с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний [6; 9].
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни [1; 5; 9].
В рамках формирования здорового образа жизни сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации возможно лишь при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества путем создания у населения экономической и социокультурной мотивации быть здоровым и обеспечения государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни [4; 8; 9].
Несмотря на проводимые государственные меры, отток высококвалифицированных кадров остаётся высоким, что затрудняет быстрое и качественное внедрение инновационных технологий в здравоохранение Приморского края, приоритет профилактических мер до сих пор не стоит во главе угла, т.к. медицина вынуждена в первую очередь решать вопросы неотложной помощи и помощи больным людям всех возрастных групп, как диагностические, так и терапевтические [2; 5; 6; 9]. Однако значительно повысить уровень здоровья населения можно только широко внедрив меры всех уровней профилактики, начиная от отдельного индивидуума и заканчивая регионом и страной в целом. При этом выделять отдельные возрастные группы, делая их приоритетными, всё равно что латать дыры на старом платье – образуются новые.
Дети составляют тот резерв страны, который в недалеком будущем станет определять ее благополучие, уровень экономического и духовного развития, состояние культуры и науки. Поэтому проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья детей в настоящее время рассматривается как фактор национальной безопасности и стратегической цели отечественного здравоохранения [1; 2; 5; 7; 9].
По данным Министерства здравоохранения России, более половины школьников – 53% - имеют ослабленное здоровье [2; 5; 7]. Наиболее существенное негативное влияние на показатели здоровья детей и подростков оказывают: прогрессирующий рост хронических форм соматической патологии, аллергических заболеваний, повышение частоты нервно-психических болезней, ухудшение состояния репродуктивной сферы, снижение физической активности, ухудшение качества питания, увеличение количества курящих и употребляющих алкогольные напитки подростков. При этом большая часть хронической патологии приобретается за время обучения в школе, особенно в первые годы, в том числе из-за чрезмерной интенсивности образовательного процесса: перегрузка учебного дня и учебной недели, повышенный объем домашних заданий и дополнительных занятий; несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса, недостаточное внимание к двигательной активности школьника. В дополнение к выше перечисленному культура бережного отношения к своему здоровью, умение и желание заботиться о нем у большинства школьников, включая выпускников, остаются на очень низком уровне [2; 4; 7; 9]. Сложившаяся ситуация требует поиска и внедрения эффективных здоровьесберегающих технологий для детей и подростков.
В рамках вышеизложенного очевидно, что система формирования здоровья детей и подростков не может строиться без других возрастных групп, поскольку взаимосвязь между уровнем здоровья и, что очень важно, традиционных подходов к здоровью в семье и обществе тесно взаимосвязаны. Рассматривать здоровье отдельно взятого индивидуума вне семьи и социума с целью планирования мер профилактики является непродуктивным, так как невозможно сохранять, повышать и совершенствовать эффективно здоровье каждого без тесной взаимосвязи всех участников процесса жизнедеятельности человека.
Цель исследования
Разработать систему формирования здоровья детей и подростков в процессе их роста и развития.
Материал и методы
Исследование проведено в два этапа в рамках федеральной целевой программы «Региональные факторы и состояние здоровья детского населения Приморского края».
На первом этапе обследовано 626 детей и подростков Приморского края в возрасте от 4 до 17 лет, представленных тремя возрастными группами. Группу дошкольников составили 226 детей в возрасте от 4 до 6 лет, детей младшего и среднего школьного возраста (пятиклассников) – 224 человека, старшеклассников – 176 подростков. Проведена комплексная оценка здоровья (КОЗ) в каждой возрастной группе. Группу здоровья устанавливали в соответствии с приказами № 621 и N 1346н МЗ РФ [3]. На основании КОЗ все дети и подростки были разделены на три группы здоровья.
Очевидно, что здоровье подростка зависит от состояния здоровья дошкольника, дошкольника – от ребёнка раннего возраста и новорожденного, новорожденного – от состояния родителей, здоровье которых определяется потенциалом, полученным от их родителей, и особенностями пубертатного периода.
На втором этапе исследования, для более полного развития генетического и интеллектуального потенциала младенца через создание активной социокультурной среды в дородовый период, первой группой наблюдения нами выбрана семья, ожидающая ребенка, что способствует становлению контактов ребенок – мать - отец, интранатальному оздоровлению и развитию (54 семьи). Вторая группа – дети грудного возраста (60 человек), третья – дошкольники (126 человек), четвертая – младшие школьники и дети среднего школьного возраста (124 человек), пятая группа – подростки (123 человека). В результате - это непрерывная цепочка сохранения и развития здоровья человека: семья – новорождённый - дошкольник – школьник – подросток – семья. Исследования проведены в детских дошкольных учреждениях и школах г. Владивостока и Приморского края, в Центре культуры семьи «Планета детей». Для анализа эффективности разработанных нами воспитательных и оздоровительных мероприятий (по программе) в каждой группе наблюдения выделены основная (занимались по программе – ОГ) и контрольная (не занимались – КГ) подгруппы.
Статистическая обработка показателей комплексной оценки здоровья проводилась на ЭВМ IВМ (XТ) с использованием статистического пакета SAS. В итоге были получены основные статистические характеристики: для каждой группы – средние величины признаков (М) и относительные величины (Р), ошибки средних (±mМ) и относительных (±mР%) величин. На основе доверительного коэффициента t, используя число степеней свободы или число наблюдений, по таблицам Стьюдента-Фишера определяли коэффициент вероятности ошибки (достоверность) (Р) между двумя средними и относительными величинами. Степень вероятности безошибочного прогноза (р) соответствовала 95%, при критерии Стъюдента (t), равном 2 (Р< 0,05), р = 99% - (Р<0,01, t =2,7), р = 99,9% (Р<0,001, t=3).
Результаты исследования и их обсуждение
Первый этап исследования выявил следующее:
- низкий уровень физического развития – антропометрических и физиометрических параметров детей и подростков Приморского края;
- ухудшение уровня здоровья подростков по сравнению с дошкольниками;
- высокую частоту и неуклонный рост общей заболеваемости детей и подростков Приморья с теми же приоритетами, что и в России – болезни органов дыхания;
- большую долю детей из группы часто и длительно болеющих;
- высокую частоту факторов риска (курение, употребление алкоголя, нерациональное питание, стрессовые ситуации в семье) у детей и особенно подростков;
- неблагоприятное влияние эколого-географических параметров Приморья на здоровье детского населения Приморского края;
- высокий риск аддиктивных форм поведения подростков.
Результаты первого этапа исследования представлены в другом периодическом издании.
Для изменения сложившейся неблагоприятной ситуации на основании данных проведенного исследования нами предложена программа профилактики с акцентом на наиболее значимые факторы, формирующие и определяющие группу здоровья, с использованием инновационных и традиционных методов сохранения и развития здоровья детей определённой возрастной группы (программа воспитательных и оздоровительных мероприятий).
Для беременных эффективной профилактикой осложнений беременности и родов является широкое внедрение таких инновационных методов, как «Сонатал», занятия по методу «Биологической обратной связи», психопрофилактика, специальные упражнения в бассейне, дыхательная гимнастика, элементы йоги. Обязательно вовлечение всех членов семьи в процесс родительства во время беременности, а ещё лучше – на стадии «формирования образа» будущего малыша.
Для новорождённых и детей раннего возраста эффективны «Интоника», игровые методы оздоровления с элементами дыхательной гимнастики, занятия творчеством. Необходимо дифференцированно и с большой осторожностью, строго индивидуально подходить к вопросам раннего обучения.
На этапе дошкольного возраста (и в семье, и в коллективе) назначался комплекс физических упражнений с обязательным включением дыхательной гимнастики, точечного массажа, закаливания, особенно направленный на профилактику острых респираторных заболеваний с учетом разработанного ранее Храмцовым П.И. и соавт. «Календаря здоровья» [8].
В школьном возрасте возрастает частота заболеваний желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательной системы, нарушений зрения. Это определило включение в систему мер профилактики упражнений для глаз, направленных на профилактику нарушений осанки, а также отлаженную систему питания в школе и дома, обязательный контроль режимных мероприятий для исключения школьной перегрузки. С подростками проводились комплексные мероприятия по профилактике курения, алкоголизма, наркомании, образовательные программы по оптимальному формированию репродуктивной культуры. Наиболее эффективными были интерактивные программы с использованием общения с ровесниками – работа волонтёрского корпуса, причём акцент был сделан не на борьбу «против», а на помощь найти правильное направление (или «куда идти») - формирование спортивных и творческих коллективов по интересам, доступных для всех слоёв населения.
Оценка эффективности оздоровительных мероприятий (пилотные исследования) во всех группах показала позитивные тенденции.
В первой основной группе (семья, ожидающая ребенка) увеличилось количество физиологически протекающих беременностей, значительно реже встречались осложнения течения беременности по сравнению с подгруппой контроля – 38% против 90% соответственно.
В грудном возрасте (вторая группа наблюдения) среди детей, занимавшихся по программе, значительно реже отмечались острые респираторные заболевания (50% против 75% детей в основной и контрольной группах соответственно) и кишечные дисфункции (0% и 20% соответственно). При оценке нервно-психического развития в основной группе детей отмечено более раннее, по сравнению с контрольной, появление двигательных и речевых навыков. Повороты со спины на живот и время начала сидения в ОГ опережают КГ на 1 мес. (3,9±0,2 мес. против 4,9±0,1 мес. и 5,1±0,1 мес. против 6,1±0,25 мес. соответственно). Дети ОГ на 1,7 месяца раньше КГ начали самостоятельно стоять и ходить (9,1±0,2 мес. против 10,8±0,1 мес. и 10,5±1,1 мес. против 12,2±0,8 мес. соответственно). Речевые навыки: короткие цепочки лепета в ОГ на 2,3 мес. раньше по сравнению с КГ (2,5±0,1 мес. против 4,8±0,1 мес.), первое произношение «ма-ма» и «па-па» на 2,9 мес. раньше (3,7±0,9 мес. против 6,6±0,2 мес.), произносит слова «мама» и «папа» раньше на 1 мес. (6,7±0,2 мес. против 7,7±0,2 мес.), понимание слова «нельзя» раньше на 1,8 мес. (6,7±0,1 мес. против 8,5±0,1 мес.).
В других группах (3, 4, 5) указанные мероприятия также способствовали сохранению и улучшению состояние здоровья наблюдаемых детей: уменьшилась частота острых респираторных заболеваний, улучшились острота зрения, состояние опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, когнитивные функции.
Заключение
В исследовании доказана состоятельность концепции сохранения, формирования и развития здоровья ребенка на каждом этапе его жизни, начиная с момента зачатия, в цепочке: подросток – семья, ожидающая ребёнка – грудной ребёнок – дошкольник – школьник (подросток).
Наиболее эффективным, на наш взгляд, является непрерывно взаимосвязанный подход с привлечением всех звеньев как в возрастном аспекте, так и в профессиональном. Это - непосредственно человек (ребёнок, подросток, взрослый), семья, социальные группы различных уровней – референтная группа, группа ДДУ, класс среднего учебного заведения, группа в среднем профессиональном и высшем учебном заведении и другие коллективы. Стереотипы образа жизни в семье и среди окружающих (питание, физическая культура, рисковые факторы, в т.ч. вредные привычки), психологический комфорт в коллективе, возможности профессиональной и творческой реализации личности – основные факторы, определяющие, на наш взгляд, уровень здоровья человека.
Система формирования здоровья у детей и подростков включает в себя согласованную работу органов здравоохранения, образования, средств массовой информации и других структур по пропаганде здорового образа жизни и внедрению разработанной программы на всех её этапах.
Наши исследования и их результаты отвечают целям и задачам развития здравоохранения России до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2511-p «Концепции развития здравоохранения до 2020 года»).
Целями развития здравоохранения до 2020 года являются в том числе:
- снижение показателя младенческой смертности до 7,5 на 1000 родившихся живыми (на 20% по отношению к 2007 г.);
- снижение показателя материнской смертности на 100 000 родившихся живыми до 18,6 (на 15,7% по отношению к 2007 г.);
- формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения.
Задачами развития здравоохранения до 2020 года являются в том числе:
- создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни;
- развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении.
Для формирования здорового образа жизни необходимо внедрение системы государственных и общественных мер:
- совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания населения, особенно детей, подростков, молодежи, через средства массовой информации и обязательное внедрение соответствующих образовательных программ в учреждения дошкольного, среднего и высшего образования. В рамках указанного направления необходимо осуществлять обучение гигиеническим навыкам по соблюдению правил гигиены труда, режима труда (в том числе учебы) и отдыха, режима и структуры питания, своевременного обращения за медицинской помощью и иных норм поведения, поддерживающих здоровье;
- организация эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и др.), включающей просвещение и информирование населения о последствиях употребления табака и злоупотребления алкоголем, защита некурящих от воздействия табачного дыма, ограничение употребления алкоголя в общественных местах;
- создание системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях, в первую очередь, посредством популяризации уклада и стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья граждан Российской Федерации, формирования моды на здоровье, особенно среди подрастающего поколения; внедрение системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых граждан; ведение разъяснительной работы о важности и необходимости регулярной профилактики и диспансеризации граждан;
- создание системы мотивирования работодателей к участию в охране здоровья работников посредством установления льгот по страховым взносам на обязательное медицинское и социальное страхование, стимулирования работающих коллективов к ведению здорового образа жизни;
- профилактика реализации факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальное давление, неправильное питание, гиподинамия и т.д.);
- организация системы мотивирования руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.
При организации системы формирования здорового образа жизни должны будут решены следующие задачи:
- проведение прикладных научных и эпидемиологических исследований по обоснованию совершенствования законодательства и методической базы;
- обеспечение межведомственного сотрудничества и функционирования координационного механизма (включая организацию деятельности федерального ресурсного центра);
- разработка современных подходов и обеспечение условий для обучения специалистов, совершенствование учебных программ, развитие инфраструктуры федеральных научных, образовательных учреждений;
- организация и развитие медико-профилактической помощи путем внедрения современных медико-профилактических технологий;
- организационно-методическое обеспечение деятельности региональных профилактических организаций (центров медицинской профилактики), а также учреждений первичной медико-санитарной помощи;
- организация вертикали взаимодействия между центрами медицинской профилактики и кабинетами профилактики в первичном звене;
- организация школ здоровья по основным факторам риска;
- развитие условий для ведения здорового образа жизни, включая обеспечение мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека требованиям действующего законодательства.
Библиографическая ссылка
Лучанинова В.Н., Цветкова М.М., Мостовая И.Д. О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24969 (дата обращения: 03.11.2024).