Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

Лопатина А.Б. 1
1 ГОУ ВПО Пермский национальный исследовательский политехнический университет
В данной статье освещены вопросы внедрения новых технологий в обучение врачей общей практики и повышение качества их обучения. Внедрение методов дистанционного обучения является новым способом донесения информации до врачей общей практики, что способствует становлению новых навыков. Навыки обращения с компьютером и разнообразными компьютерными программы важны для современного врача, поскольку по роду своей деятельности ему постоянно приходится сталкиваться с разнообразным компьютерным обеспечением. Тренировка навыков приема и передачи информации посредством компьютерных технологий является необходимым условием работы и деятельности современного доктора. Врач общей практики постоянно работает с электронными системами учета, контроля, документооборота и оформления различных видов отчетности. Поэтому для обучения и повышения квалификации врачам общей практики необходимо освоение новой информации путем электронного обучения. В работе рассмотрены достоинства и недостатки системы дистанционного компьютерного обучения врачей общей практики в момент прохождения обучения, переобучения или повышения квалификации.
методика обучения
повышение квалификации
дистанционное обучение
1. Государственный образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040110 - общая врачебная практика (семейная медицина) // Практическое руководство для врачей общей (семейной) практики / под ред. акад. РАМН И.Н. Денисова. – М., 2001. – С. 10-144.
2. Герасимович Е.Е. Междисциплинарная интеграция в современной системе Российского образования / Сб. мат-лов VI окр. конф. молодых ученых «Наука и инновации XXI века». – Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. – С. 335-336.
3. Исмакаева А.А. Понятие интеграции и его эволюционирование в педагогике. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2002. – В. 2. – Ч. 1. – С. 39-43.
4. Колбасников С.В., Белова Н.О., Кононова А.Г., Авакова В.Э. Организация службы общей врачебной практики и подготовки врачей общей практики (семейных врачей) в Тверской области // Вестник семейной медицины. – 2008. – № 7. – С. 112-113.
5. Кусякова Р.Ф., Лопатина А.Б. Организационно-педагогические основы повышения качества обучения преподавателей высших учебных заведений // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24286.
6. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
7. Лопатина А.Б. Роль препаратов клиники «LENOM» (Израиль) производства фирмы «DR.NONA» в методике обучения государственных служащих // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12, ч. 10. – С.1836–1839.
8. Прокопьев М.Н. Роль междисциплинарной интеграции в повышении качества подготовки врача общей практики // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 9. – С. 91-92.

Внедрение новых технологий в обучение, переобучение или повышение квалификации врачей общей практики является сложной задачей. Поскольку происходит усовершенствование системы образования, которая касается и факультетов переподготовки кадров и повышения квалификации, то необходимо оперативно реагировать на изменения тенденций современности [4]. Внедрение дистанционного обучения в обучение врачей общей практики является непростой задачей, поскольку необходимо, помимо освоения большого количества информации, совершенствовать и практические навыки, преподавание которых совершенно не представляется возможным в условиях дистанционного обучения [8].

Целью данной работы является описание вопросов внедрения дистанционного обучения в обучение врачей общей практики и описание всех достоинств и недостатков данного метода.

Обучение взрослых людей всегда было непростой задачей, стоящей перед педагогами кафедр повышения квалификации и институтов переобучения. Особое внимание вызывает на себя проблема обучения специалистов, к моменту обучения уже имеющих богатый опыт, как теоретический, так и научно-практический.

Предыдущими работами показано, что у взрослых специалистов, перед которыми встает необходимость в переобучении или повышении квалификации, прежде всего, эта деятельность вызывает отторжение и стресс, нежели желание к обучению [5, 7].

Ситуация осложняется еще и тем, что у данной категории лиц отмечается физиологическое возрастное снижение когнитивных функций. Снижение когнитивных функций, опора на прошлый опыт, ухудшение восприятия, запоминания новой информации ведут к плохому усвоению информации обучающимися во время занятий по программам повышения квалификации. Существуют дополнительные проблемы, которые осложняют педагогический процесс: сниженная мотивация присутствия обучающихся как на курсах подготовки и переподготовки, так и на курсах повышения квалификации. Физиологическое снижение когнитивных функций у лиц старшего возраста [6] необходимо учитывать при составлении программ их обучения или вводить новые средства и способы, повышающие интеллектуальные способности или мотивацию к обучению, для реализации всего учебного плана, что является актуальной задачей. Основой, при введении этих новшеств в учебный процесс, является деликатность и соблюдение профессиональной этики, а также позитивное восприятие аудиторией обучаемых всех средств и способов, внедряемых преподавателями. Ограничивающим фактором является также и необходимость сдавать выпускной квалификационный экзамен по окончании обучения, что повышает уровень стресса [1]. Поиск новых средств и способов, оптимизирующих методологию обучения и переобучения специалистов высокого уровня, коими несомненно считаются врачи общей практики, является актуальной задачей.

Врач – это такой специалист, который обучается всю свою жизнь. Способность к обучению, пожалуй, чуть не ли не единственная обязательная профессиональная компетенция специалиста в этой области. Чем более широкий профиль врача, тем более способен он должен быть к обучению. И максимально развито это качество должно быть среди врачей общей практики. Безусловно, у преподавателей, обучающих врачей общей практики, такие способности, как не только способность к обучению, запоминанию, концентрации на данном конкретном действии, но и способность к преподаванию, должна быть не только природно обусловленной, но и развитой в процессе профессиональной педагогической деятельности.

Когнитивные функции преподавателя должны превосходить таковые тех врачей общей практики, которым он преподает. Поэтому, для эффективности обучения таких специалистов столь широкого профиля, как врачи общей практики, должны отбираться специально подобранные высокопрофессиональные кадры, имеющие и широту взглядов, и глубину знаний, и талант к преподаванию, донесению информации.

Обучение врача общей практики является сложной и актуальной задачей в современном обществе, стремящимся, с одной стороны, возродить устои и традиции земской медицины, а с другой стороны, привести к минимизации затраты государства на социальную сферу. Что из этих двух пунктов становится приоритетом, затрудняются ответить, как сами руководители, так и сами специалисты. Обучение врача общей практики становится тем более трудной задачей, чем более узкая специализация у конкретного специалиста является исходной. Как правило, молодые специалисты после окончания высшего учебного заведения стремятся занять позицию максимального профессионального роста в какой-то конкретной области деятельности, с учетом как своих личных интересов и перспектив, так и с учетом перспектив развития данной отрасли науки и техники, что позволяет молодому специалисту сформировать свой профессиональный опыт на долгие годы вперед. Зачастую выбор сферы деятельности для своего дальнейшего совершенствования, специалист делает под влиянием преподавателя, на которого хочется равняться в профессиональном и личностном плане, и который зачастую становится не просто преподавателем, а учителем.

После полного освоения выбранной узкой специализации и получению достаточного практического опыта, когнитивные функции данного специалиста, как правило, имеют стремление к развитию и освоению большего числа практик. Зачастую встречаются ситуации, в которых такой специалист проявляет себя как разносторонне развитый и подкованный как в теоретическом, так и в других аспектах, практик. Это заставляет его задумываться о расширении своих возможностей, как теоретических, так и практических. Поскольку в настоящее время любая профессиональная деятельность любого специалиста строго регламентируется, в том числе и документально, то актуальным становится вопрос о переобучении и повышении квалификации данного специалиста, что удовлетворяет требованиям к обучению врачей общей практики [3].

Ситуация осложняется тем, что, как правило, данным специалистам, помимо широты взглядов и богатого практического опыта, тяжело проходить переобучение и восприятие новой информации в силу возраста и снижения когнитивных функций.

Поэтому на первый план выходит роль преподавателя, обязанности которого складываются не только из донесения информации по заданному учебному плану, но и необходимость преподнести эту информацию в таком доступном для данного обучаемого виде и такими способами, которые были и понятны и имели высокое научно-практическое значение [2]. Безусловно, что помимо владения всем учебным материалом, преподаватель должен иметь и богатый практический опыт и безотрывную от практической научную деятельность. Сложности в обучении врачей общей практики могут проявиться еще и в разногласиях между преподавателем и обучаемым, основанным на:

  1. Разнице позиций научных школ.
  2. Разнице практического опыта, который заключается в том, что практический опыт обучаемого в данной конкретной области может быть богаче, чем практический опыт преподавателя.
  3. Разнице практического опыта, который заключается в том, что на одну и ту же ситуацию у обучаемого и преподавателя могут быть разнополярные взгляды, подтвержденные успешным практическим опытом как с одной, так и с другой стороны.
  4. Неоднозначность мнений даже среди авторитетов на одну и ту же ситуацию, которая может возникнуть и часто имеет место быть как в практике и обучаемого, так и в практике преподавателя.
  5. Часто меняющиеся в последнее время как позиции теоретиков, так и тенденциозность суждений официальных источников и управляющего аппарата.
  6. Личная неприязнь обучаемого и преподавателя друг к другу.
  7. Несоблюдение этических норм в течение всего педагогического процесса.
  8. Несоответствие теоретических и научно-практических взглядов преподавателя и обучаемого в силу большой разницы в возрасте, как в ту, так и в другую сторону.
  9. Высокая компьютеризация самого процесса обучения.
  10. Невозможность освоить в полной мере всю сложность и быстроту реакции высоко компьютеризированного процесса обучения возрастной категорией курсантов.
  11. Отсутствие четкой методологии преподавания отдельных дисциплин данной категории обучающихся в силу относительно недавней практики преподавания отдельных дисциплин данной категории обучающихся.
  12. Невозможности в полной мере освоить и применять на практике новейшие разработки и технические новинки и освоить их использование во время обучения.

Согласно Государственному образовательному стандарту [1] врач общей практики (семейный врач) обязан уметь оказывать квалифицированную терапевтическую помощь взрослым и детям при распространенных заболеваниях внутренних органов и первую врачебную помощь при смежных заболеваниях и неотложных состояниях, а также владеть методами формирования здорового образа жизни семьи и проводить среди населения оздоровительные, профилактические, лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия в амбулаторно-поликлинических условиях и на дому. На последипломном обучении по этой специальности врач должен приобрести знания, умения и практические навыки для самостоятельного выполнения диагностических, лечебных и профилактических мероприятий при лечении хирургических болезней, болезней женских половых органов и молочной железы, инфекционных болезней, туберкулеза, заболеваний нервной системы, психических заболеваний, кожных и венерических болезней, болезней уха, горла, носа, глазных болезней, профессиональных, стоматологических, аллергических и генетических заболеваний. В этой связи показателен, в частности, анализ работы семейных врачей (на примере Тверской области), выявивший, что 94 % из них оказывали помощь по офтальмологии, 97 % – по отоларингологии, 89 % – по инфекционным болезням, 86 % – по заболеваниям нервной системы, 82 % – по хирургии, 54 % – по дерматологии и 21 % – по онкологической патологии [4]. Это указывает, во-первых, на то, что первичная медико-санитарная помощь играет ведущую роль в формировании уровня эффективности практического здравоохранения и, во-вторых, что на врачей общей практики ложится большая ответственность за принятие решений в условиях диагностической неопределенности.

Задачи, возложенные на врача общей практики, предполагают высокую степень его профессиональной грамотности, способности нестандартного мышления, корректности и взаимопонимания с пациентами, дисциплинированности, мотивации к самосовершенствованию и, в отличие от врачей узкой специализации, высокой эрудированности в различных областях медицины. Поэтому процесс подготовки специалистов данной профессиональной направленности диктует применение широкого спектра современных инновационных педагогических технологий, усовершенствованных и адаптированных к сегодняшним требованиям общепринятых традиционных педагогических методов и приемов организации учебного процесса на основе междисциплинарной интеграции [2].

Приоритетные темы обучения специалистов высокого класса, в обязательном порядке, должны быть краеугольным камнем в работе всех вузов и факультетов переподготовки кадров. Современные тенденции таковы, что требования к специалисту, качеству его обучения и количеству практических навыков, которыми он должен владеть, настолько высоки, а цена ошибки настолько велика, что меры противодействия достаточно суровы. И в первую очередь этим должны заниматься научные центры, аккумулируя потенциал молодых специалистов, то есть студентов и аспирантов, сочетая такую работу с уже накопленным опытом преподавательского состава [3]. При этом очень важно, поставив самые общие задачи перед авторским коллективом, не ставить его в жёсткие рамки, ограничивающие свободу творческой мысли. Очевидным примером является обучение врачей общей практики. Ограничивать возможности рабочей группы может только материальная база учебного заведения.

Для использования в медицине, в частности, как в инвазивных специальностях, так и в неинвазивных сферах, зачастую внедряются, используются инновационные методики и нанотехнологии, обучение применению которых также является, с одной стороны, обязательной и четко структурированной программой, а с другой стороны – творческим процессом. Творческий процесс, однако, является одной из непреложных составляющих процесса обучения, который, с одной стороны, нельзя подавлять, а с другой стороны, невозможно регламентировать. Таким образом, можно констатировать тот факт, что свобода творческого поиска способна позволить довольно успешно выполнить поставленные обобщённые цели и задачи, так как в данном случае нет элементов заорганизованности и навязывания каких-то стереотипов. То есть для творческого поиска были созданы достаточно эффективные условия, позволяющие самостоятельно искать ключевые тенденции и вопросы.

Важным этапом по усовершенствованию процесса повышения квалификации врачей общей практики, улучшению качества их обучения, а также совершенствованию методологии преподавания курса предметов по всем специализациям является изучение вопросов в учебных программах смежных дисциплин и выяснение степени тесноты между дисциплинами. В частности, теснота интегративной связи предопределяет необходимость разработки принципов обеспечения преемственности преподавания учебных дисциплин, что выражается в координации рабочих программ и закреплении в междисциплинарных протоколах согласования конкретных интегративных объемов знаний по отдельным предметам.

Одним из факторов системы контроля качества обучения являются контрольные тестовые задания, которые, по своему содержанию, не обеспечивают контроль базисных знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин, не помогают специалисту в освоении знаний, не способствуют становлению новых практических навыков, и как итог, не отражают глубину и суть процесса обучения и не показывают его результативность и эффективность. Междисциплинарная интеграция учебных программ и технологий позволит обеспечить, во-первых, высокий уровень теоретической и практической подготовки врачей общей практики (семейных врачей), их личностных качеств, во-вторых – обеспечит создание оптимального психологического климата как для студентов, так и для преподавателей, и, в-третьих – обеспечит экономию сил, средств и времени в процессе обучения.

Внедрение элементов дистанционного обучения несет в себе ряд неоспоримых достоинств, но также и наделено ограничениями, которые являются существенными в обучении врачей общей практики. Эта деятельность является коммуникативной, и навык налаживать любой вид общения с любым контингентом граждан несколько теряется и девальвируется при дистанционном обучении с помощью компьютерных технологий и инновационных программ повышения квалификации.

1. Создание сайта дистанционного обучения:

  1. Сайт должен быть простым и понятным.
  2. Удобный интерфейс.
  3. Простая регистрация на сайте.
  4. Введение простых и удобных символов для регистрации.
  5. Введение простого и удобного для пользователя логина.
  6. Пароль должен быть одновременно простым и надежным.
  7. Подтверждение регистрации должно быть быстрым и точным.
  8. Подтверждение доступа на сайт должно быть простым и мгновенным.
  9. Максимальная простота дизайна сайта и минимальная возможность допустить ошибку при выполнении входа на сайт.
  10. Доступен для работы с содержанием заданий круглосуточно.
  11. Круглосуточная техническая поддержка.
  12. Круглосуточный телефон для связи с технической поддержкой по разрешению технических вопросов и проблем с доступом.

2. Содержание заданий должно быть четким и ответ на них должен быть однозначным.

3. Качество обучения повышается в связи с расширением компетенций врача.

4. Пожелания к совершенствованию дистанционного обучения должны учитываться.

Таким образом, можно сказать, что повышение качества обучения врачей общей практики является актуальной задачей, сопряженной в ходе ее реализации со сложностями, как организационного, так и научно-практического характера. Внедрение в систему обучения врачей общей практики методов дистанционного обучения имеет свои неоспоримые достоинства, которые касаются упрощения организационной структуры вопросов обучения и усвоения большого количества новой информации. С другой стороны, дистанционное обучения в повышении квалификации врачей общей практики имеет и очень явные недостатки, которые не восполняют живого общения с преподавателем, не ориентируют врача на высокие и светлые идеалы, которые закладываются и могут устояться при непосредственном общении врача со своим педагогом – учителем, который является носителем как теоретических знаний и практических навыков, так и источником самого главного в медицине, а именно, клинического мышления и врачебной мудрости.


Библиографическая ссылка

Лопатина А.Б. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24961 (дата обращения: 22.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074