На Руси всегда уважали и почитали людей, обладающих большой физической силой, богатырей, витязей, способных защитить свою семью, народ и Отечество.
Гиревой спорт является прекрасным средством воспитания физической выносливости, силы, упорства, терпения, а также психической устойчивости военнослужащих. Это подтверждают многочисленные наблюдения, проведенные в различных регионах и условиях службы, а также в период ведения боевых действий. Например, в Афганистане и в Таджикистане, по воспоминаниям бывших участников локальных войн в этих странах, почти во всех подразделениях совершенно стихийно создавались места для занятий с тяжестями. Здесь, неизвестно откуда, появлялись гири и старые штанги с «блинами» различного веса, танковые траки и «катки». Изготавливались самодельные тренажеры, скамейки, стойки и т. д. Эти примеры показывают, как необходимы занятия с «железом» для психологической разгрузки военнослужащих, когда они находятся вдали от постоянного места дислокации, от семьи, в непривычных условиях жизни [4].
Упражнения с гирями прививают навыки в переноске тяжестей в процессе учебно-боевой деятельности. Армия, даже оснащенная самой современной техникой, не исключает применения физической силы и проявления выносливости при выполнении различных задач. Тяжелая амуниция, оружие, боеприпасы – ко всему прикладывают свои руки военнослужащие. Ящики с боеприпасами, авиационные средства поражения (бомбы, ракеты и т. п.), артиллерийские снаряды, да и перекатка самих орудий без навыков обращения с тяжестями становятся непосильной нагрузкой во время занятий по боевой подготовке [4].
С целью стимулирования занятий военно-прикладными видами спорта ведомственным Приказом № 725 министра обороны Российской Федерации, генерала армии, Героя России С. К. Шойгу устанавливается материальная надбавка к денежному довольствию военнослужащих. За высший уровень физической подготовки (70 % должностного оклада), за наличие 1 спортивного разряда (80 %), за звание «кандидат в мастера спорта» (90 %), мастера спорта (100 %). Денежная надбавка выплачивается ежемесячно в течение одного года, в конце года проводится итоговая проверка по физической подготовке военнослужащих и при подтверждении высшего уровня происходит пролонгация выплат на следующий календарный год.
Анализ и обобщение научно-методической литературы показал, что на сегодняшний день определены основы формирования мотивации в спортивной деятельности в целом [1, 2 и др.]. Применительно к гиревому спорту изучались особенности мотивов занятия гиревым спортом и типа темперамента высококвалифицированных гиревиков [3].
Наряду с этим в теории и методике гиревого спорта проблема развития самосознания как фактора, обуславливающего функционирование и развитие мотивов занятия спортом, является малоизученной.
Анализ и обобщение научно-методической литературы и педагогической практики свидетельствуют о существовании объективного противоречия между значимостью высокого уровня самосознания личности для развития и функционирования спортивной мотивации, с одной стороны, и недостаточной изученностью особенностей иерархии мотивов занятия гиревым спортом военнослужащих, с другой.
На основании выделенного противоречия мы следующим образом сформулировали проблему исследования: каковы особенности иерархии мотивов занятия гиревым спортом у военнослужащих? Решение этой проблемы выступило в качестве цели нашего исследования.
Цель исследования – выявление особенностей мотивов занятия гиревым спортом военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации.
Методы и организация исследования. Для достижения цели применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, психодиагностика, математическая статистика.
Анализ и обобщение научной и методической литературы позволили составить представление о степени научной разработанности исследуемой проблемы.
Методы психодиагностики применялись для исследования уровня развития спортивной мотивации военнослужащих.
Методы математической статистики применялись для количественного анализа экспериментальных данных. При анализе данных вычислялись, учитывались и использовались процентные соотношения исследуемых аспектов.
Изучение и оценка показателей мотивов занятия гиревым спортом военнослужащих Российской Федерации проводились в апреле 2016 года с применением методики «Мотивы занятия спортом», разработанной А. В. Шаболтас [5]. В анкетном опросе приняли участие 53 гиревика высокой квалификации, служащие в российской армии, в том числе 37 кандидатов в мастера спорта России, 12 мастеров спорта России и 4 мастера спорта России международного класса. Все испытуемые цифрой 1, 2 и 3 отметили мотивы, побуждающие их к занятиям спортом в первую, во вторую и в третью очередь соответственно.
Определялись показатели следующих мотивов занятия гиревым спортом военнослужащих:
– хочу быть в хорошей физической форме;
– хочу обладать хорошей внешностью и фигурой;
– это полезно для здоровья;
– это сейчас модно;
– это возможность общения и приобретения друзей;
– это позволяет мне снять напряжение и расслабиться;
– это хороший отдых и развлечение;
– становлюсь сильнее и могу постоять за себя;
– мне нравится тренировочный процесс;
– хочу чувствовать себя уверенно;
– хочу добиться спортивных успехов;
– с помощью занятий избавлюсь от агрессивности;
– это дает мне надбавку к денежному довольствию;
– хочу реализовать свои потенциальные способности;
– хочу принести пользу воинскому коллективу и своей стране.
Результаты исследования и их обсуждение. Традиционные подходы, ориентированные преимущественно на развитие физических качеств, совершенствование функциональных возможностей организма, вооружение технико-тактическими умениями и навыками, не обеспечивают условий для решения задачи формирования активной личности, способной к спортивному самосовершенствованию.
В настоящее время на крупных всероссийских и международных соревнованиях в сложных условиях спортивной борьбы с исключительно высокой конкуренцией, где спортсмены имеют равную техническую и физическую подготовленность, придерживаются одинаковой тактики, чаще побеждают те из них, кто имеет более сильный мотив, высокий уровень развития морально-волевых и специальных психических качеств. Чем ответственнее соревнования, тем напряженнее спортивная борьба, тем больше значение приобретает психологическое состояние и способность проявления спортсменом морально-волевых качеств.
В спортивной практике есть множество примеров, когда бесспорные лидеры сезона в силу срыва психологического характера не попадали в финалы, а спортсмены, не входившие в число фаворитов, во многом благодаря предельной волевой мобилизации часто добивались побед на чемпионатах Европы и мира, на Олимпийских играх.
С точки зрения современной научной теории мотив как сложное психическое состояние личности побуждает и активизирует человека к сознательным действиям и поступкам. Поэтому мотивационная сфера человека играет важную роль как в физической подготовке военнослужащих [4], так и в достижении высоких спортивных результатов [1, 2, 3, 5].
Анализируя достижения современной теории и практики спортивной подготовки, следует отметить, что создание правильной и стойкой системы мотивов, побуждающих спортсменов систематически тренироваться, соблюдать режим и выступать на соревнованиях является одной из задач психологической подготовки спортсменов.
Понятие «мотивация» включает в себя процесс формирования мотива. Одним из более эффективных способов формирования мотивации занятия спортом является участие спортсмена в соревнованиях различного уровня. Для этого заранее планируются старты с равными соперниками и с соперниками более высокой квалификации. Это помогает команде в целом и отдельному спортсмену проявлять максимальную собранность, формирует дисциплину и накапливает опыт участия в соревнованиях.
В процессе интеллектуально-нравственного развития личности, по мере накопления опыта и роста мастерства спортсмена мотивы появляются и преобразовываются. Человек как бы «проживает» этапы становления мотивационной структуры занятий физическими упражнениями. Вначале проявляется увлеченность физической активностью, «строительством» атлетического телосложения, и возникают в связи с этим душевные волнения, затем зарождается компонент долженствования в спортивной деятельности.
Необходимость управления развитием самосознания для повышения мотивационной готовности личности к эффективному осуществлению спортивной деятельности вытекает из концептуальных положений философско-культурологического подхода, предполагающего акцентирование внимания в спортивной подготовке на формировании духовной составляющей физической культуры личности [1].
Воздействие на наиболее значимые для каждого этапа многолетней спортивной подготовки мотивационные установки спортсменов играет важную роль в достижении высоких спортивных результатов.
Известно, что высокий уровень развития самосознания обуславливает способность к самопознанию, адекватной самооценке соотношения личностных притязаний, жизненных целей и потенциальных способностей, степени соответствия своих качеств и требований общества и определяет благодаря этому характер занимаемой человеком активной жизненной позиции по отношению к себе, своему поведению и деятельности [2].
Приведенные в психолого-педагогической литературе результаты исследований говорят о высокой значимости самосознания как единства процессов самопознания, самоотношения и самоопределения для проявления человеком активности в физическом самосовершенствовании.
Недостаточное развитие самосознания у лиц, занимающихся спортом, выступает одной из значимых причин, приводящих к ослаблению у них спортивной мотивации. Поэтому одной из задач общей психологической подготовки в работе с ними является развитие способности к самопознанию, самоотношению и самоопределению в спортивной деятельности [1, 2].
Между тем проблема развития самосознания как фактора, обуславливающего функционирование и развитие спортивной мотивации военнослужащих, является на сегодняшний день мало исследованной.
В ходе изучения исследуемой нами проблемы установлено (Таблица), что у гиревиков-военнослужащих в первую очередь доминирующими поводами для занятия гиревым спортом являются мотивы: это полезно для здоровья (5,66 %); мне нравится тренировочный процесс (6,92 %); становлюсь сильнее и могу постоять за себя (3,77 %); хочу быть в хорошей физической форме (3,14 %).
Показатели силы мотивов занятия гиревым спортом у военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации, n=53
Мотивы |
Очередность мотивов, % |
Сумма 1-й, 2-й и 3-й очередности мотивов, баллы |
||
в первую очередь |
во вторую очередь |
в третью очередь |
||
…хочу быть в хорошей физической форме |
3,14 % |
4,40% |
0% |
12 |
…хочу обладать хорошей внешностью и фигурой |
1,26% |
0% |
0% |
2 |
…это полезно для здоровья |
5,66% |
0,63% |
1,26% |
12 |
…это сейчас модно |
0,42% |
1,89% |
1,89% |
8 |
…это возможность общения и приобретения друзей |
1,89% |
2,52% |
0% |
7 |
…это позволяет мне снять напряжение и расслабиться |
3,14% |
3,14% |
0% |
10 |
…это хороший отдых и развлечение |
0% |
2,52% |
2,52% |
8 |
…становлюсь сильнее и могу постоять за себя |
3,77% |
0% |
1,89% |
9 |
…мне нравится тренировочный процесс |
6,92% |
4,40% |
1,26% |
20 |
…хочу чувствовать себя уверенно |
0,63% |
1,89% |
0% |
4 |
…хочу добиться спортивных успехов |
1,26% |
3,14% |
4,40% |
14 |
…с помощью занятий избавлюсь от агрессивности |
0,63% |
0,63% |
1,26% |
4 |
...это дает мне надбавку к денежному довольствию |
0,63% |
2,52% |
6,29% |
15 |
..хочу реализовать свои потенциальные способности |
1,26% |
1,26% |
10,06% |
20 |
… хочу принести пользу воинскому коллективу и своей стране |
1,89% |
3,77% |
3,14 |
14 |
В иерархии мотивов, побуждающими для занятия гиревым спортом военнослужащих во вторую очередь, доминирующими являются мотивы: мне нравится тренировочный процесс (4,40 %); хочу быть в хорошей физической форме (4,40 %); хочу принести пользу воинскому коллективу и своей стране (3,77 %); хочу добиться спортивных успехов, это позволяет мне снять напряжение и расслабиться (по 3,14 %); это возможность общения и приобретения друзей, это хороший отдых и развлечение, и это дает мне надбавку к денежному довольствию (по 2,52 %).
В иерархическом древе мотивов военнослужащих в третью очередь доминируют мотивы: хочу реализовать свои потенциальные способности (10,06 %); это дает мне надбавку к денежному довольствию (6,29 %); хочу добиться спортивных успехов (4,40 %); хочу принести пользу воинскому коллективу и своей стране (3,14 %).
В целом в анкетном опросе с учетом суммы 1-й, 2-й и 3-й очередности мотивов, побуждающих к занятию гиревым спортом военнослужащих, мотивы расположились в следующей последовательности: «мне нравится тренировочный процесс» и «хочу реализовать свои потенциальные способности» (по 20 баллов), «это дает мне надбавку к денежному довольствию» (15 баллов), «хочу добиться спортивных успехов» и «хочу принести пользу воинскому коллективу и своей стране» (по 14 баллов), «хочу быть в хорошей физической форме» и «это полезно для здоровья» (по 12 баллов), «это позволяет мне снять напряжение и расслабиться» (10 баллов), «становлюсь сильнее и могу постоять за себя» (9 баллов), «это хороший отдых и развлечение» и «это сейчас модно» (по 8 баллов), «это возможность общения и приобретения друзей» (7 баллов), «хочу чувствовать себя уверенно» и «с помощью занятий избавлюсь от агрессивности» (по 4 балла), «хочу обладать хорошей внешностью и фигурой» (2 балла).
Заключение. Изучение иерархии мотивации у военнослужащих к занятию гиревым спортом выявило систему ведущих и второстепенных мотивов. Военнослужащие, занимающиеся гиревым спортом, больше всего хотят реализовать свои потенциальные возможности, им нравится тренировочный процесс, они хотят улучшить материальное положение, добиться спортивных успехов и принести пользу стране.
Знание особенностей основных мотивов, побуждающих военнослужащих к занятиям гиревым спортом, как модельных характеристик позволит конкретизировать целевые установки при программировании и организации учебно-тренировочных занятий на этапах совершенствования спортивного мастерства и высших спортивных достижений.
Библиографическая ссылка
Шабанов М.О., Симень В.П. ОСОБЕННОСТИ МОТИВОВ ЗАНЯТИЯ ГИРЕВЫМ СПОРТОМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24904 (дата обращения: 03.11.2024).