Одна из основных задач, стоящих перед школой и вузом заключается в выявлении и развитии индивидуальных особенностей обучаемых. Дифференциация обучения, начинающаяся в школе в профильных классах или группах и углубляющаяся в вузе, только частично решает вопросы учета индивидуальных особенностей обучающихся. Значительно расширяют активную творческую деятельность будущего специалиста различные формы работы развивающие его самостоятельность.
Одной из таких форм работы может быть написание реферата. К сожалению, неоправданно часто учителя школ и преподаватели вузов предлагают всем обучаемым написать реферат по определенной теме. Высказанное сожаление связано с возникающими при таком подходе двумя трудностями. Во-первых, дав такое задание целой параллели учащихся или всему потоку студентов, преподаватель берет на себя ответственность проверить, прокомментировать, исправить при необходимости каждую работу. Практика показывает, что тщательно выполнить проверку можно не более 10-15 рефератов за неделю, что значительно меньше учащихся даже одного класса. Во-вторых, учителя школ, а особенно преподаватели вузов убеждены, что писать реферат учащихся и студентов уже научили. Это значительно более серьезная проблема, чем первая. Школьные программы не предполагают обучению данной форме работы, хотя можно привести неединичные примеры, когда учителя уже в 6-7 классе задают домашнее задание - написать реферат.
Опрос школьников показал, что практически все старшеклассники считали, что написать реферат - это легкий способ заработать хорошую отметку. Нужно только выписать нужный материал из энциклопедии, книги или, еще проще, воспользоваться интернетом. Учителя, заподозрившие «криминальное» скачивание информации из интернета снижают отметку или могут не принять работу, но это очень редко. На наш взгляд пренебрегать современными средствами информации нельзя, но нужно научить грамотно делать ссылки на интернетовский адрес.
Очевидно, что написанию реферата нужно учить и школьников и студентов. Из опыта совместной работы профильных химических групп гимназии №10 г.Твери и химического факультета ТвГУ можно сделать некоторые обобщения по организации этой работы. Во-первых, следует обратить серьезное внимание на выбор темы реферата. Тема должна касаться программного материала, расширяя и углубляя его, т.е. находиться в зоне ближайшего развития обучающихся. Наибольший интерес вызывает работа, организованная следующим образом: предлагается 2-3 блока тем, связанных одной идеей. Например, «Д.И.Менделеев», «Развитие естествознания во второй половине XIX века», «Взаимосвязь химии и промышленности в XIX веке», и т.д. Рефераты, имеющие близкие темы (принадлежащие к одному блоку) могут послужить основой творческого проекта, проведения конференции, а в вузе наиболее актуальна организация диспута. Такая работа позволяет проявиться индивидуальным особенностям учащихся и студентов, приучает слушать мнения других, работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения, что очень важно для будущих специалистов.
Во-вторых, следует помочь обучающимся организовать самостоятельную работу по подготовке реферата. С этой целью предлагаем использовать следующий алгоритм.
1. Из предложенного перечня выберите тему, которая наиболее вас привлекает.
2. Подберите соответствующую литературу, прочитайте аннотации и предисловия ко всем отобранным книгам и составьте общее представление о них.
3. Ознакомьтесь с содержанием книг.
4. Найдите в каждой книге разделы, главы, параграфы, которые представляют интерес для раскрытия выбранной темы. Сделайте закладки.
5. Выберите книгу, в которой наиболее полно представлен материал вашего реферата и возьмите ее за основу.
6. Внимательно прочитайте отобранный текст, выберите наиболее важные места.
7. Напишите цели и задачи реферата, которые будут помещены во введение. Составьте план реферата.
8. Изучите другие источники, сделайте необходимые дополнения.
9. Осмыслите отобранный материал повторно, выделив в виде тезисов, отдельных выписок или закладок то, что подтверждает, доказывает, поясняет, иллюстрирует ваши доводы.
10. Наберите первоначальный текст реферата, при этом по ходу в скобках отмечайте полностью из какого источника, с какой страницы взят материал (полным текстом), особенно корректно относитесь к приводимым цитатам.
11. Просмотрите введение, план и напишите заключение к реферату.
12. Подготовьте необходимые для него схемы, диаграммы, иллюстрации.
13. При прочтении готового реферата соотнесите тему, введение и заключение. Все ли заявленные во введении цели и задачи решены, как это отражено в заключении.
14. Сформируйте список литературы из приводимых ссылок, заменив их цифрами.
Практически каждый пункт этого алгоритма нужно отдельно обговаривать и даже опробовать на начальном этапе обучения написанию реферата. Особенно, используя отрывки из различных книг, необходимо учить вписывать их в единый текст реферата.
Студенческие рефераты должны отличаться большей глубиной и использованием большего числа источников. Поэтому пункт 6 данного алгоритма может быть или исключен или представлен не одной книгой, а анализом основных литературных источников, рассмотрением нескольких разных точек зрения. Это уже элемент исследовательской работы. Реферат и исследовательская работа отличаются по своим целям и задачам кардинально, поэтому, на наш взгляд, усложнять работу школьников в рамках написания реферата нецелесообразно.
Наш опыт работы показывает, что организованная таким образом самостоятельная работа обучаемых способствует более полному раскрытию индивидуальных особенностей учащихся и студентов и приучает их к вдумчивой самостоятельной работе с литературой.
Библиографическая ссылка
Платонова Т.И., Панкова В.П. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=249 (дата обращения: 16.10.2024).