Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С БУДУЩИМИ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ

Морозов В.А. 1 Заречнев Д.О. 1 Чернов Ю.Н. 1
1 ФГКОУ ВО «Барнаульский юридический институт МВД России»
¬¬¬В статье раскрываются особенности профессионального воспитания курсантов в юридических институтах МВД России в новых социально-культурных условиях. Уточняется сущность и содержание активных форм и методов воспитания. Выделяются задачи по личностно-профессиональному развитию будущих сотрудников полиции. Показана роль преподавателя в организации воспитательного процесса и внедрении активных методов воспитания. Раскрыты особенности реализации активных методов в воспитательной работе с будущими сотрудниками полиции, способствующие их личностно профессиональному развитию. Обосновано применение проблемных ситуаций при выработке решений на выполнение профессиональных задач в правоохранительной сфере деятельности. Предложены направления реализации проблемного, информационного, адаптивного, словесно-логического, наглядно-образного, личностно-ориентированного, имитационно-деятельностного подходов в воспитательном процессе. Представлен опыт и даны рекомендации по организации и проведению занятий с применением активных методов с учетом специфики образовательного процесса в юридических институтах МВД. Приведены результаты опытно-экспериментальной работы, которые свидетельствуют об эффективности предлагаемого подхода. Материалы реализованы в образовательном процессе вузов МВД России.
условия воспитательного процесса.
социально-значимые качества
сотрудник полиции
развитие личности
профессиональное воспитание
активные формы и методы
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – Новосибирск, 2001. – 137 с.
2. Башков А.В., Федулов Б.А. Самовоспитание профессионально значимых качеств курсанта вуза МВД России. Монография. – Барнаул, 2011. – 176 с.
3. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М. : НПО «МОДЕК», 2001. – 317 с.
4. Калинин С.В., Федулов Б.А., Чернов Ю.Н. Применение ролевых игр в воспитательной работе с будущими сотрудниками полиции // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. – 2014. – № 1(26). – С. 94-96.
5. Красилов О. В. Подготовка курсантов вузов МВД России имитационными методами к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Барнаул, 2010. – 23 с.
6. Федулов Б.А., Тарасов Н.Г. Проблемы принятия управленческих решений в педагогической деятельности // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. – 2011. – № 2(21). – С. 115.
7. Brewer M.B., Campbell D.T. Ethnocentrism and intergroup attitudes: East African evidence. New York: Halsted/Wiley, 1976.
8. Crittenden B. Aims, intentions and purposes in teaching and education // Educational Theory. – 1974. – № 24 (1). – Р. 46-51.

Практическая реализация закона «О Полиции» и переход на обучение по новым Государственным стандартам предполагает новые повышенные требования к организации воспитывающей среды курсантов в юридических институтах МВД России, которая призвана повысить педагогическую направленность правоохранительной деятельности. Это вызывает необходимость поиска новых и уточнения существующих форм и методов воспитательной работы. Оптимальными методами и формами воспитательной работы с будущими сотрудниками полиции являются те, которые учитывают возможности и психологические особенности каждого обучаемого и реализуют современные требования к профессиональному образованию, что определяет актуальность темы раскрывающей особенности реализации активных методов в воспитательной работе с будущими сотрудниками полиции.

Цель исследования

Выявить и предложить рекомендации по внедрению активных методов воспитания будущих сотрудников полиции.

Материал и методы исследования

Одной из основных целей воспитательной работы в современных условиях следует выделить личностно-профессиональное развитие каждого будущего сотрудника полиции. В связи с этим в воспитательной работе следует выделить следующие основные задачи: воспитывать гуманизм, милосердие и доброжелательность к гражданам, коллегам, любовь к своей профессии, гражданственность, государственность и патриотизм, как на занятии, так и вне учебной работе; содействовать интеллектуальному и творческому развитию каждого будущего сотрудника полиции; вызвать интерес к знаниям, приобретению и отстаиванию собственного мнения. Создавать условия, в которых у каждого курсанта зарождалось чувство равноправного члена коллектива, желание к активности, общительности, разделению с преподавателем ответственности за качество знаний и умений, за степень овладения нравственно-этическими нормами.

Педагогическое взаимодействие с курсантами юридических институтов необходимо строить как на основе демократических принципов, так и субординации и уставной дисциплины. На практике реализовать данное положение не всегда просто, но главное, чтобы стиль взаимоотношений с обучаемыми был демократический и оптимистический, способствующий целенаправленной, творческой деятельности с использованием как методов воспитания, так и его мониторинга [1].

Важно не только вызывать интерес курсантов к знаниям, а также привить им способность по добыче этих знаний самостоятельно в тех областях науки и культуры, которые способствуют их профессиональному, нравственному самосовершенствованию и самовоспитанию. Для этого необходимо организовывать специальную воспитывающую для курсантов среду, основным фактором в которой должны выступать активные методы.

Для решения выделенных задач следует использовать весь комплекс форм воспитательной работы, это и индивидуальная работа, и групповая, и массовая, при этом необходимо реализовать соответствующие подходы: индивидуальный, групповой и коллективный, внеся в них содержание, активные методы восстания.

Под методами активного воспитания мы понимаем систему методов, которые обеспечивают рост активности и развитие разнообразия мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения социальных ценностей и потребностей, обеспечивающих продуктивную профессиональную деятельность. Без учета индивидуальных особенностей, склонностей, интересов и способностей каждого будущего сотрудника полиции невозможно осуществлять продуктивное педагогическое воздействие и создавать условия для развития личности.

В то же время для реализации этих особенностей необходимо включать каждого будущего сотрудника полиции в разнообразные виды деятельности: учебную, научную, методическую, эстетическую, нравственную и профессиональную. При этом важно педагогу систематически анализировать свою деятельность и работу обучаемого на основе всестороннего мониторинга воспитательного процесса.

Выбор методов и форм воспитания курсантов в значительной степени зависит от уровня профессионализма преподавателя. В первую очередь он должен владеть основными традиционными воспитательными методами, такими как: наблюдение, проведение бесед на различные темы, анкетирование, контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ, самостоятельная и творческая работа курсантов [3]. В то же время, как показывает практика, сегодня их явно недостаточно.

Продуктивным при определении эффективных методов воспитания следует выделить личностно-ориентированный подход, который определяет, что личность формирует только личность. Преподаватель только тогда реализует свою воспитательную функцию, когда он профессионально и нравственно развитая личность, и обучаемые, осознанно или нет, но берут с него пример, и происходит интериоризация ценностей и потребностей референта [8]. Преподаватель должен всегда относиться к курсантам с пониманием и вниманием, знать их настроения, уметь слушать и слышать. Главное в работе с будущими сотрудниками полиции – не только подготовить их к профессиональной деятельности, но и научит жить в настоящем с учетом выполнения всех юридических и нравственных требований современного общества.

Формы и методы работы в процессе учебно-воспитательной деятельности должны постоянно совершенствоваться и обновляться. Преподавателю необходимо использовать различные знания не только по педагогике, но и по философии, психологии, истории, социологии, истории, медицины, информатике и т.д.

Индивидуальная работа с каждым курсантом должна проводиться разнообразными приемами и методами, которые способствуют не только пониманию, но и усвоению таких понятий, как совесть, честь, ответственность, самостоятельность, достоинство, милосердие, которые раскрываются в реальных, конкретных проблемах, решаемых ими в учебно-воспитательном процессе и повседневной жизни.

При организации групповых форм воспитательной работы на учебных занятиях целесообразно реализовать различные социально-значимые проблемные ситуации. При этом одним из важных условий является применение активных методов обучения и воспитания, которые имеют цель дать практические навыки будущим сотрудникам полиции, применять теоретические знания на практике в конкретной служебно-оперативной обстановке [5]. В процессе проведения таких занятий курсанты осваивают навыки по принятию оптимальных профессиональных решений, учатся чёткости при постановке задач подчиненным, развивают способности по организации обеспечения и взаимодействия между служебными подразделениями, а также расширяют личные границы творческого мышления и инициативы. Важно также воспитывать высокие моральные и психологические качества при решении задач правоохранительной деятельности.

Опыт разработки учебно-методического материала и практика проведения воспитательной работы с применением активных методов показал, что в них в определенной степени всегда присутствовал проблемный характер преподавания. Проблемный подход нами реализовывался, прежде всего, при выработке решений на выполнение профессиональных задач. Было установлено, что важным является не только создание условий, реализующих самоактуализацию посредством профессионального мастерства, но и обеспечение социально-значимого характера служебной деятельности, демонстрация её роли в сохранении государственной целостности.

Вводные задачи, разрабатываемые в активных методах, в зависимости от характера учебного вопроса и воспитательных целей формулировались текстуально и оформлялись графически, что обеспечивало визуализацию при анализе проблемных ситуаций, так как в ряде случаев при отработке вопросов проблемная ситуация явно не просматривается. Чтобы придать вводной задаче проблемный характер, всегда требуется некоторая ее детализация, разделение ее на отдельные проблемные вопросы. Первый вопрос при освоении навыков правоохранительной деятельности направлен на уяснение конкретной профессиональной задачи, далее – цели действий, выявлению проблемы и путей ее решения [2].

Важнейшим этапом при развитии творческого мышления при решении вводных задач является процесс принятия управленческих решений [7]. Это одновременно и первый этап мыслительной деятельности будущего сотрудника полиции. Анализируя ситуацию, он приходит к выводам и правильному представлению конечной цели, определяет последовательность её достижения посредством необходимых для этого действий. При сопоставлении желаемого состояния (цель действия) и имеющимся состоянием (ситуация), определяется степень расхождения между ними, которая выявляется как проблема. Её разрешение состоит в том, как выполнить поставленную правоохранительную задачу с максимальной эффективностью.

Следовательно, содержательно активные методы воспитания следует определить как систему взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих интериоризацию заданных социальных и профессиональных качеств, через активное взаимодействие и заражение всех субъектов воспитательного процесса. Активные методы воспитания, так же как и традиционные, характеризуются следующими признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса.

Проведенное исследование показало, что активные методы, как правило, реализуют несколько функций, присущих одному из традиционных, и обеспечивают комплексно формирование сознания; формирование поведения; формирование чувств и отношений; контроль и оценку.

Важный вывод, который подтверждает наша работа, состоит в том, что активные методы должны обязательно вести к самовоспитанию и системно реализовать в своем содержании методы самовоспитания. Следует пояснить, что реализацию методов самовоспитания следует осуществлять последовательно по мере решения задач воспитания и достигнутому уровню развития личности курсантов.

Как известно, что самовоспитание – это процесс усвоения человеком социального опыта посредством внутренних интеллектуальных, духовных и волевых усилий для обеспечения развития своей личности. Другими словами – это активная деятельность человека, способствующая изменению качественного состояния своей личности в соответствии с целями, поставленными сознательно, исходя из присвоенных в обществе идеалов и убеждений.

Основные методы самовоспитания, которые целесообразно реализовать в комплексе с активными, являются следующие: самопознание, включающее: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение; самообладание, включающее: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение; самостимулирование, предполагающее: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение [6].

При реализации активных методов воспитания воздействие педагога, направленное на курсанта, призвано вызвать соответствующее ему деятельность, которая обеспечивает не только формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности, но и создает условия и дальнейшее самовоспитание. Таким образом, активные методы по своей природе являются бинарными и предполагают реализацию парных методов воспитания и самовоспитания.

Приведем примеры бинарных методов при реализации их в образовательном процессе юридического института МВД России. Далее обозначается сфера применения метода, потом метод воспитания, затем самовоспитания. Интеллектуальная: убеждение – самоубеждение; мотивационная: симулирование – самомотивация; эмоциональная: внушения – самовнушение; волевая: требование – самопринуждение; прикладная: воспитывающие ситуации – социальные проекты; экзистенциальные: диалемма – рефлексия; контролирующая: контроль, оценка – самоконтроль, самооценка [3].

Поэтому достижение целей воспитания осуществляется только в процессе внедрения целой совокупности различных методов. Сочетание этих методов в каждом конкретном случае должно быть адекватно поставленным целям и уровням развития личности курсантов. Грамотный выбор их совокупности и оптимальное применение методов позволяет добиваться достаточно высоких результатов в воспитательном процессе.

Активные методы реализуется индивидуально, что зависит от опыта преподавателя и индивидуального стиля его профессиональной деятельности. Различия при внедрении методов также определяются приемами воспитания, которые включены в конкретный метод и представляют собой его часть и воплощаются в индивидуальных действиях педагога. В большинстве случаях воспитатель приходит к новым инновационным решениям, применив разработанные самим или адаптированные методы, применяемые другими педагогами.

Результаты исследования

Проведенное исследование показало, что при реализации активных методов воспитания значительно расширяются возможности для интеллектуального выбора на решение поставленных задач, преодолевается психологический барьер общения и формируются социально значимые ценности и потребности [4]. Отношение «преподаватель – курсант» уступает место отношению «субъект – субъект», при котором все участники (должностные лица) находятся в определенном служебном отношении. В результате создается атмосфера, благоприятствующая достижению учебно-воспитательных целей. Именно через служебную деятельность при определенной роли преподавателей надежно достигается развитие у слушателей навыков самостоятельного исполнения обязанностей на различных достижениях, прививается творческое мышление и инициатива, решительность, самостоятельность и быстрота действий в условиях сложной и динамичной обстановки.

Применение активных методов позволяет комплексно использовать практически все основные способы обучения и воспитания в необходимой степени и объеме, применяя проблемный, информационный, адаптивный, словесно-логический, наглядно-образный, личностно-ориентированный, имитационно-деятельностный подходы. Для разработки и проведения активных методов воспитания предлагаются следующие рекомендации: 1) практические занятия должны быть двухстепенные (работа на разных должностных уровнях) и двухсторонние (наличие противоборствующей стороны), по оценке действий должен быть победитель и побежденный; 2) курсанты действуют в составе учебных подразделения, каждое из которых противостоит другому подразделению; 3) характер и результаты выполнения учебных оперативно-служебных задач со стороны руководства занятия должны прогнозироваться и оцениваться, при этом результаты действий подразделения определяются с учетом эффективности действий каждого обучаемого и всего подразделения, в которых задействованы будущие сотрудники полиции; 4) в ходе занятий после реализации конкретных профессиональных функций целесообразна смена должностей; 5) деятельность обучаемых обеспечивается как индивидуальными вводными для каждого, так и групповыми; 6) доклады оцениваются соответствующими должностными лицами по индивидуальным устным и письменным ответам.

Проведенная опытно-экспериментальная работа по оценке эффективности применения активных методов, показала достаточно высокую их эффективность, так уровень профессиональной воспитанности, оцениваемый по конативным, эмотивным и когнитивным критериям, вырос от 27 до 38 % в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. На основании результатов эксперимента можно выделить следующие особенности организации активных методов воспитания: совместная форма организации учебно-воспитательного процесса и взаимное заражение; реализация личностно-ориентированного, квзипрофессионального и системно-деятельностного подходов; проблемный, творческий игровой характер занятия; реализация коммуникативных технологий, диалога и полилога; комплексное включение в учебно-воспитательном процессе всех органов чувств; мониторинг и рефлексия воспитательного процесса.

Таким образом, воспитательная работа в процессе учебных занятий проводится, реализуя в следующие формах: личностно-индивидуальных, социально-коллективных, общественно-групповых, и методах: формирования гражданского сознания; организации социально-значимой и общественно-полезной деятельности; мотивации гуманистического отношения к профессиональной деятельности, духовно-нравственного поведения, а также методов самовоспитания.

Проведение воспитательного процесса во внеучебное время осуществляется через: руководство процессом адаптации будущих сотрудников полиции к службе и учебе в юридическом институте МВД, формирование служебных (учебных) коллективов, планирование проведения социокультурных и спортивно-массовых мероприятий.

Самовоспитание будущих сотрудников полиции производится методами: самооценки, оценки группы, самоактуализации и самореализации. В результате личность сотрудника полиции приобретает свойство социально-значимого субъекта и общественно-полезной индивидуальности, что обеспечивает способность осуществлять активную и сознательную позицию во всех основных сферах правоохранительной деятельности.


Библиографическая ссылка

Морозов В.А., Заречнев Д.О., Чернов Ю.Н. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С БУДУЩИМИ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24892 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674