Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОДЕРЖАНИЕ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СЕРВИСА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Лавина Т.А. 1 Фадеева К.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Рассматривается содержание дисциплин базовой подготовки бакалавров сервиса в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В статье в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению «Сервис» описаны основные требования к профессиональным компетенциям выпускников в аспекте использования ИКТ. Поскольку перед бакалавром сервиса стоят профессиональные задачи, автоматизация решения которых значительно сокращает время их выполнения, существенное внимание уделено применению информационных и коммуникационных технологий в сервисной деятельности. Показано, что при формировании образовательного процесса подготовки студента - будущего бакалавра сервиса в области ИКТ необходимо выявить и обосновать содержание базовой подготовки в области информатики и ИКТ. Описаны направления профессиональной деятельности бакалавров сервиса в условиях информатизации экономики, в соответствии с которыми представлены основные методы подготовки бакалавров сервиса в области информационных и коммуникационных технологий.
подготовка
сервис
информационные и коммуникационные технологии
1. Лавина Т.А. К вопросу формирования компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2011. – № 4-2. – С. 72–75.
2. Лавина Т.А. Совершенствование системы непрерывной подготовки учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности : автореф. дис. ... докт. пед. наук. – М., 2006. – 16 с.
3. Фадеева К.Н. Формирование готовности студентов сервисных специальностей к использованию информационных и коммуникационных технологий // Казанский педагогический журнал. – 2011. – № 2 (86). – С. 119–124.
4. Фадеева К.Н. Подготовка студентов сервисных специальностей к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Чебоксары, 2011. – 24 с.
5. Фадеева К.Н. Квалификационная характеристика менеджера сферы сервиса в аспекте применения средств информационных и коммуникационных технологий // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2008. – № 4 (60). – С. 101–106.
6. Фадеева К.Н. Содержание подготовки менеджера сферы сервиса к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2009. – № 2 (62). – С. 72–78.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (уровень высшего образования бакалавриат) от 20.10.2015 г. – М., 2015. – 17 с.

Особенностью настоящего времени является внедрение во все сферы деятельности человека информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Благодаря внедрению ИКТ во все области сервиса совершенствуется качество предоставляемых услуг, сервисная фирма получает значительные конкурентные преимущества, заключающиеся в увеличении скорости и усовершенствовании качества обслуживания, предложении большего выбора услуг потребителям. Поэтому студентам направления подготовки «Сервис» для более успешного выполнения задач будущей профессиональной деятельности необходимо быть компетентными в области ИКТ, а перед вузами одной из основных является задача формирования у студентов необходимых для этого знаний, умений и навыков, а также мотивации и потребностей к использованию ИКТ.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) «Сервис» [7] выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен быть готов решать ряд профессиональных задач, перечислим некоторые из них: оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение деятельности предприятия сервиса, разработка оптимизации сервисной деятельности, внедрение и использование информационных систем и технологий с учетом процесса сервиса. Должностные обязанности бакалавра сервиса включают применение ГОСТов, норм проектирования; «чтение» и разработка разного рода схем и чертежей. Все вышеперечисленные виды деятельности могут быть автоматизированы посредством информационных и коммуникационных технологий.

Целью освоения основной профессиональной образовательной программы должно являться формирование компетенций. В ФГОС ВО «Сервис» включены следующие компетенции, имеющие прямое отношение к информационным и коммуникационным технологиям: способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту сервиса (ОПК-1); готовность к разработке процесса предоставления услуг, в том числе в соответствии с требованиями потребителя, на основе новейших информационных и коммуникационных технологий (ПК-7).

Следовательно, подготовка студентов, обучающихся по направлению «Сервис» в высшем учебном заведении, в области ИКТ является важным условием подготовки конкурентоспособного на рынке сервисных услуг специалиста, который выполняет профессиональную деятельность по:

  • организации информационного взаимодействия между клиентом и специалистом сервиса (в условиях функционирования глобальной сети Интернет и локальных компьютерных сетей) при приеме заказа на ту или иную услугу;
  • выявлению проблем и решению возникших вопросов потребителя услуг;
  • наглядному представлению (с помощью графических возможностей ИКТ) специализированной информации;
  • установлению оперативной связи посредством ИКТ для своевременного получения профессионально значимой информации, которую в дальнейшем можно использовать;
  • поиску, подбору профессионально значимой информации с помощью распределенного информационного ресурса локальных и глобальных компьютерных сетей, в информационных системах для планирования, подготовки и проведении профессиональных мероприятий;
  • автоматизации учета и контроля на основе реализации возможностей ИКТ (экономического и финансового профилей);
  • применению систем поддержки принятия решений при планировании и реализации бакалавром сервиса процессов профессиональной деятельности;
  • хранению (архивированию) профессионально значимой информации с возможностью дальнейшего ее использования, тиражирования и передачи;
  • электронному приему документов, платежей и др. потребителей услуг предприятия сервиса на основе специального аппаратного и программного обеспечения;
  • информационной безопасности (использование средств информационной защиты важных данных предприятия сервиса) [3; 4].

В аспекте исследуемой проблемы целью подготовки бакалавра сервиса в области ИКТ является формирование его ИКТ-компетентности, то есть формирование у студентов мотивации, знаний, умений и навыков в области использования современных информационных и коммуникационных технологий, используемых в сервисной деятельности.

При формировании и построении образовательного процесса подготовки студента - будущего бакалавра сервиса в области ИКТ необходимо выявить и обосновать содержание базовой подготовки в области информатики и ИКТ, а также необходимо учитывать основные направления его профессиональной деятельности [1].

Согласно учебному плану по направлению 43.03.01 «Сервис» (профиль «Сервис недвижимости»), реализуемому в ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», дисциплинами базовой подготовки в области ИКТ являются «Информатика», «Информационные технологии в сервисе», «Компьютерное моделирование в сервисе недвижимости».

Одной из основных дисциплин является «Информатика», изучение которой направлено на формирование общих представлений об основах информатики, современных информационных технологиях, сферах применения информационных технологий, перспективах развития и способах использования современных информационных технологий, знакомство студентов с современными принципами построения и использования программного обеспечения, получение навыков работы в локальных и глобальной компьютерных сетях, а также осознание опасностей и угроз, возникающих при работе с ними. У студентов необходимо сформировать такие умения и навыки работы с информацией посредством компьютера, чтобы они могли в дальнейшем всесторонне, осознанно и эффективно использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности, в том числе умели соблюдать основные требования информационной безопасности. В ходе изучения информатики необходимо раскрыть содержание базовых понятий информатики, современных информационных технологий; дать представление о тенденциях развития информационных технологий и использовании современных средств для решения задач в своей профессиональной деятельности; практически освоить современное программное обеспечение с целью дальнейшего его использования для решения учебных, исследовательских и производственных задач; сформировать навыки самостоятельного решения задач в конкретных информационных средах, соблюдать основные требования информационной безопасности при решении профессиональных задач [2].

Информатика как общеобразовательная учебная дисциплина входит в базовую часть ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис», изучается в первом, во втором и третьем семестрах и базируется на знаниях об информатике и информационных процессах, полученных в рамках среднего (полного) общего и среднего профессионального образования. Освоение данной дисциплины необходимо обучающемуся для успешного освоения следующих дисциплин по данному направлению подготовки: «Компьютерное моделирование в сервисе недвижимости», «Информационные технологии в сервисе».

Другой, не менее важной, с точки зрения формирования ИКТ-компетентности, дисциплиной является «Информационные технологии в сервисе». У студентов необходимо сформировать такие умения и навыки работы с информацией посредством компьютера, чтобы они могли в дальнейшем всесторонне, осознанно и эффективно использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности, в том числе умели соблюдать основные требования информационной безопасности. У студентов необходимо развить навыки работы с базами данных, с информационно-поисковыми системами, научить применять современные программные продукты, информационные системы и технологии в своей профессиональной деятельности. «Информационные технологии в сервисе» как общеобразовательная учебная дисциплина входит в базовую часть ФГОС, изучается во втором семестре и базируется на знаниях об информатике и информационных процессах, полученных в рамках среднего (полного) общего и среднего профессионального образования и в ходе изучения дисциплины «Информатика».

Дисциплина «Компьютерное моделирование в сервисе недвижимости» направлена на расширение представления студентов о моделировании как методе научного познания и научно-исследовательской деятельности. В ходе изучения необходимо сформировать навыки моделирования в различных предметных областях, рассмотреть основные возможности применения математических методов в сервисной деятельности, развить умения эффективного использования компьютерных технологий для решения задач сервиса. «Компьютерное моделирование в сервисе недвижимости» как общеобразовательная учебная дисциплина также входит в базовую часть ФГОС по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис». Дисциплина «Компьютерное моделирование в сервисе недвижимости» изучается третьем семестре и базируется на знаниях об информатике и информационных процессах, полученных в рамках среднего (полного) общего и среднего профессионального образования и в ходе изучения дисциплин «Информатика», «Информационные технологии в сервисе».

Существует множество методов для осуществления подготовки в области ИКТ. Рассмотрим основные из них: словесные методы (лекция, доклад, сообщение, опрос, дискуссия, коллоквиум); наглядные методы (показ иллюстраций, плакатов, картин, схем и так далее, а также демонстрация оборудования, технических установок, фильмов); практические методы (проектное задание, кейс задача, лабораторные и практические работы). Основными методами при подготовке бакалавра сервиса в области ИКТ являются:  электронные лекции (лекции, имеющие информационное сопровождение), лабораторные работы, на которых студенты знакомятся с прикладными программами через задания с подробным описанием хода и порядка выполнения; деловые игры и кейс-задачи, которые  помогают принять правильное решение в условиях, имитирующих реальность, такие методы подготовки позволяют активизировать творческую и познавательную деятельность будущих бакалавров сервиса. Формами контроля при подготовке бакалавра сервиса в области ИКТ в основном являются зачет и экзамен [6].

В связи с быстрым и непрерывным развитием экономики деятельность современного бакалавра сервиса постоянно претерпевает изменения. Появляется специализированное программное обеспечение, ориентированное на автоматизацию профессиональной деятельности. Это определяет необходимость совершенствования содержания профессиональной подготовки в области ИКТ, в том числе и в области использования дистанционного обучения (ДО). Это связано с тем, что в процессе выполнения производственных задач бакалавр сможет совершенствовать свои знания, умения и навыки с использованием систем дистанционного обучения.

Подготовка бакалавра сервиса в области ИКТ предполагает использование современных технических средств и прикладных программ, следовательно, формирование навыков работы с пакетами программ проводится на лабораторных занятиях, которые проводятся в компьютерных классах. Этому же способствует и система дистанционного обучения. На каждом занятии студенты знакомятся с различными возможностями компьютерных программ, которые позволяют решить ту или иную профессиональную задачу. Например, при изучении офисной программы Microsoft Office студенты могут форматировать текстовые документы, создавать стили и шаблоны документов, создавать структурированные документы (главы, параграфы и т.п.), осуществлять тиражирование массовых документов при помощи функции слияния документов для рассылки потребителям услуг, работать с базами данных, в которых находится информация о клиентах.

С помощью электронных таблиц можно осуществлять различные финансовые и статистические расчеты, моделировать различные ситуации и оптимизировать их при необходимости; представление табличных данных в виде всевозможных диаграмм и графиков позволяет быстро и наглядно интерпретировать графически любую информацию. Различные системы управления базами данных, в том числе Microsoft Access, позволяют осуществлять хранение профессионально значимой информации о клиентах, а также готовить на основе этих данных  таблицы, отчеты, формы и запросы.

В ходе планирования, подготовки и дальнейшего проведения профессиональных мероприятий, к которым можно отнести презентацию предоставляемых услуг, осуществление деловых переговоров, организацию конференций и прочее, возможно использование прикладной программы Microsoft PowerPoint [5].

Редактор FrontPage позволяет создавать веб-страницы при организации информационного взаимодействия между бакалавром сервиса и клиентом в условиях функционирования глобальной сети Интернет в целях приема заказа на услугу, решения проблем потребителя услуг и т.д.

По окончании изучения программ студенты могут создавать различные проекты, где имеется возможность показать навыки решения различных профессиональных задач студентами с использованием средств ИКТ.

Для проведения практических занятий необходимо определенное программное и аппаратное обеспечение.

К аппаратному обеспечению относятся средства отображения, получения, преобразования и передачи информации, компьютерная техника, компьютерные сети и организационная техника (копировально-множительные аппараты, проекционное оборудование, машины для уничтожения документов и др.).

Программное обеспечение можно разделить на системное и прикладное. Системное программное обеспечение – компьютерные программы, предназначенные для обслуживания компьютера, осуществления взаимодействия компьютерных программ с аппаратным обеспечением и повышения удобства работы бакалавра сервиса (операционная система, программы обслуживания магнитных дисков, архивация файлов, антивирусные программы, систем программирования). Прикладное программное обеспечение является проблемно-ориентированным и реализуется в виде комплексов программ решения конкретных задач.

При подготовке студентов, обучающихся по направлению «Сервис», к использованию средств ИКТ в будущей профессиональной деятельности, необходимо также строить образовательный процесс с учетом непрерывности подготовки бакалавров сервиса, модульности построения образовательных программ, практической направленности и доступности информационных ресурсов.

Доступность информационных ресурсов обеспечивается как организацией образовательного процесса на базе информационной образовательной среды, так и применением дистанционного обучения. Очевидны такие преимущества внедрения дистанционного обучения в вуз, как учет информационных потребностей и интересов студентов, снижение затрат на обучение за счет сокращения расходов, связанных с организацией очного обучения, развитие у студентов навыков самостоятельной работы, обеспечение гибкого графика обучения, возможность выбора и использования широкого спектра курсов и дисциплин, реализация принципа индивидуализации и дифференциации обучения. Таким образом, информационная образовательная среда, на основе которой реализуется базовая подготовка бакалавров сервиса в области информационных и коммуникационных технологий, основана на следующих принципах (Захарова И.Г., Лавина Т.А.): открытость для определенной категории пользователей (по логину и паролю); информационная избыточность (возможность использовать как базовую информацию, так и дополняющую ее); наличие возможности дистанционного обучения (возможность обучаться дистанционно по согласованию с преподавателем, полностью или частично используя потенциал ДО); практикоориентированность (наличие специализированного аппаратного и программного обеспечения сервисной деятельности).

Таким образом, базовая подготовка бакалавров сервиса в области информационных и коммуникационных технологий служит определенным фундаментом для дальнейшего освоения профессиональных дисциплин. В случае продолжения обучения как в системе повышения квалификации, так и при поступлении в магистратуру по соответствующему направлению знания, умения и навыки в области использования ИКТ в сервисной деятельности будут совершенствоваться. Опыт практической деятельности по обучению студентов направления подготовки 43.03.01 «Сервис» свидетельствует о возрастании мотивации к образованию и самообразованию в области ИКТ по мере продолжения образования. Данная тенденция еще больше проявляется после прохождения студентами производственной практики, поскольку реальная профессиональная деятельность в сфере услуг в настоящей время все больше автоматизируется на основе возможностей ИКТ.


Библиографическая ссылка

Лавина Т.А., Фадеева К.Н. СОДЕРЖАНИЕ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СЕРВИСА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24877 (дата обращения: 09.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674