Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Горденко Н.В. 1 Горденко Д.В. 2 Резеньков Д.Н. 1 Шапошников Е.В. 2 Павлюк Д.Н. 2
1 ФБГОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ», филиал
2 ФБГОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет»
В статье представлены недостатки организации учебной деятельности обучающихся на основе проведенного анализа и пути их решения за счет внедрения новых подходов преподавания в системе современного обучения. Рассмотрены различные стили взаимодействия преподавателя и обучающегося, представлены различия между ними. Описана интерактивная форма обучения как один из вариантов коммуникативных технологий, которая представляет собой специальную форму организации познавательной деятельности и задачи интерактивной формы обучения, определена роль преподавателя на интерактивных занятиях. Представлены интерактивные формы, такие как: круглый стол, деловые и ролевые игры; анализ конкретных ситуаций, мозговой штурм, мастер класс, тренинг. В применении различных форм проведения занятий в активной и интерактивной формах обучения существует проблема целесообразности выбора формы проведения занятий в активной и интерактивной формах обучения с учетом подготовки обучающегося к его профессиональной деятельности.
компетентностный подход
академические компетенции
активные
интерактивные формы обучения
1. Горденко Д.В., Горденко Н.В., Шапошников Е.В., Горбачев А.В., Павлюк Д.Н. Методика проведения занятий в сложной форме обучения в рамках компетентностного подхода // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20054.
2. Горденко Н.В. Современные научные подходы к организации образовательного процесса // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 4. – С.86-87.
3. Горденко Н.В. Формирование академических компетенций на современном этапе развития российского образования. Монография. – Ставрополь: ООО «Издательско-информационный центр «Фабула», 2012. – 160 с.
4. Горденко Н.В., Тищенко Ю.В. Логическое познание и групповые формы учебной работы как способ интенсификации обучения // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 3. – С.78-79.
5. Шапошников Е.В., Горденко Д.В., Гальвас А.В. Оценивание образовательных достижений субъекта образовательной сферы (обучаемого) в условиях современного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19525.

На современном этапе российское образование в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования (ФГОС) в целях реализации компетентностного подхода ориентируется на самообразование личности, с применением инновационных форм (методов) проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

Одно из требований к условиям реализации программ подготовки специалистов среднего звена (ППСЗ) на основе ФГОС является широкое применение инновационных форм (методов) проведения занятий не только в часы аудиторной работы, но и в сочетании с внеаудиторной работой. Это регламентируется в рамках освоения определенных видов деятельности с целью формирования и развития профессиональных умений и навыков.

Анализ организации учебной деятельности студентов большинства вузов показал, что она не идеальна и выявил следующие недостатки:

- преимущественно преобладает внимание к организации аудиторных занятий, в связи с чем вся учебно-методическая работа преподавателей направлена на учебно-методическое обеспечение аудиторных занятий (разработка УМК, УММ, методик обучения и т.д.). В то же время организации самостоятельной работы внимания уделяется значительно меньше, а иногда не уделяется вообще, вследствие чего обучающиеся к занятиям не готовятся, задания на самостоятельную работу не отрабатываются, дополнительный материал не изучается, а неумение работать с литературой (текстом) – одна из главных причин недостаточного уровня сформированности ключевых компетенций у обучающихся (общекультурных, учебно-познавательных и личностного самосовершенствования);

- отсутствие контроля самостоятельной работы;

- неумение обучающимися поставить цели и задачи, частичное или полное отсутствие самостоятельности;

- преобладание в учебном процессе использования пассивной формы обучения над активной и интерактивной формами обучения, недостаточно активная научно-исследовательская деятельность студентов (отсутствие мотивации), вследствие чего ограничиваются возможности для самореализации в информационной и учебно-исследовательской деятельности и др.

Из выше сказанного следует, что эффективная реализация ФГОС требует внедрения новых подходов преподавания в системе современного обучения. Одним из направлений обновления является индивидуализация образования. Необходимо готовить обучающихся к правильному пониманию современного мира, научить их быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию. Достижение целей по формированию компетенций зависит от организации процесса обучения (направленная профессиональная деятельность), реализации междисциплинарного подхода, соблюдения принципов самостоятельности (мотивация к активности обучения), интеграции активных и интерактивных методов обучения.

В развитии профессионального образования наряду с пассивной формой обучения широкое распространение получили активная и интерактивная формы. Количество занятий (не менее 20 процентов), проводимых в активной (интерактивной) форме обучения, определяется главной целью ППСЗ, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. Преподаватель, применяя активную и интерактивную формы обучения наряду с традиционными, тем самым повышает мотивацию обучающихся к овладению академическими компетенциями, а также их способность к эффективной профессиональной деятельности.

Пассивная форма обучения – это авторитарный (не равноправный) стиль взаимодействия преподавателя и обучающегося, в которой преподаватель управляет процессом обучения и является основным действующим лицом, а обучающиеся выступают в роли слушателей. Возможность двухсторонней связи преподавателя с обучающимися осуществляется посредством методов контроля (опросов, тестов, контрольных, индивидуальных работ и т. д.).

Рис. 1. Односторонний стиль взаимодействия (пассивная форма)

Данная форма обучения ярко проявляет себя в случаях рассмотрения (изучения) сложной темы занятия, низкого уровня подготовки обучающихся, отсутствия учебно-материального обеспечения, а также характерна для начинающего преподавателя и (или) низкой подготовке преподавателя, самостоятельной работы обучающихся, в том числе под руководством преподавателя.

Достоинства:

- возможность доведения в ограниченное время значительно большего количества учебного материала;

- подготовка к занятию занимает немного времени.

Недостатки:

- слабое усвоение обучающимися учебного материала;

- низкая мотивация к учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Активная форма обучения – это демократический (равноправный) стиль взаимодействия обучающегося (активный участник) и преподавателя, при котором они взаимодействуют между собой в ходе занятия.

В активной форме в основном проводятся практические, лабораторные, семинарские, групповые практические занятия, как с использованием компьютерной симуляции, так и без компьютера.

Рис. 2. Равноправный стиль взаимодействия (активная форма)

Интерактивная форма обучения – это форма диалогового взаимодействия преподавателя и обучающегося на основе либерального стиля. Другими словами, сущность интерактивной формы обучения заключается в более широком взаимодействии обучающихся не только с преподавателем, но и между собой, а также на доминировании активности обучающихся в процессе обучения.

Таким образом, интерактивная форма обучения как один из вариантов коммуникативных технологий представляет собой специальную форму организации познавательной деятельности, в которой подразумевается постановка конкретной и прогнозируемой цели; создание комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою интеллектуальную состоятельность, осознает свою успешность и свою роль в создании продуктивного получения знаний и формировании навыков, а также создании базы для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия, заключающийся в создании интерактивных упражнений и заданий, в ходе выполнения которых обучающийся изучает и отрабатывает материал.

Рис. 3. Интерактивный метод обучения

Часто интерактивные и активные формы преподаватели не различают, однако, несмотря на общую сущность, между ними имеются различия. Интерактивные формы являются наиболее инновационной формой активных форм, т.е. интерактивное обучение – это, в первую очередь, обучение, в ходе которого одновременно осуществляется как взаимодействие между обучающимися и преподавателем, так и между самими обучающимися.

Задачами интерактивной формы обучения являются:

- активизация интереса к обучению; самостоятельный поиск путей решения задачи на основе выбора одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и дальнейшее обоснование выбранного решения;

- эффективное усвоение учебного материала; установление взаимодействия между обучающимися, обучение навыкам работы в команде, проявлению терпимости к любой точке зрения, уважению права каждого на свободу слова и уважение его достоинства;

- формирование жизненной позиции и профессиональных навыков;

- выход на уровень осознанной компетентности обучающегося.

Роль преподавателя при использовании интерактивных форм резко меняется: активность педагога уступает место активности обучающихся, которые начинают выполнять функцию помощника в работе, одного из источников информации, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, находить общие точки соприкосновения, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты и идти на компромиссы.

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки специалистов среднего звена. Теперь преподавателю недостаточно быть компетентным в области своей специальности. Ему за счет использования активных и интерактивных форм обучения отводится важная роль – повышение мотивации к познавательной деятельности обучающихся за счет разработки новых методик и форм проведения занятий. Преподаватель вместе с новыми знаниями мотивирует участников обучения к самостоятельному поиску и его задачей становится создание условий для инициативы обучающихся. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении.

Для достижения поставленных преподавателем воспитательных и учебных задач могут быть использованы следующие интерактивные формы:

- круглый стол;

- деловые и ролевые игры;

- анализ конкретных ситуаций;

- мозговой штурм;

- мастер класс;

- тренинг и другие.

Существуют и другие виды интерактивного обучения, которые можно использовать в педагогической деятельности («Дерево решений», «Займи позицию», «Попс-формула», групповое обсуждение, сократический диалог, видеоконференция, интерактивная экскурсия, фокус-группа и др.). Кроме того, преподаватель может применять не только известные интерактивные формы проведения занятий, а также в зависимости от цели занятия разработать новые, т.е. активно участвовать в процессе модернизации и совершенствовании учебного процесса. Отметим, что в ходе подготовки к занятию на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только о выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, но и открывается возможность сочетать несколько методов обучения (сложная форма) для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению учебного материала обучающимися. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.

С целью определения уровня освоения обучающимися учебного материала и уровня овладения ими знаниями, умениями и компетенциями в соответствии с требованиями ФГОС, получения необходимой информации в целях совершенствования учебного процесса, а также стимулирования работы студентов, проводится четкая система контроля успеваемости и оценка уровня сформированности компетенций обучающихся. Систематический контроль сформированных знаний и умений является важной задачей, так как он обеспечивает обратную связь от обучающегося к преподавателю, позволяет скорректировать ход ведения образовательного процесса, а в результате управлять процессом подготовки специалистов. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только развитие знаний и умений, но и сформированность общих компетенций и умений, обеспечивающих освоение профессиональных компетенций. Контроль должен проводиться не только со стороны преподавателя, но и сопровождаться самоконтролем и самооценкой обучающихся.

Одним из видов интерактивного обучения как одного из эффективных и сложных форм проведения занятий, целью которого является развитие компетентности межличностного общения и профессионального поведения в коллективе, является проведение комплексных занятий, которые позволяют в рамках одного занятия, формировать несколько видов компетенций, повышая интерес к профессиональной деятельности и помогая формировать всестороннее развитие личности.

Сложные формы проведения занятий, используемые в обучении, позволяют формировать компоненты академических компетенций, в том числе и организаторские способности в качестве опыта самостоятельного проведения занятия, а также позволяют оценить не только знания и умения, но и умения овладевать различными видами компетенций.

Таким образом, в применении различных форм проведения занятий в активной и интерактивной формах обучения существует проблема целесообразности выбора формы проведения занятий в активной и интерактивной формах обучения из их многообразия – с одной стороны, а с другой стороны – организации их проведения на всех стадиях обучения с учетом подготовки обучающегося к его профессиональной деятельности.

В связи с этим существует потребность в проведении анализа трудоемкости обеспечения подготовки и проведения занятия в различных формах, а также систематизации полученных результатов.


Библиографическая ссылка

Горденко Н.В., Горденко Д.В., Резеньков Д.Н., Шапошников Е.В., Павлюк Д.Н. ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24872 (дата обращения: 04.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674