Среди различных музыкальных специальностей профессия музыковеда является одной из самых многопрофильных и полифункциональных. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования по специальностям «Музыковедение» (высшее образование) и «Теория музыки» (среднее образование) основными направлениями профессиональной деятельности специалиста являются педагогическое, научное и просветительское. В соответствии с этим музыковед в своей профессиональной деятельности выполняет три основные социально-музыкальные роли: музыковед-педагог, музыковед-ученый, музыковед-просветитель, которые определяют выбор средств и способов профессионального взаимодействия и музыкальной коммуникации. Смена социально-музыкальных ролей, а также их сочетание в профессиональной работе музыковеда обусловливают необходимость развития такого важного личностного качества, как коммуникативная мобильность.
Цель исследования
Раскрыть особенности многопрофильной и полифункциональной профессиональной деятельности музыковеда, обосновать содержание и структуру коммуникативной мобильности музыковеда.
Материал и методы исследования
Материалом исследования является профессиональная деятельность музыковеда, научная литература по проблемам коммуникативного взаимодействия в сфере искусства и музыкального образования. Использован комплекс методов: изучение, обобщение и анализ научной литературы по проблеме исследования; сравнение, сопоставление, синтез теоретических позиций, взглядов, оценок.
Результаты исследования и их обсуждение
В основе каждого из видов профессиональной деятельности музыковеда лежит процесс музыкальной коммуникации, связанный с познанием и донесением до аудитории (учеников, студентов, слушателей, зрителей, читателей) художественного смысла музыкальных произведений. Исследователи-музыковеды Б.В. Асафьев, И.А. Корсакова, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский и др. подчеркивают, что композитор, создавая музыкальное произведение, раскрывает в нем свой внутренний мир, воплощает принципы собственного музыкального мышления, мировоззрения, а также особенности эпохи. В свою очередь слушатели, посредством исполнительской интерпретации, «расшифровывают» заложенную композитором информацию.
Наряду с пониманием музыкально-коммуникативного процесса как складывающегося из трех взаимосвязанных звеньев «композитор-исполнитель-слушатель» (Б.В. Асафьев, Л.Л. Бочкарев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский и др.), существует несколько иная точка зрения, представленная в работах И.А. Корсаковой, Л.А. Птушко, Е.Р. Сизовой, А.Н. Сохора, А.Н. Якупова, где процесс музыкальной коммуникации дополняется еще одним звеном, связанным с деятельностью музыковеда, благодаря чему музыкально-коммуникативная цепь выглядит следующим образом: «композитор-исполнитель-музыковед-слушатель».
Мы разделяем точку зрения вышеуказанных исследователей и считаем, что в любом виде профессиональной деятельности музыковед является своеобразным посредником между композитором, исполнителем и слушателем, так как должен через изучение музыки, с помощью общения (устного или письменного), а также применяя невербальные средства коммуникации, раскрыть сущность, стилистические особенности и авторские аспекты музыкальных произведений.
Выполняя свои профессиональные функции, музыковед прямо или опосредованно общается с аудиториями разных возрастных категорий и социально-профессиональных групп. Соответственно, ему необходимо знать и учитывать особенности музыкального восприятия, ценностные ориентации, художественно-эстетические потребности людей разного возраста, профессиональной направленности и социального статуса. С этой точки зрения интерес для нашей работы представляют типы деления аудитории, предложенные музыкальной социологией (Т. Адорно, Т.А. Курышева, А.Н. Сохор и др.). Опираясь на указанные труды, мы подразделяем всех реципиентов на три социально-профессиональные группы: 1) музыканты-профессионалы; 2) музыканты-любители и представители иных художественно-творческих профессий; 3) представители не художественно-творческих профессий и музыкально несведущая аудитория. Каждая из названных социально-профессиональных групп отличается уровнем общей культуры, образования, наличием определенного музыкального опыта, художественно-эстетическими потребностями, возрастом и т.д., следовательно, стиль общения и средства коммуникации с каждой аудиторией должны различаться.
Итак, музыковед в своей деятельности выполняет различные социально-музыкальные роли, устанавливает коммуникативное взаимодействие с разными типами аудитории, в соответствии с этим он должен менять стиль общения, модель поведения и средства коммуникации. Следовательно, он должен обладать коммуникативной мобильностью, которую мы понимаем как интегральное личностно-профессиональное качество, обеспечивающее гибкое вариативное изменение стиля общения, модели поведения и средств коммуникации в соответствии с выполняемой социально-музыкальной ролью (музыковед-педагог, музыковед-ученый, музыковед-просветитель), художественно-эстетическими потребностями и особенностями музыкального восприятия реципиентов разных возрастных категорий и социально-профессиональных групп.
Перейдем к рассмотрению структурных компонентов коммуникативной мобильности музыковеда.
Мы уже отмечали, что процесс музыкальной коммуникации предполагает передачу музыкального содержания от музыковеда к аудитории слушателей, при этом каждый из возрастных и социально-профессиональных типов аудитории отличается особенностями восприятия материала.
Музыкальное восприятие трактуется учеными (Б.В. Асафьев, Л.Л. Бочкарев, Д.К. Кирнарская, Е.В. Назайкинский, В.В. Медушевский и др.) как процесс, протекающий в неких временных рамках и объединяющий все виды музыкальной деятельности, включающий физическое слышание музыки, ее понимание, переживание и оценку, а также духовное овладение произведениями музыкального искусства. Ученые подчеркивают, что чем больше опыта прослушивания и изучения музыкальных произведений у слушателя, чем выше уровень общей культуры, тем более адекватным является его личностное восприятие музыкального произведения. Иными словами, отмечается зависимость качества музыкального восприятия от принадлежности реципиентов к тому или иному возрастному и социально-профессиональному типу аудитории. Соответственно, для музыковеда как непосредственного участника музыкальной коммуникации, необходимо знать способы и средства ретрансляции реципиентам разных возрастных и социально-профессиональных групп сущности музыкального произведения – его художественно-образного содержания, ценности внутреннего мира произведения, а также стилистических особенностей и авторских аспектов, воплощенных через элементы музыкального языка.
Музыкальное произведение исследователи определяют как «особый вид музыкального высказывания» [4; 5], в котором с помощью средств музыкального языка композитор запечатлевает собственную творческую фантазию, мироощущение, мировосприятие, богатство жизненных реалий на образном и лексико-грамматическом уровне. Также в произведении могут быть представлены стилистические особенности, характеризующие не только непосредственно авторский стиль, но и стиль определенного жанра, композиторской школы, страны (национальный), эпохи.
Для полного осознания слушателями содержания музыкального произведения музыковед должен раскрыть для аудитории авторские аспекты музыкального произведения. По мнению исследователей (Л.И. Заболотная, Е.Р. Сизова и др.), к авторским аспектам музыкального произведения относятся особенности «отбора, сравнения, сопоставления, комбинирования музыкально-звуковых элементов» [7, с. 60]. Однако авторский замысел раскрывается для слушателей и для музыковеда через исполнительскую интерпретацию. По мнению Л.Л. Бочкарева, «процесс исполнительского творчества представляет собой не только акт воплощения композиторского замысла, но и создания собственной исполнительской трактовки» [1, с. 215]. То есть к авторским аспектам относится то индивидуальное, что является специфическим именно для этого автора и для конкретного произведения, а также для исполнительской трактовки музыкального произведения.
Таким образом, знания о способах и средствах ретрансляции сущности, стилистических особенностей и авторских аспектов музыкального произведения реципиентам различных возрастных и социально-профессиональных групп составляют когнитивный компонент коммуникативной мобильности музыковеда.
Поскольку деятельность музыковеда многоплановая и полифункциональная, связанная с выполнением функций педагога, ученого, просветителя, для ее успешного осуществления музыковеду важно проявлять интерес к различным музыкально-социальным ролям. По мнению ученых-социологов (Н.А. Мельникова, Н.Б. Челдышева и др.), социальная роль личности связана с профессией или видом деятельности и должна быть освоена в техническом или смысловом плане. Интерес, с точки зрения ученых (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, А.Н. Сохор и др.), представляет собой осознанное личностное состояние, которое обеспечивает активность в определенной области деятельности.
Целью деятельности музыковеда является развитие «общего духовно-нравственного культурного уровня населения» [5]. Л.А. Птушко утверждает, что «разнообразное по формам музыковедческое творчество для слушателя (читателя, зрителя) является дополнительным каналом связи с искусством» [6, с. 80]. В связи с вышесказанным становится понятным, что приобщение слушателей к музыкальному искусству является одной из ценностных составляющих профессиональной деятельности музыковеда в целом и компонентом коммуникативной мобильности, так как побуждает искать варианты доступного донесения музыкальной информации до слушателей с целью их музыкального просвещения.
Многие музыканты-исследователи подчеркивают ведущую роль мотивации в музыкальной деятельности. Так, по мнению Е.Р. Сизовой, «мотивация деятельности и ценностное отношение к профессии, которое выражается в желании работать и осознании значимости выполняемой работы, является основным и главным условием функционирования в профессиональной музыкальной среде» [7, с. 50]. Мы придерживаемся мнения ученых и считаем, что для успешной реализации всех видов профессиональной деятельности музыковеда необходим постоянный мотив поиска различных форм передачи информации в зависимости от типов аудитории, с которыми взаимодействует музыковед, и от социально-музыкальной роли, выполняемой им в данный момент.
Таким образом, интерес к возможным музыкально-социальным ролям, ценность приобщения слушателей к музыкальному искусству, а также устойчивые мотивы к постоянному поиску вариантов передачи музыкального содержания произведения составляют ценностно-мотивационный компонент коммуникативной мобильности музыковеда.
Поскольку профессия музыковеда предполагает достаточно большое количество вариантов взаимодействия с публикой, специалисту необходимо иметь в своем профессиональном арсенале достаточно широкий репертуар музыкально-социальных ролей. Каждый из видов музыкально-социальных ролей предполагает использование различных средств коммуникации, профессиональной лексики, стиля поведения и общения, соответствующих возрастным и социально-профессиональным особенностям реципиентов. Практика показывает, что весьма часто специалисту-музыковеду приходится сочетать различные сферы профессиональной деятельности и чередовать различные социально-музыкальные роли. Бывают ситуации, когда в течение одного дня музыковед выступает и в роли педагога, проводя занятия с различными возрастными группами учеников, и в роли ученого, редактирующего научные тексты, и в роли просветителя, ведущего концертное выступление. Следовательно, музыковеду необходимо владеть не только знаниями об особенностях выполнения различных музыкально-социальных ролей, но и умениями гибко переключаться с одной музыкально-социальной роли на другую.
Таким образом, обладание широким репертуаром музыкально-социальных ролей и владение техникой гибкого переключения от одной роли к другой составляет технологический компонент коммуникативной мобильности музыковеда.
Формирование коммуникативной мобильности музыковеда невозможно без личностных качеств специалиста. Поскольку большинство форм работы музыковеда основаны на вербальном общении и предполагают постоянное взаимодействие с аудиторией, одним из важнейших личностных качеств музыковеда выступает общительность. Общительность определяется учеными-психологами как «качество личности, обеспечивающее коммуникацию, т.е. процесс общения, взаимодействия и построения отношений между людьми» [5, с. 136]. По мнению Е.Р. Сизовой, «без общительности невозможен диалог со слушателями» [7, с. 71].
Учитывая многоролевой диапазон профессиональной деятельности, музыковед должен уметь гибко и оперативно перестраивать собственную коммуникативную деятельность в зависимости от решаемых профессиональных задач в определённой аудитории слушателей. Соответственно, нужно обладать социально-творческой адаптивностью, которая регулирует выбор оптимального характера взаимодействия, адекватных коммуникативных средств и приемов, обеспечивающих успешность реализации всех форм профессиональной деятельности.
Важным компонентом коммуникативной мобильности музыковеда, по-нашему мнению, является коммуникативно-рефлексивная активность. В научно-педагогической литературе рефлексия рассматривается как «самостоятельное обращение учителя к самоанализу» [2, с. 23]; «творческий процесс, регулирующий осознание профессиональных успехов и неудач, личностных достижений» [7, с. 59]. В контексте нашего исследования целесообразным будет говорить о рефлексии коммуникативной деятельности музыковеда, процессов ее организации, выбора оптимальных коммуникативных средств, стратегий и т.д. Это поможет музыковеду адекватно оценить собственные коммуникативные действия, прогнозировать, корректировать и эффективно использовать нужные способы и средства профессионального взаимодействия.
Таким образом, социально-творческая адаптивность, общительность и коммуникативно-рефлексивная активность составляют личностный компонент коммуникативной мобильности музыковеда.
Заключение
Резюмируя сказанное выше, определим коммуникативную мобильность как профессионально важное качество музыковеда, имеющее интегральную природу и включающее когнитивный; ценностно-мотивационный, технологический и личностный компоненты.
Библиографическая ссылка
Сизова Е.Р., Кучер Н.Ю. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНОЙ МОБИЛЬНОСТИ МУЗЫКОВЕДА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24862 (дата обращения: 06.10.2024).