Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту 43.02.10 «Туризм» специалист по туризму готовится к следующим видам деятельности: предоставление турагентских услуг, предоставление услуг по сопровождению туристов, предоставление туроператорских услуг, управление деятельностью функционального подразделения предприятия, предоставление экскурсионных услуг [5]. Действующий стандарт не содержит требований к знаниям и навыкам по экологичной организации рекреационной деятельности. В то время как в обществе, в связи с неблагоприятной экологической ситуацией и высокими психоэмоциональными нагрузками, растет потребность в восстановлении духовных и физических сил на лоне природы, относительно нетронутой антропогенным воздействием.
Рекреационно-экологическая подготовка специалистов по туризму – это вид профессиональной подготовки в организациях среднего профессионального образования к формированию, продвижению и реализации комплексного туристского обслуживания, обеспечивающий ведение туристско-рекреационной деятельности в целях воспроизводства жизненных сил человека с учетом экологической конъюнктуры и в условиях квазиприроды.
Экологическая конъюнктура – сложившееся на данный конкретный момент времени общее состояние природной среды с точки зрения условий проживания людей и существования животных и растений.
Квазиприрода включает в себя все элементы природной среды, искусственно преобразованные, модифицированные людьми и характеризующиеся неспособностью к системному самоподдержанию: без постоянного регулирующего воздействия со стороны человека воссозданные элементы природной среды постепенно разрушаются [4].
По мнению И.В. Зорина, экологический туризм имеет рекреационную основу и должен быть организован как высокоэффективный рекреационный процесс, максимизирующий не столько коммерческую эффективность, сколько уровень воспроизводства живых сил человека в условиях экологически чистой среды [1]. Следовательно, во-первых, экологический и рекреационный туризм взаимосвязаны; во-вторых, без должного состояния окружающей среды развитие рекреационного или экологического туризма становится невозможным.
В рамках подготовки кадров необходимо учитывать предыдущие выводы и готовить к специфичной профессиональной туристской деятельности, учитывающей экологическую ситуацию и потребность населения в рекреации.
Специфика рекреационно-экологической подготовки состоит в целенаправленной подготовке к сознательному ведению рекреационно-экологической туристской деятельности как наиболее приемлемой в современной экологической конъюнктуре и в условиях квазиприроды.
В результате обучения студенты проявляют осознанную готовность к оказанию туристско-рекреационных услуг без нарушения экологического баланса дестинаций, содействуют улучшению состояния посещаемых туристами территорий за счет эколого-рекреационной пропаганды местного населения, организации экологических акций и мероприятий. Рекреационно-экологическая подготовка может стать необходимым стандартом профессиональной годности современных специалистов по туризму [3].
В настоящее время индустрия туризма остро нуждается в квалифицированных кадрах, подготовленных в соответствии с конъюнктурой рынка и мировыми тенденциями устойчивого развития общества. Существующая система подготовки специалистов по туризму опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт 3-го поколения [5], основой которого является компетентностный подход. Документ отвечает насущным потребностям рынка и ориентирован на самостоятельные и практические занятия.
Современные исследования в области подготовки специалистов по туризму ведутся в рамках выявления наиболее актуальных компетенций будущих работников туриндустрии. Так, Д.С. Ермаков исследовал устойчивое развитие и формирование экологической компетенции, В.Н. Фефелова – формирование управленческой компетенции специалиста по рекреации и туризму, Т.А. Нечаева – формирование геоэкологической компетенции, А.Н. Кондрашкин разработал рекреационно-дидактическую модель туристской деятельности. Нередко изучается и советский опыт подготовки кадров в сфере туризма: Е.Л. Пименова анализировала историю становления экологического туризма, Ю.В. Копылов – советский опыт подготовки кадров в туристской сфере.
Следовательно, рекреационно-экологическая подготовка специалистов по туризму не изучалась в полной мере и в едином контексте, большинство из проведенных ранее исследований относятся к высшему образованию, в то время как специалисты со средним профессиональным образованием наиболее востребованы в современных экономических реалиях.
Между тем за рубежом все большее внимание уделяется охране окружающей среды, экологической рациональности и ответственному туризму. Ежегодно увеличивается число неправительственных организаций, занимающихся развитием целого ряда исследований в области экологического и устойчивого туризма, что приводит к появлению его новых видов.
В последние годы во всем мире наибольший интерес представляют изыскания по подготовке кадров туриндустрии в рамках устойчивого развития, экологического туризма и рационального использования туристских ресурсов. Современные исследования в этой области ведут В. Ламанаускас, Н. Бертхет и другие. Виктором Т.С. Мидлтоном и Р. Хоукинс была написана книга «Устойчивый туризм» (1998) о влиянии туриндустрии на окружающую среду. Внедрение устойчивости в образовательные программы специалистов по туризму и гостеприимству изучали Б.Б. Болей, Б.Ф. Канзианиa, С. Сенмезa, Ю.Д. Се, Э.Т. Берд и другие. С 2001 г. в США выходит журнал «Journal of Teaching in Travel and Tourism» – официальный журнал Международного общества педагогов по туризму (ISTTE).
Следовательно, зарубежные коллеги активно занимаются вопросами рекреационно-экологической подготовки кадров для туриндустрии. В Германии, Австралии, США и Великобритании ведется подготовка по программам высшего образования с получением степени бакалавра, магистра, мастера бизнес-администрирования (MBA) и доктора наук по устойчивому туризму [2].
Для эффективной реализации основной цели исследования необходимо построить технологичную модель подготовки специалистов по рекреационно-экологическому туризму, обеспечить характеристику деятельности преподавателя и студентов, сориентировать систему на понимание и утверждение ценности человеческой жизни и гармонии с окружающей средой. Анализ существующих подходов выявил необходимость использования системно-технологического и деятельностно-аксиологического подходов.
Системно-технологический подход состоит из системного и технологического компонентов, одновременное использование которых приведет к наиболее результативному и качественному решению проблемы рекреационно-экологической подготовки.
Системный подход – это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Основные принципы системного подхода: элемент, целостность, связь, системообразующие факторы. Методология системного подхода была представлена в трудах А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, Э.Г. Юдина и других. Системный подход в педагогике предполагает изучение внутренних и внешних системных свойств и связей объектов. Его применяли В.П. Беспалько, В.А. Сластенин, В.А. Якунин и другие. Системный подход позволит поставить цель, определиться с содержанием рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму, определить системообразующие факторы, связи и структуру.
Технологический подход – это направление методологии научного познания, суть которого заключается, во-первых, в ориентации на достижение диагностично поставленной цели, спроектированной с учетом особенностей субъектов учебно-воспитательного процесса и возможностей образовательного учреждения; во-вторых, оптимальной алгоритмизированности в отношении образовательных методов, средств и форм, а также информационных, временных и межличностных характеристик.
В технологическом подходе главным элементом служит технология, посредством которой осуществляется взаимодействие педагога и учащихся. Стержневые понятия в рамках данного подхода: технологичность, концептуальность, системность, управляемость, эффективность. У истоков технологизации педагогики стоял А.С. Макаренко. Основы технологического подхода представлены в работах В.П. Беспалько, В.П. Власова, М.В. Кларина и других. По мнению И.Ф. Исаева, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, технологичность, все больше определяя современную жизнь человека, позволяет перейти на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости [6]. Использование технологичного подхода при исследовании рекреационно-экологической подготовки позволит спроектировать четкий алгоритм действий, выстроить управляемый образовательный процесс обучения по специальности «Туризм» с учетом современных тенденций экологизации общества.
Системно-технологический подход – это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование технологии как системы, что позволяет спроектировать учебный процесс на основе четкого упорядочивания целевых установок и в результате получить более высокий результат с меньшими затратами.
Системно-технологический подход в нашем исследовании позволяет задать цель рекреационно-экологической подготовки, разбить ее на этапы, подготовить информационное обеспечение, организовать ход обучения в соответствии с целью, выделить критерии, связи этапов, определиться с оценкой и корректирующими мероприятиями для получения конечного результата – сформированной рекреационно-экологической компетенции.
Результаты использования системно-технологического подхода:
- рекреационно-экологическая подготовка специалистов по туризму является частью подсистемы профессиональной подготовки по специальности «Туризм»;
- рекреационно-экологическая подготовка – это педагогическая система, обладающая целостностью и взаимосвязанностью когнитивного, операционального и ценностного компонентов, объединенная системообразующими факторами: региональные особенности развития туристской индустрии, экологического состояния окружающей среды;
- рекреационно-экологическая подготовка – это организация обучения по приобретению рекреационно-экологической компетенции, имеющая свою цель – готовность к оказанию туристско-рекреационных услуг, не наносящих вред окружающей среде; выстроенная в виде системных задач поэтапно; имеет указанные способы взаимодействия преподавателя и студента – формы и методы реализации, ограниченные подготовкой специалистов по туризму в рамках среднего профессионального образования; предполагает постоянное мотивационное и информационное обеспечение, а также использование нетрадиционных технических средств и методов: вебинары, мастер-классы, встречи с заинтересованными лицами и представителями туриндустрии, кейс-стади, решение экологических ситуаций;
- процесс приобретения рекреационно-экологической компетенции выстроен последовательно, в три этапа, каждый из которых определяется функциональными свойствами: целеобразующими, информационными, воспитательными, обучающими, развивающими, оценочными и корректирующими, при этом значение имеет совокупность всех приобретаемых компонентов компетенции;
- рекреационно-экологическая компетенция – это система, которая состоит из когнитивного, операционального и ценностного компонентов, содержащих: знания строения и функций экосистем, технологии разработки рекреационно-экологических путешествий, способов экологического регулирования туристско-рекреационной деятельности в мире и в России; умения разрабатывать и реализовывать рекреационно-экологические путешествия, способы определения целей и задач рекреационной и экологической туристской деятельности как факторов гармоничного развития личности, укрепления здоровья человека; формирование отношения к природе как высшей ценности для человека, отождествление ценности разработки и реализации рекреационно-экологических путешествий как способа решения экологических проблем современности; развитие ценностных установок к собственной экологоориентированной туристской деятельности.
Системно-технологический подход позволяет разработать последовательный алгоритм реализации рекреационно-экологической подготовки с позиции педагогической системы, однако необходимо учесть деятельность обучающихся как объектов образовательного процесса. Применение деятельностно-аксиологического подхода, также соответствующего образовательным тенденциям подготовки специалистов по туризму, позволит рассмотреть основные компоненты деятельности педагога и обучаемых с единых методологических и ценностных позиций, и тем самым раскрыть природу и содержание их взаимодействия.
Деятельностный подход – это методологическое направление исследования, предполагающее описание, объяснение и проектирование различных феноменов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности. Основные понятия в рамках деятельностного подхода: цель, объект, субъект, средства, методы, этапы и результат. Предпосылки подхода складывались в отечественной психологии в 1920-е гг. С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. В педагогике данный подход использовали В.А. Кан-Калик, Т.С. Полякова, В.А. Сластенин и другие.
Применение деятельностного подхода позволяет рассмотреть содержание деятельности преподавателя и студента с единых исследовательских позиций для успешной реализации рекреационно-экологической подготовки.
Аксиологический подход – это направление научного исследования на основе общечеловеческих ценностей и самоценности личности. Основным для аксиологического подхода является понятие «ценность». Разработкой данного направления методологического исследования занимались С.З. Гончаров, М.С. Коган, М.С. Яницкий и другие. В педагогике данный подход был развит в работах В.А. Сластенина, Л.В. Вершининой, Д.А. Горбачевой. Использование аксиологического подхода позволяет рассматривать рекреационно-экологическую подготовку как ценность, направленную на удовлетворение потребностей людей в рекреации, и подчеркивает значимость решения экологических проблем, в том числе при помощи туризма.
Деятельностно-аксиологический подход – это методологическое направление научного исследования, предполагающее изучение и описание особенностей функционирования субъектов образовательного процесса, раскрытие этапов их взаимодействия на основе общечеловеческих ценностей и самоценности личности.
Деятельностно-аксиологический подход в исследовании – это направление методологии, позволяющее описать, объяснить и спроектировать систему рекреационно-экологической подготовки с позиций ценности для человечества, а также сформировать ценностные установки по отношению к природе, собственной рекреационно-экологической туристской деятельности у специалистов по туризму.
Результаты использования деятельностно-аксиологического подхода:
- рекреационно-экологическая подготовка – это упорядоченная непрерывная смена видов образовательной деятельности, имеющая цель – приобретение рекреационно-экологической компетенции; средства – учебный турофис, тренинговая фирма по предоставлению туристских услуг, информационные ресурсы, экологические акции и проекты, портфолио реализованных проектов и заданий; процесс преобразования объекта – специалиста по туризму; способы оценки и коррекции результатов с позиции ценности рекреационно-экологической подготовки для современного общества;
- рекреационно-экологическая подготовка представляет собой ценность для современного образования, воспитания и развития личности обучаемых благодаря использованию базовых принципов деятельностно-аксиологического подхода: «человек», «жизнь», «отечество», «мир», «природа», «безопасность», «отдых»; свойств подхода: рекреационно-экологическая подготовка связана с деятельностью по удовлетворению туристско-рекреационных потребностей, имеет социально-исторический характер, управляет поведением человека, направляя на выбор экологичных действий; функций: экологическое просвещение и образование, выбор экологоориентированных ценностей, экоцентрическое сознание как ценность современного общества;
- основные компоненты педагогической деятельности в рамках рекреационно-экологической подготовки выстроены через проекцию на общечеловеческие ценности, современные образовательные проблемы, квазиприроду и экологическую конъюнктуру;
- рекреационно-экологическая компетенция – это результат деятельности по формированию ценностных установок по отношению к природе, к собственной экологоориентированной туристско-рекреационной деятельности, готовности оказывать туристско-рекреационные услуги в условиях квазиприроды и в неблагоприятной экологической ситуации дестинаций, решать экологические проблемы с помощью туризма.
Одновременное использование деятельностно-аксиологического и системно-технологического подходов позволяет сконструировать четкий систематизированный учебный процесс, основанный на общечеловеческих ценностях, дает возможность раскрыть этапы и особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса и получить гарантированный высокий результат – сформированную рекреационно-экологическую компетенцию.
Сложившаяся негативная экологическая ситуация в стране и мире требует особой подготовки специалистов по туризму, способных организовывать рекреацию населению без нанесения вреда окружающей среде, что свидетельствует о практической потребности в таких выпускниках. Есть необходимость в создании условий для эффективной реализации рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму через включение такой подготовки.
Мы рассчитываем, что рекреационно-экологическая подготовка специалистов по туризму позволит готовить работников туриндустрии, обладающих рекреационно-экологической компетенцией для организации рекреации населения без нанесения вреда окружающей среде в процессе своей профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Корчагина Г.А. ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ РЕКРЕАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24852 (дата обращения: 12.10.2024).