Введение Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Педагогическое образование» и профессионального стандарта педагога неизбежно влечет за собой изменение основных компонентов образовательного процесса подготовки бакалавра педагогического образования: целей, содержания, методов, технологий, форм обучения и контроля. Основным ориентиром в подготовке будущего педагога становится формирование его профессиональных качеств, способностей применять полученные знания в практической деятельности, представленных в ФГОС ВО в виде компетенций [5]. Это означает, что реализация образовательного процесса подготовки педагогов должна обеспечивать достижение новых образовательных результатов, сформулированных на основе синтеза компетенций и трудовых действий [3]. В этом смысле важным методологическим ориентиром при проектировании учебных дисциплин и соответствующих образовательных технологий становятся системный, деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы [2].
Опираясь на деятельностный подход, структуру планируемых образовательных результатов можно представить в виде следующих компонентов: знания, необходимые для выполнения действий; трудовые действия; умения, как личностная характеристика освоенности действий. Такой подход позволяет соотнести компетенции и трудовые действия и сформулировать образовательные результаты, которые можно измерять и оценивать. На основе сказанного можно определить понятие «образовательные результаты» как показатели деятельности обучающегося, характеризующие то, «что должен будет знать, понимать и/или быть в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании процесса обучения или его части» [4, с.8].
Цель исследования
Целью данной работы было создание формы представления оценочных средств для оценки образовательных результатов на основе инновационных методов обучения.
Материалы и методы исследования
В условиях модернизации педагогического образования системный подход ориентирует на установление взаимосвязей всех компонентов образовательного процесса. Значимым становится отбор и конструирование инструментария для оценки достигнутых образовательных результатов [1]. С этих позиций перспективной представляется идея использовать для оценки образовательных результатов инновационные методы и технологии обучения, направленные на формирование компетенций. Раскроем суть этого подхода на примере конструирования кейс-задания в качестве оценочного средства.
Проблема внедрения метода case-study в практику подготовки педагога является весьма актуальной, так как использование этого метода направленона формирование профессиональных компетенций, на реализацию межпредметных связей и применение знаний и навыков в новой нетиповой ситуации. Кейс-задание представляет собой ситуацию, моделирующую определенную профессиональную задачу, в процессе решения которой обучающийся приобретает навыки анализа профессиональных ситуаций, критического оценивания различных точек зрения, умение работать с информацией, моделировать решение профессиональной задачи. Практика показывает, что использование метода кейсов повышает эффективность профессионального обучения. В рамках данного метода можно непосредственно диагностировать уровень самостоятельности, инициативности обучаемых, умения работать в команде, находить рациональные решения и другие аналитические способности.
Однако, чтобы кейс-задание можно было использовать в качестве инновационного средства оценивания, необходимо раскрыть структуру такого задания, описать технологию его конструирования, определить критерии и показатели оценивания достигнутых результатов.
Результаты исследований и их обсуждение
Кейс-задание должно быть построено так, чтобы его решение было направлено на проверку сформированностипрофессиональных компетенций,необходимых для осуществления трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом педагога. В структуре кейса необходимо выделить три следующие части: организационно-методическую; содержательную и критериально-оценочную. Раскроем структурные компоненты кейс-задания и основные этапы его конструирования как оценочного средства.
- На первом этапе конструирования кейс-задания начинается построение организационно-методической части оценочного средства. Прежде всего,указывается раздел учебной дисциплины, при изучении которого формируются конкретные компетенции и соответствующие трудовые действия. На основе выделенных компетенций и трудовых действий формулируются образовательные результаты, подлежащие оценке с помощью кейс-задания.
- Далее при конструировании первой организационно-методической части разрабатывается сам кейс, задания к нему, указывается базис решения (что должен знать и уметь студент, какими навыками владеть, чтобы выполнить данное задание). Также в первой организационно-методической части приводится решение каждого задания кейса. При необходимости к заданию дается приложение, в котором обучающийся может получить дополнительную информацию.
Например, кейс на тему «Составление школьного расписания с учетом гигиенических норм» направлен на проверку степени освоения компетенции ОПК-6: готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся.В профессиональном стандарте педагога названной компетенции соответствует трудовое действие A/01.6: участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- На основе выделенных компетенции и трудового действия формулируется образовательный результат. Применительно к рассматриваемому примеру кейса образовательный результат формулируется следующим образом: демонстрирует владение гигиеническими нормами составления школьного расписания для охраны жизни и здоровья обучающихся разных возрастных групп.
- На следующем шаге первого этапа формулируется текст кейса, в котором дается описание профессионально значимой ситуации.
Так, для рассматриваемого кейса ситуация может быть представлена следующим образом. «Учитель математики в 6 классе заметила, что успеваемость школьников по ее предмету во второй четверти заметно снизилась. Когда она проанализировала расписание, то оказалось, что три дня в неделю – понедельник, среда и пятница ее предмет в расписании стоит последним уроком после физкультуры. Учительница обратилась к завучу по образовательному процессу с предложением об изменении школьного расписания согласно гигиеническим нормам». В приложении к этому кейсу приводится фактическое расписание для данного 6 класса, учебная нагрузка и шкала трудностей предметов.
- Следующий шаг в конструировании кейс-задания для оценки образовательных результатов связан с формулировкой вопросов (задач), требующих соответствующей реакции испытуемого (ответов или решения). Как правило, формулируются от 2 до 5 вопросов. В зависимости от содержания и трудности вопросов определяется минимальное время для решения кейса.
Так, для рассматриваемого примера, сформулированы следующие вопросы: 1) укажите не менее 3-х конкретных ошибок в фактическом расписании 6 класса и обоснуйте свой ответ; 2) приведите хотя бы один пример расписания, которое удовлетворяет гигиеническим нормам, и обоснуйте свой ответ.
В качестве базиса для решения приведенного кейса выступают знания гигиенических норм и рекомендаций к составлению расписания уроков на основе учебного плана, понятие недельной и суточной работоспособности, владение основами здоровьесберегающих технологий.
Завершается организационно-методическая часть описанием ответов на сформулированные в задании вопросы. Приведем кратко эти ответы.
Студент, ознакомившись с проблемой, при ответе на первый вопрос (укажите не менее 3-х конкретных ошибок в фактическом расписании 6 класса и обоснуйте свой ответ) должен раскрыть следующие моменты:
1) наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов в расписании приходится на четверг, что уже будет приводить к переутомлению школьников среднего звена. По нормам максимальная дневная нагрузка должна приходиться на вторник и (или) среду;
2) в приведенном расписании в понедельник, среду и пятницу урок по физической культуре стоит не последним уроком, а предпоследним и предшествует математике. По нормам эту дисциплину рекомендуется предусматривать в числе последних уроков, и после физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями;
3) по расписанию в понедельник на втором уроке – музыка, в среду на втором и третьем уроках – технология, а математика изучается на последних уроках, хотя современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал с 10 до 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся II и III ступени образования основные предметы должны проводиться на 2, 3, 4-х уроках.
- Вторая и третья части кейс-задания предназначены для студентов.
Во второй, содержательной части оценочного средства, приводится кейс, содержащий описание ситуации и задания, указывается время выполнения кейса и дается инструкция для студентов о том, как работать с кейсом.
- В третьей, критериально-оценочной части кейса приводятся критерии, уровни и шкала оценивания.
Применительно к рассматриваемому кейсу для оценки ответов на первый вопрос предложены следующие критерии и показатели оценки.
Критерии оценки:
- Степень полноты и правильность решения задачи.
Показатели и максимальная оценка в баллах по первому критерию: проведен анализ расписания, верно выделено не менее 3 ошибок – 2 балла; проведен анализ расписания, верно выделено не менее 2 ошибок– 1 балл; ошибки, допущенные в расписании, указаны неверно, ответ отсутствует – 0 баллов.
- Степень обоснованности (аргументация способа решения задачи).
Показатели и максимальная оценка в баллах по второму критерию: оценка ошибок апеллирует к расписанию и аргументирована гигиеническими нормами СанПиН – 2 балла; только одна или две ошибки аргументированы на основе требования СанПиН – 1 балл; ответ отсутствует или аргументы не связаны с ошибками в расписании – 0 баллов.
- Соответствие профессиональному стандарту.
Показатели и максимальная оценка в баллах по третьему критерию: представлена вся последовательность профессиональных действий в анализе фактического расписания – 2 балла; последовательность профессиональных действий в ходе анализа фактического расписания представлена частично – 1 балл; пропущены ключевые действия в ходе анализа расписания, анализ отсутствует – 0 баллов.
Таким образом, оценка ответов на первый вопрос кейса составляет от 0 до 6 баллов.
Второе задание (приведите хотя бы один пример расписания, которое удовлетворяет нормам и обоснуйте свой ответ) оценивается следующим образом.
Применительно к рассматриваемому кейсу для оценки ответов на второй вопрос предложены те же самые критерии, что и для первого вопроса, но показатели отражают специфику действий испытуемого при ответе на второй вопрос.
Критерии оценки:
1.Степень полноты и правильность решения задачи.
Показатели и максимальная оценка в баллах по первому критерию: расписание составлено верно и полностью – 2 балла; в расписании имеются 1-2 ошибки– 1 балл; в расписании имеются 3 и более ошибки, расписание не составлено – 0 баллов.
2. Степень обоснованности (аргументация способа решения задачи).
Показатели и максимальная оценка в баллах по второму критерию: обоснование проведено верно на основе расчета дневной и недельной загруженности и соответствия учебному плану – 2 балла; обоснование построенного расписания проведено с учетом описания только суточной или только недельной нагрузки – 1 балл; обоснование отсутствует или содержит ошибки в расчетах и в применении шкал и таблиц расписания – 0 баллов.
3. Соответствие профессиональному стандарту.
Показатели и максимальная оценка в баллах по третьему критерию: представлена верная последовательность профессиональных действий при составлении расписания – 2 балла; последовательность профессиональных действий в процессе составления расписания представлена частично – 1 балл; пропущены ключевые профессиональные действия в процессе составления расписания – 0 баллов.
Таким образом, оценка ответов на второй вопрос кейса, как и в первом случае, составляет от 0 до 6 баллов.
- На завершающем этапе конструирования критериально-оценочной части оценочного средства необходимо выделить уровни достижения образовательных результатов и сопоставить каждому уровню оценку в баллах за ответы на все вопросы. Для такого сопоставления можно использовать следующую шкалу оценки (таблица).
Шкала оценки и уровни достижения образовательных результатов
Уровни |
Оценка в баллах |
Процент выполнения всех заданий |
Оптимальный |
12–10 |
Не менее 85 % |
Допустимый |
9–8 |
Не менее 70 % |
Критический |
7–6 |
Не менее 50 % |
Недопустимый |
меньше 6 баллов |
Менее 50 % |
На основе таблицы можно сформулировать выводы.
Если результат выполнения кейса составляет от 10 до 12 баллов, то образовательный результат достигнут на оптимальном уровне. Если результат выполнения кейса составляет 8 или 9 баллов, то результат достигнут на допустимом уровне. Если результат выполнения кейса составляет 6 или 7 баллов, то результат достигнут на критическом уровне. Если результат выполнения кейса составляет меньше 6 баллов, то образовательный результат не достигнут.
Выводы
Проведенный анализ подходов к отбору объектов оценивания и выделенные этапы конструирования оценочных средств позволяют определить оценочные средства как специально разработанные контрольно-измерительные материалы, которые направлены на корректное установление соответствия достигнутых результатов нормативным требованиям ФГОС ВО и профессиональному стандарту педагога, и оценить достигнутые результаты. Структуру оценочного средства определяют три взаимосвязанные части. Организационно-методическая часть строится преподавателям и служит основание для определения валидности задания. Содержательная и критериально-оценочная части оценочного средства выдаются студенту на этапе аттестации по разделу или по дисциплине. Третья часть обеспечивает требования объективности и открытости процедур оценивания.
Библиографическая ссылка
Перевощикова Е.Н., Лекомцева А.А. КОНСТРУИРОВАНИЕ КЕЙС-ЗАДАНИЯ КАК ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24851 (дата обращения: 13.10.2024).