Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов образования (ФГОС) общего и высшего образования является одним из ключевых факторов модернизации всей системы образования страны. В государственной политике становится приоритетным формирование у учащейся молодежи таких ценностей, как гражданская ответственность, духовность, исторически сложившаяся ментальность – национальная культура, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе.
Появление воспитательного компонента в ФГОС является первым в истории отечественной системы образования, и работа по ее реализации потребует от педагогического сообщества глубокого и вдумчивого подхода к организации воспитательной деятельности. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.) представлен «современный национальный воспитательный идеал», базовые национальные ценности и условия организации духовно-нравственного воспитания в современной школе в процессе внедрения ФГОС. Особое внимание в ФГОС ОО уделяется организации духовно-нравственного воспитания средствами урочной и внеурочной деятельности. Все это повышает ответственность перед подготовкой будущих педагогов к эффективной реализации духовно-нравственного воспитания обучающихся; необходимостью создания условий в вузах для четкого осознания этих проблем будущими педагогами. Необходимо четко осознать недопустимость грубой непрофессиональной трактовки понятий «духовность», «нравственность», «ценность», «традиция», «духовно-нравственная ценность», «духовно-нравственное воспитание», а также условий воспитания, оценки таких свойств личности, как доброта и честность, милосердие и гуманизм, справедливость и совестливость, интеллигентность, гражданственность, патриотизм, духовность и т.д.
Здесь, на наш взгляд, подготовка будущих компетентных педагогов к реализации духовно-нравственного воспитания представляется успешной, если будут реализованы следующие педагогические условия: 1) уточнение сущности понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «национальный воспитательный идеал», «базовые национальные ценности» в соответствии с требованиями ФГОС средствами дисциплин выбора; 2) создание педагогических условий эффективного использования студентами на практике полученных знаний по реализации духовно-нравственных ценностей; 3) педагогическое сотрудничество социальных институтов, ориентированных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения (школа – вуз – церковь): встречи со специалистами и организация совместных мероприятий при участии студентов.
Вышеперечисленные педагогические условия апробированы в Шуйском филиале ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» в рамках реализации авторской учебной программы дисциплины выбора «Духовно-нравственное воспитание школьников» (автор, Т.Д. Джишкариани) для всех профилей бакалавриата направления подготовки Педагогическое образование. Программа курса состоит из четырех модулей: 1. «Традиции духовно-нравственного воспитания в русской классической педагогике и современная школа». 2. «Духовные основы нравственного воспитания». 3. «Значение социальных институтов школы, семьи и Церкви в духовно-нравственном воспитании». 4. «Методика организации духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях». Соответственно были выделены 4 дидактические единицы для определения остаточных знаний и практических умений студентов.
В рамках исследования проблемы нами разработаны критерии оценки готовности будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников. Выделены три уровня: I уровень – пороговый (низкий); II уровень – средний; III уровень – высокий.
Требования к уровню подготовки определены в соответствии с компетенциями, представленными в ООП направления подготовки Педагогическое образование в рамках ФГОС. Конкретно в нашем исследовании изучалось формирование у будущих педагогов профессиональной компетенции, способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3) [4].
Уровни определяются по баллам «Тест-опросника для студентов», который составлен по дидактическим единицам курса по выбору (разработчик Джишкариани Т.Д.) [1, с.138]. Проверяемые следующие дидактические единицы (ДЕ):
1. Требования ФГОС ОО относительно реализации воспитательного компонента.
2. Основы духовно-нравственного воспитания.
3. Взаимодействие школы с социальными институтами в духовно-нравственном воспитании.
4. Методика организации духовно-нравственного воспитания учащихся в урочное и внеурочное время.
Представим описание критериев оценивания уровней сформированности данной компетенции на различных этапах их формирования.
I уровень – пороговый (низкий) – от 0 – 11 баллов
- знает сущность духовной основы нравственного воспитания; плохо ориентируется в базовых национальных ценностях, современных воспитательных методах и технологиях для обеспечения качества духовно-нравственного воспитания в школе в урочное и внеурочное время в условиях реализации ФГОС ОО;
- умеет содействовать формированию и развитию духовно-нравственного сознания воспитанников средствами урочной и внеурочной деятельности;
- владеет способами планирования и организации комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и просвещению школьников средствами урочной и неурочной деятельности (владеет недостаточно, допускает грубые ошибки).
II уровень – средний – от 12 – 17 баллов
- знает духовные основы нравственного воспитания; оперируется научно-методическими понятиями из области знаний духовно-нравственного воспитания; осознает требования стандартизирующих документов в области духовно-нравственного воспитания;
- умеет содействовать развитию социального сознания обучающихся на основе базовых национальных ценностей средствами урочной и неурочной деятельности; выбирать способы взаимодействия педагога с различными субъектами воспитания;
- владеет способами планирования и организации комплекса мероприятий по духовно-нравственному развитию, воспитанию и просвещению школьников средствами урочной и внеурочной деятельности (в целом ориентируется хорошо, частично допускает ошибки).
III уровень (высокий) – от 18 – 22 баллов
- знает сущность духовной основы нравственного воспитания; ориентируется в способах планирования и организации комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и просвещению школьников в соответствии с требованиями ФГОС ОО;
- умеет проектировать, воспитательный процесс с использованием современных педагогических технологий духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
- владеет различными воспитательными подходами и технологиями организации комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию обучающихся средствами урочной и внеурочной деятельности; способами организации сотрудничества с участниками воспитательного процесса школы (студент освоил все дидактические единицы).
Принцип распределения студентов по уровням: освоение всех 4 дидактических единиц – III уровень; освоение 3–2 дидактических единиц – II уровень; освоение 0–1 – I уровень.
Анализ проведенного исследования по реализации педагогических условий
Организация учебного процесса по данному курсу носит практикоориентированный характер, поэтому особое внимание уделяется выполнению ими творческих заданий (разработке учебно-методических сопровождений, проектов и т.д.) с последующей защитой перед однокурсниками и апробацией в школе. Тематика творческих заданий составлена в соответствии с базовыми национальными духовно-нравственными ценностями России.
Исследование эффективности выявленных педагогических условий по подготовке будущих педагогов к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников было проведено в форме тестирования среди студентов II–III курсов историко-филологического факультета и факультета педагогики и психологии.
Количество выборки: 84 человек. Из них: 46 студентов из формирующей группы, выбравшие дисциплину «Духовно-нравственное воспитание школьников», и 38 из контрольной группы, не выбравшие данный курс.
Таблица 1
Результаты проведенного тестирования среди студентов
Группа \ уровни |
Освоили все ДЕ |
Освоили 3 ДЕ |
Освоили 2 ДЕ |
Освоили 1 ДЕ |
Формирующая |
52 % |
26 % |
12 % |
8 % |
Контрольная |
12 % |
13 % |
26 % |
49 % |
Представим результаты в виде диаграммы:
Рис. 1
Анализ результатов исследования показывает, что студенты, прошедшие специальную подготовку в процессе изучения дисциплины выбора «Духовно-нравственное воспитание школьников», показали более высокую подготовленность к духовно-нравственному воспитанию школьников. Об этом убедительно свидетельствует анализ результатов исследования в течение 78 % среди студентов историко-филологического факультета и факультета педагогики и психологии, освоившие все (1–4 ДЕ) и 3 дидактические единицы (3 ДЕ) из области духовно-нравственного воспитания средствами дисциплины выбора распределились по II и III уровням, а студенты, не изучающие данный курс, только 12 % освоили все дидактические единицы через другие педагогические дисциплины [2].
Анализ исследования уровня знаний из области духовности и нравственности среди школьников после реализации творческих разработок студентов в рамках внеурочных и урочных занятий в процессе реализации учебного модуля «Основы православной культуры».
На занятиях реализованы творческие разработки студентов: «Россия – Родина моя», «Родительский дом – начало-начал», «Малая Родина», «Добродетели и пороки или Что такое хорошо и что такое плохо?», «День матери», «Рождественский подарок» и другие.
Для изучения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников младшего звена было организовано педагогическое исследование в виде беседы и опроса по выявлению уровня знаний этических понятий среди школьников, посещающим и не посещающим данные занятия в 3–4 классах. Количество выборки: 60 человек, из них 36 посещали данные занятия, а 24 – нет.
С помощью «Опросника для школьников» обучающимся было предложено пояснить, как они понимают представленные им слова – этические понятия: «дружба», «вина», «мужество», «жалость», «зло», «добро», «милосердие», «стыдливость», «долг», «покаяние», «справедливость».
Таблица 2
Результаты опроса среди школьников, посещающих (формирующая группа) и не посещающих (контрольная группа) кружок по ОПК
Группы \ уровни |
I уровень (высокий) |
II уровень (средний) |
III уровень (низкий) |
В формирующей группе |
66 % |
23 % |
11 % |
В контрольной группе |
30 % |
34 % |
36 % |
Представим результаты исследования в виде диаграммы:
Рис. 2
После проведения опроса мы обнаружили, что у школьников, не посещающих специальные внеурочные занятия, низкий уровень знаний из области духовности и нравственности, что выражается в неумении объяснить понятия «добро», «зло», «покаяние», «счастье» и т.д.
Следует отметить, что привлечение студентов в этом направлении представляется полезным как для духовно-нравственного роста школьников, также и для профессионального становления будущих педагогов.
Удачные творческие разработки студентов были представлены также на: международной, внутривузовской научно-практических конференциях; всероссийских и региональных конкурсах научных проектов социально-педагогического характера, где они были отмечены дипломами и грамотами; по обобщению опыта имеются научные публикации [3, 5].
Открытое внеурочное мероприятие с элементами мастер-класса на тему «Рождественский подарок» студента 2 курса факультета педагогики и психологии Тихомировой К.А. было отмечено дипломом со стороны вуза. Мероприятие было проведено в МОУ «Основная общеобразовательная школа № 10» г.о. Шуя. Оно было направлено на подготовку детей к пониманию духовного значения и восприятию ими традиций православного праздника «Рождество Христово» [3].
В рамках дисциплины выбора также был разработан студенческий просветительский проект «Храм Божий в храме науки» (авторы: Шлемина В., Тютяев М. – студенты 3 курса историко-филологического факультета) [5].
Студенческие творческие методические разработки вошли в сборники методических материалов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в современной школе [6, с.66, с.64].
Это говорит о важности организации специальной подготовки студентов, будущих педагогов по формированию у них профессиональных воспитательных компетенций по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках реализации ФГОС общего и высшего образования. Наше исследование в этом направлении продолжается, и о следующих результатах исследования будет сделан анализ в последующих статьях автора.
Библиографическая ссылка
Джишкариани Т.Д. О КРИТЕРИЯХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24837 (дата обращения: 07.02.2025).