Патриотическое воспитание средствами народной культуры в образовательном процессе представляет собой критерии самооценки на качественно новой основе социальной позиции, т.к. идет процесс становления нового поколения российских граждан. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека».
Нами выбрана данная тема исследования в связи с тем, что развитие личности в Дагестане и патриотическое воспитание происходит с приобретением дагестанцами общественно-исторического опыта. Этот опыт накоплен человечеством с древних времен и нашел свое отражение в народных традициях, культуре, обычаях, обрядах, литературе, музыке, искусстве, передаваемых из века в век как духовное богатство. Народ не должен забывать свои национальные традиции, иначе он обречен на гибель. Национальные традиции и культура обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством патриотического воспитания. Образовательные школы многих регионов России функционируют в полиэтнической среде и характеризуются многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных национальных культур, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что молодежь надо воспитывать на героическом прошлом нашей страны.
Патриотизм как качество личности человека проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине, привязанности человека к родной земле, литературе, языку, культуре и лучшим традициям своего народа.
Патриотическое воспитание - это часть общегражданской культуры и общегражданского воспитания, опирающаяся на общечеловеческие ценности: жизнь, здоровье, духовно-нравственное воспитание человека, права и свободы личности. Оно направлено на воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности. Воспитание в них устойчивых норм патриотического поведения, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к другим народам, к языкам, традициям и культуре народов, проживающих в Российской Федерации [5].
В кандидатских и докторских диссертациях, посвященных патриотическому воспитанию школьников (С.А. Алиева, С.Т. Алиева, М.Ч. Алирзаев, А.Н. Вырщиков, Р.К. Гусейнов, Т.М. Шашло, А.Ю. Рустамова), недостаточно освещены средства, формы и методы использования средств народной культуры у дагестанцев в образовательном процессе [5].
В последнее время многие ученые, идеологи, духовные лидеры начинают обращаться к исследованию проблемы духовно-нравственного формирования личности на основе ценностей православной и мусульманской народной культуры. Формирование духовно-нравственных потребностей личности сформировал С.А. Шмаков, духовно-нравственным развитием личности школьников занимались А.П. Савченко, Н.Е. Щуркова и многие другие.
Анализ научно-методической литературы, посвященной патриотическому воспитанию школьников в образовательном процессе, выявил ряд проблем, связанных со средствами народной культуры, как недостаточно разработанных.
Цель исследования: изучить влияние средств народной культуры в патриотическом воспитании школьников в образовательном процессе.
Мудрость наших предков свидетельствует о том, что воспитание горцев всегда осуществлялось на основе народной морали. У детей с ранних лет воспитывались нравственно-волевые качества: смелость, решительность, стойкость, несгибаемость, воля, любовь, преданность своему народу и отчему дому. Примеры старшего поколения в бою и трудностях, их героические и трудовые подвиги - всегда учили школьников и молодежь быть мужественными, не терять силу духа, не ослаблять силу воли и достойно выходить из критического положения в сложной ситуации, возникающей внезапно в жизнедеятельности человека.
Как уже отмечалось, у высоконравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, внимание направлено на формирование мотивов поведения человека, которые обеспечивают становление личности.
Воспитание патриотизма в учебном процессе образовательной школы происходит на уроках литературы, КТНД, классных часах, где фокусируется накопленный веками пример любви к Родине, представление о добре и зле, правде, храбрости и верности.
Дагестан – страна преданий, сказаний о мужестве и героизме.
Горцы всегда дорожили своей дружбой и передавали ее из поколения в поколение. Народные сказки, пословицы и поговорки, сохранившиеся до настоящего времени, свидетельствуют о том, что в многонациональной литературе уделяли большое внимание воспитанию дружбы, гостеприимства, уважительного отношения к людям другой национальности и веры.
Иными словами, внешние воздействия способствуют воспитанию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному, духовному развитию [6].
Местный или региональный патриотизм проявляется в любви к своей малой родине, семье и близким, духовной культуре своего народа.
Патриотизм — чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее.
Развитие личности человека, его патриотических чувств происходит с приобретением ими общественно-исторического опыта.
История народной культуры стремится выявить и показать социальные аспекты культурной жизни, роль народа и государства, деятельность интеллигенции и отдельных представителей различных ветвей культуры в историко-культурном процессе. История культуры – история многовекового искусства, возделывания жизни и созидания бытия. Изучение истории русской культуры позволяет не только познать этот многовековой опыт формирования российского разума, но и приобщиться к нему, впитать в себя все лучшее, что создано великим русским народом, внести свой вклад в общую культурную сокровищницу нашего общества [8].
Лучшими формами реализации данных элементов народной культуры в патриотическом воспитании служат уроки истории, походы и экскурсии по памятным природным и историческим местам своего края.
О патриотическом воспитании школьника говорим, когда анализируем его собственные взгляды и убеждения, его поведение и жизненную позицию по отношению к природе, историко-архитектурным памятникам, трудовым и военным подвигам предков, к своему дому и другим ценностям природы. Выработка взглядов и убеждений, привычек, поведения и поступков составляют основу формирования патриотического воспитания.
Углубление учителем своих этнохудожественных знаний помогает в работе по патриотическому и этническому воспитанию в педагогическом процессе формированию у школьников национальной культуры и традиции [4].
Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества - самый легкий, верный и доступный мостик от души ребенка к душе народа. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип формирования детей в семье и в школе на близком, родном искусстве родного края, где живет человек.
Искусство родного края - тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому творчество родного края должно быть им остро прочувствовано. Не понимая родное искусство, человек не способен чувствовать культуру другого народа, понимать психологию человека другой национальности. Это очень важно, ведь мы все живем в большой многонациональной стране, традиции и обычаи которой должны быть близки, любимы каждому гражданину.
Именно патриотическое воспитание через народную культуру может подготовить детей к вступлению во взрослую жизнь, уберечь или снизить возможность деградации личности, сформировать уважение к окружающему обществу и к окружающей среде.
Одним из основных компонентов патриотического воспитания является народное творчество. Патриотизм и народное творчество - это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга понятия (категории), составляющих содержание формирования патриотических чувств [1].
Народная культура и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек учился выживать в тяжелых условиях, но при этом закладывал основы истинно народных ремесел.
Народные художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии. Наиболее распространены: ручное ткачество и роспись тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, изделие ковров, резьба по кости, обработка мягкого камня, художественная обработка материала, лаковая миниатюра и др. Эти промыслы развиты в разных районах страны, но каждый из них имеет свой центр, наиболее известный и характеризующийся относительно большими размерами производства и значительным числом занятых в них людей [7].
Залог жизненного успеха в искусстве народного промысла заключается в патриотическом воспитании, организации и практическом применении на уроках рисования, пения и трудового обучения традиций местного искусства для их постижения и творческого развития. К сожалению, далеко не все работающие в сфере народных промыслов понимают это и сознательно относятся к принципам и законам местного творчества [3].
В настоящее время патриотическое воспитание личности рассматривается как одна из важнейших государственных задач.
Традиции народной культуры имеют огромный педагогический потенциал, способный оказать значительное влияние на приобщение подрастающего поколения к патриотическим, гражданским и эстетическим ценностям.
Главная задача, стоящая перед современной образовательной школой, – формирование гармонически развитой личности, необходимость развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, которые придают большую познавательную и воспитательную силу.
Нами применены следующие методы педагогического исследования в процессе патриотического воспитания на уроках и во внеклассных мероприятиях образовательной школы средствами народной культуры:
- изучение научной педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- обобщение опыта учителей-новаторов образовательных учреждений по патриотическому воспитанию школьников средствами народной культуры;
- педагогическое наблюдение за учащимися в патриотическом воспитании средствами народной культуры в разных формах организации учебного процесса.
Нами пролонгированы элементы средств народной культуры в патриотическом воспитании школьников в образовательном процессе. Народная культура состоит из следующих элементов: общественно-исторический опыт поколения, народные традиции, культура, обычаи, обряды, литература, музыка, искусства, любовь к своей Родине, к родной земле, к своему народу, уважение права на свободу личности, на национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к другим народам, народному творчеству, народным художественным промыслам.
Большое место в приобщении школьников к народной культуре занимают народные праздники и традиции.
Знакомство с историческим прошлым Дагестана – очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у школьников.
Знакомство с родным краем и Россией, историческими событиями, знакомство с государственной символикой города, республики, страны – это и есть формирование патриотических чувств в сознании подрастающего поколения.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее подрастающем поколении, о патриотическом воспитании школьников.
В настоящее время смяты духовно-нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безнравственности, агрессивности, пренебрежительности к материальным и духовным ценностям народа.
Наши исследования по проблеме патриотического воспитания средствами народной культуры школьников в педагогическом процессе направлены на эффективное применение элементов народной культуры с целью воспитания устойчивых нравственных качеств, ответственности, уважительности, смелости, решительности и преданности, храбрости и верности к Родине и человеческой ценности.
Главная задача – посеять и возрастить в детских душах семена любви к родному дому, семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Исследование проводилось в МБОУ СОШ 9, 19, 22 г. Дербента и МБОУ СОШ Дербентского района сел Хазар и Великент с 2013 по 2015 год.
В образовательной школе педагогический процесс рассматривает патриотическое воспитание разными средствами многогранно. Разнообразие средств заключается в проведении и организации различных форм учебных занятий. Образовательный процесс ведется в форме уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, домашних заданий, общешкольных народных праздников.
За период проведения педагогического исследования при реализации нашей программы по патриотическому воспитанию средствами народной культуры эффективность образовательного процесса улучшилась. Проявление патриотических чувств, формирование духовно-нравственных качеств личности школьников в образовательном процессе с использованием элементов народной культуры в разных классах в разных формах организации и проведения повысились.
Проявление таких патриотических чувств, как ответственность, уважительность, благородство и достоинство, воспитываются на уроках истории, КТНД (культуры традиций народов Дагестана), классных часах, внеклассных, спортивных и массовых мероприятиях.
Только на основе возвышенных чувств патриотизма, на основе национальных святынь, литературы, культуры, традиции, гражданственности появляются чувства ответственности, уважительности, благородства и достоинства человека.
В процессе наблюдения установлено, что в последние годы в образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания патриотическому воспитанию школьников средствами народной культуры. Наблюдение выявило, что при проведении мероприятий по патриотическому воспитанию средствами народной культуры в педагогическом процессе у значительной части школьников повысилось чувство патриотизма, нравственные устои и культура поведения.
В нашем исследовании проверялось патриотическое воспитание средствами народной культуры, дало положительный результат: исчезли такие отрицательные черты характера, как жестокость, озлобленность, безразличие, безответственность, цинизм (пренебрежение нормами нравственности и благопристойности), нигилизм (отрицание всего), неуважительное отношение к историческому прошлому, героическим и трудовым подвигам народа.
У большинства школьников улучшилась дисциплина, повысился интерес к патриотическому воспитанию, физкультурно-оздоровительным мероприятиям, посвященным знаменательным событиям, интерес к экскурсиям, походам по местам боевой и трудовой славы, а также встречам с представителями духовенства и общественности, с ветеранами войны и труда. Это свидетельствует о возросшей активности школьников в формировании положительного отношения к национальной и религиозной терпимости, уважительного отношения к другим народам, языкам, традициям и культуре.
Педагогические исследования по патриотическому воспитанию элементами народной культуры, как средствами, используемыми в образовательном процессе, показали, что его уровень повысился за счет реализации нашей программы и плана мероприятий.
Особое место отведено формированию духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в стремлении человека к Добру, Справедливости, Истине, сохранении и приумножении лучших традиций и ценностей своего народа.
В процессе наблюдения установлено, что комплексное применение различных средств, форм и методов патриотического воспитания школьников в сочетании со средствами народной культуры позволяет воспитать у детей патриотические чувства, формировать патриотическое сознание (любовь к Родине, родному краю, языку, традиции и культуре).
Наблюдения показали, что более 65% школьников заявили о желании изучать многие элементы народной культуры, культуру межнационального общения, народную мораль, а также нравственные нормы, адаты и намусы, литературу, культуру, народные сказки, пословицы и поговорки, народные традиции, обычаи, общественно-исторический опыт, народное творчество, народные художественные промыслы.
Отсутствие единой государственной политики и программы, ориентированной на патриотическое воспитание школьников в педагогическом процессе с учетом интересов народной культуры, приводит к негативному отношению к элементам народной культуры и ухудшению демографической ситуации. Проведение разнообразных форм педагогического процесса с применением многих элементов национальной культуры позволяет повысить эффективность патриотического воспитания.
Огромную роль играют художественные промыслы: ручное ткачество и роспись тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, изделие ковров, резьба по кости, обработка мягкого камня, художественная обработка материала и т.д. На уроках трудового обучения, пения и рисования проверялась эффективность патриотического воспитания школьников, что в результате показало сформированность положительного отношения и уважения к окружающему обществу, к окружающей среде и трудовому подвигу.
В настоящее время в общественном сознании стали видоизменяться такие ценности, как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность.
Библиографическая ссылка
Мухина В.М., Рустамов А.Ю., Уруджев В.З. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24835 (дата обращения: 16.10.2024).