Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

Алгазинов Э.К., Титов В.Т.

Любые изменения в организации учебного процесса, в том числе и те, о которых пойдет речь ниже, должны быть направлены на повышение качества подготовки специалистов, исходить из имеющегося опыта и традиций Российской высшей школы и вместе с тем, учитывать требования проводимых реформ, новые возможности открывающиеся, например, при использовании современных информационных технологий.

К большому сожалению надо констатировать, что контингент студентов в вузе ухудшается. Для этого есть много причин, в том числе: снижение уровня образования в средней школе, увеличение количества студентов за счет студентов, обучающихся по договорам и т.д. Если не снижать планку требований, определяющую качество образования, необходимо изменить стиль и формы работы с имеющимся (реальным) контингентом студентов.

Цели предлагаемой схемы организации учебного процесса:

  1. Активизировать работу студентов в семестре и обеспечить контроль за этой работой со стороны преподавателей.
  2. Создать условия для непрерывного мониторинга учебного процесса.
  3. Обеспечить родителей, заключивших договора на обучение своих детей (для студентов, обучающихся на платной основе) непрерывной информацией о состоянии учебных дел.

В качестве варианта достижения этих целей можно рассматривать:

  1. Создание условий для самостоятельной работы студентов.
  2. Организацию систематического текущего контроля знаний по каждому изучаемому предмету.

Обе эти задачи взаимосвязаны: без решения первой, вторая - в значительной степени теряет смысл.

Далее в качестве конкретного примера рассматривается опыт реализации поставленных задач на факультете компьютерных наук (ФКН) Воронежского госуниверситета в течение последних 5 лет.

 Первая задача решается созданием информационной среды с достаточным количеством доступных рабочих мест, обеспечивающих возможность общения этих студентов с этой средой. Информационная среда предполагает:

  1. Размещение в локальной информационной сети факультета в электронном виде по каждому предмету всех необходимых учебно-методических материалов.
  2. Создание эффективной системы самоконтроля.
  3. Возможность выхода во внешнее информационное пространство (в частности, свободный доступ в интернет).
  4. Обеспечение виртуального общения пользователя сети (в том числе студентов и преподавателей) с возможностью получения ответов на все интересующие вопросы («форум» в сети ФКН).

Рабочие места должны обладать свойством доступности. Если понимать, что за этим стоят сотни студентов - задача достаточно непростая.

Вторая задача предполагает приведение в систему разрозненных контрольных мероприятий, проводимых традиционно преподавателями по каждому предмету. Такой системой может быть балльно-рейтинговая системы (БРС) контроля знаний, успешно используемая на ФКН ВГУ, обязательная для всех преподавателей, ведущих занятия на данном курсе, и для всех студентов. Контроль успеваемости по каждой дисциплине в рамках БРС включает: текущую, рубежные и итоговую аттестации. Семестр делится на определенное количество этапов (рубежей), например, 4. По окончании каждого этапа проводится рубежная аттестация. Аттестация проводится по всем предметам, обязательна для каждого студента, итоги аттестации оперативно обнародуются. Наряду с успеваемостью по каждому предмету они определяют и текущий рейтинг студента. Конкретные схемы реализации БРС по каждой дисциплине разрабатывает кафедра, за которой закреплена данная дисциплина. Эти схемы в обязательном порядке включают:

  1. Разбивку дисциплины на модули, число которых соответствует числу рубежных аттестаций. Определение трудоемкости каждого модуля - сумма этих трудоемкостей должна быть равна общей трудоемкости дисциплины. Это очень важный момент, так как в дальнейшем трудоемкость модуля будет являться весовым коэффициентом оценки по данному модулю (рубежной оценки) при расчете общей оценки по предмету и рейтинга студентов.
  2. Формулировку формы отчетности по каждому модулю и определение критериев оценки каждой рубежной аттестации по итогам освоения модуля.
  3. Перечень учебной литературы по каждому модулю (для подготовки к рубежной аттестации).

Все аттестации проводятся по 100 балльной шкале, устанавливаются соответствие этой шкалы с 5-ти балльной и минимальная пороговая оценка (например - 30), соответствующая «порогу аттестации» (три бала по 5-ти балльной шкале). Студент, получивший оценки, превышающие «порог аттестации» на всех рубежах по данной дисциплине в итоге аттестуется автоматически. Студент, получивший хотя бы на одном рубеже оценку ниже «порога аттестации» выходит на сессию. Итак, по окончании обучения в семестре студенты, успешно прошедшие рубежные аттестации по всем предметам, автоматически получают семестровые оценки и могут спокойно отдыхать до начала следующего семестра. Зимние каникулы, превышающие месяц, а летние 3 месяца - хорошее поощрение за систематическую и успешную работу в течение учебного гола. «На сессию выходят только двоечники» - этим лозунгом завершается семестр.

Опыт использования БРС организации контроля знаний и всего учебного процесса в целом в течение 5 лет, позволяет говорить о следующих достоинствах, недостатках и проблемах БРС в рассматриваемом варианте.

Достоинства:

  • очевидная активизация работы студентов и преподавателей в течение всего семестра;
  • возможность диагностики формирования «неблагоприятных тенденций» в учебной деятельности конкретного студента, позволяющая предпринимать необходимые «корректирующие меры» на базе объективных факторов (итогов рубежных аттестаций);
  • создание условий для повышения успеваемости студентов (достигается лучшее понимание факторов, влияющих на успеваемость);
  • возможность своевременного принятия корректирующих решений лицами, отвечающими за организацию учебного процесса на основе большого объема объективных данных;
  • создание дополнительных мотиваций для студентов;
  • усиление внимания преподавателей к организации аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) деятельности студентов, а также к формам контроля по своей дисциплине.

Недостатки и проблемы:

  • существенное увеличение объема организационной и документальной работы в деканате и у преподавателей;
  • несовпадение сроков рубежных аттестаций с естественными рубежами внутри дисциплины (проблема формирования модулей);
  • объем трудоемкости модуля и дисциплины в целом являются весовым коэффициентом при расчете общей оценки и рейтинга студента, что требует более мотивированного подхода к распределению трудоемкостей дисциплин в учебных планах, переход к системе «кредитов»;
  • один из разделов балльно-рейтинговой системы требует более детальной проработки положения о порядке перевода с курса на курс. Возможно, необходимо переходить к «нелинейной организации учебного процесса» и поставить схему перевода в зависимость от накопительной системы кредитов.

Очевидно, что работа по предложенной выше схеме организации учебного процесса не возможна без хорошо проработанной структуры информационной системы с использованием современных компьютеров. Еще раз убеждаемся, что новые информационные технологии открывают принципиально иные, чем ранее возможности в организации учебного процесса.

Работа представлена на научную международную конференцию «Современное образование. Проблемы и решения», Паттайа (Тайланд), 20-28 февраля 2008 г. Поступила в редакцию 28.12.2007.


Библиографическая ссылка

Алгазинов Э.К., Титов В.Т. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=2483 (дата обращения: 11.12.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252