Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на 2016-2020 гг., утвержденный 01 февраля 2016 года Минтруда и Минобрнауки Российской Федерации, предусматривает необходимость разработки и научно-методического обоснования к концу текущего года вариативных моделей системы профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом.
Цель исследования, проводимого ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»: обобщение, систематизация, разработка и научно-методическое доказательное описание вариативных моделей системы профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом.
В качестве объекта исследования выступили: сбор и анализ отечественного и зарубежного практико-ориентированного опыта по применению вариативных моделей профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом, особенности функционирования подобных моделей, формирование профессиональных компетенций, трудовых действий у педагогических работников, осуществляющих профориентационную работу [1-15].
Предмет исследования: содержание, формы и этапы вариативных региональных моделей профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом, содержание методических рекомендаций по вопросам профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом.
Среди приоритетных направлений специального образования детей с ОВЗ со сложным дефектом, наряду с обучением и воспитанием, является предоставление для них действенной помощи при получении трудовой подготовки. Связано это с тем, что большинство выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов-интернатов только благодаря трудовому обучению, направленному на профессиональную подготовку, нормализацию их интеллектуального и физического развития, получают возможность трудоустройства в сфере материального производства.
Отличия трудовой подготовки детей с ОВЗ со сложным дефектом в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками обуславливают необходимость ее совершенствования с целью преодоления отклоняющегося развития и подготовки выпускников к участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества.
Задачи трудовой подготовки обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом включают: формирование жизненно заинтересованной мотивации по отношению к труду и становление соответствующих качеств личности (готовность работы в коллективе, самостоятельность, способность к самоутверждению, ответственность; исправление и компенсация недостатков физического и умственного развития средствами трудового обучения; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве). Данные задачи, традиционно считающиеся основными для различных категорий лиц с отклонениями в развитии, особое значение приобретают для обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей являются наиболее уязвимыми при получении как общего образования, так и трудовой подготовки, и особенно при трудоустройстве.
Российское государство и современная отечественная психолого-педагогическая наука создают условия для ориентации образовательных организаций на общедоступность, адаптивность, вариативность, мобильность образовательных услуг, максимально обеспечивающих интересы подрастающего поколения. Эти направления в деятельности специальной (коррекционной) школы являются приоритетными в организации коррекционно-развивающей образовательной среды для умственно отсталых детей, особенно со сложным дефектом. Коррекционная школа для этой категории детей по-прежнему остается не только основным, но и социально обусловленным источником жизненного опыта.
В происходящих условиях социально-экономических изменений жизни нашего общества остро встает вопрос о профессиональной подготовке обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом, в том числе и к производственной деятельности. Оптимизация производственной среды с учетом экономической эффективности формулирует ряд требований, прежде всего к компетентности и мобильности рабочего, готового к изменениям социально-экономических условий жизни.
В отличие от широко распространенной системы профессиональной подготовки рабочих с нормативным развитием, проблема профессиональной ориентации лиц с ОВЗ со сложным дефектом в отечественной науке и практике разработана недостаточно, эффективного способа ее решения, готового к широкому внедрению, пока не существует. В результате лица с ОВЗ со сложным дефектом, имея определенную трудовую подготовку, не востребованы, не в состоянии реализовать собственный потенциал в условиях производства.
Сама система коррекционного обучения определяет противоречия между: существующей системой профессионально-трудовой подготовки лиц с ОВЗ со сложным дефектом и современными социально-экономическими условиями, препятствующими их трудоустройству; увеличившимися квалификационными требованиями к подготовке работников и ограниченными умственными и физическими возможностями обучающихся, серьезно осложняющими им овладение даже доступными их возможностям профессиональными действиями.
Основу методологической базы нашего исследования составили общенаучные принципы воспитывающей и развивающей направленности обучения, систематичности и последовательности, личностно ориентированного, индивидуально-дифференцированного и деятельного подходов в процессе изучения личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Исследование проводилось в течение 2015/2016 учебного года на базе Государственного областного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Мончегорский дом-интернат для умственно отсталых детей» Мурманской области, куда принимаются дети-инвалиды, страдающие хроническими психическими заболеваниями, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе. Социально-трудовые услуги, оказываемые в учреждении, направлены на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для подготовки к профессиональной деятельности в учреждении функционируют мастерские по следующим направлениям труда:
- столярное дело – способствует приобретению навыков работы со столярными инструментами и деревообрабатывающими станками; воспитанники обучаются самостоятельно изготавливать различные столярные изделия, производить ремонт мебели своими руками;
- швейное дело – содействует приобретению навыков работы на швейных машинках с различными приспособлениями с их обслуживанием; овладению технологиями изготовления различных швейных изделий, умением пользоваться инструментами для ручного шитья и изготовления простейших изделий с применением ручных стежков;
- на занятиях ткацким делом воспитанники знакомятся с изделиями народных художественных промыслов и учатся самостоятельно создавать декоративные изделия на ткацких станках;
- сапожное дело – изучение технологических процессов проектирования и создания колодки, раскроя материалов, особенностей различных видов обуви, различных методов затяжки и крепления низа обуви;
- парикмахерское дело – воспитанники овладевают технологиями моделирования образа, знакомятся с историей и новыми тенденциями парикмахерского искусства;
- штукатурно-малярное дело – воспитанники изучают основные операции штукатурно-малярных работ, знакомятся с основными свойствами отделочных материалов, учатся определять дефекты отделок, причины их появления и способы устранения;
- гончарное дело – обучение разным подходам к декорированию и формообразованию изделий из глины.
Среди используемых в учреждении техник социально-трудовой реабилитации умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, применяются: пластилинография; бисероплетение, вышивка бисером; витражная техника; флористика; аппликация (бумага, ткань); лепка соленого теста («Мукасолька»); ниткография; выжигание по дереву; работа с фетром; вышивка (крестом, гладью, стебельчатым швом); вышивание лентами; рисование на ткани; пескография; кройка и шитье на швейной машине; поделки из природного и бросового материала; винцевание; работа с гипсом (барельефы); гравюра по металлу; работа с пайетками; шитье вручную; роспись на камне; вязание на спицах и крючком; квиллинг; канзаши; работа с полимерной глиной; ганутель.
Для развития познавательных способностей обучающихся, обогащения их социального опыта педагоги интерната организуют экскурсии на предприятия, фабрики, магазины. При организации для воспитанников интерната встреч с представителями колледжей города, во время экскурсий в организации СПО обучающиеся могут оценить возможности обучения в данном учреждении, задать интересующие вопросы, получить объективную информацию. Интернат имеет многолетний опыт сотрудничества с психологами молодежной биржи труда, занимающимися вопросами профориентации умственно отсталых обучающихся. Разработан цикл занятий с выпускниками, на которых знакомят с основными группами профессий, проводят тестирование, выявляют готовность обучающихся к выполнению той или иной профессии, указывают на наиболее востребованные профессии на региональном рынке труда, разъясняют правила трудоустройства несовершеннолетних.
В тематическое планирование профориентационной работы учреждения включено следующее содержание: «На пороге школьной жизни» (беседа, тренинг); «Планета людей – Земля» (воспитательный час); «Выбор профессии – дело серьезное» (классный час); «Как выбрать профессию» (воспитательная беседа); «Все в твоих руках» (занятия с элементами тренинга); «Профессиональные пробы» (деловая игра); «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить» (устный журнал); «Мои профессиональные перспективы» (обсуждение); «Выбирай свой путь!» (круглый стол); «Мои личные и профессиональные планы» (ролевая игра); «Новое время – новые профессии» (информационный час); «Дороги, которые мы выбираем» (воспитательная беседа); «Профессия – хороший человек» (профориентационная беседа); «Темперамент и профессия» (беседа с психологом); «Мы выбираем, нас выбирают» (итоговое занятие по профориентации); «Профессия швея» (заочная экскурсия в ателье); «Профессия пекарь» (экскурсия в пекарню «Монча-хлеб»); «Мусору – бой» (уборка территории); «Не лозунги, а дела» (трудовой десант); «Операция «УЮТ» (генеральная уборка помещения); «Наши руки не для скуки» (ремонт одежды, практикум); «День чистоты и порядка» (практикум); «Каждой вещи свое место» (конкурс санитарно-гигиенического состояния групповых помещений); «Эко-субботник» (практикум); «Приготовимся к зиме» (оклеивание окон, практикум); «Самый чистый уголок» (конкурс); «Покорми птиц», «Цветочная рассада», «Скворечник», «Чью старость ты утешил» (акции).
Помимо психологических особенностей, свойственных всем выпускникам интернатных учреждений для лиц, оставшихся без попечения родителей, для умственно отсталых детей характерны и специфические, к которым относятся: отставание развития мышления, трудности восприятия окружающего мира, недостаточная сформированность запаса представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, ограниченный словарный запас. Такие дети не уверены в своих силах, не умеют адекватно оценить свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в постоянной помощи со стороны взрослого при планировании и выполнении трудового действия. Поэтому систематическая постоянная деятельность по профориентационной работе в течение всего времени нахождения ребенка в школе-интернате существенно повышает его успешность в социальной адаптации. Наше исследование показало, что проводимая интернатом профориентационная работа способствует решению задач социализации, совершенствованию личности ребенка с ОВЗ со сложным дефектом, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.
Однако в ходе нашего исследования было выявлено, что у умственно отсталых обучающихся-сирот и оставшихся без попечения родителей профессиональные предпочтения и представления сформированы недостаточно. Профессиональная ориентация детей со сложным дефектом, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, обуславливает необходимость усиления ее коррекционной составляющей, способствующей преодолению отклонений в развитии и подготовке выпускников к посильному участию в современных условиях трудовой жизни экономически развитого общества. При проведении профориентационной работы с выпускниками организаций для детей-сирот с умственной отсталостью необходимо основное внимание уделять такому компоненту готовности к профессиональной деятельности, как понимание своих интересов, возможностей и мотивационной готовности к формированию и развитию собственных профессиональных способностей.
Библиографическая ссылка
Груздева М.В., Евтушенко И.В. МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ) // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24823 (дата обращения: 06.02.2025).