Сегодня на фоне подъема экономики и развития промышленного производства возросла потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах. В связи с этим к их подготовке предъявляются повышенные требования, а в образовательных учреждениях создаются соответствующие условия, одним из которых является интенсивное использование информационных технологий (ИТ) в учебном процессе. Эти технологии создают возможности для интенсивной модернизации образовательного процесса: незамедлительная обратная связь; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью легкого доступа пользователя к центральному банку данных; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов управления учебной деятельностью и контроля результатов управления.
Анализ работ, в которых рассматриваются подходы и средства развития профессиональных компетенций, показывает, что данная проблема находится на стадии исследования. Несмотря на разнообразие применяемых средств, возможности развития профессиональных компетенций в учреждениях высшего профессионального образования используются недостаточно. Чаще применяется когнитивный (познавательный) подход и практически не используется интегративный, позволяющий целостное рассмотрение проблемы развития профессиональных компетенций с учетом интеграционных и дезинтеграционных процессов [1].
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) третьего поколения четко обозначены требования к результатам образования студентов: личностным, межпредметным и предметным. К личностным результатам обучающихся относятся ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальную компетентность, сформированность гражданской идентичности. Межпредметные результаты предполагают овладение универсальными учебными действиями, необходимыми для решения учебных и практических задач. Предметные результаты включают опыт специфической для данного учебного предмета деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению. Особое внимание в стандарте уделяется умению студентов работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в практической деятельности. Формирование данных умений рассматривается как одна из важнейших задач преподавателя высшей школы.
По результатам анкетного опроса работодателей, руководителей различного ранга, инженерно-технических работников, занятых на производствах электротехнического направления, было проведено исследование по выявлению наиболее значимых компонентов информационно-интеллектуальной компетентности, к которым относятся: способность автоматизировать инженерные расчеты; владеть комплексным подходом расчета электрических и магнитных цепей; способность программировать контроллеры; способность создавать математические модели электрических и магнитных цепей, позволяющие исследовать и прогнозировать результат; способность работать над многодисциплинарными проектами; способность заниматься конструкторской деятельностью на основе компетентностного подхода, включая опыт учебно-познавательных, оценочных, профессионально и социально значимых видов деятельности (таблица).
Характеристики традиционного образования и образования, ориентированного на выработку компетенций
Образование, ориентированное на выработку компетенций |
Традиционное образование |
Проектирование результата (цели, задачи, измеряемость, устойчивость) |
Вариативность (глубина темы) результата, измерения у различных обучающихся (их групп) |
Вариативность длительности (гибкие требования для каждого, учет индивидуального «ритма») |
Заданность длительности (независимо от индивидуальной «размерности учебного шага») |
Оценка, соответствующая критериям |
Оценка, соответствующая норме. Оцениваются знания, но не возможности и достижения |
Измерения базируются на заданном стандарте при однозначных критериях |
Знания нормированы в форме процентных задачностей или ступеней |
Пространство для содержательных и методических решений |
Строгая замкнутость на содержание |
Компетентностный подход предполагает постоянную трансформацию видов деятельности, тем самым мотивируя студентов к постоянному рефлексированию (целеполаганию, выявлению проблемы, планированию, организации работы по теме, коррекции деятельности, конструированию знаний в новых условиях), а учебный процесс осуществляется исходя из возможностей, склонностей и ближайших интересов студентов на основе развития креативности [2].
За рубежом большое распространение получили крупноблочные и комбинированные программы, создаваемые на основе межпредметных тем. Наиболее высокой степенью интегрированности обладают комбинированные программы. В их основу положены не координация или комбинирование отраслей знаний, а максимально приближенные к условиям реальной жизни проекты. Мы полагаем, что реализация интегративного, компетентностного, информационного подходов в образовательном процессе дает возможность развивать профессиональные компетенции и личностные качества студентов электротехнического факультета на основе интеграции содержания дисциплин, где системообразующая дисциплина - «Теоретические основы электротехники».
Для решения проблемы формирования информационно-интеллектуальной компетентности была разработана структурно-содержательная модель, позволяющая выделить в образовательном пространстве взаимосвязанные учебные модули, которые отличаются целями, методами, содержанием учебного процесса, уровнем сформированности профессиональных компетенций на отдельных этапах учебной деятельности.
На первом этапе технологии «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса студентов к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение студента, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется преподавателем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания студенты выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по освоению темы и выполнению ситуативного задания в рамках ее изучения. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Основой организации образовательной деятельности в данной технологии является умение проектировать учебный процесс и представлять его в технологической карте. Технологическая карта (ТК) – новый вид методического инструментария, в котором представлено описание учебного процесса с использованием учебных заданий в соответствии с технологическим циклом учебного курса дисциплины [3]. Технологическая карта содержит:
1) название темы, цель учебного процесса;
2) планируемый результат (личностные, межпредметные и предметные умения);
3) основное содержание темы, термины и понятия, межпредметные связи.
В описании каждого этапа указывается цель учебной деятельности, планируемые результаты и задания, как учебные на «знание», «понимание» и «умение», так и диагностические. Использование ТК в учебном процессе позволяет преподавателю:
1) перейти от планирования занятия к проектированию учебного процесса в рамках темы;
2) осознать алгоритм работы по теме от введения материала до конечного результата;
3) организовать целостное и системное изучение учебного содержания темы;
4) увидеть уровень раскрытия понятий в данной теме и соотнести его с изучаемым материалом раздела;
5) определить возможности реализации межпредметных связей и воспитательной составляющей темы;
6) определить умения (личностные, межпредметные, предметные) и обеспечить условия для их формирования;
7) организовать условия не только для самостоятельной деятельности студентов, а также для использования ими приобретенных знаний и умений в практической деятельности;
8) проводить оперативное и объективное оценивание результатов освоения темы студентами, а также обеспечить условия для адекватной самооценки достижений учащихся.
Обучение студентов с использованием технологической карты позволяет любому преподавателю организовать эффективный учебный процесс, обеспечить его продуктивность в реализации не только предметных, но личностных и метапредметных умений в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения, существенно сократить время на подготовку к занятиям (рисунок).
Структура модели образовательной технологии
Основными критериями отбора содержания модульного курса по развитию информационно-интеллектуальной компетентности у студентов электротехнического факультета являются требования государственных образовательных стандартов и учет запросов работодателей к качеству подготовки специалистов. При этом учебная деятельность студентов выстроена в контексте будущей профессии и обеспечивает освоение профессиональных знаний и технологических умений [4]. При разработке данной технологии мы исходили из того, что это не только знания, умения и навыки, но и их психологический эквивалент – мыслительные (познавательные) структуры, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его, а результаты этого выражаются в его жизнедеятельности: мышлении, речи, памяти, поведении, профессиональной деятельности:
· интеллектуальная составляющая технологии обучения позволяет превратить студента из пассивного объекта педагогического воздействия в субъект учебно-познавательной деятельности;
· информационная составляющая технологии обучения помогает сформировать навыки работы с базами данных с возможностями поиска, хранения, редактирования, обновления необходимой информации;
· проектная составляющая технологии обучения способствует развитию личностных персональных компетенций за счет самостоятельной деятельности на всех этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии [5]. В процессе работы над проектом у студентов развивается умение самостоятельно планировать деятельность, время, ресурсы, индивидуально принимать решения, самостоятельно делать выбор.
Целью групповых (коллективных) проектов является развитие социальных компетенций – навыков сотрудничества, умения разрешать проблемные ситуации, регулировать уровень активности и степень включенности на определенном этапе групповой работы в зависимости от своих личных возможностей. Все проекты имеют профессиональную направленность, что способствует развитию профессиональных компетенций, а также приобретению умений взаимодействовать с разными партнерами, вести диалог, находить компромисс.
При разработке технологии формирования информационно-интеллектуальной компетентности на основе интеграции электротехнических дисциплин мы исходили из того, что это не только знания, умения и навыки, но и их психологический эквивалент – мыслительные (познавательные) структуры, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его, а результаты этого выражаются в его жизнедеятельности: мышлении, речи, памяти, поведении, профессиональной деятельности.
Таким образом, применение при разработке технологии формирования информационно-интеллектуальной компетентности такого методического инструментария, как технологическая карта и дидактическое электронное сопровождение, позволяет систематически и продуктивно использовать ее в течение всего учебного года, что дает основания рассматривать технологию развития информационно-интеллектуальной компетентности как одно из инновационных средств образовательного процесса в современном техническом вузе.
Очевидно, что информационно-интеллектуальная компетентность является необходимым элементом, который может быть использован в различных видах деятельности для решения множества профессиональных задач. Профессиональные компетенции определяют общую и специализированную подготовку будущего специалиста, способствуют освоению и приобретению новых знаний и умений, возможности совершенствования его профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Филимонова О.В. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24816 (дата обращения: 03.11.2024).