В последние годы в Российской Федерации наметилась возрастающая роль физической культуры, как одного из важнейших направлений социальной политики страны. Постепенно приходит понимание того, что хорошее физическое здоровье всех слоев населения – не просто очередное модное веяние, а стратегически обоснованная необходимость, от которой в немалой степени зависят принципы существования независимого самодостаточного государства.
Различные сферы физической культуры и спорта напрямую и косвенно влияют на социальную, экономическую и политическую жизненную реальность россиян.
Без физической культуры уже невозможно представить формирование высококвалифицированного профессионала, владеющего широким спектром трудовых компетенций и способного качественно их реализовывать в современных экономических условиях [3]. Значительное увеличение на территории России спортивных мероприятий высокого уровня способствует не только улучшению физкультурно-спортивной материально-технической базы, но и качественно меняет всю социально-экономическую инфраструктуру отдельных населенных пунктов и страны в целом [1]. Обороноспособность, рынок труда, развитие перспективных наукоемких технологий и производств также требует наличие физически развитого населения, в первую очередь, молодого поколения.
Высокая социально-ориентированная двигательная активность населения, его способность выполнять жизнеобеспечивающие функции является своеобразным маркером физического состояния популяции [4]. Государственная политика в данных вопросах за последнее десятилетие претерпела значительные положительные изменения.
Целью представленной нами методики является реализация здоровьесберегающих и здоровьеформирующих проектов как достаточная нормативно-правовая база. Однако в формировании структуры и функционировании единой и, главное, эффективной для всей страны системы физического воспитания имеется ряд проблем. Таким системообразующим элементом в ближайшей перспективе должен стать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
На наш взгляд, ценность внедрения и интеграции Комплекса в различные социальные сферы деятельности россиян обусловлена не только обозначенными в его концепции целями и задачами, но, в первую очередь, наличием единого унифицированного инструментария для объективной оценки двигательного развития всех возрастных групп населения страны [2]. Единые стандарты оценивания позволят вносить коррективы в развитие физической культуры как науки, ее методическое обеспечение и практическую реализацию, осуществлять перспективное планирование во многих сферах деятельности нашего государства.
Однако нормативно-правовое массовое внедрение данного Комплекса не означает успешность его выполнения, особенно среди детско-молодежной популяции. Одной из основных причин является низкий уровень сформированности двигательных качеств молодого поколения, в большинстве не соответствующего нормам половозрастного развития. Такая негативная закономерность характерна для поколения россиян, родившихся в конце 90-х – начале 2000-х годов, и обусловлена рядом объективных факторов. Так, во многих исследованиях в различных областях науки отмечается, что снижение ряда показателей физического развития вызвано явлением деселерации, проявляющегося в дисгармоничности антропометрических, функциональных и кондиционных параметров [5]. Еще одной важной причиной в тот переходный период стали некоторые недоработки и сбои в некогда целостной и эффективной системе физического воспитания, особенно в период школьного обучения, а также снижение ценностей здорового образа жизни, уменьшение возможностей для массовых занятий физической культурой и спортом. То есть произошел разрыв в реализации принципов преемственности, целостности и непрерывности физкультурного образования. Как следствие, большое количество современных молодых людей имеют различные отклонения, в том числе хронической формы, в состоянии здоровья и ограничения в занятиях физической культурой. При этом среди огромного многообразия используемых методик и программ реализации физкультурного образования в различных образовательных учреждениях не было единого инструмента оценки уровня сформированности отдельных физических качеств и физической подготовленности в целом [6]. Мы считаем, что вводимый в 2017 году физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» в полной мере способен стать диагностической и нормативной базой современной системы физического воспитания детей, подростков и молодежи.
Цель Комплекса – повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии страны, укреплении здоровья, улучшении благосостояния и качества жизни российских граждан, гармоничном и всестороннем развитии личности, формировании потребности людей в физическом самосовершенствовании, воспитании патриотизма и гражданственности, необходимости вести здоровый, спортивный образ жизни [7].
Задачи Комплекса – увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом; повышение уровня физической подготовленности, качества и продолжительности жизни граждан; формирование у граждан осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни; повышение общего уровня знаний граждан о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных и интернет–технологий; создание единой системы непрерывного физического воспитания граждан и оценки их физической подготовленности на основе федеральной базы данных о физическом состоянии основных групп населения; модернизация системы физического воспитания и развития массового школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем расширения сети спортивных клубов; активизация деятельности по организации физкультурно-спортивной работы в трудовых коллективах, по месту учебы и жительства, в местах массового отдыха и семейного досуга граждан, улучшение качества и расширение перечня предлагаемых населению физкультурно-спортивных услуг; создание современной материально-технической базы сферы физической культуры и спорта, увеличение количества объектов спорта, обеспечение необходимым спортивным инвентарем и оборудованием мест занятий физической культурой; развитие современных видов спорта и физкультурно-оздоровительных систем, учитывающих интересы детей, подростков и молодежи; создание на федеральном уровне системы мониторинга физической подготовленности граждан. Обязательной интеграцией оценочных критериев Комплекса в школьные и вузовские образовательные программы дисциплины «физическая культура» не гарантирует способность школьников и студентов успешно его выполнить. Поэтому считаем, что на данном этапе практической реализации в рамках концепции внедрения Комплекса более корректно говорить о готовности населения к его выполнению и уровне сформированности, необходимых для этого кондиционных способностей и прикладных навыков.
В связи с этим основной задачей нашего исследования стала оценка готовности студентов к успешному выполнению тестовых заданий Комплекса ГТО в целом и отдельных компонентов их физической подготовленности. Нами также использовался сравнительный ретроспективный анализ итоговых результатов выполнения требований Комплекса для выявления тенденций в двигательном развитии студентов.
Исследование проводилось с юношами и девушками 1–3 курсов, обучающимися в Астраханском государственном техническом университете. Для тестирования применялись тестовые программы V и VI ступени Комплекса. В 2013–14 уч. году было протестировано 1332 студента (из них 545 девушек), а в 2014–15 уч. году – 1499 студентов (625 девушек). В таблице 1 приведены итоговые показатели выполнения студентами (18–25 лет) тестовой программы VI ступени Комплекса в динамике двух учебных годов. Проанализируем полученные результаты.
Как видно из таблицы, результаты тестирования в 2014–15 учебном году значительно превышают аналогичные данные, полученные в первый год исследования. Это, в первую очередь, касается процентного соотношения студентов и студенток, выполнивших нормативные требования по отдельным видам испытаний.
Таблица 1
Показатели выполнения студентами нормативных требований комплекса ГТО VI ступени (18–25 лет)
Виды испытаний |
Пол |
Результаты выполнения ГТО по уч. годам, % |
||||||||
2013–14* |
2014–15* |
|||||||||
Xср по тесту |
Зол. |
Сер. |
Не вып. |
Xср по тесту |
Зол. |
Сер. |
Не вып. |
|||
Бег 100 м, с |
юноши |
13,7 |
29,7 |
21,5 |
48,8 |
13,6 |
47,4 |
41,4 |
11,2 |
|
девушки |
17,7 |
17,2 |
8,6 |
74,2 |
17,6 |
13 |
28 |
29 |
||
Бег 3000/2000 м, мин, с |
юноши |
14,75 |
6,3 |
15,8 |
77,9 |
16,05 |
11 |
23,2 |
65,8 |
|
девушки |
13,20 |
1,1 |
6,9 |
92 |
14,74 |
25,5 |
29,8 |
44,7 |
||
Прыжок в дл/р, см |
юноши |
352,6 |
17,6 |
24,8 |
57,6 |
394, 0 |
20 |
33,6 |
46,4 |
|
девушки |
255,1 |
3,9 |
8,3 |
87,8 |
290,2 |
8 |
15,8 |
76,2 |
||
Прыжок в дл/м, см |
юноши |
215,3 |
23,8 |
14,2 |
62 |
227,1 |
39,6 |
32 |
28,4 |
|
девушки |
157,2 |
6,8 |
14,1 |
79,1 |
157,3 |
14 |
21,6 |
64,4 |
||
Подтягивание, раз |
юноши |
11,2 |
34 |
12 |
54 |
10 |
58,5 |
33,9 |
7,6 |
|
девушки |
19,3 |
15,7 |
32,2 |
52,1 |
14,6 |
19,2 |
49,1 |
31,7 |
||
Метание гранаты (700/500 г,) м, см |
юноши |
27,9 |
23,6 |
16,5 |
59,9 |
27,99 |
22,5 |
30,7 |
46,8 |
|
девушки |
15,0 |
5,9 |
25,7 |
68,4 |
14,32 |
19,1 |
39,6 |
41,3 |
||
Кросс 5/3 км * (б/уч. времени) |
юноши |
б/уч. |
66,1 |
33,9 |
б/уч. |
71,1 |
28,9 |
|||
девушки |
48,2 |
51,8 |
53,5 |
46,5 |
||||||
Наклон на/скам., см |
юноши |
+8,2 |
30 |
24,8 |
45,2 |
+8,9 |
24,9 |
52,1 |
23 |
|
девушки |
+11,6 |
20,3 |
22,6 |
57,1 |
+13,2 |
39,6 |
60,4 |
- |
||
Плавание 50 м, с |
юноши |
42,4 |
12,6 |
5,5 |
81,9 |
40,19 |
3,3 |
84,6 |
12,1 |
|
девушки |
1.00,8 |
15,8 |
12,7 |
71,5 |
1.13,5 |
42,5 |
57,5 |
- |
||
* в 2013–14 уч. году кол-во испытуемых в возрастной категории (18–25 лет): юнощи – 787 чел.; девушки – 545 чел.
** в 2014–15 уч. году кол-во испытуемых в возрастной категории (18–25 лет): юнощи – 874 чел.; девушки – 625 чел.
Особенно улучшились результаты в тестах, оценивающих быстроту (количество не выполнивших норматив снизилось на 37,6 % у юношей и 45,2 % у девушек), скоростно-силовые способности (33,6 % и 14,7 %, соответственно), силу на 46,4 % и 20,4 %, метании гранаты на 13,1 % и 27,1 % и в плавании, где у юношей только 12,1 % не смогли выполнить норматив без учета времени, а у девушек таких вообще не оказалось.
При общей положительной динамике итоговых показателей необходимо отметить все еще незначительные улучшения в испытаниях на выносливость (бег 3000 м., кросс 5 км), кроме девушек в беге на 2000 м, где количество не справившихся с нормативом сократилось на 47,3 %.
Среднеарифметические значения выполнения тестовых заданий также существенно увеличились для всей выборки тестируемых юношей и девушек. Однако отмечается снижение среднетестовых показателей в обеих выборках в беге на 2000/3000 м и подтягивании, что, на наш взгляд, объясняется большим количеством принимавших в тестировании студентов, относящихся к специальной медицинской группе, а также их низкой мотивацией.
Столь качественные улучшения по большинству испытаний вызваны изменением методической структуры проводимых занятий. Был проведен анализ результатов первого года исследования, увеличено количество обучающих занятий, введена в учебный процесс дисциплины рейтинговая оценка успеваемости студентов, что повысило их мотивацию на занятиях.
В целом, сравнение двухлетних итоговых данных выполнения студентами нормативных требований по отдельным видам испытаний показывает все еще недостаточный уровень развития физических качеств и прикладных навыков. Но данный процесс является управляемым и требует методической перестройки учебного процесса дисциплины «физическая культура» на всех уровнях образования.
При достаточно большом количестве испытуемых, успешно прошедших отдельные виды двигательных заданий в 2014–15 учебном году, общее число студентов, не выполнивших Комплекс целиком, осталось почти неизменным по сравнению с предыдущим учебным годом. Поэтому далее для выявления тенденций в двигательном развитии современной молодежной популяции мы провели ретроспективный анализ полученных результатов с аналогичными данными 2007–08 учебного года (таблица 2).
Таблица 2
Результаты выполнения студентами комплекса ГТО в ретроспективной динамике
Контингент тестируемых |
года тестирования |
кол-во тестируемых |
получили знак, % |
не выполнили комплекс, % |
Мальчики 16-17л |
2013-14 |
347 |
44,1 |
55,9 |
Девочки 16-17л |
183 |
46,9 |
53,1 |
|
Юноши 18-25л |
725 |
10,1 |
89,9 |
|
Девушки 18-25л |
545 |
11,4 |
88,6 |
|
Мальчики 16-17л |
2014-15 |
154 |
20,8 |
79,2 |
Девочки 16-17л |
87 |
20,7 |
79,3 |
|
Юноши 18-25л |
787 |
10,4 |
89,6 |
|
Девушки 18-25л |
625 |
5,2 |
94,8 |
|
Юноши 18-25л |
2007-08 |
149 |
48 |
52 |
Девушки 18-25л |
443 |
33 |
67 |
Анализ полученных данных убедительно свидетельствует о большом преимуществе результатов тестирования 2007–08 года как у юношей, так и девушек. Общее количество студентов, полностью выполнивших требования Комплекса для получения знака, значительно превосходит аналогичные показатели нашего двухлетнего исследования в возрастной категории 18–25 лет. При этом у девушек итоговые результаты уменьшились вдвое по сравнению с предыдущим годом, а по отношению к тестированию 2007–08 года в 6 раз.
Выводы
Подводя итог проведенным исследованиям по апробации нормативных требований Комплекса «Готов к труду и обороне» среди студентов, можно сделать следующие выводы:
- Вводимый Комплекс является единым стандартизированным информативным и эффективным инструментом диагностики уровня двигательного развития в целом и отдельных физических качеств и жизненно необходимых прикладных навыков.
- Большинство юношей и девушек не способны выполнить нормативные требования Комплекса полностью из-за слабой сформированности и развития необходимых для этого физических качеств, не соответствующих даже общепринятым половозрастным показателям. Это подтверждает выявленную тенденцию процесса ретардации у современной молодежной популяции.
- Необходимо скорректировать нормативную базу Комплекса с учетом выявленных тенденций двигательного развития современной молодежи, а также методически ориентировать учебный процесс по физической культуре на успешное выполнение физкультурно-спортивного комплекса.
Комплекс как социально-культурное явление должен стать важнейшей частью физической культуры личности и общества и выступить фактором, объединяющим и стимулирующим интересы всех категорий граждан.
Библиографическая ссылка
Буров А.Э., Ерохина О.А., Небратенко С.В., Кузнецова Г.А. ГТО КАК КРИТЕРИЙ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24785 (дата обращения: 19.09.2024).